Совместный доклад РСМД и Союза «Африканская деловая инициатива» № 53/2020
Африканский континент вошел в ХХI век с большим багажом достижений и проблем, которые не могут не влиять на дальнейшую конфигурацию не только континентальной, но и глобальной картины. Решение африканских проблем — это прежде всего задача народов и лидеров самих африканских стран, но Россия вполне способна внести свой уникальный вклад в поиски этих решений.
В совместном докладе Российского совета по международным делам и СОЮЗА «Африканская деловая инициатива» дается анализ возможностей построения многосторонней системы сотрудничества России и мировых держав с африканским сообществом на принципах уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела африканских государств.
В докладе использован метод SWOT-анализа для исследования потенциала и текущих проблем Африканского континента, позиции России в отношениях с Африкой и выработки соответствующих рекомендаций.
Краткое содержание
— Проведением первого в истории Саммита «Россия-Африка» в октябре 2019 года в Сочи Россия открыла новую главу в своих отношениях с Африканским континентом, прежде всего, в том, что касается экономического измерения этих отношений.
— Международное соперничество на африканском континенте набирает обороты. Территория, веками остававшаяся колониальным придатком нескольких европейских держав, сегодня притягивает к себе все больше внимания и со стороны политиков и инвесторов из Китая, Индии, Саудовской Аравии, Бразилии, США, и, безусловно, России. Успешное проведение саммита продемонстрировало желание России определить и занять свое место на африканском континенте. А так как никто из главных игроков не собирается сдавать свои позиции на континенте, этот процесс при неблагоприятном развитии событийбудет приобретать характер геополитической схватки.
— Африканский континент вошел в XXI век с большим багажом достижений и проблем. И если к достижениям можно отнести стабильный рост ВВП, постепенное укрепление государственности, выход на новый уровень экономического сотрудничества, повышение качества образования, институционализацию целого ряда секторов экономики, регулятивные инициативы и общее изменение политического и экономического климата на континенте (как, например, инициирование африканскими странами Континентальной зоны свободной торговли), то среди ключевых проблем остаются турбулентность и «хрупкость» целого ряда африканских юрисдикций, неуравновешенность и относительная нестабильность политических систем, отсутствие социальных реформ, смертельно опасные заболевания, количественный прирост населения, рожденного и воспитанного в атмосфере военного противостояния и активных боевых действий.
— Несмотря на то, что совокупный объем ВВП стран африканского континента еще далек от развитых государств, континент сегодня обладает серьезным потенциалом. Высокие темпы экономического роста и усиливающаяся интеграция стран континента отличают Африку от других регионов, где чаще проявляются стагнация экономики и возрастающий протекционизм.
— Одна из главных проблем политической системы Африки сегодня заключается в разрозненности ее политической карты, которая обусловлена не столько политическим разнообразием как таковым, сколько, наследием колониальной эпохи и многообразием культур и народов, верований и традиций на континенте. Богатая палитра исторического и культурного субстрата африканских государств на деле служит причиной многочисленных политических проблем.
— Россия, разумеется, не в состоянии в одиночку разработать и воплотить в жизнь альтернативную парадигму взаимодействия стран африканского континента с внешних миром. Но эта задача сегодня не по силам никакому отдельному игроку в мире. Решение многочисленных африканских проблем — это прежде всего задача народов и лидеров самих африканских стран. Но Россия вполне способна внести свой уникальных вклад в поиски этих решений. Тем более, что многополярность современного мира демонстрирует необходимость созидательного взаимодействия, а не разрозненного преследования своих узких интересов отдельными игроками.
— Необходимо оценить наши ресурсы и понять, чем можем быть полезны на только Африке настоящего, но и Африке будущего. Еще более важна основательная экспертная дискуссия о существующих возможностях и ограничителях российской вовлеченности в Африке, равно как и о проекциях этих возможностей и ограничителей на ближайшую, среднесрочную долгосрочную перспективу. По всей видимости, есть потребность в тщательном мониторинге текущих достижений и неудач российской вовлеченности в странах африканского континента.
— Россия — активный и, порой, ключевой участник крупных альянсов и интеграционных объединений, как ШОС, БРИКС, ЕАЭС, АСЕАН. Развивая торгово-экономическое сотрудничество с Россией, страны Африки сегодня получают реальный доступ для своих товаров и услуг на единый рынок емкостью более 183 млн человек, который включает партнеров Москвы по Евразийскому экономическому союзу — Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию. Таким образом, евразийская интеграция открывает дополнительные возможности странам Африки для наращивания торговли с партнерами России по ЕАЭС, что в целом подтверждается увеличением африканского экспорта в Союз с 2,4 млрд долл. в 2010 году до 3,5 млрд долл. в 2018 году. При этом, позитивная динамика наблюдается по отношению ко всей евразийской пятерке.
— Россия обладает развитыми потенциальными областями сотрудничества: геологоразведка и добыча полезных ископаемых, космические разработки, энергетика (в сфере генерирующих и инфраструктурных проектов, включая область альтернативной энергетики, распределения энергоресурсов), ВПК, здравоохранение, образование, социальная сфера, экология и т.д. А необходимость действий и принятия решений в конкурентной среде является вызовом, который может привести к прорыву в разработке и реализации новых подходов в экономической, политической, гуманитарной сферах.
— Сотрудничая с Африкой, Россия получает большой и постоянно растущий рынок сбыта, связанный с положительнойдемографической динамикой в странах Африки и активным формированием среднего класса.
— Целый ряд вопросов, волнующих современную Африку, связывает всех присутствующих на континенте российских акторов необходимостью комплексно, последовательно и консолидировано подходить к поиску решений. В сложившейся ситуации нужно найти новые, эффективные формы двустороннего и многостороннего сотрудничества, которые имеют прочный фундамент в нашем общем прошлом, учитывают сложившуюся геополитическую ситуацию и направлены на решение глобальных общемировых целей и задач.
Африканский континент вошел в ХХI век с большим багажом достижений и проблем, которые не могут не влиять на дальнейшую конфигурацию не только континентальной, но и глобальной картины. Решение африканских проблем — это прежде всего задача народов и лидеров самих африканских стран, но Россия вполне способна внести свой уникальный вклад в поиски этих решений.
В совместном докладе Российского совета по международным делам и СОЮЗА «Африканская деловая инициатива» дается анализ возможностей построения многосторонней системы сотрудничества России и мировых держав с африканским сообществом на принципах уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела африканских государств.
В докладе использован метод SWOT-анализа для исследования потенциала и текущих проблем Африканского континента, позиции России в отношениях с Африкой и выработки соответствующих рекомендаций.
Краткое содержание
— Проведением первого в истории Саммита «Россия-Африка» в октябре 2019 года в Сочи Россия открыла новую главу в своих отношениях с Африканским континентом, прежде всего, в том, что касается экономического измерения этих отношений.
— Международное соперничество на африканском континенте набирает обороты. Территория, веками остававшаяся колониальным придатком нескольких европейских держав, сегодня притягивает к себе все больше внимания и со стороны политиков и инвесторов из Китая, Индии, Саудовской Аравии, Бразилии, США, и, безусловно, России. Успешное проведение саммита продемонстрировало желание России определить и занять свое место на африканском континенте. А так как никто из главных игроков не собирается сдавать свои позиции на континенте, этот процесс при неблагоприятном развитии событийбудет приобретать характер геополитической схватки.
— Африканский континент вошел в XXI век с большим багажом достижений и проблем. И если к достижениям можно отнести стабильный рост ВВП, постепенное укрепление государственности, выход на новый уровень экономического сотрудничества, повышение качества образования, институционализацию целого ряда секторов экономики, регулятивные инициативы и общее изменение политического и экономического климата на континенте (как, например, инициирование африканскими странами Континентальной зоны свободной торговли), то среди ключевых проблем остаются турбулентность и «хрупкость» целого ряда африканских юрисдикций, неуравновешенность и относительная нестабильность политических систем, отсутствие социальных реформ, смертельно опасные заболевания, количественный прирост населения, рожденного и воспитанного в атмосфере военного противостояния и активных боевых действий.
— Несмотря на то, что совокупный объем ВВП стран африканского континента еще далек от развитых государств, континент сегодня обладает серьезным потенциалом. Высокие темпы экономического роста и усиливающаяся интеграция стран континента отличают Африку от других регионов, где чаще проявляются стагнация экономики и возрастающий протекционизм.
— Одна из главных проблем политической системы Африки сегодня заключается в разрозненности ее политической карты, которая обусловлена не столько политическим разнообразием как таковым, сколько, наследием колониальной эпохи и многообразием культур и народов, верований и традиций на континенте. Богатая палитра исторического и культурного субстрата африканских государств на деле служит причиной многочисленных политических проблем.
— Россия, разумеется, не в состоянии в одиночку разработать и воплотить в жизнь альтернативную парадигму взаимодействия стран африканского континента с внешних миром. Но эта задача сегодня не по силам никакому отдельному игроку в мире. Решение многочисленных африканских проблем — это прежде всего задача народов и лидеров самих африканских стран. Но Россия вполне способна внести свой уникальных вклад в поиски этих решений. Тем более, что многополярность современного мира демонстрирует необходимость созидательного взаимодействия, а не разрозненного преследования своих узких интересов отдельными игроками.
— Необходимо оценить наши ресурсы и понять, чем можем быть полезны на только Африке настоящего, но и Африке будущего. Еще более важна основательная экспертная дискуссия о существующих возможностях и ограничителях российской вовлеченности в Африке, равно как и о проекциях этих возможностей и ограничителей на ближайшую, среднесрочную долгосрочную перспективу. По всей видимости, есть потребность в тщательном мониторинге текущих достижений и неудач российской вовлеченности в странах африканского континента.
— Россия — активный и, порой, ключевой участник крупных альянсов и интеграционных объединений, как ШОС, БРИКС, ЕАЭС, АСЕАН. Развивая торгово-экономическое сотрудничество с Россией, страны Африки сегодня получают реальный доступ для своих товаров и услуг на единый рынок емкостью более 183 млн человек, который включает партнеров Москвы по Евразийскому экономическому союзу — Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию. Таким образом, евразийская интеграция открывает дополнительные возможности странам Африки для наращивания торговли с партнерами России по ЕАЭС, что в целом подтверждается увеличением африканского экспорта в Союз с 2,4 млрд долл. в 2010 году до 3,5 млрд долл. в 2018 году. При этом, позитивная динамика наблюдается по отношению ко всей евразийской пятерке.
— Россия обладает развитыми потенциальными областями сотрудничества: геологоразведка и добыча полезных ископаемых, космические разработки, энергетика (в сфере генерирующих и инфраструктурных проектов, включая область альтернативной энергетики, распределения энергоресурсов), ВПК, здравоохранение, образование, социальная сфера, экология и т.д. А необходимость действий и принятия решений в конкурентной среде является вызовом, который может привести к прорыву в разработке и реализации новых подходов в экономической, политической, гуманитарной сферах.
— Сотрудничая с Африкой, Россия получает большой и постоянно растущий рынок сбыта, связанный с положительнойдемографической динамикой в странах Африки и активным формированием среднего класса.
— Целый ряд вопросов, волнующих современную Африку, связывает всех присутствующих на континенте российских акторов необходимостью комплексно, последовательно и консолидировано подходить к поиску решений. В сложившейся ситуации нужно найти новые, эффективные формы двустороннего и многостороннего сотрудничества, которые имеют прочный фундамент в нашем общем прошлом, учитывают сложившуюся геополитическую ситуацию и направлены на решение глобальных общемировых целей и задач.
Африка — Россия+: достижения, проблемы, перспективы, 1,3 Мб