Аналитическая записка №45 / 2023
В разных редакциях Концепции внешней политики РФ наблюдается эволюция в части признания вызовов и возможностей в сфере изменений климата и связанных с этим трансформационных процессов в мировой экономике. Подход начального периода, заключавшийся в научном изучении климатических процессов и вялотекущем стремлении к расширению сотрудничества, в конечном итоге привел к переоценке этой проблематики и выработке самодостаточного и нацеленного на результат плана действий. Российские приоритеты, изложенные в Концепции 2023 г., соответствуют национальным интересам и особенностям российской экономики, а также подсвечивают сильные стороны, такие как обширные экосистемные ресурсы, относительно высокая (для такой экономики) доля низкоуглеродных и безуглеродных источников энергии, развитое национальное регулирование. Они разделяются и рядом других государств, которые играют важную роль в формировании правил глобального экологического управления.
Концепция от 2023 г. очерчивает широкий спектр потенциальных направлений для сотрудничества — от поглощения парниковых газов природными экосистемами до укрепления климатического режима вокруг РКИК ООН и Парижского соглашения. Они представляют собой компромисс между повышением климатической амбициозности, предполагаемыми международными обязательствами, и особенностями национальной экономики, но также и являются предпосылкой для формирования самобытной переговорной позиции. Российская внешняя политика в области климата предлагает свой вариант для противодействия изменению климата и адаптации к его неблагоприятным последствиям, а именно упор на поглотительную составляющую углеродной нейтральности и неделимость Целей устойчивого развития ООН. Эти приоритеты борьбы с изменением климата также могут являться основой для привлечения солидарных с Россией государств.
Примечательно, что процессы в виде секьюритизации климатического вопроса, рассмотрение его через политическую и экономическую призму, включение в мандаты международных организаций и вовлечение в рыночные отношения пусть и с меньшей интенсивностью, присуще и другим международным экологическим режимам. К ним можно отнести, например, сохранение биологического разнообразия и водных ресурсов, противодействие опустыниванию и деградации земель — обсуждение этих вопросов прежде носило лишь экспертный характер, однако в последние годы они начали привлекать широкое внимание со стороны политиков. Так, Европейский союз уже начал ограничивать ввоз на свою территорию объектов животного и растительного мира из стран, не соответствующих стандартам объединения, об инклюзивности которых не идет и речи. Замедлившийся во Всемирной торговой организации переговорный процесс о снижении тарифных и нетарифных ограничений в отношении экологических товаров и услуг также свидетельствует о наличии противоречий во взглядах на, казалось бы, очевидные вопросы по сохранению природы. По аналогии с предыдущими редакциями Концепции внешней политики РФ и с учетом существующих трендов на расширение проблемных зон в международных отношениях можно ожидать дальнейшего повышение значимости экологических и климатических вопросов во внешнеполитическом планировании. Охрана окружающей среды и сохранение планеты вероятно продолжат играть важную роль как с точки зрения сохранения местообитания, так и инструмента повышения экономической конкурентоспособности и мягкой силы.
Аналитическая записка №45 / 2023
В разных редакциях Концепции внешней политики РФ наблюдается эволюция в части признания вызовов и возможностей в сфере изменений климата и связанных с этим трансформационных процессов в мировой экономике. Подход начального периода, заключавшийся в научном изучении климатических процессов и вялотекущем стремлении к расширению сотрудничества, в конечном итоге привел к переоценке этой проблематики и выработке самодостаточного и нацеленного на результат плана действий. Российские приоритеты, изложенные в Концепции 2023 г., соответствуют национальным интересам и особенностям российской экономики, а также подсвечивают сильные стороны, такие как обширные экосистемные ресурсы, относительно высокая (для такой экономики) доля низкоуглеродных и безуглеродных источников энергии, развитое национальное регулирование. Они разделяются и рядом других государств, которые играют важную роль в формировании правил глобального экологического управления.
Концепция от 2023 г. очерчивает широкий спектр потенциальных направлений для сотрудничества — от поглощения парниковых газов природными экосистемами до укрепления климатического режима вокруг РКИК ООН и Парижского соглашения. Они представляют собой компромисс между повышением климатической амбициозности, предполагаемыми международными обязательствами, и особенностями национальной экономики, но также и являются предпосылкой для формирования самобытной переговорной позиции. Российская внешняя политика в области климата предлагает свой вариант для противодействия изменению климата и адаптации к его неблагоприятным последствиям, а именно упор на поглотительную составляющую углеродной нейтральности и неделимость Целей устойчивого развития ООН. Эти приоритеты борьбы с изменением климата также могут являться основой для привлечения солидарных с Россией государств.
Примечательно, что процессы в виде секьюритизации климатического вопроса, рассмотрение его через политическую и экономическую призму, включение в мандаты международных организаций и вовлечение в рыночные отношения пусть и с меньшей интенсивностью, присуще и другим международным экологическим режимам. К ним можно отнести, например, сохранение биологического разнообразия и водных ресурсов, противодействие опустыниванию и деградации земель — обсуждение этих вопросов прежде носило лишь экспертный характер, однако в последние годы они начали привлекать широкое внимание со стороны политиков. Так, Европейский союз уже начал ограничивать ввоз на свою территорию объектов животного и растительного мира из стран, не соответствующих стандартам объединения, об инклюзивности которых не идет и речи. Замедлившийся во Всемирной торговой организации переговорный процесс о снижении тарифных и нетарифных ограничений в отношении экологических товаров и услуг также свидетельствует о наличии противоречий во взглядах на, казалось бы, очевидные вопросы по сохранению природы. По аналогии с предыдущими редакциями Концепции внешней политики РФ и с учетом существующих трендов на расширение проблемных зон в международных отношениях можно ожидать дальнейшего повышение значимости экологических и климатических вопросов во внешнеполитическом планировании. Охрана окружающей среды и сохранение планеты вероятно продолжат играть важную роль как с точки зрения сохранения местообитания, так и инструмента повышения экономической конкурентоспособности и мягкой силы.
Эволюция подходов к эколого-климатической проблематике во внешнеполитических доктринах Российской Федерации, 6,4 Мб