Оценить статью
(Голосов: 21, Рейтинг: 4.43)
 (21 голос)
Поделиться статьей
Сергей Мелконян

К.и.н., научный сотрудник Института прикладных политических исследований (АПРИ, Ереван)

Леонид Нерсисян

Глава департамента оборонных исследований Armenian Research & Development Institute (ARDI), шеф-редактор журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии»

Варужан Гегамян

К.и.н, директор аналитического центра ARDI Lab, старший преподаватель факультета востоковедения Ереванского государственного университета (Армения), внештатный эксперт Фонда имени Конрада Аденауэра

Трансформация системы международных отношений сопровождается возникновением новых вызовов и угроз, с которыми большинство государств не способны справляться в одиночку. Большинство угроз носит транснациональный, а порой трансрегиональный характер, что приводит к необходимости создания двусторонних и многосторонних форматов сотрудничества с целью эффективного обеспечения национальной безопасности. Осознавая это, новые государства, которые образовались в результате распада СССР, выступили за создание системы региональной безопасности. Многие бывшие советские республики в первые годы независимости оказались в состоянии конфликта, что актуализировало вопросы межгосударственного сотрудничества для поддержания стабильности в регионе.

Особую роль на пути формирования институтов и механизмов по обеспечению безопасности сыграло многовековое историческое сотрудничество в данной области. Благодаря ему уже имелась соответствующая база и соответствующие каналы, которые отчасти облегчили процесс создания новых форматов взаимодействия. Подобный накопленный опыт сотрудничества имелся, в частности, между Россией и Арменией. Понимая, что только сохранение установившихся связей в сфере безопасности позволит эффективно совместно противостоять новым вызовам, обе стороны выступили за необходимость тесного взаимодействия в этом важном направлении.

Стратегический характер союзнических отношений России и Армении находит свое выражение не только в сотрудничестве, но и в интеграции в области экономики и безопасности. Данный тренд имеет глубинные основания, и дискуссии о необходимости корректировки имеющегося курса в принципе отсутствуют как в Москве, так и в Ереване. Поэтому изменение внутриполитической конфигурации в одном из государств не способно оказать серьезное влияние на пересмотр формата отношений. Разного рода спекуляции со стороны заинтересованных лиц, которые не руководствуются государственными интересами, относительно ревизии союзнического характера отношений в области безопасности не являются состоятельными.

Принимая во внимание продолжающуюся нестабильность на Ближнем Востоке, где Россия сегодня является одним из основных игроков, а Армения фактически является частью этого региона, углубление взаимодействия Москвы и Еревана в сфере безопасности становится ещё более важным. Как наличие множества двухсторонних форматов взаимодействия, так и нахождение обеих стран в военном блоке ОДКБ и экономическом союзе ЕАЭС может позволить при правильном подходе достаточно быстро поднять эффективность совместной работы на новый уровень. Более того, усовершенствование армяно-российских отношений позволит образовать более разносторонние связи с прицелом на развитие сотрудничества в новых областях и в новых форматах. Это, в свою очередь, позволит привлечь новых региональных акторов в систему безопасности, таким образом укрепляя уже имеющиеся форматы.

Фактически создание новых механизмов сотрудничества уже не требуется, но важна модернизация уже имеющихся — будь то ОДКБ или же двустороннее военно-техническое сотрудничество России и Армении, потенциал которого может быть заметно шире имеющегося сегодня.

Аналитическая записка РСМД и ARDI Lab (Армения) №23/2019

Трансформация системы международных отношений сопровождается возникновением новых вызовов и угроз, с которыми большинство государств не способны справляться в одиночку. Большинство угроз носит транснациональный, а порой трансрегиональный характер, что приводит к необходимости создания двусторонних и многосторонних форматов сотрудничества с целью эффективного обеспечения национальной безопасности. Осознавая это, новые государства, которые образовались в результате распада СССР, выступили за создание системы региональной безопасности. Многие бывшие советские республики в первые годы независимости оказались в состоянии конфликта, что актуализировало вопросы межгосударственного сотрудничества для поддержания стабильности в регионе.

Особую роль на пути формирования институтов и механизмов по обеспечению безопасности сыграло многовековое историческое сотрудничество в данной области. Благодаря ему уже имелась соответствующая база и соответствующие каналы, которые отчасти облегчили процесс создания новых форматов взаимодействия. Подобный накопленный опыт сотрудничества имелся, в частности, между Россией и Арменией. Понимая, что только сохранение установившихся связей в сфере безопасности позволит эффективно совместно противостоять новым вызовам, обе стороны выступили за необходимость тесного взаимодействия в этом важном направлении.

Стратегический характер союзнических отношений России и Армении находит свое выражение не только в сотрудничестве, но и в интеграции в области экономики и безопасности. Данный тренд имеет глубинные основания, и дискуссии о необходимости корректировки имеющегося курса в принципе отсутствуют как в Москве, так и в Ереване. Поэтому изменение внутриполитической конфигурации в одном из государств не способно оказать серьезное влияние на пересмотр формата отношений. Разного рода спекуляции со стороны заинтересованных лиц, которые не руководствуются государственными интересами, относительно ревизии союзнического характера отношений в области безопасности не являются состоятельными.

Принимая во внимание продолжающуюся нестабильность на Ближнем Востоке, где Россия сегодня является одним из основных игроков, а Армения фактически является частью этого региона, углубление взаимодействия Москвы и Еревана в сфере безопасности становится ещё более важным. Как наличие множества двухсторонних форматов взаимодействия, так и нахождение обеих стран в военном блоке ОДКБ и экономическом союзе ЕАЭС может позволить при правильном подходе достаточно быстро поднять эффективность совместной работы на новый уровень. Более того, усовершенствование армяно-российских отношений позволит образовать более разносторонние связи с прицелом на развитие сотрудничества в новых областях и в новых форматах. Это, в свою очередь, позволит привлечь новых региональных акторов в систему безопасности, таким образом укрепляя уже имеющиеся форматы.

Фактически создание новых механизмов сотрудничества уже не требуется, но важна модернизация уже имеющихся — будь то ОДКБ или же двустороннее военно-техническое сотрудничество России и Армении, потенциал которого может быть заметно шире имеющегося сегодня.

Россия и Армения в системе региональной безопасности, 280 Кб

ՌՈՒՍԱՍՏԱՆԸ և ՀԱՅԱՍՏԱՆԸ ՏԱՐԱԾԱՇՐՋԱՆԱՅԻՆ ԱՆՎՏԱՆԳՈՒԹՅԱՆ ՀԱՄԱԿԱՐԳՈՒՄ, 274 Кб

(Голосов: 21, Рейтинг: 4.43)
 (21 голос)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся