Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.79)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Маслов

Директор Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член РСМД

Аналитическая записка №40 / 2022

В 2020 г. китайские студенты составляли примерно 25% всех иностранных студентов в Канаде и почти 40% иностранного контингента в США и Австралии. При этом, в 2022 г. произошло снижение на 18 % числа заявлений китайских студентов в американские университеты по сравнению с 2021 г. Число китайских студентов в американских вузах снижается уже второй год подряд. Аналогичная динамика по числу студентов из Китая наблюдается также в британских и канадских вузах.

Общей тенденцией является развитие совместных учебных программ и университетов на территории Китая, а не увеличение отъезда студентов за рубеж. С этим связан и другой тренд — широкое приглашение иностранных преподавателей для работы в китайских вузах с зарплатой, сопоставимой с ведущими мировыми университетами, а также создание под известных иностранных ученых научно-образовательных лабораторий. Все это открывает перспективы для российских вузов для захода на рынок китайского высшего образования.

По данным Минобрнауки РФ, в 2022 г. в вузах России, в том числе в их зарубежных филиалах, обучалось 32 600 граждан КНР, что на 3 000 больше, чем в прошлом году, для граждан Китая Правительством РФ выделена квота в объеме 1 011 мест. Как правило, китайские студенты, которые учатся в российских вузах в пределах квоты, выбирают такие направления подготовки как филология, лингвистика, языкознание и литературоведение, зарубежное регионоведение и экономика.

Более высокий уровень интеграции предусматривает создание совместных университетов и вынесение российских образовательных программ на территорию Китая. Таким образом, ряд университетов переходит от студенческих обменов и более сложных программ по модели «2+2» на углубленную совместную подготовку в самом Китае. Наиболее востребованными направлениями при выходе на китайский образовательный рынок являются инженерно-технические специальности, математика, точные и естественные науки, дизайн, региональная экономика.

Китайский рынок образования представляется одним из самых перспективных и одновременно одним из самых сложных. Множество российских университетов стремились создать совместные программы с китайскими партнерами, подписывали протоколы о намерениях и даже официально запускали обучение, но в подавляющем большинстве случаев это все оставалось на бумаге. Причина этого — недостаточное знание специфики китайского образовательного пространства, неспособность правильно выстроить отношения с китайскими партнерами.

Аналитическая записка №40 / 2022

В 2020 г. китайские студенты составляли примерно 25% всех иностранных студентов в Канаде и почти 40% иностранного контингента в США и Австралии. При этом, в 2022 г. произошло снижение на 18 % числа заявлений китайских студентов в американские университеты по сравнению с 2021 г. Число китайских студентов в американских вузах снижается уже второй год подряд. Аналогичная динамика по числу студентов из Китая наблюдается также в британских и канадских вузах.

Общей тенденцией является развитие совместных учебных программ и университетов на территории Китая, а не увеличение отъезда студентов за рубеж. С этим связан и другой тренд — широкое приглашение иностранных преподавателей для работы в китайских вузах с зарплатой, сопоставимой с ведущими мировыми университетами, а также создание под известных иностранных ученых научно-образовательных лабораторий. Все это открывает перспективы для российских вузов для захода на рынок китайского высшего образования.

По данным Минобрнауки РФ, в 2022 г. в вузах России, в том числе в их зарубежных филиалах, обучалось 32 600 граждан КНР, что на 3 000 больше, чем в прошлом году, для граждан Китая Правительством РФ выделена квота в объеме 1 011 мест. Как правило, китайские студенты, которые учатся в российских вузах в пределах квоты, выбирают такие направления подготовки как филология, лингвистика, языкознание и литературоведение, зарубежное регионоведение и экономика.

Более высокий уровень интеграции предусматривает создание совместных университетов и вынесение российских образовательных программ на территорию Китая. Таким образом, ряд университетов переходит от студенческих обменов и более сложных программ по модели «2+2» на углубленную совместную подготовку в самом Китае. Наиболее востребованными направлениями при выходе на китайский образовательный рынок являются инженерно-технические специальности, математика, точные и естественные науки, дизайн, региональная экономика.

Китайский рынок образования представляется одним из самых перспективных и одновременно одним из самых сложных. Множество российских университетов стремились создать совместные программы с китайскими партнерами, подписывали протоколы о намерениях и даже официально запускали обучение, но в подавляющем большинстве случаев это все оставалось на бумаге. Причина этого — недостаточное знание специфики китайского образовательного пространства, неспособность правильно выстроить отношения с китайскими партнерами.

Перспективы и возможности выхода российских университетов на китайский образовательный рынок, 5,8 Мб

(Голосов: 14, Рейтинг: 4.79)
 (14 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся