Спецпроект РСМД и НИУ ВШЭ
В российских университетах программы по изучению теории международных отношений (ТМО) в основном построены на классических теориях и редко включают подробный разбор незападных теорий. Идея создания данного лонгрида появилась в ходе работы над грантом Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ по теме незападных теорий международных отношений «Эволюция концептуальных и теоретических основ внешней политики в крупнейших незападных державах».
Цель данной работы — представить основной срез развития теории международных отношений в незападных странах. В ходе исследования фокус внимания был направлен на зарубежные школы. Для реализации этой задачи авторским коллективом были отобраны наиболее яркие страновые кейсы в таких регионах мира, как Азия, Африка и Латинская Америка.
Спецпроект РСМД и НИУ ВШЭ
В российских университетах программы по изучению теории международных отношений (ТМО) в основном построены на классических теориях и редко включают подробный разбор незападных теорий. Идея создания данного лонгрида появилась в ходе работы над грантом Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ по теме незападных теорий международных отношений «Эволюция концептуальных и теоретических основ внешней политики в крупнейших незападных державах».
Цель данной работы — представить основной срез развития теории международных отношений в незападных странах. В ходе исследования фокус внимания был направлен на зарубежные школы. Для реализации этой задачи авторским коллективом были отобраны наиболее яркие страновые кейсы в таких регионах мира, как Азия, Африка и Латинская Америка.
В каждом из блоков лонгрида рассматривается история развития теории международных отношений, институциональное оформление (ведущие «мозговые центры»/университеты/научные учреждения), дискуссия об особенностях школы и осмысляемых понятиях, а также известные авторы и критика теорий.
Степень развитости теоретических направлений по странам сильно различается, что также отражено в структуре и содержательном наполнении лонгрида. При отборе кейсов учитывались такие критерии, как развитость школы ТМО и наличие собственных теоретических наработок, количество исследовательских центров, число авторов и публикаций в рамках теории международных отношений, упоминания и анализ национальных школ в исследованиях по незападным ТМО, признание их существования в экспертном сообществе.
В исследовании уделено внимание критическому осмыслению западных концепций в незападных странах. Как правило, государства сначала проходили период «обучения», используя для анализа международных отношений классические ТМО. Затем следовал этап критического осмысления западных идей и предложений по их усовершенствованию. В большинстве случаев только после этого появлялись более самостоятельные теоретические концепции, которые зачастую связаны с оригинальными историческими и философскими традициями в изучаемых странах. Подобная логика развития ТМО хорошо прослеживается на примере приведенных кейсов.