Через четыре года после начала кризиса, вызванного событиями в Украине, противостояние и санкции стали новой нормой в отношениях между ЕС и Россией. Обе стороны свыклись с таким положением дел, для которого характерна инерция отношений, и не хотят и не могут изменить status quo.
Этот доклад основан на результатах серии встреч, проведенных участниками Экспертной сети по вопросам внешней политики ЕС-Россия (EUREN) в 2017–2018 гг. В нем говорится, что хотя отношения между ЕС и Россией скорее всего будут развиваться в негативном ключе еще долго, обе стороны должны осознать потери и риски подобной ситуации. В докладе утверждается, что и ЕС, и России необходимо выйти из своих зон комфорта, если они хотят изменить характерную для их отношений негативную динамику. Им придется наполнить содержанием понятие «выборочное сотрудничество», о котором заявил ЕС, сформулировав в 2016 г. «пять основополагающих принципов». В докладе предлагается временно сосредоточить внимание на девяти вопросах из трех областей:
Сопредельные, но спорные территории: ЕС и Россия должны поддержать усилия по достижению устойчивого прекращения огня в Донбассе. Долгосрочное прекращение вооруженного противостояния — не только важный шаг на пути к реализации Минских соглашений, но и обязательное условие для всех других мер, приближающих разрешение конфликта. Более того, России и ЕС следует выступить с идеей начала двух видов неформального диалога: между ЕС, ЕАЭС и странами, подписавшими Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (AA/DCFTA), чтобы по-новому посмотреть на то, как можно в дальнейшем избежать конфликтов, вызываемых европейской и евразийской интеграцией, и между ЕС, ЕАЭС, Китаем и государствами Центральной Азии по использованию инициативы «Один пояс и один путь» для укрепления связей внутри региона и его развития.
России и ЕС следует совместно способствовать укреплению мультикультурализма везде, где возможно. В этой области им надо сосредоточиться на спасении Совместного всеобъемлющего плана действий, сохранении всех предлагаемых данным планом преимуществ для его участников, не вышедших из сделки, и смягчении последствий кризиса в отношениях США и Ирана. Они должны продолжить поиски решения сирийской проблемы, даже если их взгляды на этот вопрос будут по-прежнему расходиться. Им потребуется рассмотреть наименее политизированные области сотрудничества в рамках ООН и ОБСЕ, такие как проблема изменения климата и окружающей среды, глобальное общее достояние человечества и экономических связей, чтобы показать малые, но воодушевляющие примеры успешного сотрудничества.
В области двусторонних отношений ЕС и России по-прежнему перспективным выглядит экономическое сотрудничество, так как сохраняются экономическая взаимозависимость сторон и их общие интересы. Более того, России и ЕС надлежит создавать новые пространства гражданского взаимодействия и устранять препятствия для мобильности граждан. Наконец, пора возобновить закрытые встречи экспертов по спорным вопросам как одну из мер по укреплению доверия.
Сейчас и, возможно, еще какое-то время избирательное сотрудничество будет направлено на сохранение status quo и недопущение ухудшения нынешней ситуации. Внимательно изучив множество разрозненных проектов, ЕС и Россия могут надеяться в среднесрочной перспективе найти новые области сотрудничества и включить их в общую сеть, чтобы добиться большего сближения в долгосрочной перспективе.
Выборочное сотрудничество между ЕС и Россией, 272 Кб.
Через четыре года после начала кризиса, вызванного событиями в Украине, противостояние и санкции стали новой нормой в отношениях между ЕС и Россией. Обе стороны свыклись с таким положением дел, для которого характерна инерция отношений, и не хотят и не могут изменить status quo.
Этот доклад основан на результатах серии встреч, проведенных участниками Экспертной сети по вопросам внешней политики ЕС-Россия (EUREN) в 2017–2018 гг. В нем говорится, что хотя отношения между ЕС и Россией скорее всего будут развиваться в негативном ключе еще долго, обе стороны должны осознать потери и риски подобной ситуации. В докладе утверждается, что и ЕС, и России необходимо выйти из своих зон комфорта, если они хотят изменить характерную для их отношений негативную динамику. Им придется наполнить содержанием понятие «выборочное сотрудничество», о котором заявил ЕС, сформулировав в 2016 г. «пять основополагающих принципов». В докладе предлагается временно сосредоточить внимание на девяти вопросах из трех областей:
Сопредельные, но спорные территории: ЕС и Россия должны поддержать усилия по достижению устойчивого прекращения огня в Донбассе. Долгосрочное прекращение вооруженного противостояния — не только важный шаг на пути к реализации Минских соглашений, но и обязательное условие для всех других мер, приближающих разрешение конфликта. Более того, России и ЕС следует выступить с идеей начала двух видов неформального диалога: между ЕС, ЕАЭС и странами, подписавшими Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (AA/DCFTA), чтобы по-новому посмотреть на то, как можно в дальнейшем избежать конфликтов, вызываемых европейской и евразийской интеграцией, и между ЕС, ЕАЭС, Китаем и государствами Центральной Азии по использованию инициативы «Один пояс и один путь» для укрепления связей внутри региона и его развития.
России и ЕС следует совместно способствовать укреплению мультилатерализм везде, где возможно. В этой области им надо сосредоточиться на спасении Совместного всеобъемлющего плана действий, сохранении всех предлагаемых данным планом преимуществ для его участников, не вышедших из сделки, и смягчении последствий кризиса в отношениях США и Ирана. Они должны продолжить поиски решения сирийской проблемы, даже если их взгляды на этот вопрос будут по-прежнему расходиться. Им потребуется рассмотреть наименее политизированные области сотрудничества в рамках ООН и ОБСЕ, такие как проблема изменения климата и окружающей среды, глобальное общее достояние человечества и экономических связей, чтобы показать малые, но воодушевляющие примеры успешного сотрудничества.
В области двусторонних отношений ЕС и России по-прежнему перспективным выглядит экономическое сотрудничество, так как сохраняются экономическая взаимозависимость сторон и их общие интересы. Более того, России и ЕС надлежит создавать новые пространства гражданского взаимодействия и устранять препятствия для мобильности граждан. Наконец, пора возобновить закрытые встречи экспертов по спорным вопросам как одну из мер по укреплению доверия.
Сейчас и, возможно, еще какое-то время избирательное сотрудничество будет направлено на сохранение status quo и недопущение ухудшения нынешней ситуации. Внимательно изучив множество разрозненных проектов, ЕС и Россия могут надеяться в среднесрочной перспективе найти новые области сотрудничества и включить их в общую сеть, чтобы добиться большего сближения в долгосрочной перспективе.
Выборочное сотрудничество между ЕС и Россией, 272 Кб.