Сейчас можно констатировать, что, несмотря «болезни роста», Украина при
содействии западных партнеров к концу второй декады 2000-х гг.
обеспечила формирование национальной системы информационной и
кибербезопасности с развитой нормативно-правовой базой, интегрированными
на межведомственном уровне профильными структурами органов
государственной власти и силовых структур, активно развивающейся
технической инфраструктурой. Довольно серьезным потенциалом также
обладают оказывающие содействие госструктурам патриотические хакерские
группы, интернет-активисты и волонтерские организации, ставшие
практически незаменимым инструментом для проведения различных акций в
киберпространстве. По оценке немецкого издания «Die Welt», «индустрия
безопасности [в Украине] как никогда процветает не в последнюю очередь
благодаря хакерским взломам BlackEnergy и Notpetya [масштабные
кибератаки в 2015–2017 гг. на инфраструктурные объекты и госведомства],
…а украинские хакеры в огне кибервойны превратились в собственный
бренд».
Потенциал и компетенции Украины в сфере информационной и кибербезопасности
До 2014 г. вопросы информационной безопасности и киберзащиты, безусловно, занимали определенное место в системе обеспечения государственной безопасности Украины, но не были приоритетными. Нормативно-законодательная база и инфраструктура обеспечения информационной безопасности оставались недостаточно развитыми.
С кардинальной сменой государственного устройства Украины после «Революції Гідності» 2014 года и парадигмы внутренней и внешней политики, особенностью государственной политики Украины в целом и в сфере национальной безопасности в частности стало позиционирование себя в качестве «форпоста западного мира против российской угрозы». Соответственно, в сфере обеспечения безопасности государства в информационной сфере и кибербезопасности украинскими политиками в качестве основной задачи выдвигалось противостояние «российской информационной агрессии», ведущейся в рамках «гибридной войны» против Украины. Как заявлял председатель Госспецсвязи Украины Валентин Петров в ходе презентации национальной информационной кампании по кибербезопасности в марте 2020 г., Украина находится «на передовой борьбы с умным, оснащенным, хитрым и агрессивным врагом».
Акцент на обеспечении национальной безопасности в информационной сфере и киберпространстве инициировал коренное реформирование нормативно-правовой базы, а также довольно масштабную перестройку системы государственного управления Украины в данной сфере и создание принципиально новых структур.
В контексте пропагандируемого на государственном уровне противостояния «российской информационной агрессии» отличительной чертой государственной политики и выстраиваемой национальной системы информационной и кибербезопасности Украины стала декларируемая опора на широкую общественную поддержку и развитие механизмов частно-государственного партнерства. В наиболее радикальных формах это выражается в привлечении к проводимым украинскими госструктурами пропагандистским акциям в информационной сфере, а также подрывным акциям в сети Интернет формализованного украинского хакерского сообщества (интернет-активистов и хакерских групп — так называемых хактивистов) и патриотических общественных/волонтерских движений и объединений. При этом немалую часть таких акторов составляют «проекты», непосредственно созданные и координируемые украинскими спецслужбами.
Украина, являющаяся примером беспрецедентного уровня внешнеполитической интегрированности своих государственных институтов с госструктурами США и других стран НАТО, формирует государственную политику, нормативно-правовую базу и инфраструктуру в сфере кибербезопасности под эгидой стратегического партнерства с США и НАТО и интеграцией в европейскую систему безопасности. Основополагающими нормативно-правовыми актами Украины, регламентирующими основные принципы и направления государственной политики в сфере кибербезопасности, декларирована приоритетность применения и внедрения европейских и мировых практик и стандартов.
Такая тесная связь развития национального потенциала Украины в сфере кибербезопасности с сотрудничеством с США и другими странами НАТО закономерно выражается в использовании ее информационных систем и инфраструктуры западными партнерами в целях апробации на них передовых технических решений и информационных технологий. В данной связи председатель Госспецсвязи Украины Валентин Петров не без гордости отмечал, что Украина «является испытательным полигоном, поскольку на многих наших объектах используются современные технологии и оборудование, которые используются во всем мире, в европейских странах, в Великобритании, в Соединенных Штатах». По образной оценке независимых западных экспертов по кибербезопасности, Украина стала для западных стран «лабораторией в области киберзащиты» и «идеальной «песочницей» для всех желающих протестировать новые виды кибернетических вооружений, тактик и инструментов».
Сейчас можно констатировать, что, несмотря «болезни роста», Украина при содействии западных партнеров к концу второй декады 2000-х гг. обеспечила формирование национальной системы информационной и кибербезопасности с развитой нормативно-правовой базой, интегрированными на межведомственном уровне профильными структурами органов государственной власти и силовых структур, активно развивающейся технической инфраструктурой. Довольно серьезным потенциалом также обладают оказывающие содействие госструктурам патриотические хакерские группы, интернет-активисты и волонтерские организации, ставшие практически незаменимым инструментом для проведения различных акций в киберпространстве. По оценке немецкого издания «Die Welt», «индустрия безопасности [в Украине] как никогда процветает не в последнюю очередь благодаря хакерским взломам BlackEnergy и Notpetya [масштабные кибератаки в 2015–2017 гг. на инфраструктурные объекты и госведомства], …а украинские хакеры в огне кибервойны превратились в собственный бренд».