В первые дни 2016 г. весь мир узнал о новом проявлении миграционного кризиса в Европе. Широкой общественности стали известны ужасные подробности новогодней ночи в Кельне, а также некоторых других городах некогда благополучной Германии. События показали, что поведение «новых жителей Европы» поставило общество и власть европейских государств в крайне затруднительное положение. Они попросту оказались не готовыми реагировать на новые вызовы. Общество ждет от властей адекватной реакции на происходящие события, а власть не может решиться на жесткие меры по наведению порядка.
В первые дни 2016 г. весь мир узнал о новом проявлении миграционного кризиса в Европе. Широкой общественности стали известны ужасные подробности новогодней ночи в Кельне, а также некоторых других городах некогда благополучной Германии. Согласно распространенной в прессе информации, вечером 31 декабря 2015 г. на привокзальной площади Кельне, в непосредственной близости от одной из главных достопримечательностей Германии — Кельнского собора, произошли беспорядки, устроенные агрессивно настроенными молодыми людьми, преимущественно — выходцами из ближневосточных и североафриканских государств.
Беспорядки сопровождались сексуальными домогательствами и насилием в отношении женщин: участники беспорядков пытались срывать с женщин одежку, украшения, бросали в праздничную толпу петарды и файеры, отмечены и попытки изнасилования (в полицию поступили два заявления об изнасиловании). Таким образом, Германия и вся Европа прочувствовала на себе «забаву» т.н. «просителей убежища». Это явление получило название «taharrush gamea», под которым в арабских странах понимается коллективное сексуальное домогательство: несколько молодых мужчин окружают женщину, начинают кричать непристойные вещи, пытаться дотронуться и отобрать личные вещи.
В течение длительного времени германская полиция, а также средства массовой информации старались не афишировать указанные события, чтобы избежать обострения и без того сложной ситуации, связанной с наплывом мигрантов. Однако уже в первую неделю нового года информация о трагических событиях в Кельне стала быстро распространяться по ЕС и далеко за его пределами. Попытка замалчивания событий в Кельне, наоборот, вызвала у населения еще большее раздражение и выступила дополнительным отягчающим для властей фактором. Основную массу зачинщиков беспорядков составляли как раз иммигранты из стран Ближнего Востока и Северной Африки, нелегально въехавшие на территорию Германии в поисках убежища. По этой причине беспорядки в Кельне нельзя рассматривать как криминальное происшествие, не связанное с проблемой наплыва мигрантов, на чем пытаются настаивать власти Германии. Наоборот то, что произошло в Кельне, — прямой результат неадекватной и непоследовательной политики властей стран ЕС в отношении иммигрантов. Иными словами, беспорядки в Кельне, а также ряде других городов Германии, основными участниками которых стали недавно прибывшие в страну нелегальным путем иммигранты, — составная часть существующего миграционного кризиса в Европе. Фактически мы можем наблюдать то, что миграционный кризис в Европе обрастает все новыми проблемными сторонами, связанными не только с охраной внешних границ, но и внутренней безопасностью.
Создается впечатление, что иммигранты в очередной раз испытывают европейские власти на прочность. Сначала они незаконно въехали на территорию Европейского союза в нарушение действующих национальных норм и Шенгенских правил, и власти ЕС закрыли на это глаза. Затем иммигранты в нарушение Дублинских критериев [1] стали диктовать свои правила в отношении места и порядка подачи прошения о предоставлении убежища. В этом вопросе власти стран ЕС также пошли на поводу у иммигрантов и даже выразили готовность изменить правила предоставления убежища.
Наконец, обустроившись в странах ЕС, иммигранты диктуют свои правила, устраивают беспорядки, совершают иные противоправные поступки. При этом общество и государственные структуры в европейских странах оказались абсолютно не готовыми к такому повороту событий. Находясь под сильным давлением идей толерантности, власти стараются не замечать возникающие проблемы, тем самым проявляя нерешительность и фактически предавая интересы собственного народа. Нерешительность со стороны властей и возможность безнаказанно совершать противоправные деяния в серьезной степени подрывает государственные устои, а также эффективность правовой системы.
При этом нельзя сказать, что власти стран ЕС и, в частности, Германии не предпринимают никаких действий. Наоборот, и на уровне ЕС, и на уровне государств-членов ЕС власти пытаются найти ключ к решению существующей проблемы. 20 октября 2015 г. в Германии был принят закон, направленный на ускорение процедуры рассмотрения ходатайств об убежище (Asylverfahrensbeschleunigungsgesetz). Указанный закон включает в себя пакет законодательных актов, регулирующих широкий круг вопросов, связанных с предоставлением убежища и пребыванием иностранцев. Исходя из замысла закона, вносимые изменения предусматривают не столько упрощенный порядок предоставления статуса беженца, сколько ускоренную процедуру рассмотрения ходатайств, принятия по ним решений и в случае отрицательного решения — депортации иммигранта. В частности, были утверждены изменения в закон об убежище (Asylgesetz), касающиеся т.н. безопасных стран происхождения. В соответствии с параграфом 29а закона ФРГ об убежище, ходатайство о предоставлении убежища, поданное гражданином государства, признанного безопасным, не подлежит удовлетворению, если проситель убежища не докажет, что он подвергается политическим преследованиям. В соответствии с законом от 20 октября 2015 г., к безопасным странам были отнесены еще три страны: Албания, Косово и Черногория. При этом федеральное правительство Германии каждые два года представляет Бундестагу информацию о возможности отнесения той или иной страны к категории безопасной.
Вопреки распространенному мнению, что прибывающие иммигранты являются выходцами с Ближнего Востока и Северной Африки, весьма значительную долю среди иммигрантов занимают представители Балканских стран. Второе важное изменение касается процедуры депортации. Закон от 20 октября 2015 г. внес изменения в закон о пребывании иностранцев (Aufenthaltsgesetz — AufenthG), согласно которым после истечения срока для добровольного выезда компетентные органы не обязаны уведомлять иностранца о конкретном сроке депортации (абз. 1 параграфа 59). Фактически это означает, что теперь компетентные органы вправе в любое время без предварительного предупреждения осуществлять принудительную депортацию нелегального иммигранта, которому отказано в предоставлении убежища. Закон от 20 октября 2015 г. содержал также ряд других важных изменений, однако складывающаяся в Германии ситуация позволяет сделать вывод, что большинство прибывших иммигрантов вряд ли беспокоят законодательные процедуры и изменения в стране их временного пребывания.
Если иммигрантам удалось с легкостью нарушить базовые правовые нормы, а также совершить деяния, подпадающие под действие уголовного закона, при отсутствии адекватного ответа со стороны властей, можно предположить, что эти люди вряд ли будут действовать в рамках закона, каким бы совершенным он ни казался. События в Кельне имеют еще одно важное последствие — они бросают тень на все иммигрантское сообщество. При этом абсолютно ясно, что далеко не все иммигранты относятся к категории нарушителей закона. Немалая часть из них действительно приехала ради спасения и настроена на законопослушную жизнь в стране пребывания. Однако в свете событий, подобных беспорядкам в Кельне, все больше европейцев будут воспринимать и законопослушных иммигрантов в качестве источника потенциальной опасности. По этой причине процесс интеграции иммигрантов в принимающее сообщество будет сталкиваться с еще большими трудностями.
События последних месяцев показывают, что поведение «новых жителей Европы» поставило общество и власть европейских государств в крайне затруднительное положение. Они попросту оказались не готовыми реагировать на новые вызовы. Общество ждет от властей адекватной реакции на происходящие события, а власть не может решиться на жесткие меры по наведению порядка, поскольку этому препятствуют традиционные «европейские ценности», которые еще больше рискуют потерять свою популярность среди населения Европейского союза.
1. Дублинские критерии — критерии определения страны, ответственной за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища, содержащиеся в регламенте № 604/2013 Совета и Европейского Парламента (Дублинский регламент).