Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.76)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Вяхирева

К.полит.н., независимый аналитик

До недавнего времени представители экспертного сообщества из разных стран отмечали уникальность международного взаимодействия в Арктическом регионе. Арктика обладала своего рода «иммунитетом» от разногласий по вопросам за пределами арктической повестки. С этой точки зрения 2022 год стал поворотным для деятельности Арктического совета и международного сотрудничества в регионе.

Если раньше Россия в региональных проектах традиционно ставила в приоритет взаимодействие с арктическими государствами, то в новых условиях предпочтение отдается выстраиванию многовекторной политики в Заполярье. С одной стороны, наша страна остается открытой к диалогу в рамках Арктического совета, который, к сожалению, больше не функционирует в полном масштабе. С другой стороны — нацелена на укрепление взаимодействия с широким кругом стран.

На экспертном уровне и практиками уже рассматриваются идеи подключения стран — членов БРИКС к совместной работе в Арктическом регионе по вопросам социально-экономического развития, охраны окружающей среды, населения, включая коренные народы. Большинство стран БРИКС — активные участники научных исследований Арктики. На Шпицбергене планируется создать для них международный научный центр. Участников из объединений БРИКС, ЕАЭС, ШОС можно рассматривать в качестве потенциальных партнеров цифровых проектов в Арктической зоне.

Когда говорится о расширении круга партнеров в Арктике, прежде всего речь все-таки идет о Китае и Индии — стратегических партнерах РФ. Взаимодействие по вопросам развития Северного морского пути (СМП) и сопутствующей прибрежной инфраструктуры становится важной областью российско-китайского сотрудничества.

Взаимодействие России и Индии в Арктике и на Дальнем Востоке занимает особое место в повестке двустороннего российско-индийского сотрудничества. В качестве примера можно отметить, что на полях ПМЭФ-2023 было подписано соглашение о сотрудничестве с индийской компанией «САФФАРМ», в соответствии с которым планируется строительство фармацевтического комплекса и завода активных фармацевтических ингредиентов в российском Заполярье.

До недавнего времени представители экспертного сообщества из разных стран отмечали уникальность международного взаимодействия в Арктическом регионе, которая заключалась в следующем. Традиционно политика государств — членов Арктического совета (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) состояла в том, чтобы не привносить в региональное сотрудничество в Заполярье те разногласия, которые существуют между ними в связи с политикой любого из этих государств в других частях планеты. Таким образом, Арктика обладала своего рода «иммунитетом» от разногласий по вопросам за пределами арктической повестки. С этой точки зрения 2022 год стал поворотным для деятельности Арктического совета и международного сотрудничества в регионе.

Если раньше Россия в региональных проектах традиционно ставила в приоритет взаимодействие с арктическими государствами, то в новых условиях предпочтение отдается выстраиванию многовекторной политики в Заполярье. С одной стороны, наша страна остается открытой к диалогу в рамках Арктического совета, который, к сожалению, больше не функционирует в полном масштабе. С другой стороны — нацелена на укрепление взаимодействия с широким кругом стран.

В 2024 году Россия займет пост председателя в объединении БРИКС (Бразилия, Россия, Китай, Индия, ЮАР). На экспертном уровне и практиками уже рассматриваются идеи подключения стран — членов БРИКС к совместной работе в Арктическом регионе по вопросам социально-экономического развития, охраны окружающей среды, населения, включая коренные народы. Например, у России и Бразилии имеется потенциал для совместной работы по сохранению экосистем Арктики.

Большинство стран БРИКС — активные участники научных исследований Арктики. На Шпицбергене планируется создать для них международный научный центр. Участников из объединений БРИКС, ЕАЭС, ШОС можно рассматривать в качестве потенциальных партнеров цифровых проектов в Арктической зоне. Очередной саммит БРИКС пройдет в августе в Йоханнесбурге (ЮАР). Очевидно, какие-то из этих вопросов могут быть на нем затронуты и получат дальнейшее развитие уже в следующем году.

Когда говорится о расширении круга партнеров в Арктике, прежде всего речь все-таки идет о Китае и Индии — стратегических партнерах РФ. Обе страны уже активно вовлечены в совместные с Россией проекты по различным направлениям. Как отметил Николай Корчунов, посол по особым поручениям МИД РФ, старшее должностное лицо Арктического совета от России, выступая на недавнем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), мы являемся свидетелями неуклонной тенденции возрастающей роли азиатских государств в арктической системе международных отношений.

Арктический вопрос затронут в Совместном заявлении России и Китая, принятом в марте 2023 года. В нем говорится, что «стороны выступают за сохранение Арктики в качестве территории мира, стабильности и конструктивного сотрудничества». Тем самым подчеркивается намерение углублять российско-китайский диалог по арктической тематике.

Взаимодействие по вопросам развития Северного морского пути (СМП) и сопутствующей прибрежной инфраструктуры становится важной областью российско-китайского сотрудничества. СМП оценивается как более короткий маршрут между Европой и государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Его значение для связи Китая, стран Юго-Восточной Азии со Старым Светом возрастает. Россия заинтересована в росте инвестиций в развитие инфраструктуры СМП. При этом безусловными остаются суверенитет РФ над СМП, ключевая роль в организации навигации, обеспечении безопасности.

Взаимодействие России и Индии в Арктике и на Дальнем Востоке занимает особое место в повестке двустороннего российско-индийского сотрудничества. Алексей Чекунков, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики, особо отметил значительный объем инвестиций, вложенных индийским бизнесом в проекты на Сахалине, в Якутии, Восточной Сибири. Суммы исчисляются многими миллиардами долларов. В качестве примера можно отметить, что на полях ПМЭФ-2023 было подписано соглашение о сотрудничестве с индийской компанией «САФФАРМ», в соответствии с которым планируется строительство фармацевтического комплекса и завода активных фармацевтических ингредиентов в российском Заполярье.

Индия также обозначила интерес к проекту по развитию Северного морского пути. Если для большинства стран СМП — это короткий путь из Азии в Европу, то для Индии он не имеет такого значения: оба пути, через юг и через север, для нее равнозначны. Для Индии СМП представляет собой скорее «альтернативную дорогу».

Вероятно, будет набирать обороты региональное сотрудничество между РФ и азиатскими государствами. В России, Китае и Индии есть субнациональные единицы, обладающие достаточным потенциалом и возможностями для проведения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Такое взаимодействие принято называть парадипломатией. Как правило, межрегиональные контакты способствуют углублению всего спектра двусторонних отношений.

Дискуссии на фоне предстоящего председательства РФ в БРИКС демонстрируют готовность России к диалогу со всеми странами в Арктике, в том числе внерегиональными в интересах устойчивого развития Арктического региона. 

Впервые опубликовано в «Независимой газете».


(Голосов: 17, Рейтинг: 4.76)
 (17 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся