Текст выступления на десятой встрече в рамках цикла «Посольские беседы» РСМД и посольств стран — председателей Совета ЕС «Отношения России и Европейского союза в период председательства Португалии в Совете ЕС»
Перевод с английского — оригинальный текст выступления.
Уважаемый г-н министр, дорогой Сергей,
Уважаемый Игорь Сергеевич,
Уважаемые послы и гости,
Для меня честь присутствовать здесь сегодня, среди вас. Я понимаю, что конференция проходит в гибридном формате, многие участники по-прежнему присутствуют онлайн. Примите мои самые теплые приветствия.
Через месяц Португалия завершит свое четвертое поочередное председательство в Европейском союзе. Впервые Португалия стала председателем в 1992 г., затем — в 2000 г., а в третий раз — в 2007 г. В последний срок на посту председателя Португалия с гордостью принимала у себя саммит Россия — ЕС. С тех пор многое изменилось.
Сегодня мы все еще живем в условиях пандемии COVID-19 — беспрецедентной ситуации, которая доставила всем нам, нашим обществам и экономикам огромные проблемы. Пандемия унесла жизни сотен тысяч людей.
Как вам известно, европейской внешней политикой руководит верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Тем не менее страна-председатель, избираемая на ротационной основе, может определить собственные приоритеты. В период председательства Португалии мы решили защищать социальную модель Европы, зеленое и цифровое восстановление, а также глобальную Европу, включая отношения между Россией и Европейским союзом.
Россия всегда играла важную роль в европейской истории. И в поворотные моменты российский вклад в обеспечение европейской свободы и безопасности был незаменимым. Вспомним, например, освобождение из-под гнета нацистского режима или мирный переходный период в Восточной Европе после падения Берлинской стены.
Верно и то, что в последние годы в отношениях Европейского союза и России были периоды напряженности. Нельзя оставить без внимания и серьезные расхождения в ключевых вопросах, которые подрывают двустороннее сотрудничество. Эти вопросы варьируются от прав человека, верховенства права и роли гражданского общества до обороны и безопасности, политики соседства и регионального влияния, а также включают такие важные темы, как кибербезопасность, дезинформационная деятельность и вмешательство в выборы. Если мы хотим восстановить хорошие отношения, ни одна из этих проблем не должна остаться за рамками обсуждений, и мы должны откровенно говорить о каждой из них. Такое взаимодействие позволило бы нам развивать столь необходимые отношения доверия, открытости и взаимного сотрудничества.
Наличие расхождений, даже по основополагающим вопросам, а также различных и даже диаметрально противоположных ценностей и интересов не мешает нам вести политический диалог. Скорее наоборот. Нам как никогда нужно, чтобы дипломатические каналы были открыты. Мы должны участвовать в политической коммуникации. Нам нужно нащупать почву для выработки позитивной повестки дня. Для осуществления данной цели очень полезна работа аналитических центров, таких как РСМД, и семинары, подобные этому.
Мы не можем изменить географическое расположение стран, а, согласно географическим данным, мы соседи. ЕС не может делать вид, что Россия не является частью Европы. ЕС не может делать вид, что Россия не является глобальным игроком и ключевым собеседником ЕС в отношениях между Европой и Азией. С другой стороны, Россия не может изолироваться от Запада и не может действовать так, как если бы она была осажденной крепостью.
Я не смог бы сказать вам, уважаемые эксперты, что должно быть сделано — с каждой стороны, — чтобы выйти на такой уровень доверия, который позволит выстраивать позитивные взаимоотношения. Однако есть вещи, которые мы можем сделать: маленькие шаги, осуществимые действия на пути к взаимопониманию. Я выделю четыре шага, которые мы можем сделать.
Во-первых, давайте вести использовать возможности дипломатии. Мы можем проявлять максимальную сдержанность. Давайте немного остынем и подумаем. Давайте прервем череду событий и происшествий, негативно сказывающихся на наших взаимоотношениях, и воздержимся от исключительно негативной риторики. Проявление сдержанности, сознательная дипломатическая позиция, решение не усложнять динамику отношений позволили бы нам эффективно стабилизировать нынешнюю неустойчивую модель взаимодействия, которая может толкнуть наши отношения в пропасть.
Во-вторых, давайте больше сотрудничать в областях, представляющих взаимный интерес. Принимать меры по решению проблемы изменения климата. И Россия, и Европейский союз стабильно и уверенно показывают свою готовность активно заниматься климатическими вопросами. Проблема климата касается всех нас — это глобальная проблема, требующая глобальных решений. Изменение климата является нашей общей проблемой, которую нужно незамедлительно решать. А переход к низкоуглеродной экономике, экологизация экономики — это наша общая неотложная задача, выполнение которой пойдет на благо нашим европейским и евразийским народам.
Существует много возможностей для совместного сотрудничества в рамках глобальных усилий по борьбе с изменением климата, а также в области устойчивого развития и зеленой экономики. Я искренне желаю, чтобы сегодняшние выступления открыли двери для конкретных совместных инициатив, которые могут заложить основу дальнейшего взаимодействия, а также способствовать взаимному доверию и взаимопониманию.
В-третьих, давайте работать над решением трудных задач. Во многих случаях мы не разделяем одни и те же взгляды: подумайте о Беларуси, Украине, Сирии, а также о правах человека, роли оппозиции, роли НПО. Очень часто у нас могут быть разные точки зрения на проблемы, с которыми мы сталкиваемся, но это не означает, что мы должны прекратить диалог. Диалог никогда не бывает бесполезным: он позволяет достичь взаимопонимания, создает точки соприкосновения, способствует улучшению ситуации на местах, а также может оказать положительное воздействие на пострадавшее население, даже если в конечном счете и не поспособствует урегулированию конфликта.
Хотя ведение диалога и является важным, решение проблем не может быть сведено лишь к переговорам между сторонами. Первостепенное значение имеют действия в регионах, представляющих стратегический интерес ЕС и России, — на Балканах, в Восточной Европе, на Кавказе и Ближнем Востоке, в Турции, Ливии и на Севере Африки. По крайней мере, наличие у наших стран общих интересов, которые заключаются в избегании эскалации, борьбе с радикализацией, содействии стабильности, развитии политических и дипломатических инструментов для преодоления конфликтов, а также в обеспечении нашей собственной безопасности, должно позволить нам начать минимальную координацию.
Даже в самые трудные периоды холодной войны координация была возможна. Сегодня такое взаимодействие снова представляется возможным и необходимым. Вместо ведения дезинформационной деятельности — обмен фактами и оценками. Вместо вмешательства — полное уважение суверенитета друг друга. Вместо взаимных обвинений — участие в соответствующих политических процессах и своевременное выполнение уже заключенных соглашений. Мы должны уважать международное право и быть искренне приверженными основанному на нормах права международному порядку.
И, наконец, в-четвертых, мы должны содействовать контактам между людьми. Инициативы гражданского общества могут в долгосрочной перспективе углубить наше взаимопонимание и построить менее напряженное и более надежное будущее для всех нас. Возможно, нам нужно не сокращать, а увеличивать количество НПО, фондов, ученых и исследователей, а также инвесторов, пересекающих наши границы. Нам нужно не сокращать, а увеличивать приток туристов. Эпоха закрытых городов, закрытых стран, закрытых обществ прошла. Благосостояние наций прочно связано с открытой, конкурентоспособной и инновационной экономикой и обществом. В этом столетии граждане, предприниматели, средства массовой информации и НПО являются незаменимыми агентами перемен и развития.
Для осуществления вышеуказанных задач, нужно расширить культурные обмены, научное сотрудничество, поддержку гражданского общества и повысить мобильность. И в России, и в ЕС есть динамично развивающиеся гражданские общества — мы не должны их ограничивать. Мы бесспорно должны содействовать их сотрудничеству и поддерживать их обмены.
Россия давно — и на сегодняшний день — является страной, в которой выдается больше шенгенских виз. Программа Эразмус+ (англ. Erasmus+) позволила тысячам студентов и исследователей пересечь наши границы.
Но позвольте мне внести ясность. Это предложение не следует понимать как способ оказания неоправданного вмешательства. Сотрудничество между гражданскими обществами должно развиваться в условиях полной свободы, полной автономии, а не под руководством государств. Правительства могут оказать содействие, но построение будущего находится в руках общества.
Сотрудничество по вопросам климата, устойчивого развития и развития обменов между гражданскими обществами — это, по сути, инструменты. Инструменты, которые могут помочь нам узнать больше об общем пространстве, которое мы разделяем. Европа — наше общее естественное пространство и наша общая культурная колыбель. У нас общая история. Мы часть чего-то большего. Налаживая взаимодействие в рамках общего пространства — от Атлантики до Тихого океана, — мы можем опираться на позитивное прошлое, на позитивную историю, основанную на культуре, контактах и обмене знаний между людьми.
Осознание и признание этой реальности в такой степени, чтобы она помогла нам преодолеть наши разногласия, потребует времени. Возможно, этот процесс будет длиться дольше, чем мы хотим или представляем. Но это наш общий долг. Как европейцы мы должны следовать по этому пути. А пока давайте будем делать небольшие шаги, чтобы сделать такое будущее возможным.