Азиатско-Тихоокеанский регион стабильнее, чем принято считать
Пожилой китаец рассматривает
миниатюру Манхэттена в тематическом
парке на юге Пекина
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
Адъюнкт-профессор социологии и социальной политики, Университет Сиднея
Большинство политологов традиционно рассматривают Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) как своего рода пороховую бочку, площадку для будущей войны великих держав. Действительно, Китай переживает подъем, Япония перевооружается, а Соединенные Штаты «взяли курс» на Азию. Но на самом деле вероятность войны великих держав в регионе крайне мала. Анализ каждого из возможных сценариев такого конфликта отчетливо показывает, что ни одна страна АТР не заинтересована в нарушении сложившегося статус-кво – и меньше всего к этому стремится Китай.
Большинство политологов традиционно рассматривают Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) как своего рода пороховую бочку, площадку для будущей войны великих держав. Действительно, Китай переживает подъем, Япония перевооружается, а Соединенные Штаты «взяли курс» на Азию. Но на самом деле вероятность войны великих держав в регионе крайне мала. Анализ каждого из возможных сценариев такого конфликта отчетливо показывает, что ни одна страна АТР не заинтересована в нарушении сложившегося статус-кво – и меньше всего к этому стремится Китай.
В 2015 г. в Японии на первый план вышла проблема ремилитаризации. Будет ли пересмотрена конституция с тем, чтобы положить конец послевоенному статусу государства-пацифиста? Будут ли переписаны учебники с целью пересмотреть и смягчить информацию о военных преступлениях страны во время Второй мировой войны? Будет ли японское правительство и дальше наращивать оборонные расходы?
В Корее (как Северной, так и Южной) конфликт всегда воспринимался как нечто близкое и возможное. Последняя перестрелка на границе произошла 19 октября 2014 г., а пограничные инциденты уже стали привычными на полуострове. Кроме того, сохраняются серьезные опасения по поводу ядерной программы Северной Кореи, которая открыто угрожает Соединенным Штатам ядерным оружием.
В Тайване демократический политический баланс базируется на одном центральном пункте, который перевешивает все остальные, – на предполагаемой угрозе со стороны материкового Китая. Расположенные южнее Филиппины и Вьетнам тоже находятся в состоянии, близком к морской партизанской войне, сопротивляясь изо всех сил китайской экспансии в Южно-Китайском море. По имеющейся информации, они рассматривают возможность заключения официального альянса против Китая.
В реальности баланс сил в АТР намного устойчивее, чем представляется многим, поскольку это вовсе не баланс сил, а скорее одностороннее подавляющее превосходство силы – и эта сила действует не в пользу Китая.
Список давних споров можно продолжать долго: разногласия между Японией и Россией по поводу Курильских островов, «традиция» похищения японских граждан Северной Кореей, разные трактовки Объединенной китайско-британской декларации 1984 г. о будущем Гонконга и т.д.
Азиатско-Тихоокеанский регион буквально переполнен конфликтами – холодными, тлеющими и горячими. И даже тот факт, что все страны региона вооружены до зубов, не снимает напряженности. По данным онлайн-рейтинга 2015 г., пять из десяти ведущих военных держав мира расположены в Северо-Восточной Азии. Разумеется, интернет-рейтинг нельзя считать полноценным научным анализом, однако эти данные сами по себе весьма показательны. Все эти страны активно наращивают свой военный потенциал.
Вместе с тем вероятность возникновения широкомасштабной войны в АТР очень низка. Регион не находится на грани катастрофы. В реальности баланс сил в АТР намного устойчивее, чем представляется многим, поскольку это вовсе не баланс сил, а скорее одностороннее подавляющее превосходство силы – и эта сила действует не в пользу Китая.
Китайская угроза
Председатель КНР Си Цзиньпин встречает
бывшего госсекретаря США Генри
Киссинджера в Пекине. 18 марта, 2015
Собственно говоря, балансом сил можно было бы, наверное, назвать уравновешивание набирающего мощь Китая за счет устойчивого статус-кво других стран АТР. Япония, Корея, Тайвань, Филиппины, Вьетнам, а также расположенные неподалеку Индонезия, Австралия и Индия не образуют антикитайский альянс, но все вместе действительно стараются составить противовес возвышению КНР.
