Предстоящая поездка президента США Джозефа Байдена в Эр-Рияд на саммит Совета сотрудничества стран Персидского Залива (ССАГПЗ), который запланирован на 15–16 июля, дала повод для множества спекуляций и предположений относительно повестки его переговоров с арабскими лидерами. Дать достоверный прогноз в нынешних обстоятельствах весьма затруднительно, однако уже сейчас можно составить некоторое представление о том, чего ждут арабские страны от этого визита.
Арабские наблюдатели верят, что визит Дж. Байдена важен для внутриполитической повестки его администрации, ведь осенью состоятся промежуточные выборы в Конгресс. Американскому президенту важно продемонстрировать внешнеполитические успехи, чтобы подтвердить свою компетентность и укрепить пошатнувшийся рейтинг. Впрочем, распространено мнение о том, что Дж. Байден будет очень осторожен в вопросах палестино-израильского урегулирования, чтобы не раздражать произраильское лобби, и вряд ли будет предпринимать решительные шаги до промежуточных выборов.
Чего же хотели бы от Байдена сами арабы? В политической сфере им нужна координация усилий с арабскими странами по созданию всеобъемлющей архитектуры региональной безопасности — упомянутого выше альянса умеренных стран, а также по иранской ядерной проблеме и по отношениям с Ираном и Турцией. Это надо понимать как требование больше считаться именно с арабскими интересами. От США также требуется способствовать урегулированию в Йемене, Сирии, Ливии, а также добиваться вывода иностранных сил из Сирии, Ливана, Ирака, Ливии. Всё это опять же в координации с арабскими странами. Есть и экономические пожелания, связанные с изменениями климата и энергопереходом. От США ждут более активного сотрудничества в области возобновляемой энергетики, а также передачи современных технологий производства водородного топлива. В ответ на все вышеперечисленные американские усилия арабские страны готовы будут поддержать США в нынешний поворотный момент мировой истории.
Предстоящая поездка президента США Джозефа Байдена в Эр-Рияд на саммит Совета сотрудничества стран Персидского Залива (ССАГПЗ), который запланирован на 15–16 июля, дала повод для множества спекуляций и предположений относительно повестки его переговоров с арабскими лидерами. Дать достоверный прогноз в нынешних обстоятельствах весьма затруднительно, однако уже сейчас можно составить некоторое представление о том, чего ждут арабские страны от этого визита.
В первую очередь, региональные наблюдатели в один голос говорят о том, что визит Дж. Байдена должен ознаменовать потепление в отношениях со странами региона, прежде всего с Саудовской Аравией. Основной аргумент при этом звучит примерно так: администрация Дж. Байдена допустила ошибку, испортив отношения со своими традиционными союзниками на Ближнем Востоке, а это на руку Ирану, Китаю и России. Одновременно выражается надежда, что США пересмотрят планы по сокращению присутствия в регионе, опять же, чтобы не создавать окно возможностей для Пекина и Москвы.
Нужно обратить внимание не только на содержание визита, но и на его антураж. Американский президент едет не просто для двусторонних переговоров, а будет почетным гостем на саммите ССАГПЗ. При этом фактический хозяин встречи наследный принц Мухаммед бин Сальман (далее МБС) пригласил на саммит еще и лидеров Египта, Иордании и Ирака. То есть можно говорить о встрече в формате «Америка — арабский мир».
Саудовские СМИ прямо указывают на то, что приглашение Дж. Байдена на саммит следует воспринимать как признание стратегической важности отношений с США. Кроме того, МБС хочет продемонстрировать американскому президенту солидарность арабских стран и их готовность сообща противостоять угрозе со стороны Ирана. Ожидается, что в Эр-Рияде будет предпринята еще одна попытка выстроить антииранскую ось во главе с КСА или с традиционным для арабского мира лидерским тандемом — КСА и АРЕ.
