В апреле 2015 г. исполнилось сто дней второго президентского мандата Дилмы Руссефф. Эта традиционная для глав государств дата отмечалась в условиях усиливающихся коррупционных скандалов, массовых акций протеста, ухудшающейся экономической ситуации и обострения разногласий внутри правящей коалиции. Усилившаяся нестабильность вызывает неопределенность внутриполитической ситуации.
Причины социальных протестов
В марте – апреле 2015 г. Бразилию вновь охватили массовые акции протеста. По данным полиции, 15 марта на центральную улицу Сан-Паулу вышло более миллиона, а по всей стране – около 2 млн человек. 12 апреля число участников сократилось до 700 тыс. (в Сан-Паулу – 275 тыс.) человек, однако география протестных акций заметно расширилась, охватив 150 городов.
Марши протеста были организованы представителями средних городских слоев, объединенными в сетевые социальные движения. Число пользователей «Восставших в сетях» (Revoltados Online), зарегистрированных в Facebook, составляет 769,2 тыс., «Выходите на улицу» (Vem Pra Rua) – 493,3 тыс., а движения «Свободная Бразилия» (Movimento Brasil Livre) – 132 тыс. человек. Большинство из них – противники правительства Дилмы Руссефф, выступающие за внесение изменений в существующую модель развития, либерализацию экономики и политики, ограничение вмешательства государства в экономику и создание более благоприятных условий для предпринимателей. Незначительное меньшинство – в частности, движение «Долой всех» (Fora Todos) – представлено левыми радикалами, выступающими за установление власти трудящихся. По данным влиятельного социологического агентства Datafolha, 95% манифестантов из Сан-Паулу не принадлежат к политическим партиям, при этом 34% относят себя к центристам, 26% – к правым, 20% – к правому центру и только 7% – к левым.
Хотя, как показывают опросы, 75% бразильцев поддерживали антиправительственные выступления, представители контрэлиты заняли осторожную позицию. Как основатель Партии бразильской социальной демократии, экс-президент Фернанду Энрики Кардозу, так и ее нынешний лидер, бывший кандидатом на президентских выборах 2014 г. Аэсиу Невис, поддержали акции протеста; А. Невис при этом заявил, что оппозиция не должна использовать выступления гражданского общества в своих целях и не заинтересована в дестабилизации страны.
В отличие от массовых выступлений июня 2013 г., участники которых требовали улучшения качества социальных услуг и протестовали против нерационального расходования бюджетных средств (в первую очередь, на проведение Чемпионата мира по футболу 2014 г. и летних Олимпийских игр 2016 г.), на этот раз причиной протестов стала неэффективность борьбы правительства с коррупцией.
Нынешний коррупционный скандал получил широкий общественный резонанс еще в ходе избирательной кампании 2014 г. В его эпицентре оказалась контролируемая государством нефтяная компания Petrobras, обвиняемая в нецелевом использовании средств, проведении непрозрачных тендеров и заключении контрактов со строительными и другими фирмами по завышенным ценам в обмен на взятки. Во время расследования прокуратура выдвинула обвинения против ста с лишним человек, в числе которых были пять представителей руководства самой компании. Политическую окраску процессу придали обвинения в отмывании денег и сомнительных связях, затронувшие 50 политических деятелей, в том числе – пять бывших министров и председателей обеих палат Национального конгресса. После ареста казначея Партии трудящихся Жуана Вакари Нету тень пала на только на ее руководство, но и лично на президента, поскольку оппозиция заявила о незаконном финансировании за счет Petrobras избирательной кампании 2014 г. Одновременно Партия бразильской социальной демократии подняла вопрос о расследовании деятельности Национального банка экономического и социального развития, предоставившего предприятиям, вовлеченным в коррупционный скандал, кредиты на сумму в 800 млн долларов. Это требование поддержали депутаты от других оппозиционных партий и часть парламентариев из правящей коалиции. По данным Datafolha, в апреле 2015 г. 57% респондентов считали, что Дилма Руссефф знала о незаконном использовании средств и ничего не делала для его прекращения, 26% придерживались мнения, что президент знала о проблеме, но ничего не могла сделать, и только 12% думали, что глава государства непричастна к скандалу. В результате, 63% бразильцев выступали за отставку президента, 33% – против и 4% воздержались.
Реакция правительства
Президент Руссефф не стала называть своих оппонентов «пятой колонной» и заявила, что современная демократия должна учитывать как итоги выборов, так и голос улиц. Предложенный правительством план бескомпромиссной борьбы с коррупцией, который должен еще получить одобрение Национального конгресса, предлагает рассматривать в качестве уголовного преступления сокрытие средств, получаемых партиями на избирательные кампании, и предполагает конфискацию и продажу с аукциона имущества, добытого незаконным путем. Коррупционерам не только запрещается заниматься политикой, но и работать в качестве государственных служащих. Все чиновники обязаны подтвердить соответствие своих расходов доходам, а также ужесточаются меры наказания предпринимателей за незаконное использование общественного достояния. Одновременно глава государства объявила, что по итогам проведенной чистки кадрового состава компании Petrobras из нее уволены все коррупционеры, а компания добилась рекордного уровня рентабельности, вновь стала национальной гордостью и вскоре в США ей будет вручена премия за эффективность. В свою очередь, руководство Партии трудящихся заявило, что из ее рядов будут исключаться все лица, запятнавшие себя коррупцией. Благодаря договору, подписанному со Швейцарией, Бразилия уже смогла вернуть 120 млн незаконно вывезенных долларов; еще 400 млн долларов заморожены на швейцарских счетах до завершения аудита Petrobras и ее контрагентов.
Экономический фон коррупционных скандалов
Начало второго мандата Дилмы Руссефф совпало с ухудшением экономической ситуации, характеризуемым как стагфляция. По официальным данным, в 2014 г. экономический рост составил только 0,1%; по предварительным расчетам, в 2015 г. ВВП сократится на 1,3%. Ожидаемая инфляция превысит первоначальные прогнозы и составит в годовом исчислении 8,23% (это самый высокий показатель после 2003 года). Происходит также снижение курса реала по отношению к мировым валютам. В сложившейся ситуации новый министр финансов Жуакин Леви взял курс на сокращение расходов за счет урезания социальных программ, что фактически означает пересмотр традиционной для Бразилии социально ориентированной модели развития. Для достижения бездефицитного бюджета правительство предполагает в текущем году сэкономить 80 млрд реалов (26,4 млрд долларов), в стране повышаются налоги и ставки по потребительным кредитам, растут цены на энергоносители. Моральным ударом стала утрата достигнутого Бразилией шестого места в мировой экономике: в 2014 г. Великобритания вновь обогнала латиноамериканского гиганта по объему ВВП, а по прогнозам, в 2015 г. Индия вытеснит Бразилию и с седьмого места.
Противоречия в правящей коалиции
Политические позиции Дилмы Руссефф с самого начала не были достаточно прочными. Действующему президенту удалось победить с минимальным преимуществом в 3,28%, набрав во втором туре 51,64% голосов. Правящая Партия трудящихся получила всего 70 из 513 мест в нижней и 12 из 100 – в верхней палате. Благодаря альянсу с центристской Партией бразильского демократического движения (ПБДД) и другими умеренными партиями ей удалось создать относительное проправительственное парламентское большинство, однако в результате коррупционных скандалов и других разногласий отношения между основными союзниками испортились. В составе предвыборной коалиции представитель ПБДД Мишел Темер стал кандидатом в вице-президенты, а при формировании правительства дружественная на тот момент партия получила шесть министерских постов. Тем не менее выполнение обязательств было достаточно формальным, поскольку представители этой партии возглавили второстепенные министерства, потеряв министерства обороны, социального обеспечения и секретариат стратегических проблем. В предыдущем кабинете ПБДД контролировала 15% бюджета, в нынешнем же¬ – только 2%. Кроме того, Руссефф поддержала создание Либеральной партии, которая включила, наряду с Социал-демократической партией, диссидентов из ПБДД, ослабив тем самым ее ряды. Интересы союзников по коалиции столкнулись и во время выборов председателя Палаты депутатов, когда Эдуарду Кунья из ПБДД с разгромным счетом (267 голосов против 136) победил представителя Партии трудящихся Арлинду Киналья. После того, как руководители обеих палат, принадлежащие к Партии бразильского демократического движения, попали в «черный список» подозреваемых в коррупционном скандале с Petrobras, правящая коалиция оказалась на грани распада. Для восстановления контроля над Национальным конгрессом Дилма Руссефф сделала нетрадиционный шаг, назначив вице-президента Темера координатором по связям между правительством и парламентом. В последние десятилетия ПБДД традиционно не выдвигает собственных кандидатов на пост главы государства, предпочитая присоединиться к партии, имеющей бoльшие шансы на победу. Если учитывать это обстоятельство, нельзя исключить, что на выборах 2018 г. прагматичная ПБДД наконец выступит самостоятельно или вступит в альянс с оппозиционной ныне Партией бразильской социальной демократии, как это было в 2002 г.
Возможные перспективы политического развития
Бразилия вступила в период стагнации, и вряд ли ситуация значительно улучшится к концу президентского мандата Дилмы Руссефф. В условиях жесткой экономии политический маятник неизбежно сдвинется к центру. Во внешней политике при сохранении дружественных связей с другими членами БРИКС и латиноамериканскими соседями будут нормализованы отношения с США, изрядно подпорченные разоблачениями Эдварда Сноудена. Соединенные Штаты уже выразили интерес к укреплению торговых связей и расширению сотрудничества в сфере обороны между двумя крупнейшими экономиками Западного полушария, что найдет отражение во время официального визита президента Руссефф в Вашингтон 30 июня 2015 года. Глава Бразилии также приветствовала курс на нормализацию отношений между США и Кубой, что положит конец пережиткам холодной войны в регионе.
Несмотря на крайне низкий рейтинг президента (13% в апреле 2015 г.), для ее импичмента нет формальных оснований, а сама процедура отставки достаточно сложная и длительная. Тем не менее очевидно, что в сложных экономических условиях протесты средних слоев продолжатся, к ним могут присоединиться и представители профсоюзов, недовольные новой системой найма и отсутствием гарантий занятости. Не исключено, что за четыре президентских мандата Партия трудящихся уже исчерпала свой ресурс. Массовые акции протеста в Бразилии показали, что длительное пребывание у власти одной партии, даже в случае успешности проводимой ей политики, вызывает стремление к переменам, а без политической конкуренции и сменяемости власти эффективная борьба с коррупцией маловероятна. В новых исторических условиях меняются формы социального протеста, политические партии и профцентры отходят на второй план, а основные мобилизационные функции возлагаются на сетевые технологии и мобильную связь. Децентрализация и отсутствие видимого контрагента затрудняет диалог с правительством, в чем одновременно заключаются и сила, и слабость протестного движения нового типа.