Иммиграционная проблема для Великобритании и двух кабинетов Д. Кэмерона не нова. Однако масштабы миграционного потока, устремившегося в Европу из горячих точек, выявили особенности политики Д. Кэмерона в свете усилий по пересогласованию условий членства страны в Европейском союзе и отношение британского общества к приему иммигрантов.
Официальная массовая иммиграция рабочих в Великобританию началась в 1948 г. и происходила из стран Содружества. Однако по-настоящему массовой иммиграция стала в 1998 г., в период правления лейбористских кабинетов Тони Блэра, и была непосредственно связана с условиями членства страны в Европейском союзе [1]. Частичное участие в шенгенских договоренностях при Т. Блэре открыло доступ беспрепятственному въезду в Великобританию рабочей силы из ЕС, в том числе из стран, вступивших в Союз на первом этапе его расширения. Данная категория граждан получила и свободный доступ к социальным льготам. В результате в 2005 г. общая иммиграция в страну превысила 300 тыс. человек и превратилась в серьезную проблему для последующих британских правительств.
С приходом к власти консервативного кабинета Д. Кэмерона в мае 2015 г. эта проблема вновь перешла в разряд острых, требующих кардинального и незамедлительного решения. Причем она уже носила комплексный характер и была как внутриполитической, так и внешнеполитической. Д. Кэмерону пришлось закрывать страну от экономических мигрантов не только из стран ЕС и Содружества, но и из горячих и политически нестабильных точек мира – Северной Африки, Ближнего Востока, Азии (преимущественно от беженцев). Провал политики мультикультурализма лейбористских правительств Т. Блэра и Г. Брауна обусловил резкий всплеск национализма в Великобритании в 2011–2013 гг. и рост популярности националистически настроенной Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP) во главе с Н. Фараджем [2]. Впоследствии на передний план вышла идея проведения до конца 2017 г. референдума по вопросу о членстве Британии в ЕС как способа решения в том числе и иммиграционной проблемы.
Коалиционный кабинет Д. Кэмерона — Н. Клегга (2010–2015 гг.) и иммиграционная проблема
Предвыборные обещания Д. Кэмерона 2010 г. содержали пункт о сокращении притока мигрантов в страну до 100 тыс. человек в год. Придя к власти и создав коалиционное правительство с либеральными демократами, Д. Кэмерон оказался перед необходимостью противостоять потокам мигрантов из стран ЕС, прежде всего из недавно принятых в Союз. В первые годы существования коалиционного правительства его усилия привели к тому, что к 2012 г. количество мигрантов снизилось до 154 тыс. человек в год.
На саммите ЕС в Брюсселе в декабре 2013 г. Великобритания в лице премьера впервые пригрозила заблокировать процесс расширения Евросоюза, если его руководство не ужесточит меры в области миграционного контроля. Дело в том, что с 1 января 2014 г. ожидался массовый наплыв в Великобританию граждан из принятых в ЕС в 2007 г. Болгарии и Румынии. Еще одной иммиграционной проблемой для британцев стало злоупотребление рабочей силы свободой миграции внутри Евросоюза – в страну устремились мигранты за пособиями. Введя свои ограничения на въезд иммигрантов и их доступ к социальным пособиям, Д. Кэмерон стремился снять давление с британской социальной системы и системы здравоохранения, которые не справлялись с последствиями масштабной миграции из восточноевропейских государств. Требования премьера внести фундаментальные изменения в иммиграционное законодательство ЕС обусловливались также набиравшим в британском обществе силу движением за выход или ревизию условий членства Великобритании в ЕС.
Д. Кэмерон не смог помешать открытию границ для румын и болгар, и это создало первоначальные проблемы текущего иммиграционного кризиса для Британии. По данным Бюро национальной статистики о миграции за 2014 г., после открытия границ для граждан Румынии и Болгарии миграционное сальдо достигло 318 тыс. человек – на 109 тыс. больше, чем в 2013 г. В этих условиях еще больше ухудшилось и без того негативное отношение британцев к мигрантам. Согласно опросам общественного мнения газеты «The Observer», каждый четвертый британец требовал ввести ограничения для мигрантов из ЕС или выйти из Союза в случае отсутствия такого ограничения. Таким образом, проблема пересмотра участия Великобритании в иммиграционной политике ЕС оказалась непосредственно связана с более широкой проблемой сохранения ее членства в Евросоюзе.
