Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Вадим Войников

Д.ю.н., профессор кафедры интеграционного права и прав человека МГИМО МИД России, профессор института управления и территориального развития БФУ им. И. Канта

В первые дни 2016 г. весь мир узнал о новом проявлении миграционного кризиса в Европе. Широкой общественности стали известны ужасные подробности новогодней ночи в Кельне, а также некоторых других городах некогда благополучной Германии. События показали, что поведение «новых жителей Европы» поставило общество и власть европейских государств в крайне затруднительное положение. Они попросту оказались не готовыми реагировать на новые вызовы. Общество ждет от властей адекватной реакции на происходящие события, а власть не может решиться на жесткие меры по наведению порядка.

В первые дни 2016 г. весь мир узнал о новом проявлении миграционного кризиса в Европе. Широкой общественности стали известны ужасные подробности новогодней ночи в Кельне, а также некоторых других городах некогда благополучной Германии. Согласно распространенной в прессе информации, вечером 31 декабря 2015 г. на привокзальной площади Кельне, в непосредственной близости от одной из главных достопримечательностей Германии — Кельнского собора, произошли беспорядки, устроенные агрессивно настроенными молодыми людьми, преимущественно — выходцами из ближневосточных и североафриканских государств.

Беспорядки сопровождались сексуальными домогательствами и насилием в отношении женщин: участники беспорядков пытались срывать с женщин одежку, украшения, бросали в праздничную толпу петарды и файеры, отмечены и попытки изнасилования (в полицию поступили два заявления об изнасиловании). Таким образом, Германия и вся Европа прочувствовала на себе «забаву» т.н. «просителей убежища». Это явление получило название «taharrush gamea», под которым в арабских странах понимается коллективное сексуальное домогательство: несколько молодых мужчин окружают женщину, начинают кричать непристойные вещи, пытаться дотронуться и отобрать личные вещи.

Германия и вся Европа прочувствовала на себе «забаву» т.н. «просителей убежища».

В течение длительного времени германская полиция, а также средства массовой информации старались не афишировать указанные события, чтобы избежать обострения и без того сложной ситуации, связанной с наплывом мигрантов. Однако уже в первую неделю нового года информация о трагических событиях в Кельне стала быстро распространяться по ЕС и далеко за его пределами. Попытка замалчивания событий в Кельне, наоборот, вызвала у населения еще большее раздражение и выступила дополнительным отягчающим для властей фактором. Основную массу зачинщиков беспорядков составляли как раз иммигранты из стран Ближнего Востока и Северной Африки, нелегально въехавшие на территорию Германии в поисках убежища. По этой причине беспорядки в Кельне нельзя рассматривать как криминальное происшествие, не связанное с проблемой наплыва мигрантов, на чем пытаются настаивать власти Германии. Наоборот то, что произошло в Кельне, — прямой результат неадекватной и непоследовательной политики властей стран ЕС в отношении иммигрантов. Иными словами, беспорядки в Кельне, а также ряде других городов Германии, основными участниками которых стали недавно прибывшие в страну нелегальным путем иммигранты, — составная часть существующего миграционного кризиса в Европе. Фактически мы можем наблюдать то, что миграционный кризис в Европе обрастает все новыми проблемными сторонами, связанными не только с охраной внешних границ, но и внутренней безопасностью.

REUTERS/Michael Dalder
Александр Камкин:
Германия и беженцы — вызов или закат?


То, что произошло в Кельне, — прямой результат неадекватной и непоследовательной политики властей стран ЕС в отношении иммигрантов.

Создается впечатление, что иммигранты в очередной раз испытывают европейские власти на прочность. Сначала они незаконно въехали на территорию Европейского союза в нарушение действующих национальных норм и Шенгенских правил, и власти ЕС закрыли на это глаза. Затем иммигранты в нарушение Дублинских критериев [1] стали диктовать свои правила в отношении места и порядка подачи прошения о предоставлении убежища. В этом вопросе власти стран ЕС также пошли на поводу у иммигрантов и даже выразили готовность изменить правила предоставления убежища.

Наконец, обустроившись в странах ЕС, иммигранты диктуют свои правила, устраивают беспорядки, совершают иные противоправные поступки. При этом общество и государственные структуры в европейских странах оказались абсолютно не готовыми к такому повороту событий. Находясь под сильным давлением идей толерантности, власти стараются не замечать возникающие проблемы, тем самым проявляя нерешительность и фактически предавая интересы собственного народа. Нерешительность со стороны властей и возможность безнаказанно совершать противоправные деяния в серьезной степени подрывает государственные устои, а также эффективность правовой системы.

Находясь под сильным давлением идей толерантности, власти стараются не замечать возникающие проблемы, тем самым проявляя нерешительность и фактически предавая интересы собственного народа.

При этом нельзя сказать, что власти стран ЕС и, в частности, Германии не предпринимают никаких действий. Наоборот, и на уровне ЕС, и на уровне государств-членов ЕС власти пытаются найти ключ к решению существующей проблемы. 20 октября 2015 г. в Германии был принят закон, направленный на ускорение процедуры рассмотрения ходатайств об убежище (Asylverfahrensbeschleunigungsgesetz). Указанный закон включает в себя пакет законодательных актов, регулирующих широкий круг вопросов, связанных с предоставлением убежища и пребыванием иностранцев. Исходя из замысла закона, вносимые изменения предусматривают не столько упрощенный порядок предоставления статуса беженца, сколько ускоренную процедуру рассмотрения ходатайств, принятия по ним решений и в случае отрицательного решения — депортации иммигранта. В частности, были утверждены изменения в закон об убежище (Asylgesetz), касающиеся т.н. безопасных стран происхождения. В соответствии с параграфом 29а закона ФРГ об убежище, ходатайство о предоставлении убежища, поданное гражданином государства, признанного безопасным, не подлежит удовлетворению, если проситель убежища не докажет, что он подвергается политическим преследованиям. В соответствии с законом от 20 октября 2015 г., к безопасным странам были отнесены еще три страны: Албания, Косово и Черногория. При этом федеральное правительство Германии каждые два года представляет Бундестагу информацию о возможности отнесения той или иной страны к категории безопасной.

Вопреки распространенному мнению, что прибывающие иммигранты являются выходцами с Ближнего Востока и Северной Африки, весьма значительную долю среди иммигрантов занимают представители Балканских стран. Второе важное изменение касается процедуры депортации. Закон от 20 октября 2015 г. внес изменения в закон о пребывании иностранцев (Aufenthaltsgesetz — AufenthG), согласно которым после истечения срока для добровольного выезда компетентные органы не обязаны уведомлять иностранца о конкретном сроке депортации (абз. 1 параграфа 59). Фактически это означает, что теперь компетентные органы вправе в любое время без предварительного предупреждения осуществлять принудительную депортацию нелегального иммигранта, которому отказано в предоставлении убежища. Закон от 20 октября 2015 г. содержал также ряд других важных изменений, однако складывающаяся в Германии ситуация позволяет сделать вывод, что большинство прибывших иммигрантов вряд ли беспокоят законодательные процедуры и изменения в стране их временного пребывания.

Вопреки распространенному мнению весьма значительную долю среди иммигрантов занимают представители Балканских стран.

Если иммигрантам удалось с легкостью нарушить базовые правовые нормы, а также совершить деяния, подпадающие под действие уголовного закона, при отсутствии адекватного ответа со стороны властей, можно предположить, что эти люди вряд ли будут действовать в рамках закона, каким бы совершенным он ни казался. События в Кельне имеют еще одно важное последствие — они бросают тень на все иммигрантское сообщество. При этом абсолютно ясно, что далеко не все иммигранты относятся к категории нарушителей закона. Немалая часть из них действительно приехала ради спасения и настроена на законопослушную жизнь в стране пребывания. Однако в свете событий, подобных беспорядкам в Кельне, все больше европейцев будут воспринимать и законопослушных иммигрантов в качестве источника потенциальной опасности. По этой причине процесс интеграции иммигрантов в принимающее сообщество будет сталкиваться с еще большими трудностями.

Теперь компетентные органы вправе в любое время без предварительного предупреждения осуществлять принудительную депортацию нелегального иммигранта, которому отказано в предоставлении убежища.

События последних месяцев показывают, что поведение «новых жителей Европы» поставило общество и власть европейских государств в крайне затруднительное положение. Они попросту оказались не готовыми реагировать на новые вызовы. Общество ждет от властей адекватной реакции на происходящие события, а власть не может решиться на жесткие меры по наведению порядка, поскольку этому препятствуют традиционные «европейские ценности», которые еще больше рискуют потерять свою популярность среди населения Европейского союза.

1. Дублинские критерии — критерии определения страны, ответственной за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища, содержащиеся в регламенте № 604/2013 Совета и Европейского Парламента (Дублинский регламент).

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся