Доклад РСМД и Института стратегического видения (Пакистан) №50/2020
Настоящий доклад является результатом совместной работы, проведенной Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом стратегического видения (SVI, Пакистан). В докладе анализируется роль двух стран в протекающих на Ближнем Востоке процессах и рассматривается политика России и Пакистана в субрегионе Персидского залива. Эксперты определяют области, в которых сходятся стратегические и дипломатические интересы двух государств. В работе также приведены позиции России и Пакистана в отношении региональной конкуренции, влияния внешних сил, возможностей для сотрудничества в сфере безопасности в Персидском заливе.
Доклад РСМД и Института стратегического видения (Пакистан) №50/2020
Настоящий доклад является результатом совместной работы, проведенной Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом стратегического видения (SVI). В докладе анализируется роль двух стран в протекающих на Ближнем Востоке процессах и рассматривается политика России и Пакистана в субрегионе Персидского залива. Динамика со стороны Ближнего Востока и Персидского залива, с которой сталкиваются как Россия, так и Пакистан, представляет особую важность для определения областей, в которых сходятся стратегические и дипломатические интересы обеих стран. Этот доклад включает в себя работы, подготовленные с российской стороны экспертами РСМД Юлией Рокнифард и Григорием Лукьяновым, а с пакистанской стороны — исследователем SVI Мохаммадом Вакасом Джаном.
В работе Юлии Рокнифард и Григория Лукьянова проведен анализ российской политики в отношении безопасности в Персидском заливе. Кроме того, российские авторы представили историю сближения позиций России и государств Залива в этой сфере в условиях «возвращения» России на Ближний Восток. Вакас Джан рассматривает внешнюю политику Пакистана и его растущую роль в системе безопасности на Ближнем Востоке, которая определяется геополитикой региона. Он описывает необходимость расстановки новых внешнеполитических ориентиров Пакистана, обусловленных последними изменениями в траектории политики великих держав и их влиянием на регионы Южной Азии и Ближнего Востока.
Авторы отмечают, что в условиях необходимости снижения напряженности между монархиями Залива и Ираном Россия и Пакистан традиционно рассматриваются как потенциальные посредники. В 2019 г. Королевство Саудовская Аравия (КСА) благодаря традиционно нейтральной позиции Исламабада как в отношении проблем между монархиями Залива, так и между Тегераном и Эр-Риядом неофициально выбрало Пакистан в качестве одного из посредников для переговоров. Стратегический нейтралитет здесь представляет Пакистан в выгодном свете. Поскольку Россия и Пакистан поддерживают рабочие контакты со всеми игроками, они могли бы выступить с совместными предложениями по улучшению ситуации в зоне Персидского залива.
Роль России и Пакистана в системе безопасности региона всегда заключалась в поддержании стабильности. В силу этого подход обеих стран отмечало стремление сохранить статус-кво, а не радикально его изменить. Такой подход резко контрастирует с ролью США, которая, хотя и предполагает обеспечение стабильности, однако настаивает на определенных трансформациях. Реализация этих трансформаций на практике является непременным условием, при котором Соединенные Штаты могли бы оказать необходимую помощь и поддержку. Для сравнения, как российская, так и пакистанская поддержка не обусловлены выполнением каких-либо условий и не подразумевают проведение всеобъемлющей политики непосредственного вмешательства в социально-политические и экономические системы стран Ближнего Востока.
В отличие от США, отношения России и Пакистана со странами региона основаны на долгой истории дипломатических связей, отличительной чертой которых являлось поддержание социально-экономической общности. Она напрямую связана с географической близостью региона к России и Пакистану, что само по себе было определяющим фактором до формирования современной международной системы. Эти связи обладают огромным потенциалом в деле смягчения существующей в регионе напряженности, если их использовать в рамках многосторонней структуры (например, Шанхайской организации сотрудничества). Таким образом, и Россия, и Пакистан, опираясь на свои двусторонние отношения с ведущими державами Ближнего Востока, могут сыграть ключевую роль в разрешении существующих споров и разногласий, в частности — продолжающегося противостояния между Ираном и Саудовской Аравией, что позволит укрепить стабильность и снизить степень неопределенности и рисков.
Россия и Пакистан на Ближнем Востоке: подходы к безопасности в Заливе, 3,6 Мб