Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Саликов

К. филос. н., заместитель директора Института Канта БФУ им. Канта

Смещение внешнеполитического интереса США в АТР обозначило важное изменение в мировом балансе сил. Для того чтобы выдержать конкуренцию с Китаем за влияние в этом регионе, Соединенные Штаты нуждаются в поддержке со стороны союзников, прежде всего таких экономически сильных и развитых стран, как Германия. По всей видимости, США будут активно стремиться вовлечь ФРГ в свое соперничество с Китаем, учитывая ее хорошие экономические, финансовые и политические связи со странами АТР.

Смещение внешнеполитического интереса США в АТР обозначило важное изменение в мировом балансе сил. Для того чтобы выдержать конкуренцию с Китаем за влияние в этом регионе, Соединенные Штаты нуждаются в поддержке со стороны союзников, прежде всего таких экономически сильных и развитых стран, как Германия. По всей видимости, США будут активно стремиться вовлечь ФРГ в свое соперничество с Китаем, учитывая ее хорошие экономические, финансовые и политические связи со странами АТР.

АТР в рамках новой внешнеполитической концепции ФРГ

Представляется, что ФРГ может играть роль своеобразного «кошелька», из которого будут оплачены проекты, направленные на консолидацию антикитайской коалиции. Об этом свидетельствует финансовая поддержка различных институтов АСЕАН и программ, нацеленных на развитие интеграции между странами этого объединения, на которые Германия, начиная с 2005 г., потратила свыше 80 млн долл. Еще одним возможным рычагом влияния ФРГ в АТР могли бы стать действия в рамках «доктрины Меркель», т.е. поддержка той или иной страны региона за счет поставок ей вооружения. В настоящее время ФРГ занимает третье место в мире по поставкам оружия после США и России. Ее доля сегодня составляет 7%, и, судя по тенденции последних лет, она будет расти. АТР представляет собой один из самых перспективных рынков немецкого вооружения. Наиболее востребованной в странах региона может оказаться продукция военного судостроения и бронетанковой промышленности Германии.

ФРГ может играть роль своеобразного «кошелька», из которого будут оплачены проекты, направленные на консолидацию антикитайской коалиции.

Иными словами, ФРГ вряд ли сможет остаться в стороне от глобальных политических процессов. Страна будет вынуждена искать новые подходы и стратегические ответы на изменившуюся экономическую ситуацию и политический расклад сил в мире. В связи с этим возникает вопрос: насколько сама Федеративная республика заинтересована в «повороте» к Азии? Будет ли она проводить самостоятельную внешнюю политику в АТР или же будет действовать в рамках тихоокеанской доктрины США?

В феврале 2012 г. правительство Германии обнародовало новую концепцию внешней политики – так называемый концепт «восходящих» держав (Gestaltungsmächtekonzept). Основное внимание во внешнеполитической стратегии ФРГ уделяется «восходящим» державам – странам, с которыми Берлин не сотрудничает в рамках ЕС, G8 или НАТО. Эти страны имеют высокий экономический потенциал, демонстрируют хорошие показатели роста экономики на региональном или международном уровнях и способны оказывать влияние на политические процессы в регионе и мире.

Фото: blog.thomsonreuters.com
Поставки оружия в мире

Новая концепция – это своего рода реакция на изменившуюся за последние годы международную ситуацию, обусловленная необходимостью защиты и поддержки политических и экономических интересов Германии. Существенная роль в данной концепции отводится АТР. Сотрудничество с быстро развивающимися странами этого региона представляет огромный интерес для экономики Германии, поскольку АТР – это источник природного сырья, место для размещения производства и инвестиций, рынок сбыта товаров, произведенных в ФРГ. Особенно привлекателен для немецкой экономики рынок Китая, общая численность населения которого составляет около 1 млрд 351 тыс. человек. Значительная доля в немецком экспорте по-прежнему приходится на страны ЕС, хотя в условиях экономического кризиса и снижения покупательной способности населения этих стран она сократилась с 59,15% в 2011 г. до 57,15% в 2012 г. На этом фоне экономический бум в странах АТР может стать тем спасательным кругом, который позволит экономике ФРГ сохранять положительную динамику роста и в будущем (доля Азии в общем объеме немецкого экспорта увеличилась с 13,7% в 2011 г. до 14,08% в 2012 г.). Значение региона в новой внешнеполитической концепции Германии подтвердил на открывшихся 5 июня 2013 г. в Берлине неделях Азиатско-Тихоокеанского региона министр иностранных дел Гидо Вестервелле: «Для Китая, Вьетнама, Индии и Индонезии прогнозируется для этого и следующего десятилетия уровень роста в 6 процентов. Китайский средний класс растет ежегодно на 15 миллионов человек». Особые надежды в плане сотрудничества Германия, по словам Г. Вестервелле, возлагает на Китай, Индию и страны АСЕАН. Среди последних он особо выделил Индонезию (как лидера этого объединения) и Вьетнам, с которым у Германии с 2011 г. существует стратегическое партнерство.

Германия – Китай

Экономический бум в странах АТР может стать тем спасательным кругом, который позволит экономике ФРГ сохранять положительную динамику роста и в будущем (доля Азии в общем объеме немецкого экспорта увеличилась с 13,7% в 2011 г. до 14,08% в 2012 г.)

Во время немецко-китайских правительственных консультаций в августе 2012 г. канцлер А. Меркель заявила: «Китай является важнейшим партнером Германии в Азии» [1]. Таким образом, приоритет в немецкой внешней политике в АТР отдается Китаю. И это не случайно. Значение Китая для Германии обусловлено тремя аспектами: геополитическим, экономическим и межгосударственным. После окончания холодной войны и развала СССР Китай занял доминирующее положение на востоке азиатского континента и постепенно вовлекает в сферу своего влияния страны Восточной и Юго-Восточной Азии. В настоящее время Китай является важнейшим экономическим партнером Германии в Азии и третьим по значимости в мире (1, 2), а Германия – крупнейшим торговым партнером Китая (1, 2) в Европе и шестым в мировом списке (без Гонконга и Тайваня на 4-м месте). Так, в 2012 г. общий товарооборот Германии и Китая составил 144,1 млрд евро, причем немецкий экспорт в Китай – 66,6 млрд евро, немецкий импорт из Китая – 77,5 млрд евро. С 2002 г. Китай является вторым после США импортером немецких товаров за пределами Европы, а в 2012 г. он стал пятым рынком сбыта в мире. В Китай экспортируются, главным образом, автомобили и запчасти к ним (29,0% экспорта), машины (25,3%), вычислительная техника, электрические и оптические изделия (8,8%), электрическое оборудование (8,7%), изделия химической промышленности (6,2%). Кроме того, Китай – второй поставщик Германии после Нидерландов. Германия импортирует в основном вычислительную технику, электрические и оптические изделия (35,6% импорта), одежду (10,4%), электрическое оборудование (10,1%), машины (7,7%) и металлические изделия (4,3%). С 1989 г. Германия имеет отрицательное сальдо в торговле с Китаем, которое с 2008 г. (-26,8 млрд евро) постепенно сокращается. В 2012 г. импорт китайских товаров в Германию превысил экспорт немецких товаров в Китай на 10,7 млрд евро. (1, 2)

Фото: WEF
Отчет о глобальной
конкурентоспособности 2013-2014:
Южная и Юго-Восточная Азия

На уровне двусторонних государственных контактов между КНР и Германией сложились хорошие партнерские отношения. Многие в Китае рассматривают Германию в качестве лидера ЕС и полагают, что без ее усилий Евросоюз не сможет преодолеть экономический кризис. Руководство Китая всерьез обеспокоено кризисом в Европе, одном из своих важнейших рынков сбыта, поскольку ослабление европейского спроса угрожает росту китайской экономики. Помимо экономических последствий европейский кризис несет в себе ослабление ЕС как полюса силы в многополярном мировом устройстве. Китай же заинтересован в сильной и независимой Европе. С китайской точки зрения мир, определяемый лишь конкуренцией двух супердержав – самого Китая и США, малопривлекателен.

Однако не только геополитические и экономические соображения делают Германию привлекательной для Китая. Многие китайские политики и партнеры воспринимают ФРГ как модель, которая может дать ценный импульс для модернизации государства, экономики и общества в Китае. В Пекине внимательно изучают немецкий опыт в области создания социальной рыночной экономики и правовой системы. Значение китайско-немецких отношений подчеркивают и двусторонние правительственные консультации на самом высоком уровне, которые проходят ежегодно в Берлине или Пекине.

На уровне двусторонних государственных контактов между КНР и Германией сложились хорошие партнерские отношения. Многие в Китае рассматривают Германию в качестве лидера ЕС и полагают, что без ее усилий Евросоюз не сможет преодолеть экономический кризис.

Соперничество США и Китая ставит перед внешней политикой ФРГ непростую задачу, поскольку отношения с обеими странами имеют для Германии важнейшее значение. В случае возникновения серьезных осложнений между США и Китаем немцам было бы крайне сложно отдать предпочтение той или другой стороне этого гипотетического конфликта. Сохранение существующего баланса сил в регионе, по-видимому, отвечает интересам Германии гораздо больше, чем возможная гегемония США или Китая. Более того, лишь при условии устойчивого равновесия между этими странами у Германии появляется возможность выступить в качестве посредника и арбитра, что в результате должно привести к росту ее влияния и значимости на международной арене. Германия заинтересована в экономически сильном и политически стабильном Китае, но одновременно немецкие политики опасаются чрезмерного усиления этой страны. Видимо, поэтому они готовы в определенной мере действовать в рамках азиатско-тихоокеанской стратегии США и оказывать поддержку в регионе тем силам, которые могли бы (как минимум потенциально) конкурировать с Китаем. По этой причине Германия уже давно стремится наладить интенсивное сотрудничество с Индией, а также с 10 странами-членами АСЕАН.

Германия – страны АСЕАН

Взаимодействие Германии со странами АСЕАН осуществляется как в рамках двусторонних отношений, так и в рамках сотрудничества ЕС и АСЕАН. В целом политика ФРГ в отношении стран этого объединения находится в русле общей политики ЕС, направленной на развитие интеграции в Юго-Восточной Азии и улучшение взаимодействия ЕС и АСЕАН. Однако в отличие от Франции и Великобритании, стремящихся к усилению своего влияния в АТР и принимающих участие в различных региональных форумах (Восточноазиатский саммит), Германия не проявляет особого интереса к вопросам безопасности и уделяет значительно большее внимание развитию торговых и экономических связей со странами АСЕАН. В итоге в последние годы наблюдается положительная динамика в торговых отношениях ФРГ со странами Юго-Восточной Азии. На уровне ЕС ведутся переговоры с Сингапуром и Малайзией относительно заключения соглашения о свободной торговле. Следующей целью должно стать соглашение о свободной торговле между ЕС и АСЕАН. В рамках сотрудничества этих двух объединений обсуждается также важный для Германии вопрос о безопасности морских путей, в частности Малаккского, Ломбокского и Зондского проливов (через них проходит значительная часть немецкой торговли с Юго-Восточной Азией и Китаем) [2]. На уровне двусторонних контактов наиболее тесные отношения среди стран АСЕАН связывают Германию с Индонезией и Вьетнамом.

Фото: EPA / vosizneias.com
Канцлер ФРГ Ангела Меркель и Президент
Индонезии Сусило Бамбанг Юдхойоно,
Джакарта, июль 2012.

Индонезия – привлекательный внешнеполитический партнер для Германии благодаря своему политическому весу как регионального лидера, устойчивому экономическому развитию и демократическому устройству. Германия является важнейшим торговым партнером Индонезии в Европе и десятым в мире [2]. Между двумя странами развивается сотрудничество и в военной сфере: в 2012 г. от Индонезии поступил заказ на покупку 130 танков Leopard-2 и 50 боевых машин пехоты типа Marder, продажа которых (в меньшем количестве) была санкционирована немецким правительством в мае 2013 г. В 2009 г. было начато сотрудничество между Бундесвером и вооруженными силами Вьетнама, причем сами вьетнамские военные заявляли, что Германия для их страны – желательный кандидат для налаживания еще более интенсивного сотрудничества с Западом. Правительство ФРГ также рассматривает Индонезию и Вьетнам (помимо Индии) в качестве источника высококвалифицированных кадров в области математики, информатики, естественнонаучных и технических дисциплин. По мнению правительственных кругов Германии, привлечение специалистов из этих стран могло бы компенсировать их нехватку в указанных областях, вызванную демографическим спадом в Федеративной республике.

Весьма примечательно мнение немецкого политолога Мариуса Лабана, который считает внимание, уделяемое немецкой внешней политикой Вьетнаму и Индонезии, несоразмерным уровню экономических отношений между Германией и этими странами [3]. Вряд ли это можно объяснить вьетнамским происхождением вице-канцлера Филиппа Реслера или же влиянием вьетнамской диаспоры, находящейся на территории Германии со времен ГДР. Дело в том, что тенденция к сближению Германии и Вьетнама возникла задолго до вступления Ф. Реслера в эту должность, а вьетнамская диаспора в Германии не отличается многочисленностью и влиятельностью (ее численность по максимальной оценке – не более 125 тыс. человек). Повышенное внимание ФРГ к Вьетнаму и Индонезии объясняется, скорее всего, собственными соображениями внешнеполитического ведомства ФРГ, базирующимися на стратегическом положении этих стран, а также действиями в рамках американского плана по нейтрализации Китая.

Германия – развитые страны АТР

Германия сохраняет и развивает партнерские связи не только с «восходящими» державами, но и с индустриально развитыми странами региона – Японией, Южной Кореей, Австралией и Сингапуром.

Правительство ФРГ также рассматривает Индонезию и Вьетнам (помимо Индии) в качестве источника высококвалифицированных кадров в области математики, информатики, естественнонаучных и технических дисциплин. По мнению правительственных кругов Германии, привлечение специалистов из этих стран могло бы компенсировать их нехватку в указанных областях, вызванную демографическим спадом в Федеративной республике.

Японию и Германию связывают давние дружеские отношения. В последнее время значение этой страны для немецкой внешней политики несколько снизилось на фоне бурного развития Китая и Индии. Однако нельзя забывать, что Япония до сих пор остается вторым после Китая экономическим и торговым партнером Германии в Азии. Так, за первые шесть месяцев 2012 г. немецкий экспорт товаров и услуг в Японию составил 12,4 млрд евро, а импорт из Японии в Германию за тот же период – 16,2 млрд евро. Таким образом, суммарный торговый оборот между Германией и Японией в первую половину 2012 г. достиг 28,6 млрд евро. Планируемое открытие японского рынка для зарубежных товаров даст Германии возможность в ближайшие годы значительно повысить объем своего экспорта в эту страну. У Японии и Германии много общих экономических, финансовых и политических интересов. В частности, обе страны входят в G4, G8 и G20. В G8 и G20 их связывают общие интересы в области защиты окружающей среды, разоружения и нераспространения оружия массового поражения, урегулирования в Афганистане и Сомали. В составе G4 Германия и Япония (совместно с Индией и Бразилией) добиваются реформы Совета Безопасности ООН, требуя увеличить число его постоянных членов, имеющих право вето. Япония также рассчитывает на поддержку со стороны Германии в территориальном конфликте вокруг спорных островов архипелага Сенкаку в Восточно-Китайском море. Этот вопрос обсуждался, в частности, в октябре 2012 г. в Берлине на встрече бывшего министра иностранных дел Японии К. Гемба и министра иностранных дел ФРГ Г. Вестервелле. Кроме того, страны проводят регулярные двусторонние консультации на уровне заместителей министров иностранных дел за рамками конференции по безопасности в Мюнхене. Последняя консультация состоялась в конце января – начале февраля 2013 г. между статс-министром иностранных дел Германии М. Линком и заместителем главы японского МИДа Т. Абэ.

С Южной Кореей у Германии также сложились тесные и доверительные отношения. В 1960–1970-х годах ФРГ внесла значительный вклад в возникновение корейского экономического чуда и, таким образом, заложила основу нынешнего процветания страны. В настоящее время Южная Корея является третьим после Китая и Японии импортером, немецких товаров в Азии (в 2012 г. ее доля составила 1,22% в общем объеме немецкого экспорта). Германия – важнейший европейский торговый партнер Южной Кореи. В 2012 г. общий объем торговли между Южной Кореей и Германией составил около 21,8 млрд долл., из них 13,4 млрд пришлось на экспорт немецких товаров в Южную Корею и 8,4 млрд евро на импорт корейских товаров в Германию. На международной арене Южную Корею и Германию связывают общие интересы: укрепление многосторонней торговли, содействие развитию многосторонних международных связей, обеспечение экономического роста и финансовой стабильности (обе страны входят в G20), участие в миротворческих операциях, решение проблем окружающей среды и изменения климата, противодействие распространению оружия массового поражения. Кроме того, Корея проявляет повышенный интерес к немецкому опыту объединения страны, некогда расколотой на два враждебных лагеря, к особенностям немецкого федерализма и избирательной системы. Этим интересом продиктованы довольно частые визиты в Германию южнокорейских делегаций разного уровня. Из подобных визитов следует отметить посещение Бундесрата в августе 2013 г. делегацией высокопоставленных представителей Национального собрания Южной Кореи, которых принял статс-секретарь и директор секретариата Бундесрата Герд Шмит.

Фото: Nato.int
Стивен Смит (министр обороны,
Австралия) и генеральный секретарь НАТО
Андерс Фог Расмуссен подписывают
соглашение в рамках Индивидуальной
программы партнерства НАТО.

 

В последние годы заметно оживились отношения между Германией и Австралией. Австралия выходит на все более заметные роли в регионе (не случайно Барак Обама произнес свою знаменитую речь о «тихоокеанском повороте» США именно в Канберре, столице Австралии), и это привлекает к ней внешнеполитический интерес ФРГ. В свою очередь Австралия признает лидерство Германии в ЕС и заинтересована в развитии отношений с ней. Германо-австралийское сотрудничество развивается особенно плодотворно в области борьбы с терроризмом и наркоторговлей, защиты окружающей среды. В политическом отношении обе страны ориентированы на США, а экономически в значительной степени связаны с Китаем (Китай – важнейший торговый партнер Австралии, США на втором месте). Это во многом сближает позиции Австралии и Германии в регионе и создает основу для общности внешнеполитических интересов: Австралия, как и Германия, заинтересована в сохранении политического баланса между США и Китаем. Кроме того, Германию и Австралию объединяет общий интерес в области безопасности торговых путей, участие в миротворческой операции в Афганистане, проблемы охраны окружающей среды и изменений климата, борьба за разоружение и нераспространение ядерного оружия. Германия – второй по величине после Великобритании торговый партнер Австралии в Европе и двенадцатый в мире. В 2012 г. общий объем торговли между двумя странами составил около 12,3 млрд евро, причем торговый баланс складывается в пользу Германии (экспорт немецких товаров в Австралию – 9,3 млрд евро, экспорт австралийских товаров в Германию – около 3 млрд евро). Федеративная республика поставляет в Австралию автомобили и запчасти к ним, химические и электротехнические продукты, искусственные материалы и машины. Важнейшие товары, поступающие из Австралии, – золото, каменный уголь и металлы.

Несмотря на хорошие отношения с Японией, Южной Кореей и Австралией, Германия пока выступает против американской инициативы по принятию этих стран в НАТО.

Несмотря на хорошие отношения с Японией, Южной Кореей и Австралией, Германия пока выступает против американской инициативы по принятию этих стран в НАТО. Такая позиция объясняется несколькими причинами. Во-первых, принятие Австралии, Японии и Южной Кореи в Североатлантический альянс означало бы автоматическое вовлечение Германии в противостояние с Китаем, от которого ей не удалось бы уклониться в соответствии со статьей 5 Североатлантического договора. Во-вторых, против расширения НАТО в Германии выступают различные политические течения, в том числе отдельные крылья СДПГ и партии зеленых.

В то же время Германия поддерживает сотрудничество этих стран с НАТО, а также проявляет заинтересованность в развитии отношений с ними в экономической и военной областях. Так, в январе 2012 г. была согласована «дорожная карта», а в январе 2013 г. был подписан договор о стратегическом партнерстве с Австралией. На очереди подписание подобных договоров с Японией и Южной Кореей. Одними из крупнейших импортеров немецкого вооружения в мире являются Сингапур (343,8 млрд евро в 2011 г. – 4-е место среди всех импортеров немецкого вооружения) и Южная Корея (198,6 млрд евро в 2011 г. – 9-е место среди всех импортеров немецкого вооружения). В последние годы контракты на поставку вооружений в Австралию, хотя и остаются незначительными, все же достигают шестизначных цифр (771 тыс. евро в 2011 г.). Однако суммы контрактов могут значительно вырасти, если австралийское правительство заключит контракт с Германией на поставку подводных лодок типа Dolphin.

Германия – Россия в АТР

Германия нуждается в России как в региональной силе, которая может определенным образом ограничить рост могущества Китая. Поэтому Россия может рассчитывать на поддержку Германии во всех вопросах, в которых российская позиция идет вразрез с позицией КНР.

Долгое время между Россией и Германией практически не существовало точек соприкосновения в АТР. Обе страны были сосредоточены, прежде всего, на своих европейских делах. Однако игнорировать смещение центра тяжести мировой политики в АТР ни Германия, ни тем более Россия, значительная часть территории которой располагается в этом регионе, не могут. Несмотря на разное геополитическое положение, у двух стран много общих интересов в регионе. Германия и Россия заинтересованы в усилении своего влияния в АТР, однако это возможно лишь при сохранении существующего паритета между Китаем и США. Обе страны опасаются чрезмерного усиления Китая и одновременно нуждаются в нем как в важнейшем экономическом партнере. Казалось бы, совпадение интересов по многим стратегически важным вопросам в АТР делает Россию и Германию естественными союзниками. И это отчасти так: Германия нуждается в России как в региональной силе, которая может определенным образом ограничить рост могущества Китая. Поэтому Россия может рассчитывать на поддержку Германии во всех вопросах, в которых российская позиция идет вразрез с позицией КНР. В то же время Германия, как и США, не заинтересована в сближении России с Китаем, поскольку это чревато смещением баланса сил в АТР в пользу КНР.

Грядет ли «поворот» Германии к АТР?

Вряд ли стоит ожидать от Германии чего-то подобного американскому «повороту» к Азии – ее политические и экономические интересы пока сосредоточены в Европе. Баланс сил в АТР, определяемый противостоянием Китая и США, не позволяет Германии сделать однозначный выбор в пользу одного из полюсов силы в регионе, поскольку она не может себе позволить ухудшить отношения ни с одной из сторон. Поэтому, вероятнее всего, ФРГ продолжит игру на поддержание равновесия в регионе и предпочтет роль посредника между Китаем и Соединенными Штатами. Тем не менее экономические интересы, нежелание оказаться на обочине мировой политики и настойчивые уговоры США неизбежно должны привести к постепенному наращиванию внешнеполитического влияния ФРГ в АТР. Это означает, что в ближайшие годы следует ожидать активизации усилий немецкой дипломатии на азиатско-тихоокеанском направлении, особенно нацеленных на укрепление двусторонних отношений с «восходящими» державами.

Не стоит сомневаться в том, что помимо традиционных будут задействованы и более типичные для Германии средства влияния, такие как оказание помощи отдельным предприятиям или даже целым отраслям экономики, увеличение финансирования научно-исследовательских программ и проектов, поддержка экономических элит стран, в развитии отношений с которыми заинтересована немецкая сторона. Это относится в первую очередь к Вьетнаму и Индонезии, но, по-видимому, коснется и других стран-членов АСЕАН.

1. Mißfelder Ph. Asiatischer Aufstieg und deutsche Chancen // Die Politische Meinung. Dezember 2012. S. 55.

2. Loewen H., Hilpert H.G. Indonesien als Partner deutscher Außenpolitik // SWP. Februar 2012. Berlin.

3. Labahn M. Südostasien in der Außenpolitik der Bundesrepublik Deutschland. IUDICIUM Verlag Gmbh, München, 2013. S. 54–55.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся