В конце апреля 2023 г. в Тель-Авиве на открытии ежегодной Генеральной ассамблеи Еврейской федерации Северной Америки — зонтичной организации американских евреев — президент Израиля Ицхак Герцог объявил о новой инициативе по преодолению раскола между еврейским государством и диаспорой. Она получила название «Глас народа: инициатива Президента по всемирному еврейскому диалогу», сам И. Герцог лаконично назвал ее «еврейским Давосом». В качестве формата реализации инициативы был предложен аполитичный и внепартийный форум, где будут собираться лидеры общественного мнения для обсуждения насущных проблем в отношениях Израиля и диаспоры. Такой формат может позволить собрать на одной площадке движения и группы с разными взглядами и позициями.
Появление этой инициативы не стало неожиданностью. Предыдущий президент Израиля Реувен Ривлин (2014-2021) уже выступал с призывом обновить соглашение Бен-Гуриона-Блауштайна (1950), которое оформило рамки отношений между американскими евреями и еврейским государством, однако они часто нарушались обеими сторонами [1]. В последние годы серьезность кризиса, как внутри еврейской общины США, так и между американскими евреями и еврейским государством, не вызывает никаких сомнений и остается широко обсуждаемой темой. Сам И. Герцог, находясь еще на посту главы Еврейского агентства (2018-2021), подчеркивал, что произошедший раскол — это исторический вызов, и здесь прослеживается его личная заинтересованность в его урегулировании. В то время, когда премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху — фигура противоречивая и отталкивающая для многих американских либеральных евреев, израильский президент использует возможность и протягивает оливковую ветвь диаспоре, признавая как проблему, так и необходимость её решения [2].
«Еврейский Давос», предложенный И. Герцогом, был объявлен в тот момент, когда в Израиле продолжаются протесты против антидемократических планов и шагов правительства Б. Нетаньяху — в частности, против крайне противоречивой судебной реформы.
Беспрецедентный для страны кризис демонстрирует целый массив неурегулированных социальных и политических проблем — рост популизма и кризис политической системы государства; высокий уровень поляризации в обществе; усиление расколов из-за разного рода вопросов, не только из-за палестино-израильского конфликта; падение общественного доверия к государственным институтам и др. После пятых за последние четыре года выборов политическое напряжение в стране не только не спало, а даже усилилось.
Реакция американских евреев на политический кризис в Израиле
Происходящее в Израиле вызвало разного рода отклик среди евреев в США — от резкой критики израильского правительства и солидаризации с израильскими протестующими до поддержки курса Б. Нетаньяху и его коалиции.
Реакция же крупных еврейских организаций США была, как ее описал журналист Рон Кампеас, довольно хаотичной. Еврейские федерации Северной Америки, ранее не комментировавшие политическую ситуацию в Израиле открыто, опубликовали письмо Б. Нетаньяху и его политическому оппоненту Я. Лапиду, в котором была высказана озабоченность предложенной реформой и призыв к компромиссу. В финальной версии заявления, которую подписали несколько организаций, но не Американский израильский политический комитет (AIPAC), приветствуют откладывание принятия судебной реформы, а также призывают к консенсусу и диалогу. Еврейские движения и организации США не имеют права вето в вопросах определения израильского политического курса, однако они стараются, чтобы их мнение учитывалось или по крайней мере было услышано в Израиле.
В марте 2023 г. на сайте Израильского политического форума — произраильской американской еврейской организации — было опубликовано письмо, подписанное 145 еврейскими лидерами разных движений и организаций, в котором выражено возражение против визита в США министра финансов Израиля, противоречивого политика Бецалеля Смотрича из-за его анти-арабского расизма, гомофобии и неприкрытого одобрения насилия.
На всю критику его правительства Б. Нетаньяху ответил, что именно он руководит политикой, а не крайне правые политики И. Бен-Гвир и Б. Смотрич, и «защитит демократию». При этом важно отметить, что то, что лидер Ликуда говорит на американском телевидении и на израильском, сильно различается. На американскую общественность он пытается провести впечатление главного поборника демократии, а на деле Б. Нетаньяху, обвиненный в коррупции и злоупотреблениях властью, старается дискредитировать своих политических оппонентов, критикующие его СМИ и Верховный суд Израиля.
Противоречивость политики Израиля в отношении американского еврейства
От израильского правительства поступают смешанные сигналы американской еврейской общине. С одной стороны, правительство Б. Нетаньяху часто открыто выражало пренебрежение мнением и проблемами американской еврейской общины. Сам премьер-министр выступал с заявлениями о том, что самым важным союзником Израиля в США являются американские евангелисты, которые в большей степени сплочены вокруг поддержки еврейского государства, чем американские евреи. Неудивительно, что результаты опросов общественного мнения (например, Института Пью) показывают, что американские еврейские респонденты скорее негативно относятся к нему, такая позиция особенно распространена среди светских, либеральных евреев. В США часто шутят, что Б. Нетаньяху, прекрасно знающий американскую политическую систему и культуру, мог бы стать лидером республиканской партии (согласно Конституции США лишь рожденный на территории страны может возглавить государство). Только большинство американских евреев голосуют за демократов.
В июне 2023 г. в Нью-Йорке во время фестиваля, посвященного 75-ю Израиля, прошли демонстрации против антидемократических шагов правительства Б. Нетаньяху. Министр по делам диаспоры Амихай Шикли выразил свое отношение к еврейским протестующим не совсем очевидными жестами (впоследствии он продолжил провокационную линию поведения и дал интервью, в котором негативно отозвался о произраильской, лево-либеральной лоббистской организации «J street»). Его поведение не только вызвало отрицательную реакцию представителей еврейских организаций США, но и получило отклик от американского правительства. «Тот факт, что высокопоставленный израильский чиновник приехал в Соединенные Штаты и не провел ни одной публичной встречи с американской еврейской общиной, и тот факт, что его единственное публичное взаимодействие — это позлить кого-то или попросить улыбнуться, говорит о многом», — заявил анонимно представитель администрации Дж. Байдена журналисту Р. Кампеасу из Еврейского телеграфного агентства.
С другой стороны, Израиль продолжает настаивать на том, что он является центром еврейского мира, и нацелен на сохранение связей с диаспорой; это даже закреплено в израильских законах. Диаспора для Израиля — это не просто ресурс для новых иммигрантов, но и фактор политической поддержки, например, в западных странах. Израильское правительство финансирует различные программы по укреплению еврейской и произраильской идентичности в общинах — например, Таглит. Несколько лет назад правительство Б. Нетаньяху при содействии Сохнута (Еврейское агентство) инициировало новые предложения по связям с диаспорой, реализация которых была впоследствии заморожена. В мае 2023 г. израильское правительство согласилось собрать комиссию во главе с тем же министром по делам диаспоры Амихай Шикли для обсуждения идеи о почитании на государственном уровне памяти о евреях диаспоры, погибших в результате антисемитских атак. Все же подобные символичные шаги не способствуют урегулированию причин кризиса отношений с общиной.
За последние десятилетия представления об общей еврейской судьбе и вытекающей из этого солидарности менялись и постепенно размывались. Исследования общественного мнения американских и израильских евреев демонстрируют, что они не просто плохо друг друга знают, но и теряют общее чувство взаимосвязи и ответственности друг за друга.
Новый Сион VS Старый Сион
Внутри американской еврейской общины оформился раскол из-за Израиля, приводящий к открытым столкновениям между неортодоксами и ортодоксами, демократами и республиканцами и др. группами, на которые можем условно поделить представителей общины [3]. Внутренняя динамика в общине, в том числе и меняющаяся, в чем-то даже размывающаяся, еврейская идентичность (она уже не строится вокруг Израиля), вызовы смешанных браков (более 50%) и поколенческие столкновения (молодые евреи более критичны к Израилю), политическая поляризация (среди евреев-демократов растут симпатии к палестинцам), привела к тому, что Израиль из символа единства превратился в фактор разногласий в США [4].
Окончательный и бесповоротный разрыв отношений между еврейским государством и крупнейшим центром еврейской жизни за пределами Израиля, который находится в США, представляется преждевременным. Однако пересмотр характера отношений уже неизбежен.
Если в израильском обществе, в целом, растет число сторонников правых взглядов, а уровень религиозности усиливается, то в ряде общин политические, культурные и религиозные тенденции противоположные. Таким образом, кризис между американским еврейством и Израилем — частный пример переломного момента в отношениях еврейского государства и диаспоры.
Кризис израилецентризма выходит за пределы отдельных общин и проявляется в том числе на уровне еврейских международных организаций. На ежегодной конференции Всемирной сионисткой организации (ВСО), которая всегда была немонолитной и включала представителей разных взглядов и позиций, в мае 2023 г. был принят ряд резолюций, демонстрирующих несогласие с политикой Израиля в вопросах судебной реформы и попыток изменения Закона о возвращении (1950). Данные предложения носят лишь декларативный характер, в то же время они отражают настроения большинства представителей ВСО.
Еврейская община США все еще диаспора?
Инициатива Ицхака Герцога о создании «Еврейского Давоса» может остаться лишь символическим жестом, а может стать толчком к переосмыслению характера отношений между Израилем и еврейскими общинами. Она строится по сионистской модели: есть еврейский центр (Израиль), а диаспора — это то, что окружает этот центр. И это вписывается в классическую дихотомию — Иерусалим и Вавилон. Однако современные исследователи диаспор указывают на то, что сегодня уже нет взаимоисключающего характера между родиной и диаспорой.
В этой связи другим дискуссионным в академической среде остается вопрос, корректно ли сегодня называть еврейскую общину США диаспорой? Традиционно еврейская диаспора многими исследователями причисляется к классической диаспоре и обладает всеми известными её признаками (У. Сафран, Р. Коэн и др.).
Если суммировать подходы российских и зарубежных авторов, то можно дать такое краткое определение диаспоры — это часть этнической группы, проживающая за пределами своего национального государства и/или на территории традиционного проживания, имеющая общие этнические корни и духовные ценности (рассеяние за пределами родины, коллективная память и идентичность, «миф о возвращении» и др.).
Так, применить данное определение к американскому еврейству сегодня можно лишь условно. Действительно, размывается общая еврейская идентичность — теперь она строится вокруг разных символов в конкретных общинах. На смену еврейской диаспоре пришел «набор различных моделей расселения, идентичности и культурной памяти».
[1] Соглашение Блауштайна и Бен-Гуриона 1950 года — это заключенные договоренности между Давидом Бен-Гурионом («отцом-основателем» Израиля) и Джейкобом Блауштайном (главой Американского еврейского комитета, ведущей еврейской организации США). Их суть состояла в том, что Израиль не требует политической лояльности от американских евреев и не призывает к их иммиграции, а они, в свою очередь, поддерживают Израиль и не вмешиваются в его внутреннюю политику.
[2] В израильской политической системе президент является главой государства, но определяет внутреннюю и внешнюю политику премьер-министр и его правительство. В последние 10 лет роль президента в Израиле стала более активной и инициативной.
[3] Пик произраильской солидарности и ведущей роли Израиля в идентичности американского еврейства был в результате Шестидневной войны (1967). Впоследствии стал нарастать кризис израилецентризма, истоками уходящий в 1970-е – начало 1980-х гг.
[4] Важно подчеркнуть, что раскол в американском еврействе происходит по внутриобщинным вызовам, вопросам американской внутренней политики, а не только из-за политики Израиля.