Read in English
Оценить статью
(Голосов: 23, Рейтинг: 3.96)
 (23 голоса)
Поделиться статьей
Виталий Совин

Независимый аналитик, эксперт в области санкционой политики

Поспешный вывод воинского контингента США из Афганистана свидетельствует о безразличии американской администрации к будущему афганского государства и игнорировании обязательств перед союзниками. Кроме того, налицо нарушение Вашингтоном действующего санкционного режима Совета Безопасности ООН в отношении талибов, введенного резолюцией 1988 (2011).

Серьезным основанием для уличения Вашингтона в нарушении санкционного режима стал оставленный арсенал американской военной техники и боеприпасов в результате внезапной эвакуации в начале июля 2021 г. военнослужащих США с крупнейшей авиабазы Афганистана Баграм без предупреждения афганского командования.

17 августа 2021 г. советник президента США по национальной безопасности Дж. Салливан подтвердил, что значительная часть американских вооружений попала в руки движения «Талибан».

Вашингтон уже не в первый раз нарушает требования резолюций Совета Безопасности ООН. Например, согласно заявлению заместителя министра иностранных дел России С. Рябкова, в 2014 г. американцы освободили из тюрьмы в Гуантанамо четырех талибов — фигурантов санкционного списка СБ ООН — и передали их в одну из стран Ближнего Востока.

Такое поведение было обусловлено взятым руководством США в 2010 г. курсом на начало прямого диалога с талибами, что в том числе вылилось в разделение в июне 2011 г. на два независимых механизма действовавшего на тот момент Комитета СБ 1267 по санкциям в отношении «Талибана» и «Аль-Каиды». Процедуры созданного на основе резолюции 1988 Комитета СБ ООН подразумевают применение в отношении «талибского» списка более либеральных подходов (по сравнению с фигурантами из «Аль-Каиды») исключения из него подпадающих под международные рестрикции лиц и субъектов.

В целом указанные факты должны стать предметом пристального внимания Комитета 1988 Совета Безопасности ООН (включая подотчетную ему Группу по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями), в состав которого входит Российская Федерация.

Необходимо держать в уме, что «талибский вопрос» может стать своеобразным средством реабилитации для Вашингтона перед союзниками и быть использован в целях ужесточения санкционного режима против России. Так, в дополнение к подписанному 15 апреля 2021 г. президентом США исполнительному указу «Противодействие вредоносной иностранной деятельности правительства России», Белым домом был опубликован информационный бюллетень (fact sheet) с перечислением претензий к России, в числе которых упоминаются доклады о вознаграждении за убийство военнослужащих в Афганистане. Согласно документу, американская администрация принимает меры в связи с сообщениями о том, что Россия поощряла нападения талибов на личный состав США и коалиции в Афганистане, основываясь на оценках разведывательного сообщества. Учитывая деликатность этого вопроса, который затрагивает безопасность и благополучие американских сил, он решается через дипломатические, военные и разведывательные каналы.

Следует исходить из того, что по мере поляризации позиций России и США по положению в Афганистане, о чем в том числе свидетельствует отсутствие поддержи со стороны Москвы и Пекина западного проекта «афганской» резолюции при голосовании в СБ ООН 30 августа 2021 г., Вашингтон будет искать любой повод с целью дискредитации России на афганском треке. Одним из действенных ответов на санкции, фейки и другие присущие США недобросовестные методы должна стать скрупулезная работа по фиксированию нарушений Вашингтоном санкционного режима Совета Безопасности ООН в отношении движения «Талибан» и вынесение ее результатов на суд мирового сообщества.

Поспешный вывод воинского контингента США из Афганистана свидетельствует о безразличии американской администрации к будущему афганского государства и игнорировании обязательств перед союзниками. Кроме того, налицо нарушение Вашингтоном действующего санкционного режима Совета Безопасности ООН в отношении талибов, введенного резолюцией 1988(2011).

Так, в подпункте с) пункта 1 резолюции 1988 СБ ООН постановил, что все государства обязаны не допускать прямой или косвенной поставки, продажи или передачи вооружений и связанных с ними материальных средств всех видов, включая оружие и боеприпасы, военные транспортные средства и технику, полувоенное снаряжение и запчасти, лицам и организациям, обозначенным как движение «Талибан»[1], а также другим лицам, группам, предприятиям и организациям, связанным с «Талибаном».

Серьезным основанием для уличения Вашингтона в нарушении санкционного режима стал оставленный арсенал американской военной техники и боеприпасов в результате внезапной эвакуации в начале июля 2021 г. военнослужащих США с крупнейшей авиабазы Афганистана Баграм без предупреждения афганского командования. Как заявил командующий базой генерал Мир Асадулла Кохистани, афганские военные обнаружили отсутствие американцев лишь спустя некоторое время после их «ночного ухода». Это важный факт, который свидетельствует, что официально американская военная техника и боеприпасы не передавались афганской армии. В условиях отключенного американцами электричества на базу сразу проникли мародеры, были разграблены казармы и склады. Среди оставленных американцами «трофеев» — сотни единиц бронетехники и боеприпасов, которые попали в руки талибов, возможно, в ту ночь или после сдачи Баграма (см. рисунок 1).

Рисунок 1: Брошенная американцами на авиабазе Баграм бронетехника (слева) и боеприпасы (справа).

Источник: РИА Новости (слева) и Haroon Sabawoon/Anadolu Agency (справа)

По данным ежегодного бюллетеня The Military Balance, афганские правительственные войска располагали 640 бронетранспортерами MSFV, 200 бронеавтомобилями MaxxPro и несколькими тысячами «Хаммеров». В афганских ВВС числились 22 легких штурмовика EMB-314 Super Tucano (А-29) (см. рисунок 2), четыре транспортных C-130H Hercules, 24 легких Cessna 208B и 18 турбовинтовых PC-12. В армейской авиации — 41 легкий MD-530F и до 30 многоцелевых UH-60A Black Hawk (см. рисунок 2).

Рисунок 2: Захваченные талибами в аэропорту Мазари-Шарифа легкий турбовинтовой штурмовик EMB-314 Super Tucano (А-29) (слева) и многофункциональный легкий вертолет MD-530 F (в центре); многоцелевой вертолет UH-60A Black Hawk в небе над Кандагаром с возможно повешенным талибами человеком (справа).

Источник: Twitter

17 августа 2021 г. советник президента США по национальной безопасности Дж. Салливан подтвердил, что значительная часть американских вооружений попала в руки движения «Талибан». «Очевидно, мы не ожидаем, что они вернут их нам в аэропорту», — отметил он, тем самым подтвердив, что США допустили косвенную передачу вооружений запрещенной СБ ООН организации.

Вашингтон уже не в первый раз нарушает требования резолюций Совета Безопасности ООН. Например, согласно заявлению заместителя министра иностранных дел России С. Рябкова, в 2014 г. американцы освободили из тюрьмы в Гуантанамо четырех талибов — фигурантов санкционного списка СБ ООН — и передали их в одну из стран Ближнего Востока.

Такое поведение было обусловлено взятым руководством США в 2010 г. курсом на начало прямого диалога с талибами, что в том числе вылилось в разделение в июне 2011 г. на два независимых механизма действовавшего на тот момент Комитета СБ 1267 по санкциям в отношении Талибана и «Аль-Каиды»[2]. Процедуры созданного на основе резолюции 1988 Комитета СБ ООН подразумевают применение в отношении «талибского» списка более либеральных подходов (по сравнению с фигурантами из «Аль-Каиды») исключения из него подпадающих под международные рестрикции лиц и субъектов.

В целом указанные факты должны стать предметом пристального внимания Комитета 1988 Совета Безопасности ООН (включая подотчетную ему Группу по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями), в состав которого входит Российская Федерация, и чей мандат подразумевает осуществление контроля за соблюдением предусмотренных санкций в отношении талибов, а также представление периодических докладов СБ ООН об осуществлении санкционных мер.

Возможность применения США санкций против России с использованием «талибского вопроса»

Необходимо держать в уме, что «талибский вопрос» может стать своеобразным средством реабилитации для Вашингтона перед союзниками и быть использован в целях ужесточения санкционного режима против России. Так, в дополнение к подписанному 15 апреля 2021 г. президентом США исполнительному указу «Противодействие вредоносной иностранной деятельности правительства России», Белым домом был опубликован информационный бюллетень (fact sheet) с перечислением претензий к России, в числе которых упоминаются доклады о вознаграждении за убийство военнослужащих в Афганистане. Согласно документу, американская администрация принимает меры в связи с сообщениями о том, что Россия поощряла нападения талибов на личный состав США и коалиции в Афганистане, основываясь на оценках разведывательного сообщества. Учитывая деликатность этого вопроса, который затрагивает безопасность и благополучие американских сил, он решается через дипломатические, военные и разведывательные каналы.

Непосредственно сам исполнительный указ Дж. Байдена подразумевает введение блокирующих санкций за попытки подорвать доверие к выборам в США и государствах-союзниках, злонамеренную хакерскую активность, распространение международной коррупции, преследование диссидентов и журналистов, подрыв безопасности в важных для национальной безопасности США странах и регионах, нарушение международного права, включая территориальную целостность государств.

Андрей Кортунов:
Постоянно с гранатой

Основанием для обозначения администрацией Дж. Байдена своей озабоченности, скорее всего, стал фейковый вброс газеты The New York Times в июне 2020 г., где утверждалось, что российская военная разведка якобы предлагала связанным с движением «Талибан» боевикам вознаграждение за убийство американских военнослужащих в Афганистане. Собеседники издания сообщили, что данная информация была получена во время допросов афганских боевиков.

В связи с этим сенатор-демократ Р. Менендес в сентябре 2020 г. предложил Конгрессу США ввести очередной пакет антироссийских санкций под названием «Russia Bounty Response Act of 2020», подразумевающий заморозку активов и визовые ограничения в отношении президента России В. Путина, министра обороны Российской Федерации С. Шойгу и других высокопоставленных чиновников, а также рестрикции в отношении предприятий оборонного комплекса. Предложение Р. Менендеса было поддержано председателем Палаты представителей Конгресса США Н. Пелоси (Демократическая партия). В интервью телеканалу MSNBC она заявила о необходимости незамедлительного введения санкций против России за «сговор» с талибами.

В свою очередь, бывший президент США Д. Трамп назвал публикацию The New York Times «липовой», указав, что статья появилась в результате политического заказа. Впоследствии Д. Трамп подтвердил, что разведслужбы США признали недостоверными данные публикации. Официальный представитель Пентагона Дж. Хоффман сообщил об отсутствии доказательств «сговора» России с представителями Талибана. Движение «Талибан» также опровергло информацию The New York Times об имеющихся связях с Россией.

Следует исходить из того, что по мере поляризации позиций России и США по положению в Афганистане, о чем в том числе свидетельствует отсутствие поддержи со стороны Москвы и Пекина западного проекта «афганской» резолюции при голосовании в СБ ООН 30 августа 2021 г., Вашингтон будет искать любой повод с целью дискредитации России на афганском треке. Одним из действенных ответов на санкции, фейки и другие присущие США недобросовестные методы должна стать скрупулезная работа по фиксированию нарушений Вашингтоном санкционного режима Совета Безопасности ООН в отношении движения «Талибан» и вынесение ее результатов на суд мирового сообщества.


1. Движение «Талибан» признано террористической организацией и его деятельность запрещена на территории Российской Федерации на основании решения Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2003 г. № ГКПИ 03-116, вступило в силу 04.03.2003 г.

2. «Аль-Каида» признана террористической организацией, ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации на основании решения Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2003 г. № ГКПИ 03-116, вступило в силу 04.03.2003 г.


Оценить статью
(Голосов: 23, Рейтинг: 3.96)
 (23 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся