Аналитическая записка №54 / 2024
БРИКС успешно выполняет возложенную на него роль международной переговорной платформы — за более чем десятилетие работы государства-члены приняли сотни решений по ключевым вопросам повестки дня, а самый общий перечень обсуждаемых в рамках объединения вопросов включает десятки наименований от макроэкономической политики до противодействия экстремизму и терроризму, а также развитие ИКТ и цифровой экономики. В рамках БРИКС создано множество механизмов многостороннего сотрудничества, создан и функционирует Новый банк развития БРИКС, развивается взаимодействие в области безопасности и гуманитарных обменов. Десятки заявлений о желании вступить в БРИКС доказывают востребованность объединения и продвигаемой им международной повестки.
Радикальное расширение состава членов — стресс-тест для любого международного института, грозящий утратой сформировавшейся идентичности и внутренней синергии, особенно важных в вопросе совместного продвижения многосторонних инициатив.
В рамках представленного исследования мы ответим на вопрос о том, какие возможности и вызовы создает расширение БРИКС в контексте реализации потенциала объединения в управлении развитием цифровой экономики.
Наиболее перспективным направлением многостороннего сотрудничества в расширенном БРИКС в цифровой сфере остается обеспечение цифровой безопасности. Четыре из пяти новых стран-участниц (Иран, Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия) на концептуальном уровне разделяют жесткий подход лидеров объединения — России и Китая — к реализации цифрового суверенитета. Это обстоятельство, а также (отчасти) перекрестное членство России, Китая, Ирана и Индии в ШОС позволят добиться большей идейной консолидации внутри объединения по вопросам международной информационной безопасности и создадут предпосылки для более активного практического сотрудничества. Идейное сближение позволит более эффективно продвигать разделяемые интересы и ценности в рамках ключевых глобальных институтов, в особенности, на платформе ООН.
Обеспечить сохранение и рост доверия между странами — участницами объединения крайне важно, особенно на фоне сохраняющихся двусторонних противоречий. БРИКС также должен сохранить свой глобальный, межцивилизационный характер, избежать проблем, характерных для институтов, поддерживаемых странами глобального Севера, и не допустить переключения фокуса работы объединения преимущественно на проблемы одного региона в свете существенного усиления представительства государств Африки и Ближнего Востока.
Потребность в развитии цифровой инфраструктуры и кадрового потенциала в новых странах — участницах БРИКС создает спрос на инвестиции, квалифицированные кадры и обмен наилучшими практиками. На этом фоне можно ожидать оживления внутренних механизмов многостороннего сотрудничества БРИКС, а также формирования новых инициатив и проектов. В этом процессе важно сохранить баланс между желанием создавать новые платформы и механизмы и растущей вместе с этим внутрисистемной нагрузкой в интересах поддержания достигнутого качества многостороннего взаимодействия в рамках объединения.
По некоторым вопросам включение новых членов в объединение БРИКС означает необходимость постановки новых задач. Например, крайне важно и желательно добиться консолидации позиций членов БРИКС по вопросам регулирования электронной торговли, а также запустить процесс согласования общих подходов к защите конкуренции на цифровых рынках. Этому может эффективно способствовать проведение совместных многосторонних консультаций на постоянной основе, а также формирование пула наилучших регуляторных практик, сформировавшихся на пространстве БРИКС.
Аналитическая записка №54 / 2024
БРИКС успешно выполняет возложенную на него роль международной переговорной платформы — за более чем десятилетие работы государства-члены приняли сотни решений по ключевым вопросам повестки дня, а самый общий перечень обсуждаемых в рамках объединения вопросов включает десятки наименований от макроэкономической политики до противодействия экстремизму и терроризму, а также развитие ИКТ и цифровой экономики. В рамках БРИКС создано множество механизмов многостороннего сотрудничества, создан и функционирует Новый банк развития БРИКС, развивается взаимодействие в области безопасности и гуманитарных обменов. Десятки заявлений о желании вступить в БРИКС доказывают востребованность объединения и продвигаемой им международной повестки.
Радикальное расширение состава членов — стресс-тест для любого международного института, грозящий утратой сформировавшейся идентичности и внутренней синергии, особенно важных в вопросе совместного продвижения многосторонних инициатив.
В рамках представленного исследования мы ответим на вопрос о том, какие возможности и вызовы создает расширение БРИКС в контексте реализации потенциала объединения в управлении развитием цифровой экономики.
Наиболее перспективным направлением многостороннего сотрудничества в расширенном БРИКС в цифровой сфере остается обеспечение цифровой безопасности. Четыре из пяти новых стран-участниц (Иран, Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия) на концептуальном уровне разделяют жесткий подход лидеров объединения — России и Китая — к реализации цифрового суверенитета. Это обстоятельство, а также (отчасти) перекрестное членство России, Китая, Ирана и Индии в ШОС позволят добиться большей идейной консолидации внутри объединения по вопросам международной информационной безопасности и создадут предпосылки для более активного практического сотрудничества. Идейное сближение позволит более эффективно продвигать разделяемые интересы и ценности в рамках ключевых глобальных институтов, в особенности, на платформе ООН.
Обеспечить сохранение и рост доверия между странами — участницами объединения крайне важно, особенно на фоне сохраняющихся двусторонних противоречий. БРИКС также должен сохранить свой глобальный, межцивилизационный характер, избежать проблем, характерных для институтов, поддерживаемых странами глобального Севера, и не допустить переключения фокуса работы объединения преимущественно на проблемы одного региона в свете существенного усиления представительства государств Африки и Ближнего Востока.
Потребность в развитии цифровой инфраструктуры и кадрового потенциала в новых странах — участницах БРИКС создает спрос на инвестиции, квалифицированные кадры и обмен наилучшими практиками. На этом фоне можно ожидать оживления внутренних механизмов многостороннего сотрудничества БРИКС, а также формирования новых инициатив и проектов. В этом процессе важно сохранить баланс между желанием создавать новые платформы и механизмы и растущей вместе с этим внутрисистемной нагрузкой в интересах поддержания достигнутого качества многостороннего взаимодействия в рамках объединения.
По некоторым вопросам включение новых членов в объединение БРИКС означает необходимость постановки новых задач. Например, крайне важно и желательно добиться консолидации позиций членов БРИКС по вопросам регулирования электронной торговли, а также запустить процесс согласования общих подходов к защите конкуренции на цифровых рынках. Этому может эффективно способствовать проведение совместных многосторонних консультаций на постоянной основе, а также формирование пула наилучших регуляторных практик, сформировавшихся на пространстве БРИКС.
Расширение БРИКС и перспективы сотрудничества стран объединения в вопросах развития цифровой экономики, 7 Мб