Самыми эффективными и продуктивными для Азербайджана выступают двусторонние и трехсторонние форматы взаимодействия. Среди наиболее успешных трехсторонних форматов отношений можно назвать следующие: Азербайджан — Грузия — Турция, Азербайджан — Иран — Турция, Азербайджан — Турция — Туркменистан, а также сравнительно недавно возникший — Азербайджан — Россия — Иран.
Азербайджан позиционирует себя как кавказское и каспийское государство, что обеспечивает его определенными геополитическими преимуществами, которые Баку стремится использовать для продвижения собственной повестки. Более того, Азербайджан, как часть Южного Кавказа и часть Евразийского географического пространства, выступает естественным связующим звеном между экономиками региона, извлекая из этого серьезные конкурентные преимущества.
Что касается армяно-азербайджанских отношений, стоит отметить, что сегодня Азербайджан предпочитает концентрироваться на переговорном процессе в рамках Нагорно-Карабахского урегулирования. Однако официальный Баку никогда не скрывал, что оставляет за собой право освободить оккупированные в 1992–1994 гг. армянскими войсками территории любыми другими возможными средствами.
Для укрепления своего оборонного потенциала Азербайджан взаимодействует с региональными и внерегиональными игроками, становясь интегрированной частью складывающейся в регионе системы безопасности. Это создает условия для проведения более прогнозируемой политики в регионе и придает региональной системе безопасности более устойчивый характер.
Азербайджан рассматривает многие из существующих проблем в мировой и региональной политике как следствие неуважения международного права ведущими акторами международных отношений. При этом залогом решения существующих проблем в Баку видится неукоснительное соблюдение норм и принципов международного права.
Сегодня Азербайджан, будучи страной — председателем сразу нескольких международных и региональных организаций, играет роль коммуникатора, продвигающего глобальную повестку на региональный уровень и ретранслирующего актуальные темы регионального взаимодействия на уровень глобальный.
В ближайшие годы азербайджанская дипломатия продолжит концентрироваться на решении Нагорно-Карабахского конфликта, в то же время стремясь активизировать свою деятельность в некоторых других приоритетных направлениях.
Азербайджанская Республика на карте мира: вызовы, риски, приоритеты
Азербайджанская Республика, располагающаяся сразу между тремя государствами, оказывающими существенное влияние на формирование текущей международной повестки, зарекомендовала себя в качестве устойчивого и прогнозируемого игрока на карте своего региона. Между тем потребовались годы, чтобы из страны, раздираемой конфликтами и подверженной рискам внутриполитической дестабилизации, Азербайджан превратился в устойчивого, динамично развивающегося и прогнозируемого партнера.
Азербайджан в системе региональной и международной геополитики
Самыми эффективными и продуктивными для Азербайджана выступают двусторонние и трехсторонние форматы взаимодействия. Конечно, это не означает, что Баку полностью дистанцируется от участия в более крупных объединениях, однако, как правило, это всегда структуры без ярко выраженных наднациональных органов. Среди наиболее успешных трехсторонних форматов отношений можно назвать следующие: Азербайджан — Грузия — Турция, Азербайджан — Иран — Турция, Азербайджан — Турция — Туркменистан, а также сравнительно недавно возникший — Азербайджан — Россия — Иран. В марте 2018 г. в Баку состоялась встреча глав МИД Азербайджана, Грузии, Турции и Ирана, которая повлекла за собой ряд предположений о возникновении нового, теперь уже четырехстороннего, формата с участием Баку.
К многосторонним региональным форматам, реализующимся при активном участии Азербайджана, относится Совет сотрудничества тюркских государств, пятисторонний формат каспийского сотрудничества, Организацию экономического сотрудничества. Кроме того, Азербайджанская Республика участвует в деятельности СНГ, ОБСЕ, Парламентской ассамблеи Совета Европы, Организации исламского сотрудничества, Движения неприсоединения.
Рис. 1. Азербайджан в Каспийско-Кавказском регионе. Автор: Ильгар Велизаде
Помимо того, что Азербайджан — одновременно кавказская и каспийская страна, бесспорным преимуществом его географического положения является то, что это единственная страна на Кавказе, граничащая со странами Южного Кавказа и с внерегиональными государствами — Россией, Ираном и Турцией. Азербайджан также является единственной каспийской страной, морские границы которой соприкасаются с границами всех пяти прибрежных стран. Все это создает геополитические преимущества, которые Баку стремится использовать для продвижения своей политической повестки.
С другой стороны, Азербайджан расположен в регионе, в котором сохраняются сразу несколько очагов региональных конфликтов и в непосредственной близости от которого расположены зоны эскалации международной напряженности (Иран, Ирак, Сирия, Афганистан). Этот фактор оказывает заметное влияние на реализацию Азербайджаном его внешней политики, подвергая Баку рискам вовлечения в возникающую на его границах политическую турбулентность.
Тем не менее Баку предпочитает не участвовать в деятельности, направленной против его соседей — в первую очередь России и Ирана; и в диалоге с внерегиональными партнерами он нередко напоминает об этом, приводя в качестве аргумента довод о нежелании своими действиями создавать риски для собственной безопасности и безопасности соседей.
В целом Азербайджан, будучи вовлеченным в затяжной конфликт с Арменией, находится в неблагоприятном (с точки зрения безопасности) регионе Южного Кавказа. С одной стороны, действия внешних игроков могут подвергнуть Азербайджан риску втягивания в геополитическую турбулентность в регионе, с другой — есть риски внутриполитической дестабилизации.
Геоэкономическая составляющая азербайджанской внешней политики
Характер экономических связей Азербайджана с соседями и внерегиональными игроками во многом определяется двумя основными факторами: наличием богатой энергетической ресурсной базы и выгодным расположением (на пересечении путей из Китая и Центральной Азии в страны Европы и из России и стран Северной Европы в страны Индийского океана, а также в обратном направлении).
Указанные факторы обеспечивают участие Азербайджана международном и региональном разделении труда и занимают особое место в списке конкурентных преимуществ азербайджанской экономики.
Основными региональными проектами, в которых Азербайджан играет одну из ключевых ролей, являются Южный газовый коридор и нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан. Именно они позволяют Баку строить экономические отношения с рядом европейских стран, а также Турцией и Израилем, делая их основными торгово-экономическими партнерами Азербайджана. При этом Европейский союз — ведущий торгово-экономический партнер Азербайджана, на которого приходится до 50% всей внешней торговли страны.
Азербайджан — самая крупная экономика Южного Кавказа с ВВП, превышающим 47 млрд долл.; суммарно экономика Республики опережает грузинскую (17 млрд долл.) и армянскую (более 12 млрд долл.). Кроме того, Азербайджан — самый крупный региональный рынок с населением в 10 млн человек. Этот факт обеспечивает его повышенным вниманием со стороны иностранных инвесторов, проявляющих интерес к региону Южного Кавказа. Дополнительный интерес к Азербайджану стимулируют ежегодные мониторинги, отражающие текущее состояние азербайджанской экономики. Так, в рейтинге «Doing Business 2020», ежегодно публикуемом Всемирным банком и являющимся одним из ключевых показателей развития экономик стран, Азербайджан по сумме показателей занимает 34-е место (76,7 балла) из 190.
Россия, Турция и некоторые другие евразийские страны особенно тесно сотрудничают с Азербайджаном в сфере экономики. Пожалуй, наиболее диверсифицированными можно считать торгово-экономические отношения Азербайджана с Россией. Объем азербайджано-российского товарооборота в 2019 г. превысил 3 млрд долл., что на 47 млн долл. (или на 18,5%) больше показателей 2018 г.; причем это наиболее диверсифицированный по своим характеристикам товарооборот. По данным на декабрь 2019 г., Азербайджан инвестировал в экономику России 1,2 млрд долл., а Россия в экономику Азербайджана — 4,9 млрд долл. Товарооборот между двумя странами по итогам 2019 года, согласно подсчетам азербайджанской стороны, составил 4,509 млрд долларов. Кроме того, Азербайджан является одним из крупнейших инвесторов в турецкую экономику. Весьма значимым торгово-экономическим партнером Азербайджана является Грузия, через территорию которой проходит большинство мегапроектов, осуществляемых при инициативе или активном участии Азербайджана (Южно-Кавказский газопровод, нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан, железнодорожная магистраль Баку–Тбилиси–Карс, фибероптический кабель Транс-Азия–Европа и др.). Поэтому Баку традиционно считается одним из ключевых для Грузии инвесторов — его инвестиции за 1995–2018 гг. составили 3 млрд долл., а с 2012 г. Азербайджан занимает первое место по суммарному объему инвестиций в экономику Грузии.
Общий товарооборот страны — 33,6 млрд долл., что составляет более 60% общего товарооборота всех государств Южного Кавказа.
В последние годы страна занимает все более высокие позиции в списке региональных инвесторов. Азербайджанские деньги были вложены в различные инфраструктурные проекты Грузии, Турции, Украины, Молдовы, Сербии, Македонии, Хорватии, Албании и др.
Однако, несмотря на все очевидные преимущества азербайджанской экономики, неучастие страны в ВТО в целом ряде случаев становится сдерживающим фактором для дальнейшей интеграции Азербайджана в систему мирохозяйственных связей. Так, в значительной степени это обстоятельство и интересы, продиктованные обеспечением защиты местных предпринимателей, тормозят подписание нового договора о стратегическом партнерстве между Баку и Брюсселем.
В вопросе о характере торгово-экономических связей Азербайджана важную роль играют новые мультимодальные транспортные маршруты — они значительно повышают транзитный потенциал страны.
Южный Кавказ, как часть Большой Евразии, экономически всегда будет ориентирован на связи с государствами-соседями. Азербайджан, будучи частью Южного Кавказа и Евразийского географического пространства, является естественным связующим звеном между экономиками своего региона, извлекая из этого серьезные конкурентные преимущества.
Военно-политические аспекты безопасности Азербайджанской Республики
Азербайджан с момента обретения независимости был вовлечен в тяжелейший по своим последствиям конфликт с Арменией, что до сих пор определяет характер действий Баку по обеспечению своей безопасности. В Концепции национальной безопасности, утвержденной распоряжением президента Азербайджанской Республики от 23 мая 2007 г. прямо отмечается, что «одной из важнейших задач политики национальной безопасности Азербайджанской Республики является восстановление ее территориальной целостности с использованием всех закрепленных в международном праве средств». Сегодня Азербайджан сосредоточен на переговорном процессе в рамках Нагорно-Карабахского урегулирования. Однако официальный Баку никогда не скрывал, что оставляет за собой право освободить оккупированные в 1992–1994 гг. армянскими войсками территории всеми другими возможными средствами, в частности посредством применения силы при осуществлении своего права на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН.
С целью укрепления своего оборонного потенциала Азербайджан тесно взаимодействует с Россией, Турцией, Израилем, Беларусью, Пакистаном, Казахстаном, Китаем и рядом других государств, одновременно развивая свой оборонно-промышленный комплекс.
Сегодня продукция оборонного комплекса Азербайджана представлена разнообразными видами вооружения, некоторые из которых продаются за пределами страны. При этом акцент делается на производстве тех видов продукции, которые являются наиболее востребованными на мировом рынке вооружений. Речь идет о более чем 130 наименованиях продукции военного назначения. Более того, Азербайджан участвует в различных международных военно-торговых выставках, а объем государственных сделок исчисляется десятками миллионов долларов.
Важным событием, как в развитии оборонно-промышленного комплекса страны, так и с точки зрения совершенствования военно-политических аспектов безопасности стало проведение в Азербайджане с 2014 г. ежегодных выставок оборонной промышленности «ADEX». С каждым годом число участников выставки растет.
Особую актуальность в свете решения конкретных военно-политических аспектов безопасности приобретают совместные военные учения Азербайджана и других стран. Например, совместные учения азербайджанских и турецких военнослужащих в рамках формата ежегодных командно-штабных учений «Eternity», совместные учения сил специального назначения Турции, Грузии и Азербайджана «Кавказский орел», а также учения России, Азербайджана и Казахстана на Каспии и пр. Однако учения — это лишь часть общих действий по формированию региональной системы военно-политической безопасности, в которой азербайджанские военные принимают активное участие.
Концепция национальной безопасности Азербайджана в свете региональных и глобальных рисков и угроз
Концепция национальной безопасности Азербайджана предусматривает создание условий для обеспечения национальных интересов страны, в частности посредством сотрудничества с другими странами. В концепции отмечено, что регион Южного Кавказа, несмотря на нестабильную политическую обстановку, обладает большим потенциалом для развития отношений с региональными и внерегиональными партнерами.
Посредством реализации Концепции национальной безопасности создаются условия для более эффективного продвижения внешнеполитических приоритетов. Как уже отмечалось, Баку тесно взаимодействует в сфере безопасности с региональными и внерегиональными игроками, становясь интегрированной частью складывающейся в регионе системы безопасности. Это положительно влияет на проведение более прогнозируемой политики в регионе и придает региональной системе безопасности более устойчивый характер.
Азербайджан рассматривает многие из существующих проблем мировой и региональной политики как следствие неуважения международного права ведущими акторами международных отношений. Так, выступая с речью на V Глобальном Бакинском форуме в марте 2017 г., президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил: «Последние события в мире показывают, что двойные стандарты становятся обычной практикой, когда нормы и принципы международного права преподносятся по-разному и служат узким интересам». При этом он добавил, что в некоторых случаях резолюции Совбеза ООН выполняются в течение нескольких часов. «Однако, в случае с Азербайджаном (4 резолюции ООН по Нагорному Карабаху) они не выполняются почти 25 лет», — отметил глава государства. При этом решение всех существующих проблем в Баку видится посредством неукоснительного соблюдения норм и принципов международного права, в частности, уважения суверенитета и территориальной целостности государств, соблюдения принципа невмешательства в дела других государств, исключения двойных стандартов в практике международных отношений.
Внешнеполитическая активность Азербайджана 2015–2020 гг.
Говоря о внешнеполитической активности Азербайджана в течение последних пяти лет, следует обратить внимание на интенсивность проведения в стране различных саммитов, форумов, представительных встреч на высшем уровне, свидетельствующих о значительной вовлеченности страны в региональные и глобальные политические процессы. Только в 2019 г. Азербайджан стал страной — хозяйкой саммитов Движения неприсоединения, Совета сотрудничества тюркоязычных государств, второго саммита мировых религиозных лидеров. В 2015 г. в Баку состоялись первые Европейские игры, в 2016 г. — Глобальный форум Альянса цивилизаций ООН, трехсторонний саммит президентов Азербайджана, России и Ирана, ряд других крупных международных мероприятий. Только в рамках одного заседания Консультативного совета Южного газового коридора, ежегодно проходящего в Баку, организуются встречи глав государств и правительств восточно-европейских и региональных стран, на которых обсуждаются не только текущие вопросы энергетического взаимодействия, но и актуальные вопросы политического диалога.
Оценивая эту динамику, можно сказать, что Азербайджан старается «вписаться» в складывающуюся систему отношений со своим набором приоритетных тем таким образом, чтобы обеспечить реализацию своих интересов в максимально эффективной форме.
Приоритеты азербайджанской внешней политики на обозримую перспективу
Сегодня Азербайджан является страной-председателем сразу в нескольких организациях, таких как Движение неприсоединения, объединяющей 120 стран по всему миру, Совете сотрудничества тюркоязычных государств, Организации стран черноморского экономического сотрудничества, объединяющей большое число государств Восточной Европы и Юго-Западной Азии. Это позволяет ему играть роль коммуникатора, ретранслирующего актуальные темы регионального взаимодействия на глобальный уровень. По заявлению генерального секретаря ООН, Баку «в это сложное время создает мосты между обществами и культурами». Неслучайно даже главы генштабов НАТО и России, согласовывая темы и программы для диалога, предпочитают вести его не где-нибудь, а в Баку.
Согласно опросу общественного мнения, проведенного американским международным центром изучения общественного мнения Arthur J. Finkelstein & Associates, 81,7% респондентов отметили, что Азербайджан является «островом стабильности» в регионе.
В ближайшие годы азербайджанская дипломатия продолжит концентрировать свои усилия на решении армяно-азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта, в то же время, стремясь активизировать свое участие в тех темах и приоритетных направлениях, которые будут актуальными для международной и региональной повестки. Речь, прежде всего, идет о традиционных для Азербайджана темах — об энергетической безопасности, борьбе с терроризмом и экстремизмом, обеспечении межкультурного диалога и взаимодействии с основными центрами силы.