Основной мотив для сплочения арабов сейчас — вызовы, которые могут поставить под вопрос выживание некоторых государств. Странам региона необходима стабильность, чтобы перенаправить ресурсы на борьбу с опустыниванием и нехваткой воды. Нужно обеспечить экономический рост, чтобы ослабить социальную напряженность, вызванную бедностью и безработицей. Однако, по мнению руководства арабских стран, региональное противостояние с Ираном отвлекает на себя ресурсы. Более того, считается, что Тегеран добился успехов — сумел расколоть арабский мир и подчинить себе Ирак, Сирию и Ливан.
Иран как фактор сплочения
По оценкам саудовских наблюдателей, усилиями Эр-Рияда в регион постепенно возвращается «спокойствие», которое было нарушено событиями арабской весны, в частности, благодаря соглашению Аль-Уля были преодолены разногласия внутри ССАГПЗ, а после недавних переговоров МБС с Р.Т. Эрдоганом началась нормализация отношений с Турцией. Однако сохраняется иранская проблема, решение которой видится в создании альянса умеренных арабских стран. Король Иордании Абдалла II уже озвучил идею создания на Ближнем Востоке аналога НАТО для сдерживания Ирана.
О значении предстоящего саммита говорит тот факт, что лично МБС провел серьезную подготовительную работу. В июне наследный принц предпринял турне по странам региона — посетил Египет, Иорданию, Турцию. Примечательно, что во всех трех случаях речь шла преимущественно о развитии экономического сотрудничества, а политическая проблематика выносилась за скобки. Однако во всех трех случаях имели место обещания саудовской стороны наращивать инвестиции и торговлю, а в ответ звучали заверения во взаимопонимании и готовности к сотрудничеству по вопросам региональной повестки. Поскольку на Ближнем Востоке экономические соглашения как правило тесно связаны с политическими договоренностями (необязательно публичными), можно предположить, что главной целью турне МБС было гарантирование того, чтобы на предстоящем саммите Дж. Байден увидел готовность стран региона действовать сообща в рамках создаваемого альянса.
Впрочем, не только Саудовская Аравия готовится к приезду Дж. Байдена в регион. Накануне приезда в Каир МБС в египетском Шарм-аш-Шейхе президент Абдель Фаттах ас-Сиси провел отдельный саммит с лидерами Иордании и Бахрейна. Итоговое коммюнике встречи не содержало конкретики, но из него следовало, что участники обсуждали предстоящие переговоры в Эр-Рияде, а это еще один показатель серьезности намерений.
Справедливости ради стоит отметить, что в 2018 г. администрация Д. Трампа уже выступала с идеей создания «Ближневосточного стратегического альянса» (Middle East Strategic Alliance). В состав военного блока должны войти шесть аравийских монархий, Египет и Иордания. Этот проект тогда быстро назвали «арабским НАТО», а его основной задачей провозглашалось, как и сейчас, сдерживание Ирана. Однако инициатива была встречена прохладно даже в Заливе, поскольку в ССАГПЗ был расколот (Катар находился в условиях частичной блокады со стороны соседей) и не было единой позиции по Ирану. Не было еще и Соглашений Авраама, а значит, преждевременно было говорить и об участии Израиля в альянсе.
«Арабское НАТО» не заработает без Израиля
К настоящему времени региональные реалии поменялись, как и отношение к еврейскому государству. Саудовцы и их ближайшие партнеры стремятся включить в антииранский альянс Израиль, который обладает необходимыми военными возможностями и технологиями, особенно в области кибербезопасности, противоракетной обороны, боевых беспилотников. Ситуация настолько серьезная (если не сказать — отчаянная), что Израилю может быть предложена досрочная нормализация отношений — еще до решения палестинского вопроса, хотя в Арабской мирной инициативе (основополагающем документе ближневосточного урегулирования) четко прописана обратная последовательность. Ожидается, что члены альянса позволят Израилю использовать воздушное пространство, порты, а также свою территорию для размещения радаров, станций радиоэлектронной разведки и т.п. Взамен Израиль примет активное участие в создании региональной системы ПВО/ПРО.
Однако для открытой нормализации отношений с Иерусалимом Эр-Рияду нужно активное содействие Вашингтона. Сотрудничество между странами Залива и Израилем уже есть, но Саудовская Аравия — как лидер арабского и мусульманского мира — не может официально развивать отношения со страной, которая в глазах регионального общественного мнения продолжает оставаться агрессором и угнетателем палестинцев. Требуются хотя бы символические подвижки, дающие призрак надежды на благоприятное решение вопроса — тогда будет работать та же логика, что и в Соглашениях Авраама: нормализация отношений как способ повлиять на Израиль. Поэтому от визита Дж. Байдена ждут если не подвижек на палестино-израильском треке, то как минимум возвращения к положению, существовавшему до прихода в Белый дом Д. Трампа. Для этого Дж. Байдену нужно восстановить рабочие отношения с ПНА, разорванные его предшественником, подтвердить приверженность принципу «два государства для двух народов», продемонстрировать, что Америка признает права палестинцев на Восточный Иерусалим, например, путем возобновления работы там консульства США.
Глобальная повестка тоже нужна
Есть в арабских странах и вопросы относительно глобальной политики Вашингтона. Арабы, в частности, хотят лучше понимать позицию США по Украине, особенно их беспокоит перспектива затягивания конфликта и его дальнейшей эскалации, что неизбежно поставит под угрозу продовольственную безопасность стран региона, который и так страдает от сильнейшей засухи. Не менее важно разобраться с будущим мироустройством и выяснить, как США видят будущее отношений с Пекином и Москвой. На Ближнем Востоке в среде политических экспертов сейчас активно обсуждается перспектива новой холодной войны и раскола мира на два противостоящих блока — российско-китайский и прозападный. Такое развитие событий может стать крайне неблагоприятным, поскольку лагеря способны превратить Ближний Восток в поле для конкуренции, обострить региональные конфликты, нарушить глобальные товаропотоки.
Важно разобраться и в том, как арабы видят те задачи, которые будут стоять перед Дж. Байденом в ходе его ближневосточного турне. Большинство региональных аналитиков сходятся во мнении о том, что американский президент полетит в Эр-Рияд для восстановления отношений с монархиями Залива и убеждения стран-нефтеэкспортеров в необходимости нарастить добычу в интересах снижения мировых цен на нефть. Не менее важно гарантировать лояльность региональных союзников в наметившейся холодной войне с Китаем и Россией. Наконец, назрела необходимость развеять опасения арабов и Израиля по поводу новой ядерной сделки с Ираном, работа над которой хоть и застопорилась, но не прекратилась. В этой связи вполне возможно заключение новых двусторонних соглашений в сфере безопасности (в том числе с Саудовской Аравией), которые должны подтвердить готовность США остаться в регионе и защищать своих союзников.
Арабские наблюдатели верят, что визит Дж. Байдена важен для внутриполитической повестки его администрации, ведь осенью состоятся промежуточные выборы в Конгресс. Американскому президенту важно продемонстрировать внешнеполитические успехи, чтобы подтвердить свою компетентность и укрепить пошатнувшийся рейтинг. Впрочем, распространено мнение о том, что Дж. Байден будет очень осторожен в вопросах палестино-израильского урегулирования, чтобы не раздражать произраильское лобби, и вряд ли будет предпринимать решительные шаги до промежуточных выборов.
Чего же хотели бы от Байдена сами арабы? В политической сфере им нужна координация усилий с арабскими странами по созданию всеобъемлющей архитектуры региональной безопасности — упомянутого выше альянса умеренных стран, а также по иранской ядерной проблеме и по отношениям с Ираном и Турцией. Это надо понимать как требование больше считаться именно с арабскими интересами. От США также требуется способствовать урегулированию в Йемене, Сирии, Ливии, а также добиваться вывода иностранных сил из Сирии, Ливана, Ирака, Ливии. Всё это опять же в координации с арабскими странами. Есть и экономические пожелания, связанные с изменениями климата и энергопереходом. От США ждут более активного сотрудничества в области возобновляемой энергетики, а также передачи современных технологий производства водородного топлива. В ответ на все вышеперечисленные американские усилия арабские страны готовы будут поддержать США в нынешний поворотный момент мировой истории.