Перспективы развития международного маркетинга российского высшего образования. Итоги круглого стола РСМД
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 24, Рейтинг: 2.88) |
(24 голоса) |
Руководитель программного отдела РСМД
Независимый аналитик
29 марта 2022 г. на площадке Российского совета по международным делам (РСМД) в смешанном формате прошел круглый стол «Перспективы развития международного маркетинга российского высшего образования». Мероприятие вызвало большой отклик у представителей международных отделов университетов, включая СПбПУ, ЮУрГУ, КПФУ, ТПУ, РГГУ, БМТСУ, ННГУ, ДГТУ, МИЭТ, МПГУ, САФУ, НИУ ВШЭ, КубГАУ, СибГУ, КемГИК и др., а также экспертов в области образования и науки.
Участниками круглого стола стали:
-
Иван Тимофеев, программный директор Российского совета по международным делам (РСМД);
-
Елена Карпинская, заместитель программного директора Российского совета по международным делам (РСМД);
-
Вера Скоробогатова, ведущий научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ;
-
Гульнара Краснова, главный научный сотрудник Центра компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ;
-
Лариса Тарадина, директор по развитию международного образования и сотрудничества РАНХиГС при Президенте РФ;
-
Дмитрий Нерсесян, генеральный директор Центра экспорта образования;
-
Ольга Бакуменко, эксперт в области международного и цифрового маркетинга университетов;
-
Виктория Панова, проректор по международным отношениям ДВФУ;
-
Александр Бедный, проректор по международной деятельности ННГУ;
-
Сергей Андрюшин, заместитель ректора по международной деятельности СПБГУ;
-
Дмитрий Савкин, советник ректора Национального исследовательского ядерного университета МИФИ;
-
Александр Хоффманн, начальник Отдела информационного обеспечения международной деятельности РАНХиГС при Президенте РФ;
-
Наталья Сюлькова, заместитель проректора по международной деятельности РУДН;
-
Вера Заботкина, советник при ректорате по международной деятельности РГГУ;
-
Елена Пономаренко, заведующая кафедрой Политической экономии РУДН, директор российско-французского центра образования и консалтинга ИГСУ РАНХиГС;
-
Виктория Беляева, начальник департамента (факультета) международных отношений Уральского гуманитарного института УрФУ;
-
Анна Мезит, руководитель департамента международного сотрудничества СФУ.
Последние международные события и связанные с ними ограничительные меры в отношении России, включая прекращение авиасообщения, закрытие воздушного пространства, ограничения на работу популярных зарубежных социальных сетей и сервисов, приостановку образовательными платформами Coursera, EduEx и британской рейтинговой компанией Quacquarelli Symonds (QS) работы с российскими вузами, «заморозку» со стороны ряда стран Запада сотрудничества с Россией в сфере образования и науки, оказывают негативное воздействие на возможности продвижения российского высшего образования на международные рынки. Поэтому в сложившихся условиях важно определить имеющиеся у российских университетов возможности по международному позиционированию, привлечению иностранных студентов на обучение, возможности выхода на новые образовательные рынки и пр.
Самым важным на настоящий момент, по мнению большинства экспертов, является сохранение позиций российского высшего образования в мире. Важно не замыкаться внутри страны, сохранять и углублять контакты с теми партнерами, которые желают продолжать и развивать сотрудничество с Россией, и делать упор не на количестве, а на качестве партнеров.
При этом стоит уделить внимание развитию новых направлений межуниверситетского сотрудничества со странами Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и АТР. Российское образование должно использовать свой потенциал «мягкой силы», продвигая ценности и культуру России, способствуя сохранению имиджа. Университетам стоит сфокусироваться на коммуникациях с ЦА за рубежом. Определенным механизмом, помогающим в коммуникации в современных условиях, может стать объединение усилий российских вузов на различных зарубежных площадках.
Несмотря на многие кажущиеся на первый взгляд преграды и риски для развития международного маркетинга российского высшего образования, можно найти много позитивных моментов. Те обстоятельства, с которыми сейчас столкнулось высшее образование и, которые кажутся проблемными, на самом деле открывают множество возможностей для развития внутреннего потенциала в области российского образования. Важно осознавать, что сейчас освобождается пространство для собственного развития и роста.
29 марта 2022 г. на площадке Российского совета по международным делам (РСМД) в смешанном формате прошел круглый стол «Перспективы развития международного маркетинга российского высшего образования». Мероприятие вызвало большой отклик у представителей международных отделов университетов, включая СПбПУ, ЮУрГУ, КПФУ, ТПУ, РГГУ, БМТСУ, ННГУ, ДГТУ, МИЭТ, МПГУ, САФУ, НИУ ВШЭ, КубГАУ, СибГУ, КемГИК и др., а также экспертов в области образования и науки.
Участниками круглого стола стали:
-
Иван Тимофеев, программный директор Российского совета по международным делам (РСМД);
-
Елена Карпинская, заместитель программного директора Российского совета по международным делам (РСМД);
-
Вера Скоробогатова, ведущий научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ;
-
Гульнара Краснова, главный научный сотрудник Центра компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ;
-
Лариса Тарадина, директор по развитию международного образования и сотрудничества РАНХиГС при Президенте РФ;
-
Дмитрий Нерсесян, генеральный директор Центра экспорта образования;
-
Ольга Бакуменко, эксперт в области международного и цифрового маркетинга университетов;
-
Виктория Панова, проректор по международным отношениям ДВФУ;
-
Александр Бедный, проректор по международной деятельности ННГУ;
-
Сергей Андрюшин, заместитель ректора по международной деятельности СПБГУ;
-
Дмитрий Савкин, советник ректора Национального исследовательского ядерного университета МИФИ;
-
Александр Хоффманн, начальник Отдела информационного обеспечения международной деятельности РАНХиГС при Президенте РФ;
-
Наталья Сюлькова, заместитель проректора по международной деятельности РУДН;
-
Вера Заботкина, советник при ректорате по международной деятельности РГГУ;
-
Елена Пономаренко, заведующая кафедрой Политической экономии РУДН, директор российско-французского центра образования и консалтинга ИГСУ РАНХиГС;
-
Виктория Беляева, начальник департамента (факультета) международных отношений Уральского гуманитарного института УрФУ;
-
Анна Мезит, руководитель департамента международного сотрудничества СФУ.
Последние международные события и связанные с ними ограничительные меры в отношении России, включая прекращение авиасообщения, закрытие воздушного пространства, ограничения на работу популярных зарубежных социальных сетей и сервисов, приостановку образовательными платформами Coursera, EduEx и британской рейтинговой компанией Quacquarelli Symonds (QS) работы с российскими вузами, «заморозку» со стороны ряда стран Запада сотрудничества с Россией в сфере образования и науки, оказывают негативное воздействие на возможности продвижения российского высшего образования на международные рынки. Поэтому в сложившихся условиях важно определить имеющиеся у российских университетов возможности по международному позиционированию, привлечению иностранных студентов на обучение, возможности выхода на новые образовательные рынки и пр.
По результатам прошедшей дискуссии можно выделить несколько основных тезисов.
1. Приоритетные направления международного сотрудничества
С началом «специальной военной операции» многие страны Запада стали прерывать научное и образовательное сотрудничество с Россией. Сразу же стало известно о том, что служба академических обменов ФРГ (DAAD)[1] приостановила свою деятельность, другие страны такие как Эстония[2], Польша[3], Норвегия[4], Великобритания[5], Италия[6], а затем и ЕС[7] в целом, объявили об отказе продолжать сотрудничество.
По сообщениям Российского университета дружбы народов, было получено 11 уведомлений о приостановлении сотрудничества (среди которых: Германия, Литва, Нидерланды, Италия, Испания, Финляндия). Латвия, Чехия полностью оборвали партнерские связи с университетом. При этом важно принимать во внимание, что по большей части подобные заявления партнеров позиционируются как «вынужденные» и продиктованные сверху. В большинстве постановлений зарубежных стран говорится именно о партнерском разрыве отношений между отдельными организациями, в то время как взаимодействие на уровне экспертов/ученых всячески поддерживаются. Ярким примером является ситуация с CERN (Европейская организация по ядерным исследованиям), которая 8 марта объявила о приостановке сотрудничества с Россией[8], а уже 26 марта появилось разъяснение[9], что речь идет только о совместных конференциях, советах, в то время как действующие российские ученые могут продолжить работу с зарубежными коллегами над совместными проектами.
