Аналитическая записка №46 / 2023
Санкции ЕС и США оказали существенное воздействие на структуру транспортных путей в Евразии и сотрудничество России и Китая в сфере транспорта и логистики по всем направлениям, таким как перевозки грузов в рамках Евразийского маршрута из Китая в Европу, Восточного полигона Транссибирской магистрали, используемой для экспортных поставок между РФ и КНР, а также по маршруту КНР — Монголия — Россия.
На западном направлении объем железнодорожных грузоперевозок в силу большой взаимозависимости экономик стран ЕС и КНР продолжает расти, так как Россия является основным и практически безальтернативным континентальным маршрутом для китайскоевропейского транзита товаров. На восточном направлении также появились новые возможности для сотрудничества: были открыты новые инфраструктурные объекты, предприняты меры по совершенствованию таможенного оформления, развивалось сотрудничество по обеспечению транзита. Например, в 2022 г. объем импортных контейнерных перевозок на Дальнем Востоке РФ значительно превосходил объем экспортных, и в портах не хватало нужного количества платформ. Чтобы содействовать решению этой проблемы, КНР увеличила транзит через дальневосточные пункты пропуска и постепенно интегрирует российские транспортные сети в сухопутно-морской транзитный коридор через Западный Китай в страны Юго-Восточной Азии. Новые маршруты развивались также в связи с интенсификацией сотрудничества двух стран в транспортировке углеводородов, где уже Россия оказывала помощь КНР.
Поскольку транспортно-логистические вопросы сегодня являются ключевыми не только для развития двусторонних отношений Москвы и Пекина, но и для создания единого экономического пространства в Евразии в целом, диагностика состояния сотрудничества в этой сфере РФ и КНР как ключевых игроков Большого евразийского партнерства представляет особую актуальность.
Аналитическая записка №46 / 2023
Санкции ЕС и США оказали существенное воздействие на структуру транспортных путей в Евразии и сотрудничество России и Китая в сфере транспорта и логистики по всем направлениям, таким как перевозки грузов в рамках Евразийского маршрута из Китая в Европу, Восточного полигона Транссибирской магистрали, используемой для экспортных поставок между РФ и КНР, а также по маршруту КНР — Монголия — Россия.
На западном направлении объем железнодорожных грузоперевозок в силу большой взаимозависимости экономик стран ЕС и КНР продолжает расти, так как Россия является основным и практически безальтернативным континентальным маршрутом для китайскоевропейского транзита товаров. На восточном направлении также появились новые возможности для сотрудничества: были открыты новые инфраструктурные объекты, предприняты меры по совершенствованию таможенного оформления, развивалось сотрудничество по обеспечению транзита. Например, в 2022 г. объем импортных контейнерных перевозок на Дальнем Востоке РФ значительно превосходил объем экспортных, и в портах не хватало нужного количества платформ. Чтобы содействовать решению этой проблемы, КНР увеличила транзит через дальневосточные пункты пропуска и постепенно интегрирует российские транспортные сети в сухопутно-морской транзитный коридор через Западный Китай в страны Юго-Восточной Азии. Новые маршруты развивались также в связи с интенсификацией сотрудничества двух стран в транспортировке углеводородов, где уже Россия оказывала помощь КНР.
Поскольку транспортно-логистические вопросы сегодня являются ключевыми не только для развития двусторонних отношений Москвы и Пекина, но и для создания единого экономического пространства в Евразии в целом, диагностика состояния сотрудничества в этой сфере РФ и КНР как ключевых игроков Большого евразийского партнерства представляет особую актуальность.
Развитие региональной связанности в Евразии: роль России и Китая в налаживании транспортных маршрутов на континенте, 5,3 Мб