Read in English
Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.89)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Анастасия Толстухина

К.полит.н., программный менеджер, редактор сайта РСМД

Традиционно частные компании выступали за минимальное вмешательство государства в их дела. Однако с 2019 года ситуация начала кардинальным образом меняться. Сегодня глобальный бизнес открыто призывает к усилению госрегулирования киберпространства.

Технологические гиганты призывают западные правительства активнее участвовать в регулировании таких областей, как защита конфиденциальных данных, пресечение попыток влияния на выборы, решение проблемы распространения вредоносного контента, а также переносимость данных (data portability).

Попробуем разобраться в причинах, по которым бизнес призывает к госрегулированию и выражает готовность работать с правительствами над созданием новых технических регламентов. Во-первых, технологические компании столкнулись с проблемой доверия со стороны пользователей. В последние годы Facebook, Google и другие технологические компании, включая Microsoft, были потрясены серией скандалов, связанных с утечкой конфиденциальных данных миллионов людей. Б. Гейтс считает, что правительственные постановления могут помочь обеспечить доверие к информации, которая широко распространяется на онлайн-платформах. Во-вторых, технологическим компаниям важно привести требования правительств (преимущественно западного мира) к единому стандарту — придать понятную форму политике конфиденциальности, стандартов защиты и безопасности. Единый стандарт всегда упрощает ведения бизнеса. В-третьих, если будут выработаны единые стандарты и правила, то можно привлекать к ответственности те компании, которые их не соблюдают. Это отличный способ упрочить свои позиции на рынке и бороться с конкурентами. И наконец, призывая к госрегулированию, компании не просто могут присоединиться к процессу выработки удобных для себя правил, но и возглавить его. Тем более наработки того, что можно предложить регуляторам, уже имеются. Осталось их продвинуть и закрепить на законодательном уровне.

Вместе с тем многие политики и эксперты с настороженностью воспринимают активность бизнеса в вопросах регулирования киберпространства, опасаясь цифровой диктатуры технологических гигантов. Правительства готовы сотрудничать с технологическими компаниями в области информационной безопасности только на равноправной основе.

В современных условиях, когда в мире разворачиваются настоящие цифровые войны между государствами с осуществлением кибератак на критическую инфраструктуру и массированным распространением фейковой информации и опасного контента, а также все более активным задействованием технологий искусственного интеллекта, можно спрогнозировать значительное усиление государственного регулирования и контроля киберпространства в западных странах. Однако насколько при этом будут учтены интересы ИТ-гигантов — большой вопрос, ведь создавая «киберфронт», регуляторы потребуют от лидеров Кремниевой долины большей транспарентности работы их алгоритмов, подотчетность, обмен информацией, а также предъявят дополнительные требования к защите цифровой инфраструктуры.


Традиционно частные компании выступали за минимальное вмешательство государства в их дела. Однако с 2019 года ситуация начала кардинальным образом меняться. Сегодня глобальный бизнес открыто призывает к усилению госрегулирования киберпространства.

«Настало время для правительства вмешаться и регулировать крупные технологические компании», — заявил в октябре 2019 г. в интервью агентству Bloomberg соучредитель Microsoft Билл Гейтс. Чуть ранее эту же мысль публично высказал основатель и исполнительный директор Facebook Марк Цукерберг. Технологические гиганты призывают западные правительства активнее участвовать в регулировании таких областей, как защита конфиденциальных данных, пресечение попыток влияния на выборы, решение проблемы распространения вредоносного контента, а также переносимость данных (data portability).

Попробуем разобраться в причинах, по которым бизнес призывает к госрегулированию и выражает готовность работать с правительствами над созданием новых технических регламентов.

Во-первых, технологические компании столкнулись с проблемой доверия со стороны пользователей. В последние годы Facebook, Google и другие технологические компании, включая Microsoft, были потрясены серией скандалов, связанных с утечкой конфиденциальных данных миллионов людей. На Facebook обрушился поток критики со стороны правительства и отдельных гражданских лиц, которые обвиняли эту платформу в недостаточном внимании к вопросу разжигания ненависти в социальной сети, что, якобы, повлияло на исход выборов в США в 2016 г. Б. Гейтс считает, что правительственные постановления могут помочь обеспечить доверие к информации, которая широко распространяется на онлайн-платформах.

Во-вторых, технологическим компаниям важно привести требования правительств (преимущественно западного мира) к единому стандарту — придать понятную форму политике конфиденциальности, стандартов защиты и безопасности. Например, Apple поддерживает глобальные правила конфиденциальности, а Microsoft предлагает ограничения в использовании технологий распознавания лиц. Единый стандарт всегда упрощает ведение бизнеса.

В-третьих, если будут выработаны единые стандарты и правила, то можно привлекать к ответственности те компании, которые их не соблюдают. Это отличный способ упрочить свои позиции на рынке и бороться с конкурентами, ведь стандарты для одних могут стать ограничительными барьерами для других.

И наконец, призывая к госрегулированию, компании не просто могут присоединиться к процессу выработки удобных для себя правил, но и возглавить его. Тем более наработки того, что можно предложить регуляторам, уже имеются. Осталось их продвинуть и закрепить на законодательном уровне. Стоит отметить, что за последние несколько лет крупнейшие технологические компании приобрели достаточный опыт в продвижении различных инициатив по созданию правил поведения в цифровом пространстве и усилению механизмов защиты Интернета от различных типов угроз, будь то распространение противоправного контента или кибератаки на интернет-инфраструктуру. Здесь можно упомянуть цифровую Женевскую конвенцию (Digital Geneva Convention), Хартию доверия (Charter of Trust), Технологическое соглашение по кибербезопасности (Cybersecurity Tech Accord). Одна из последних инициатив крупных ИТ-корпораций и ряда благотворительных фондов — Институт кибермира (CyberPeace Institute), деятельность которого нацелена на оказание помощи жертвам киберпреступлений и поощрение ответственного поведения в киберпространстве.

Вместе с тем многие политики и эксперты с настороженностью воспринимают активность бизнеса в вопросах регулирования цифровой среды. Так, канцлер Германии Ангела Меркель, выступая в ноябре 2019 г. на 14-м Форуме по управлению Интернетом (Internet Governance Forum, IGF), подвергла критике ИТ-гигантов: «Повышается опасность того, что глобальные компании могут создавать параллельные миры со своими собственными правилами и стандартами и навязать их пользователям».

На последнем Всемирном экономическом форуме в Давосе также поднималась проблема усиления влияния Big-Tech. Много говорилось об утрате контроля над информационными технологическими гигантами и угрозе цифровой диктатуры искусственного интеллекта. Например, историк и философ Юваль Ной Харари в ходе своего выступления подчеркнул: «Скоро большинство решений будет приниматься алгоритмами. У нас даже нет философских моделей для понимания такого существования. Информационная и биологическая революции сегодня позволяют создать ад или рай». Общий посыл участников форума заключался в том, что важно регулировать новейшие технологии, установив всеми заинтересованными сторонами правила игры.

Еще один пример настороженного отношения регуляторов к инициативам бизнеса — поездка главы Facebook Марка Цукерберга в Брюссель в феврале 2020 г., где он в ходе встречи с еврокомиссарами попытался предложить готовый пакет нормативных инициатив в области искусственного интеллекта, данных и цифровых услуг. В частности, М. Цукерберг презентовал 13-страничный документ по регулированию контента (Charting the Way Forward: Online Content Regulation), в котором предлагалось осуществление глобальной, а не национальной политики в отношении допустимого контента в сети. Глава Facebook считает, что либо интернет-компании не должны нести никакой ответственности за контент на своих платформах, либо свобода слова должна быть ограничена. Однако комиссар Еврокомиссии Тьерри Бретон метко напомнил М. Цукербергу о том, что компании должны следовать правилам ЕС, а не наоборот. Так же комиссар отметил, что Facebook проявила медлительность в выдвижении идей по удалению нелегального контента, и предупредил, что ЕС уже готов действовать в этом направлении.

Анастасия Толстухина:
Бизнесу тоже нужен киберкодекс

Подобные высказывания, конечно, не означают, что европейские чиновники не хотят сотрудничать с технологическими компаниями в области информационной безопасности. Так, вице-президент комиссии по вопросам прозрачности и ценностей Вера Юрова призывает такие компании, как Facebook, к тому, чтобы они приложили дополнительные усилия и помогли государствам защитить демократию. Для этого она предлагает открыть алгоритмы «черного ящика» для «аудита» исследователям и другим заинтересованным сторонам, чтобы общественность лучше понимала, как и что она потребляет через Интернет.

Если переместиться на Американский континент, то здесь даже имеются отдельные предложения по оказанию помощи бизнесу в вопросах информационной безопасности. Так, Комиссия по киберпространству (Cyberspace Solarium Commission) считает, что приоритетной задачей правительства США должна стать большая поддержка частного сектора в деле обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ). Дело в том, что в настоящее время надежность киберобороны инфраструктурных объектов главным образом зависит от предпринимаемых усилий со стороны частных компаний, а американское правительство в этом вопросе играет лишь вспомогательную роль. Комиссия предлагает создать многоуровневую стратегию по киберсдерживанию, реализация которой предполагает реконфигурацию государственно-частного партнерства.

В современных условиях, когда в мире разворачиваются настоящие цифровые войны между государствами с осуществлением кибератак на критическую инфраструктуру и массированным распространением фейковой информации и опасного контента, а также все более активным задействованием технологий искусственного интеллекта, можно спрогнозировать значительное усиление государственного регулирования и контроля киберпространства в западных странах. Однако насколько при этом будут учтены интересы ИТ-гигантов — большой вопрос, ведь создавая «киберфронт», регуляторы потребуют от лидеров Кремниевой долины большей транспарентности работы их алгоритмов, подотчетность, обмен информацией, а также предъявят дополнительные требования к защите цифровой инфраструктуры.


Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.89)
 (18 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся