Актуальные внешнеполитические приоритеты Украины: не Западом единым
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 17, Рейтинг: 2.47) |
(17 голосов) |
К.полит.н., руководитель Центра социально-политических исследований ИРИП ВАВТ, доцент Финансового университета при Правительстве РФ
Говоря о внешнеполитических приоритетах Украины, принято по умолчанию считать, что страна окончательно и бесповоротно переориентировалась на Запад, готовится к вступлению в ЕС и НАТО. Пока же членство в этих организациях остается отдаленной и призрачной перспективой, а Украина продолжает поддерживать связи со странами постсоветского пространства. Опасный звонок для России — эта работа проходит без ее участия и иногда вполне успешно. Конфигурация отношений на постсоветском пространстве постепенно отходит от россиецентричной конфигурации и приобретает сетевую форму с несколькими центрами. Имея некий предыдущий опыт существования в качестве крупного экономического центра для региона, Украина вполне может претендовать на роль одного из лидеров в нем.
В этом контексте важно рассмотреть приоритеты и планы Украины на постсоветском пространстве в контексте ее движения в ЕС и НАТО, а также выявить сильные и слабые стороны украинской позиции.
Украина могла бы претендовать на роль одного из региональных лидеров — стать полноценными «воротами в глобальный мир» для региона Евразии, если бы начала работу по адаптации европейского опыта и выработки собственных моделей развития. Пока же, как ни парадоксально, именно стремление безоговорочно следовать европейским канонам сильно тормозит развитие в этом направлении.
Сейчас Украине сложно претендовать на роль экономического центра для постсоветского пространства. В неблагоприятных политических процессах старые экономические связи были нарушены и переориентированы на другие регионы. Слепое следование в фарватере политики ЕС в отношении постсоветского пространства, как отлично видно на примере отношений с Беларусью, не позволяет Украине в полной мере взять курс на формирование собственной региональной повестки. Для Центральной Азии Украина может стать источником технических инноваций, открыв для себя тем самым рынок развивающихся и богатых ресурсами стран.
Однако для реализации выгодной для себя стратегии Украина должна приобрести определенную долю субъектности в области внешней политики и экономики, а также целенаправленно артикулировать свои интересы и встраивать их в повестку. Проект ЕАЭС вызывает неоднозначные реакции даже в самих государствах — членах Союза, что дает возможность реализовывать конфликтную стратегию со стороны Украины. В этом случае Россия и сторонники ЕАЭС будут действовать жестко, применяя оставшиеся рычаги экономического давления. Более благоприятным сценарием представляется согласование экономических интересов ЕС и ЕАЭС, о чем в общих чертах ведется речь на экспертном уровне, но этот вопрос пока не перешел в практическую плоскость. И в этой ситуации такие страны как Армения, Украина и Молдова могли бы поднять свой уровень субъектности, имея опыт общения с обеими интеграционными структурами.
Говоря о внешнеполитических приоритетах Украины, принято по умолчанию считать, что страна окончательно и бесповоротно переориентировалась на Запад, готовится к вступлению в ЕС и НАТО. Пока же членство в этих организациях остается отдаленной и призрачной перспективой, а Украина продолжает поддерживать связи со странами постсоветского пространства. Опасный звонок для России — эта работа проходит без ее участия и иногда вполне успешно. Конфигурация отношений на постсоветском пространстве постепенно отходит от россиецентричной конфигурации и приобретает сетевую форму с несколькими центрами. Имея некий предыдущий опыт существования в качестве крупного экономического центра для региона, Украина вполне может претендовать на роль одного из лидеров в нем.
В этом контексте важно рассмотреть приоритеты и планы Украины на постсоветском пространстве в контексте ее движения в ЕС и НАТО, а также выявить сильные и слабые стороны украинской позиции.
Приоритеты внешней политики в Стратегии национальной безопасности Украины
С чем Украина входит в год 30-летия своей независимости?
Стратегия национальной безопасности Украины была кардинально пересмотрена в 2015 г., в нее отдельным пунктом было внесено положение о «российской угрозе» [1]. Сегодня действует новая версия Стратегии, принятая в сентябре 2020 г., сформированная под влиянием «продолжающегося конфликта с Россией», при том последняя обозначена в документе «как «долгосрочная угроза национальным интересам и безопасности Украины». В новом документе сохранились тезисы о необходимости сохранения международного давления на Россию как гарантии недопущения эскалации конфликта. Украина призывает международные организации поддержать ее в противостоянии «российской агрессии».
В отношении экономического развития Украина продолжает ориентироваться на Европу. Стратегический курс страны — вступление в ЕС и НАТО. При этом Украина также открыта к сотрудничеству с Азербайджаном и Грузией, Белоруссией и Молдовой. В энергетической сфере Киев нацелен на европейскую инфраструктуру — в разработке находится проект интеграции Объединенной энергосистемы Украины в европейское объединение операторов передачи электроэнергии, а Газотранспортной системы страны — в Европейскую сеть операторов газотранспортной системы.
Судя по торговым соглашениям (См. Таб. 1), Украина занимает достаточно активную внешнеполитическую и внешнеэкономическую позицию, которая сегодня направлена за пределы региона постсоветского пространства. Хотя существуют отдельные попытки страны укрепить выгодные, в первую очередь, экономические связи с отдельными постсоветскими республиками.
Таб. 1. Действующие торговые соглашения Украины с другими странами и организациями
Партнер по соглашению | Тип договора | Охват | Дата вступления в силу |
---|---|---|---|
Туркменистан | Соглашение о свободной торговле | Товары | 4 ноября 1995 г. |
Узбекистан | Соглашение о свободной торговле | Товары | 1 января 1996 г. |
Грузия | Соглашение о свободной торговле | Товары | 4 июня 1996 г. |
Азербайджан | Соглашение о свободной торговле | Товары | 2 сентября 1996 г. |
Армения | Соглашение о свободной торговле | Товары | 18 декабря 1996 г. |
Кыргызстан | Соглашение о свободной торговле | Товары | 19 января 1998 г. |
Казахстан | Соглашение о свободной торговле | Товары | 19 октября 1998 г. |
Северная Македония | Соглашение о свободной торговле | Товары | 5 июля 2001 г. |
Таджикистан | Соглашение о свободной торговле | Товары | 11 июля 2002 г. |
Молдавия | Соглашение о свободной торговле | Товары | 19 мая 2005 г. |
Белоруссия | Соглашение о свободной торговле | Товары | 11 ноября 2006 г. |
Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) | Договор об ассоциации и соглашение о свободной торговле | Товары и услуги | 1 июня 2012 г. |
Черногория | Договор об ассоциации и соглашение о свободной торговле | Товары и услуги | 1 января 2013 г. |
ЕС | Соглашение об экономической интеграции и о свободной торговле | Товары и услуги | <p>23 апреля 2014 г. |
Канада | Соглашение о свободной торговле | Товары | 1 августа 2017 г. |
Источник: Regional Trade Agreements. Database. URL: http://rtais.wto.org/UI/PublicMaintainRTAHome.aspx
Несмотря на то, что Украина в основном ориентирована на Запад и Европейский союз, в недавнем времени страна активизировала свою политику в Центральной Азии. В то же время ее отношения с постсоветскими странами в Восточной Европе осложняются рядом политических конфликтов.
В торговом отношении Украина пока сильно зависит от России и Белоруссии, но также есть потенциал в развитии отношений с Азербайджаном и Казахстаном (См. Рис 1). В особенности зависимость проявляется в отношении импорта — поэтому ухудшение отношений с Беларусью может крайне негативно сказаться на украинской экономике. В отношении России спад объемов торговли идет поэтапно и неуклонно — с 2018 по 2020 гг. падение импорта в Украину из России сократилось практически в два раза (с 8 млрд долл. до 4,5 млрд долл.) [2].
Рис. 1.
Источник данных: Составлено автором на основе данных URl: https://comtrade.un.org/data/
В отношении экспорта из Украины ситуация выглядит интереснее — из Украины более активный импорт идет в Узбекистан, Молдову, Грузию и Армению (См. Рис. 2). Причем в Узбекистан импорт даже увеличился в 2020 г., несмотря на общее падение оборотов в связи с пандемией.
Рис. 2.
Источник данных: Составлено автором на основе данных URL: https://comtrade.un.org/data/
При том, что Украина явно ориентирована в экономическом плане на ЕС, к слову, за 2020 г. объем экспорта из Германии (5,3 млрд долл.) превысил по значению объему экспорта из России (4,5 млрд долл.). Тем не менее Украина окончательно не закрывает возможность сотрудничества с другими странами постсоветского пространства — с каждой из них выстраивается своя и в чем то уникальная драматургия отношений.
Украина и Южный Кавказ
На Южном Кавказе позиции Украины неоднозначны — от тесного сотрудничества с Азербайджаном до прохладных отношений с Арменией. В армяно-азербайджанском конфликте Украина принимает сторону Азербайджана. Это связано с тем, что Азербайджан в свою очередь признает территориальную целостность Украины. «Мы последовательно поддерживали территориальную целостность Азербайджана, так же как Азербайджан поддерживал нашу территориальную целостность в международнопризнанных границах, и этот принцип остается для нас абсолютно неизменным», — отмечает министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
Украина также заинтересована в финансовой помощи и инвестициях со стороны Азербайджана. Баку поддерживает территориальную целостность Украины, но опасается протестных настроений и цветных революций на своей территории. Кроме того, Азербайджан предпочитает не портить отношения с Москвой, поэтому высказывается по вопросам территориальной целостности максимально деликатно. Украина важна для Азербайджана с точки зрения логистики и транспортировки энергоресурсов в Европу.
Отношения между двумя странами развиваются в области торговли — в апреле 2021 г. начались переговоры о подписании Соглашения в сфере безопасности пищевых продуктов. Украина находится в менее выигрышной позиции в отношениях с Азербайджаном в области экономики. Единственный ее шанс — нарастить мощь в области военно-технического сотрудничества с Азербайджаном.
Рис. 3.
В отношении торговли наибольшие объемы показывает пара Украина — Азербайджан. При этом от экспорта из Украины больше зависят Армения и Грузия.
Рис. 4.
Торгово-экономические отношения между Арменией и Украиной развиваются по благоприятной для последней траектории. Однако постепенно нарастают противоречия, связанные с интерпретацией фактов исторической памяти — оценки и признания Голодомора, а также геноцида армян в 1915 г. К тому же Армения крайне негативно восприняла тот факт, что Украина поддержала Азербайджан в конфликте. При этом до обострения двусторонних отношений были планы по развитию сотрудничества двух стран в области металлургии, информационных технологий, машиностроения и добычи полезных ископаемых [3]. Опыт Армении в выстраивании отношений и в рамках ЕАЭС, и по линии ЕС также вполне мог бы быть полезен для Украины, в случае если страна примет более взвешенную и прагматичную линию внешней политики.
Пока же обмен опытом происходит в основном между Украиной и Грузией — страны оказались в схожей геополитической ловушке. Отношения с Россией находятся на низком уровне, при этом НАТО не торопится пригласить их в свой состав. В рамках этой конфигурации в случае обострения ситуации на Востоке Украины окно возможностей для Грузии сужается, и эксперты уже говорят об этом. «Если же все произойдет ослабление Украины, это автоматически будет означать и наше ослабление. Как политически, так и экономически. Мы обязательно должны быть по правильную сторону баррикад. И правильная сторона – это рядом с Украиной, вместе с Западом. Мы уже сейчас должны быть в процессе консультаций, мы должны предложить Украине любую возможную помощь», — отмечает эксперта Фонда Рондели Валерия Чечелашвили.
Отношения Украины с Грузией осложняются назначениями Михаила Саакашвили на государственные посты в Украине, однако политические круги двух стран настроены урегулировать ситуацию в формате диалога. В апреле 2021 г. появилась информация, что Грузия планирует вернуть своего посла на Украину (он был отозван в мае 2020 г.).
Украина и Восточная Европа
ЕАЭС: интеграция по-постсоветски
Украина видит угрозу в укреплении отношений России и Белоруссии, более того, она готова присоединиться к санкциям ЕС против последней. Ситуация стала сильно ухудшаться после событий с самолетом Ryanair. Украина закрыла авиасообщение с Беларусью и теперь грозит санкциями за открытие полетов в Крым: «Мы будем действовать мгновенно против любых попыток легитимизировать оккупацию Крыма Россией, — пообещала замглавы МИД Украины Эмине Джапарова.
При этом Украина готова принимать иммигрантов из Белоруссии, в особенности — высококвалифицированных специалистов. Президент Украины Владимир Зеленский подписал Указ № 420/2020 «О некоторых мерах по привлечению предпринимателей, высококвалифицированных специалистов, являющихся гражданами Республики Беларусь» — их временное пребывание на территории Украины должно быть продлено до 180 дней.
В связи с напряженностью в отношениях между Украиной и Белоруссией Минск рискует утратить свой статус площадки для мирных переговоров по Донбассу. По словам постоянного представителя в контактной группе от Украины Л. Кравчука, Минск больше не сможет выступать площадкой для встреч и переговоров по нескольким причинам: во-первых, туда теперь сложно добраться; во-вторых, режим А. Лукашенко «демонстрирует диктаторское поведение». Беларусь же считает позицию Украины в отношении выборов президента 2020 г. «недружественными шагами». В Верховной Раде, действительно, шли острые дебаты по поводу выборов в Беларуси — Петр Порошенко и Юлия Тимошенко призывали к перевыборам, тогда как Виктор Медведчук поздравил Александра Лукашенко с победой. Официальный Киев придерживался нейтральной позиции, тогда как белорусский президент сам нагнетал ситуацию, публично обвиняя Украину во вмешательстве во внутренние дела страны. В силу того, что Украина все же сильно взаимосвязана с Беларусью экономически, сейчас Киев планирует постепенно переориентировать свою экономику — так, В. Зеленский говорит о возможном рассмотрении альтернативных путей поставки электроэнергии.
Сегодня происходит восстановление отношений Украины с Молдавией. Рассматривается возобновление работы по Днестровской ГЭС, вопросам дороги Одесса-Рени. Показательно, что Майя Санду свой первый визит в качестве президента совершила именно в Киев. После заявления Игоря Додона о том, что «де-факто Крым — Российская территория» отношения между двумя странами были заморожены на четыре года. М. Санду же заявляет, что «Молдова твердо и без оговорок поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины», Украина в ответ на это стоит на позиции, что Приднестровье должно вернуться в состав Молдовы.
Для Молдовы отношения с Украиной важны, поскольку последняя выступала коридором для транзита молдавских товаров в Россию. К тому же Кишинев больше зависит от Киева в контексте взаимной торговли.
Рис. 5.
Рис. 6.
Отношения Украины с другими странами Восточной Европы — отличный пример того, как политическая идеология превалирует над очевидными экономическими выгодами и перспективами. Политические риски оказывают значительное влияние на траектории внешнеэкономического сотрудничества.
Украина и Центральная Азия
До недавних пор Центральная Азия выпадала из поля зрения Украины, однако в последнее время эти отношения стали демонстрировать большую интенсивность. Они развиваются в первую очередь в экономической плоскости, что может стать для Украины «окном возможностей» в ситуации осложнения отношений с традиционными экономическими партнерами — Россией и Беларусью.
Рис. 7.
Рис. 8.
Пока основным торговым партнером Украины в Центральной Азии остается Казахстан. Импорт и экспорт в данном случае находятся примерно на одном уровне. Акцент в торговле с Казахстаном делается на сферы авиа- и машиностроения, а также энергетики. Обе страны считают сельскохозяйственную сферу критически важной для своего развития, Украина претендует на роль важнейшего поставщика аграрной продукции на мировом рынке.
Сложности в отношениях между Казахстаном и Украиной связаны с различиями в техническом регулировании. Для Казахстана действуют правила ЕАЭС, для Украины — правила Европейского союза. Решением этой коллизии может стать создание совместных предприятий на территории Казахстана и Украины. На зерновом рынке Украина и Казахстан конкурируют за рынки сбыта. До 2013 г. обсуждались варианты создания зернового хаба с участием Украины, Казахстана и России, но отказ Украины вступать в Таможенный союз разрушил эти планы. Пока разговоры и развитии сотрудничества с Казахстаном остаются на уровне деклараций.
Восприятие Украины на Западе в 2019-2020 гг.
Рынок Кыргызстана потенциально интересен украинскому бизнесу при условии модернизации законодательства в области защиты частной собственности. Кыргызстан может быть заинтересован в помощи со стороны Украины в строительстве и модернизации малых ГЭС. В Кыргызстане действуют 32 предприятия с участием украинского капитала, из которых 15 — с полным участием капитала из Украины. Снятие запрета на транзит товаров между Кыргызстаном и Украиной по территории России возобновлено с 2019 г. После блокировки транзита в 2016 г. и украинский бизнес понес значительные потери. Альтернативным стал путь через Южный Кавказ, но он оказался слишком дорогим. Однако с 2016 г. многие производители уже переориентировались на рынки Европы, а восстановление прежних объемов маловероятно.
Украина и Таджикистан начали прорабатывать вопрос по восстановлению прямого авиасообщения между странами. Украина по-прежнему сохраняет интерес к дальнейшему участию своих предприятий в строительстве гидроэнергетических объектов на территории Таджикистана. Основной сотрудничества Украины и Туркменистана стали крупные совместные проекты по развитию городской и транспортной инфраструктуры — строительство железнодорожного и автомобильного мостов через реку Амударья, сооружение дренажно-коммуникационного тоннеля в Ашхабаде. У Узбекистана с Украиной традиционно развиваются торговые отношения. Из Украины Узбекистан поставляет в основном металл и металлопродукцию, в Украину же везут текстиль, сухофрукты, автомобили, химические удобрения. Успешное развитие торговли и сотрудничества с Узбекистаном позволяет сторонам рассматривать варианты выхода на рынки третьих стран.
Регион Центральной Азии может стать для Украины перспективным направлением в случае развития логистической и транспортной инфраструктуры. В двусторонних отношениях с этими странами минимально действует политический и геополитический фактор. Риски, скорее, исходят от России и Европы, если усиление контактов Украины с центральноазиатскими республиками будут расценены ими как угроза.
***
Украина могла бы претендовать на роль одного из региональных лидеров — стать полноценными «воротами в глобальный мир» для региона Евразии, если бы начала работу по адаптации европейского опыта и выработки собственных моделей развития. Пока же, как ни парадоксально, именно стремление безоговорочно следовать европейским канонам сильно тормозит развитие в этом направлении.
Сейчас Украине сложно претендовать на роль экономического центра для постсоветского пространства. В неблагоприятных политических процессах старые экономические связи были нарушены и переориентированы на другие регионы. Слепое следование в фарватере политики ЕС в отношении постсоветского пространства, как отлично видно на примере отношений с Беларусью, не позволяет Украине в полной мере взять курс на формирование собственной региональной повестки. Для Центральной Азии Украина может стать источником технических инноваций, открыв для себя тем самым рынок развивающихся и богатых ресурсами стран.
Однако для реализации выгодной для себя стратегии Украина должна приобрести определенную долю субъектности в области внешней политики и экономики, а также целенаправленно артикулировать свои интересы и встраивать их в повестку. Проект ЕАЭС вызывает неоднозначные реакции даже в самих государствах — членах Союза, что дает возможность реализовывать конфликтную стратегию со стороны Украины. В этом случае Россия и сторонники ЕАЭС будут действовать жестко, применяя оставшиеся рычаги экономического давления. Более благоприятным сценарием представляется согласование экономических интересов ЕС и ЕАЭС, о чем в общих чертах ведется речь на экспертном уровне, но этот вопрос пока перешел в практическую плоскость. И в этой ситуации такие страны как Армения, Украина и Молдова могли бы поднять свой уровень субъектности, имея опыт общения с обеими интеграционными структурами.
1. СТРАТЕГІЯ національної безпеки України. ЗАТВЕРДЖЕНО Указом Президента України від 26 травня 2015 року № 287/2015.
2. По данным UN Comtrade.
3. Петросян С. А. Украина – Армения: перспективы взаимовыгодного сотрудничества // ВІСНИК Полтавської державної аграрної академії. № 3. 2011.
(Голосов: 17, Рейтинг: 2.47) |
(17 голосов) |
Одной экономической повестки для функционирования ЕАЭС уже недостаточно
Восприятие Украины на Западе в 2019-2020 гг.Рабочая тетрадь № 58/2020
С чем Украина входит в год 30-летия своей независимости?2021 г. продолжит тенденции, заложенные в 2020 г., но поставит новые опасные вызовы
Никто не хочет настоящей большой войныЧтобы война не началась, нужно стабилизировать ситуацию в Донбассе. Первая задача — это именно стабилизация