Но когда в игру вступает такой военный гигант глобального масштаба, как Америка, результат предопределен. Все крупные страны региона (за исключением Китая) – либо официальные, либо неофициальные союзники США. Они закупают американскую военную технику, следуют американским военным доктринам и полагаются (прямо или косвенно, в зависимости от конкретной страны) на обещание военной поддержки со стороны Соединенных Штатов.
Если они могут рассчитывать на поддержку США в случае кризиса, то суверенитету союзников Америки в АТР абсолютно ничто не угрожает. В связи с этим, естественно, возникает вопрос: а могут ли они на самом деле рассчитывать на поддержку американцев в случае кризиса? Политики и ученые по всему региону буквально одержимы этим вопросом. Но вопрос задан некорректно.
Вопрос неверен по сути, поскольку в XXI столетии кризис, который мог бы угрожать суверенитету той или иной страны АТР, не произойдет. Разногласия по поводу незаконного рыбного промысла, необитаемых рифов, прав на разработку подводных недр неизбежны, но ни один из этих споров не приведет к тому, что Китай вторгнется на Тайвань, не говоря уже о нападении на Японию. У Китая недостаточно сил и никогда не будет мотива для полномасштабного вторжения на территорию кого-либо из своих морских соседей.
Вопрос об азиатских союзниках – это вопрос о ядерном «зонтике» НАТО. Он всегда будет оставаться гипотетическим. На него не просто нет ответа – на него невозможно ответить.
Со времени высадки американцев в порту Инчхон (1950 г.) ни один сколько-нибудь значительный морской десант ни одной страны мира не высадился на чужой территории. Весьма сомнительно, чтобы даже Соединенные Штаты смогли позволить себе совершить военно-морское нападение на какую-либо крупную страну (с небольшими островными государствами дело, разумеется, обстоит иначе). Китай явно не обладает такими ресурсами, и они могут у него появиться лишь в том случае, если произойдут кардинальные изменения в сфере военных технологий. В обозримом будущем с помощью ракет мобильного базирования можно будет легко расправиться с любым громоздким десантным кораблем.
Опытные аналитики в области обороны признают справедливость данного тезиса. Поэтому большинство современных политических диспутов, посвященных вероятности возникновения широкомасштабного конфликта в АТР, сводятся к сценарию, который сегодня принято называть «предотвращением доступа/блокированием зоны» («anti-access/area-denial» – A2/AD). В чем же видится предполагаемая угроза? Считается, что Китай может использовать ракеты наземного базирования, новые островные базы и расширенный флот своих ВМС в целях блокирования доступа в Южно-Китайское море американскому флоту и союзным военно-морским силам.
Это звучит угрожающе, но на практике подобное решение было бы абсурдным. Ожидать, что Китай перекроет Южно-Китайское море, равносильно тому, что прогнозировать блокаду Босфора и Балтийского моря Россией. Так можно навредить, прежде всего, самому себе. Эксперты любят напоминать о том, что ежегодный объем грузоперевозок через Южно-Китайское море оценивается в миллиарды долларов и составляет значительную часть мировой торговли. При этом они забывают упомянуть, что львиная доля этих грузов направляется либо в Китай, либо из Китая.
Разумеется, две трети нефти, импортируемой в Тайвань, Корею и Японию, транспортируется через Южно-Китайское море, и это действительно внушает серьезную тревогу. Однако 80% нефти, предназначенной для Китая, тоже следуют через Южно-Китайское море. Более того, нефть, импортируемую в Тайвань, Корею и Японию, всегда можно перенаправить более безопасным путем – увеличение маршрута на несколько морских миль будет стоить весьма небольших финансовых затрат. А вот в Китай нефть, перевозимую морскими танкерами, другим маршрутом отправить нельзя.
Реализация сценариев, в которых Китай угрожает своим соседям, либо технически невозможна (вторжение), либо абсурдна (морская блокада). Вопрос о том, будет ли Америка защищать своих азиатских союзников, не имеет смысла, поскольку ей никогда не придется этого делать.
Вопрос об азиатских союзниках – это вопрос о ядерном «зонтике» НАТО. Он всегда будет оставаться гипотетическим. На него не просто нет ответа – на него невозможно ответить.
Настоящий вопрос
Настоящий вопрос звучит так: будут ли Соединенные Штаты преследовать собственную выгоду в АТР в тех формах, которые Китай сочтет для себя неприемлемыми? На сегодня ответ, судя по всему, отрицательный. Знаменитый «азиатский курс» президента Б. Обамы заключается, главным образом, в активизации торговых переговоров и обосновании присутствия уже размещенных в регионе ВС США. Америка и ее союзники будут все пристальнее наблюдать за вооруженными силами Китая по мере их роста, но не начнут войну в целях предотвращения этого роста.
Настоящий вопрос звучит так: будут ли Соединенные Штаты преследовать собственную выгоду в АТР в тех формах, которые Китай сочтет для себя неприемлемыми?
У них нет в этом необходимости. По мере наращивания военного потенциала Китая его соседи будут все активнее переходить на сторону США. В этом и заключается суть феномена, который я назвал «американской империей»: Америка простирает свое влияние на весь мир, потому что другие страны добровольно подпадают под это влияние. Соединенные Штаты возглавляют клуб для избранных, и почти все хотят в него вступить. Угрожающая неопределенность, возникающая в связи с возвышением Китая, лишь усиливает эту тенденцию.
Желание попасть «под крыло» США – это не просто элемент национальной политики, а отличительная особенность всего политического класса стран Восточной Азии. Ведущие газеты региона буквально под лупой рассматривают каждое слово, произнесенное официальными лицами США, и подробнейшим образом освещают все заявления и прогнозы американских аналитических центров. Их читатели больше всего на свете хотят знать, что Америка думает о них. И кто может их осудить за это?
Но в действительности не все хотят оказаться в составе американской империи. В каждой стране АТР значительная часть населения выступает против доминирования США. В 1992 г. правительство Филиппин было вынуждено закрыть американские военные базы. Японские пацифисты долго призывали Японию последовать этому примеру. Даже в Австралии бывший премьер-консерватор настаивал на разрыве с Соединенными Штатами.
Но все это ни к чему не приводит. Политическая самостоятельность – идея в принципе замечательная. На практике она хороша только в том случае, если выбор «неверной» политики не ведет к серьезным последствиям. Когда в 1992 г. Филиппины потребовали закрытия американских военных баз, это незначительно повлияло на общую ситуацию, разве что привело к небольшому снижению уровня доходов страны. В 2015 г. ставки намного более высоки. Очевидно, что филиппинская элита предпочитает сотрудничать с имперской Америкой, чем иметь дело с растущим Китаем.
В сухом остатке мы имеем ситуацию, при которой китайская военная экспансия обречена на провал. У Китая нет ни малейшей надежды на контроль над регионом, и китайским лидерам это должно быть известно. Наращивание военного потенциала этой страны правильнее всего, пожалуй, трактовать как попытку перекрыть Соединенным Штатам и их союзникам возможность контролировать Китай, т.е. как реализацию политики «предотвращения доступа/блокирования зоны». Только при такой трактовке данная стратегия обретает смысл. Ведь она по своей природе оборонительная.
Ни одно государство, включая Россию, не поддерживает Китай в его противостоянии господству Соединенных Штатов в регионе.
США и их союзники настолько уверены в правильности своих действий, что легко забывают о том, что многие страны с большой настороженностью относятся к власти Америки. Американские лидеры общественного мнения не рассматривают возможность сценария, при котором Соединенные Штаты в один прекрасный день перекроют Китаю доступ к мировым рынкам. А вот китайские руководители считают такую возможность вполне реальной. Естественно, что Китай, не допущенный до членства в американской империи, опасается перспективы быть исключенным из мировой экономики в целом.
Китай, Россия и мировая экономика
Вопрос о том, кто контролирует морские пути АТР, можно в лучшем случае отнести к разряду метафизических. Ни одна держава, у которой хватило бы сил перекрыть эти пути, не заинтересована в этом. Таким образом, морские пути АТР открыты и останутся открытыми в обозримом будущем. Но независимо от того, кто контролирует эти пути, Соединенные Штаты и их союзники контролируют мировую экономику в целом.
Ксения Муратшина:
Ждут ли АТР новые «звездные войны»?
Военно-космическая программа Китая
Вопрос об экономических преимуществах намного более актуален, чем вопросы о войне и мире. Правительство США решительно настроено на создание торгового блока Азиатско-Тихоокеанского региона – Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП). ТТП – это нечто большее, нежели соглашение о свободной торговле. Оно предусматривает весьма неоднозначные условия защиты интеллектуальной собственности и приоритет транснациональных судов над национальными законодательствами.
Бросается в глаза отсутствие среди участников переговоров по ТТП двух крупнейших держав АТР – Китая и России. Со временем эти две страны будут вынуждены принять образование ТТП как свершившийся факт: основные правила будут уже заданы Соединенными Штатами и их союзниками. Тот же фокус был проделан с Китаем и Россией при создании Всемирной торговой организации (ВТО). Как и в случае с ВТО, идея заключается в том, чтобы возвести членство в ТТП в ранг абсолютной необходимости и только после этого пригласить Китай и Россию присоединиться.
Китай использует имеющиеся у него экономические рычаги для создания альтернативы ТТП – так называемой Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). Большого успеха это начинание не имело. В ноябре 2014 г. в рамках саммита АТЭС в Пекине Китаю как хозяину мероприятия удалось настоять на заключении соглашения о проведении двухлетнего исследования перспектив создания АТЗСТ, т.е. фактически отложить официальные переговоры как минимум до 2017 г. Даже этот относительно незначительный шаг вызвал резко негативную реакцию со стороны США.
Доминирование Америки в АТР оставляет Китаю только два возможных варианта дипломатического маневра для достижения хотя бы подобия паритета: он может обратиться либо на юг, к относительно бедным странам Юго-Восточной и Южной Азии, либо на север – к богатой ресурсами России. В то время как китайские предприниматели инвестируют скромные средства в экономику Юго-Восточной Азии, правительство КНР больше интересуется перспективами стратегического партнерства с Россией.
В разгар европейского кризиса Россия, страдающая от западных экономических санкций, отчаянно нуждается в друзьях. Однако, даже не будучи членом американской империи, она с опасением относится к углублению отношений с Китаем. Отток капитала из России, спровоцировавший в 2014 г. обвал рубля, был направлен скорее в Швейцарию, нежели в Китай. Несмотря на членство в Шанхайской организации сотрудничества, Россию можно считать в лучшем случае попутчиком Китая, но отнюдь не союзником.
Это еще отчетливее показывает фундаментальную стабильность американского порядка в АТР. Ни одно государство, включая Россию, не поддерживает Китай в его противостоянии господству Соединенных Штатов в регионе. Даже представители китайской элиты не находятся в оппозиции к США: многие из них пытаются получить американские паспорта для себя и членов своих семей, желая избежать экологических и политических рисков, с которыми неизбежно сопряжена жизнь в Китае. В этих условиях максимум, на что может рассчитывать Китай, – сохранение некоторой степени политической автономии в ближних морских акваториях. Но и это дается ему непросто.
Многие считают «азиатский курс» администрации Б. Обамы запоздалым ответом на китайскую экспансию, неубедительной демонстрацией силы со стороны слабеющей супердержавы, зачастую воспринимая все это сквозь пелену страха. Но все эти представления неверны. Азиатско-Тихоокеанский регион являет собой неприступный бастион влияния и силы Америки. Соединенным Штатам не нужно брать курс на Азию: они уже давно там.
(Нет голосов) |
(0 голосов) |