Большинство участников дискуссии сходятся во мнении, что российским университетам не стоит резко обрывать международные связи с западными странами, так как в перспективе отношения могут наладиться и нельзя терять многолетний опыт работы с коллегами. Наука и образование станут с завершением кризиса первыми сферами, которые будут восстанавливаться и тянуть за собой все остальные каналы коммуникации.
Об успешном опыте продолжающегося сотрудничества упоминали многие университеты. РГГУ, к примеру, отметил продолжающуюся работу по проекту «Литература объединенной Европы»[10], координатором которого является Болонский университет, взаимодействие осуществляется с университетом Артуа (Франция), Высшей школой в Брюсселе (Бельгия), университетом Аристотеля (Греция), Бабеш-Боляй (Румыния) и др. Также ведется сотрудничество РГГУ с 16 зарубежными университетами по научной дипломатии. Специалисты МИФИ продолжают совместную работу с CERN.
Однако отсутствие коммуникаций и конструктивного диалога с некоторыми западными коллегами вынуждают российские университеты в настоящее время перебрасывать свои силы и контакты на восточное направление. Это прежде всего касается университетов западной части России. Они по ряду причин, включая исторические, геополитические/географические, были ориентированы в основном на Запад. Что касается вузов восточной части страны (ДВФУ, СФУ, УрФУ), они всегда были ориентированы на сотрудничество со странами востока, поэтому негативные тенденции не оказали на их внешние связи большого влияния.
В текущее время существует много благоприятных факторов для развития сотрудничества с восточными странами. Страны Африки (Египет, Алжир, ЮАР, Нигерия, Бангладеш) были и остаются лояльны к России по причине отсутствия колониального прошлого, освобождения африканских стран и помощи в обретении независимости. В отношении Китая играет роль некоторая «общность» в историческом контексте, что благоприятно влияет на развитие сотрудничества между вузами двух стран.
Большинство участников дискуссии разделяет тезис о том, что России необходимо выходить и осваивать новые международные образовательные рынки. В частности, предлагается выход на территории Ближнего Востока, арабских и юго-восточных стран, Иберо-Америку. Выделяются страны и территории, которые представляют для России особый интерес и в которых «нельзя сдавать позиции» — Белоруссия, Украина, ДНР, ЛНР, Молдавия, Приднестровье, Армения, Азербайджан, Абхазия, Южная Осетия, Сербия, Босния и Герцеговина. Работа с Турцией, Ираном представляется для России особенно перспективной по вопросам богословского образования. С точки зрения геополитики, важным направлением для развития образовательного сотрудничества представляется Центральноазиатский регион.
2. Международный аспект российского образования
В настоящее время важно понимать, какие цели будет преследовать российское образование за границей, какие ценности будет транслировать для иностранных партнеров, коллег и студентов. Было высказано мнение, что «мягкая сила» или эффективное доминирование — это бизнес-процесс, подчиненный SMART-целям и задачам, которые, в свою очередь, опираются на заложенные в систему миссии и ценности. В контексте «мягкой силы» нельзя говорить о приращении земель, однако можно ориентироваться на количество умов и сердец, которые удалось завоевать в тяжелой конкуренции. Получение образования за рубежом — высшая форма проявления успеха «мягкой силы», поскольку является результатом осознанной необходимости индивида и плодом успешной работы других элементов влияния — культуры, спорта, информационной политики, дипломатии и т.д. В контексте «мягкой силы» точкой ее приложения и, соответственно, точкой ее измерения служит сфера образования, так как принятие индивидуумом решения о получении образования в той или иной стране мира является плодом его осознанной необходимости: (1) получения образования; (2) получения образования именно в этой стране; и (3) затрат времени, нервов и денег на получение образования именно в конкретной стране.
Было выделено 3 инструмента, которые транслируются в мир Россией: 1) классическое наследие или базовый фундамент (имеет общечеловеческое признание, лишено политической окраски, переводится на иностранные языки, включено в мировую сокровищницу культуры, не требует специального продвижения); 2) современная культура (включает в себя все элементы жизнедеятельности современной нации (спорт, литература, наука, музыка, бизнес и т.д.). Требует усилий по продвижению со стороны национальными СМИ, представителями зарубежных структур МИД, торгпредства, представительства частных компаний, онлайн и т.д.; 3) образование (принятие решения о получении образования за рубежом является плодом осознанной необходимости человека, подкрепленной благоприятным восприятием страны назначения и возможностью оплачивать образование и сопутствующие услуги; всегда ориентировано на цели нации и государства и является высшим проявлением результативности действий «мягкой силы»).
Что касается зарубежного потенциала страны, то Россия занимает первое место в СНГ, Балтии, Грузии по количеству приезжающих оттуда студентов. По интегральному рейтингу эффективного доминирования[11] в мире Россия находится на 2 позиции, пропуская впереди себя только США. При этом в ряде регионов Российская Федерация сильно отстает от других стран, занимая следующие позиции: в Африке — 4 место после Франции, США и Марокко, в Латинской Америке — 8, в Азии — 9 место.
Существует ряд угроз, с которыми сейчас сталкивается образовательная среда. Во-первых, это разрыв гуманитарных связей со стороны недружественных стран. Во-вторых, активно развивающиеся информационные войны и попытки дискредитировать Россию в глазах мирового сообщества и остальных стран, в том числе с помощью фейковых новостей. В-третьих, это проблемы, связанные с логистикой, транспортом и финансами. Наконец, в-четвертых, трудности психологического характера, преобладание эмоциональной составляющей над рациональной.
Со стороны экспертов предлагаются следующие шаги по смягчению/предотвращению текущих угроз:
1. Ратифицировать в РФ Глобальную конвенцию 2019 г. о признании квалификаций в сфере высшего образования.
2. Проводить более активную информационную кампанию, в том числе для разоблачения фейков.
3. Оперативно разработать стратегию по решению логистических и финансовых проблем в образовательной среде.
4. Сформировать предложения в сфере нормативно-правовой базы для ее дальнейшей модификации (в частности, по вопросам признания дипломов).
5. Попытаться сохранить продуктивные направления в области гуманитарного сотрудничества с другими странами.
Отдельно была отмечена рейтинговая проблема российских университетов. Ранее одной из главных целей университетов было продвинуться вверх в зарубежных рейтинговых системах. Это создавало определенную конкурентность и мотивировало на развитие. Однако исключение России из международных рейтингов не должно стать причиной выпадения из этой системы в целом. Спикеры советуют присмотреться к альтернативным рейтинговым системам, например, «Три миссии университета»[12], пытаться участвовать и создавать свои шкалы совместно с другими странами. Как показывает многолетняя практика, рейтинги важны для абитуриентов при выборе вуза, поэтому работе с ними придается большое значение.
3. Эффективные инструменты международного продвижения
Многие эксперты во время дискуссии отмечали роль сетевых университетов, которые в настоящий момент остаются международными каналами связи с зарубежным сообществом и будут являться таковыми в долгосрочной перспективе. В 2008 г. был организован Университет Шанхайской организации содружества (ШОС). С 2009 г. успешно существует и развивается Университет СНГ, в который входит 39 вузов из 9 стран. Самый молодой университет подобного типа был создан в 2015 г. — БРИКС (Россия, Индия, Китай, ЮАР), в который входит 56 вузов. Нельзя забывать о столь крупных международных проектах, которые могут принести российскому образованию новых абитуриентов со всего мира.
Еще одним фактором, который может повлиять положительно на образовательную коммуникацию — это открытие представительств на территории различных стран. Цель применения такого рода инструмента — разъяснительная, просветительская/ информационная и рекрутинговая. Многие вузы уже начали прибегать к данной практике. Например, ДВФУ открыл представительства в 4-х странах: Вьетнаме, КНР, Индии, Японии. Таким образом, вуз имеет своих «агентов влияния» на данных территориях, обсуждая с потенциальными партнерами и студентами открытие новых программ и развитие проектов. Еще одним примером может послужить открытие МИФИ своего филиала в Казахстане.
Особое место в продвижении российского образования за рубежом отводилось спикерами Россотрудничеству. Данный государственный институт способен взять на себя роль проводника и помочь вузам на международной арене. В настоящее время представляется важным открытие большего количества представительств за рубежом для налаживания связей с иностранными студентами и их возможного дальнейшего рекрутинга. Также некоторые представители вузов высказывали мнение о проведении совместных встреч с Россотрудничеством.
Объединение — одно из ключевых слов в современной работе вузов за границей. Многие спикеры были солидарны во мнении, что совместный выход на зарубежную аудиторию будет сейчас являться одним из лучших решений. Предлагается проведение совместных круглых столов, конференций, встреч, выставок не только с потенциальными абитуриентами, но и с зарубежными научными коллегами и партнерами. В идеальном случае проводить эти встречи на «высоком» уровне с участием зарубежных вузов. Также акцент делается на формате таких встреч. После ковидных ограничений большое значение будут иметь именно очные встречи.
В целях продвижения можно не только работать на территории зарубежных стран, но и на территории России, организовывая для потенциальных студентов языковые центры или мобильные летние кампусы. Успешный пример подобного кейса продемонстрировал РАНХиГС[13], который с 2012 года реализует данный проект на ежегодной основе. Основной его целью является ознакомление иностранных студентов с жизнью, бытом России, российской образовательной средой.
Определенное влияние на число зарубежных студентов может оказать и инфраструктура вузов России. В настоящее время ведутся активные работы по созданию университетских кампусов международного уровня[14]. Одним из первых вузов, участвующих в данной программе, является ННГУ, в котором в настоящее время идет процесс создания IT-кампуса[15]. Не стоит забывать, что образование тесно связано с бизнес механизмами и стратегиями привлечения, поэтому участие в подобных проектах российских вузов способствует эффективному продвижению не только в рамках страны, но и за рубежом.
На повестке дня для многих вузов стоит вопрос о привлечении студентов не только бакалавриата, сколько магистратуры и аспирантуры. Большое число студентов данной категории показывает научный авторитет страны, в которую они прибывают на учебу. Для этого организуется работа с иностранными аспирантами посредством участия в конкурсных программах зарубежных вузов-партнеров. Предлагается также проведение международных олимпиад, например, Open doors[16], которые должны поспособствовать поступлению студентов в российские вузы.
Потенциальным методом продвижения за рубежом может служить программа двойных дипломов. В России данное направление развито недостаточно, в то время как в других странах ему уделяют особое внимание. В настоящее время стоит увеличивать количество программ двойных дипломов, работать с нормативно-правовой базой в области их признания.
Большое значение в ходе дискуссии было уделено цифровым инструментам позиционирования и продвижения российских университетов. С запретом определенных социальных платформ на территории Российской Федерации возникает необходимость продумывать новые способы позиционирования вузов на международной арене. На первый план в таком случае, по мнению экспертов, выходит сайт вуза. На настоящий момент сайты российских вузов становятся не только лицом бренда университета, но и самостоятельными цифровыми медиа. Поэтому следует отнеситесь с особым вниманием к их содержательному наполнению. Основные рекомендации касаются формирования контента не про «себя самих», а про проблемы и потребности целевых аудиторий (ЦА). Российским вузам необходимо извлечь уроки из ошибок, допущенных в период пандемии, и демонстрировать открытость и доверие, которые становятся ключевыми моментами взаимодействия. Важно показывать внутренние механизмы работы вузов (прием, проживание, документация и т.д.).
При позиционировании университета важно показывать свою идентичность. В ситуации, когда зарубежные целевые аудитории испытывают страх и отсутствие доверия, «эгоистический маркетинг» в лучшем случае бесполезен. Кризис – это время, когда нужно инвестировать в отношения. В настоящий момент следует переосмыслить ценности и работать с внутренней средой (сотрудниками и студентами). В работе с зарубежными ЦА важно «разделять их риски» и формировать доверие. От использования низкой цены на обучение в качестве способа международного позиционирования и привлечения иностранных абитуриентов стоит отказаться, поскольку это наносит существенный вред международной репутации.
Одним из приведенных примеров «полезной» информации на сайте, которая работает на цели университетского маркетинга, является размещение репозитория, который позволяет при вводе наименования статьи в строке поиска в Интернете выводить на сайт вуза.
Создание общей площадки для рекламы вузов за рубежом можно назвать еще одним информационным методом продвижения. Средние и мелкие университеты могут создавать объединения и продвигаться на одной общей площадке. Однако здесь стоит учитывать все риски с противоположной стороны — по политическим причинам такая площадка может быть закрыта.
В условиях блокировки популярных соцсетей, важно заново спроектировать цифровой путь иностранных ЦА. В распоряжении российских вузов по-прежнему остаются различные образовательные порталы, выставки, блоги, мессенджеры, e-mail рассылки.
С марта 2022 г. наблюдается цифровая миграция аккаунтов вузов в соцсети русского происхождения — Telegram, Вконтакте, Одноклассники. Одной из основных проблем подобного перехода является потеря англоязычной аудитории, которая не использует эти соцсети. На создание и развитие аккаунтов в новых соцсетях потребуется некоторое время, однако это заслуживает отдельного внимания.
Методом научного продвижения вузов может служить публикации сотрудников, ученых и исследователей на зарубежных научных порталах. Речь идет о ResearchGate, Mendeley, Academia. Edu и других социальных сетях, которые остаются открытыми для России. В данном случае, как считают эксперты, замыкаться внутри страны категорически нельзя. Важно сохранять конкурентную составляющую, чтобы качество российской науки России оставалось как минимум на прежнем уровне, как максимум — продолжило улучшаться. Научное сотрудничество, если оно основано на сильной корпоративной культуре и международных коммуникациях, не прекратить с помощью санкций.
5. Принципы работы с иностранными абитуриентами, студентами и выпускниками
В сложившихся условиях особое значение приобретают вопросы работы с иностранными абитуриентами, студентами и выпускниками. В этой связи участники дискуссии привели ряд примеров успешной работы в данном направлении, которые могут быть взяты на вооружение.
Большое внимание стоит уделять службам адаптации и поддержки студентов. Особое внимание экспертами было уделено необходимости оказания психологической поддержки. РАНХиГС успешно организовал горячую линию для иностранных студентов с целью разъяснения ситуации и оказания помощи. По данным вуза, всего лишь 5% обращений были связаны с текущими событиями, 95% звонков были от иностранных абитуриентов, в том числе из Украины, ДНР, ЛНР с вопросами о возможности перевода/ поступлений и т.п. ДВФУ открыл ситуационный центр помощи студентам по вопросам трансграничных переводов, организации бесплатного питания, проживания, трудоустройства и психологической поддержки.
Спикеры также полагают, что стоит больше внимания уделять формированию чувства вовлеченности не только в учебный процесс, но и во внеучебную жизнь. Предлагается создавать различные объединяющие комьюнити, кружки и клубы, волонтерские программы, продолжить взаимодействие по программам обмена, работать с землячеством (пример ННГУ). Стоит увеличивать количество живых встреч сотрудников административного звена со студентами, разнообразить мультикультурную среду университета.
Большая проблема, который уделили внимание практически все спикеры, относится к взаимодействию со студентами после выпуска. В России нет единой стратегии взаимодействия с российскими и иностранными выпускниками вузов. Не проработан вопрос трудоустройства, прохождения практик и т.д. Ассоциации иностранных выпускников представляют собой самый реальный инструмент продвижения вуза заграницей по нескольким причинам. Во-первых, иностранный студент всегда является «своим» для страны, из которой он приехал. Он может доступно объяснить своим друзьям о причинах своего выбора места обучения, такие студенты имеют влияние у себя в регионе. Во-вторых, они могут продвигать вуз и его ценности на местных социальных интернет-площадках, в СМИ, таким образом, становясь «послами вуза» за границей. В РУДН в настоящее время существует проект с одноименным названием, главной задачей которого является формирование положительного имиджа российского образования на международной арене, активизация двустороннего сотрудничество со странами. В 2021 г. на базе РУДН прошла первая онлайн конференция «Послов российского высшего образования».
Важно не только работать с выпускниками в рамках одного вуза, но и создавать общие связи с иностранными выпускниками других высших учебных заведений России. Стоит привлекать их к помощи в рамках работы вуза с текущими студентами и партнерами, т.е. проведение онлайн и офлайн мероприятий.
***
Самым важным на настоящий момент, по мнению большинства экспертов, является сохранение позиций российского высшего образования в мире. Важно не замыкаться внутри страны, сохранять и углублять контакты с теми партнерами, которые желают продолжать и развивать сотрудничество с Россией, и делать упор не на количестве, а на качестве партнеров.
При этом стоит уделить внимание развитию новых направлений межуниверситетского сотрудничества со странами Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и АТР. Российское образование должно использовать свой потенциал «мягкой силы», продвигая ценности и культуру России, способствуя сохранению имиджа. Университетам стоит сфокусироваться на коммуникациях с ЦА за рубежом. Определенным механизмом, помогающим в коммуникации в современных условиях, может стать объединение усилий российских вузов на различных зарубежных площадках.
Несмотря на многие кажущиеся на первый взгляд преграды и риски для развития международного маркетинга российского высшего образования, можно найти много позитивных моментов. Те обстоятельства, с которыми сейчас столкнулось высшее образование и, которые кажутся проблемными, на самом деле открывают множество возможностей для развития внутреннего потенциала в области российского образования. Важно осознавать, что сейчас освобождается пространство для собственного развития и роста.
1. Служба академических обменов ФРГ приостанавливает сотрудничество с Россией // URL: https://regnum.ru/news/3518057.html (Дата обращения 04.04.2022).
2. Эстония приостановит культурное сотрудничество с Россией // URL: https://www.rubaltic.ru/news/28022022-estoniya-priostanovit-kulturnoe-sotrudnichestvo-s-rossiey/ (Дата обращения 04.04.2022).
3. Минобрнауки Польши прекращает сотрудничество с РФ в области науки и техники // URL: https://tass.ru/ekonomika/13919653 (Дата обращения: 04.04.2022).
4. Норвегия замораживает сотрудничество с Россией в сфере науки и образования // URL: https://ria.ru/20220304/norvegiya-1776431414.html (Дата обращения: 04.04.2022).
5. Британское правительство объявило об ограничениях в сфере научного сотрудничества с РФ // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14197197 (Дата обращения 04.04.2022).
6. Italy's National Research Council announced it will suspend operations in Russia and will not renew research agreements with institutions linked to Russia // URL: https://www.cnr.it/it/intervento-presidente/10950/la-presidente-del-cnr-si-unisce-all-appello-per-la-pace-in-ucraina (Дата обращения: 04.04.2022).
7. Еврокомиссия прекратит научно-исследовательское сотрудничество с Россией // URL: https://www.interfax.ru/world/826311 (Дата обращения: 04.04.2022).
8. CERN приостановил сотрудничество с Россией // URL: https://www.interfax.ru/world/826972 (Дата обращения: 04.04.2022).
9. О приостановке работы российских ученых в научных исследованиях ЦЕРН речи не идет // URL: https://rg.ru/2022/03/26/o-priostanovke-raboty-rossijskih-uchenyh-v-nauchnyh-issledovaniiah-cern-rechi-ne-idet.html?ysclid=l1kocgype9 (Дата обращения: 04.04.2022).
10. Литература объединенной Европы // URL: http://rektor.rggu.ru/international/projects/literature-united-europe.php (Дата обращения: 04.04.2022).
11. Журнал Education export magazine. 2020. №3 (3) // URL: http://eurasia-assembly.org/sites/default/files/eemagazine_issue_3_december_2020.pdf (Дата обращения: 04.04.2022).
12. MosIUR. The three university missions // URL: https://mosiur.org/ (Дата обращения: 04.04.2022).
13. Международный летний кампус президентской академии // URL: https://campus4youth.ru/
14. В России проводится работа по созданию университетских кампусов // URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=31862 (Дата обращения: 04.04.2022).
15. Распределенный ИТ-кампус в Нижнем Новгороде // URL: http://www.unn.ru/pages/nniu/documents/pril_11.pdf (Дата обращения: 04.04.2022).
16. Open doors. Russian Scholarship Project Association "Global Universities" // URL: https://od.globaluni.ru/en/?needRussian=0 (Дата обращения: 04.04.2022).
(Голосов: 24, Рейтинг: 2.88) |
(24 голоса) |
Мероприятие было приурочено к выходу доклада РСМД «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов (2020)»
Почему российским вузам трудно общаться с миромУниверситетам требуется комплексное понимание целей и возможностей электронной коммуникации
Адаптация англоязычных порталов российских вузов под мобильную версию«Англоязычная мобильная версия сайта работает», но есть (не) одно «но»
В РСМД обсудили перспективы развития международного маркетинга российского высшего образования в новых условиях29 марта 2022 г. на площадке Российского совета по международным делам (РСМД) в смешанном формате прошел круглый стол «Перспективы развития международного маркетинга российского высшего образования»