Введение пятилетнего моратория на расширение ЕС новым главой Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером на короткое время избавило Великобританию от конфронтации с другими членами Евросоюза по вопросу ограничения иммиграционных потоков. Однако проблема окончательно не была снята. Набиравшее силу в британском обществе движение за проведение референдума о выходе из Евросоюза заставляло европейские страны задуматься о целесообразности изменения условий членства Великобритании, предполагавшего среди прочего пересмотр положений об ограничении масштабов иммиграции, с целью сохранения ее в составе ЕС.
Консервативный кабинет Д. Кэмерона и иммиграционный кризис
Из-за нестабильности ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке приток нелегальных иммигрантов из этих регионов с апреля по сентябрь 2015 г. приобрел для Европы масштабы стихийного бедствия. При этом из-за долговременного экономического роста и открывшего двери для иммигрантов расширения ЕС Великобритания вошла в число наиболее желанных для них стран Евросоюза.
Вторично придя к власти в мае 2015 г., в том числе и благодаря успешному осуществлению программы по уменьшению числа мигрантов, лидер Консервативной партии Д. Кэмерон оказался перед необходимостью решать сразу две взаимосвязанные задачи: во-первых, реагировать на разворачивающийся с конца 2014 г. иммиграционный кризис, во-вторых, пересогласовывать условия членства в ЕС, одним из которых было ограничение миграционных потоков и социальных льгот для иммигрантов из стран Союза.
Вплоть до сентября 2015 г. британский премьер методично отказывался участвовать в плане ЕС по распределению прибывавших нелегальных мигрантов по странам-членам. Предлогом послужил прием Великобританией большого количества мигрантов из стран Евросоюза в 2014 г., наряду с мигрантами из Северной Африки, Ближнего Востока и Азии. В результате в 2015 г. был достигнут рекордный уровень миграции, значительно превысивший показатели предыдущего пика, который пришелся на начало 2000-х гг. Еще одним предлогом для отказа от мигрантов из горячих точек стали опасения, что под видом беженцев в страну проникнут исламские террористы.
Тем не менее с марта 2014 по август 2015 гг. из стран ЕС в Великобританию прибыли 183 тыс. человек (на 53 тыс. больше, чем за аналогичный период 2014 г.), прежде всего граждане Румынии и Болгарии, которые с 2014 г. получили право въезжать в Британию без ограничений. Чистый приток мигрантов из государств, не входящих в ЕС, оказался еще больше — 196 тыс. человек. Число прошений об убежище за год выросло на 10% — до 26 тыс. Большинство обращавшихся с прошением были родом из Эритреи, Пакистана и Сирии.
Абсолютное большинство мигрантов из-за пределов Европы прибыли из азиатских стран. Так, с июня 2014 по июнь 2015 гг. в Великобританию въехало рекордное число китайцев — около 90 тыс. человек, индусов — более 86 тыс.
Д. Кэмерон заявил о неучастии страны в пересмотре Дублинской системы и в изменении законов ЕС, обязывающих обращающихся за убежищем оставаться в стране первоначального прибытия. Находясь вне Шенгенской зоны, Великобритания устранилась от решения этой проблемы.
С мая по сентябрь 2015 г. силами трех военно-морских кораблей, трех вертолетов и незначительного числа полицейских Великобритания принимала активное участие в операциях по спасению переплывавших Средиземное море нелегальных мигрантов и отслеживанию путей их доставки бандами перевозчиков. Однако Соединенное Королевство искало и другие пути урегулирования кризиса. Первоначально Д. Кэмерон предлагал возвращать нелегально приплывших экономических мигрантов, прежде всего из Эритреи и Нигерии, отделяя их от беженцев. Впоследствии появилась идея полного прекращения поисковых и спасательных операций как стимулирующих приток иммигрантов. Когда ситуация в Европе с наплывом беженцев окончательно ухудшилась, Д. Кэмерон стал делать акцент на поиск путей скорейшего урегулирования конфликтов в регионах исхода мигрантов и уделять больше внимания финансированию и обустройству лагерей беженцев, чтобы снизить поток в Европу. Британия продолжила выделять помощь развивающимся странам, прежде всего Африке, в размере 0,7% ВВП (11,7 млрд ф.ст.), а также с готовностью выполняла роль второго по объему помощи донора для сирийского народа.
Из-за отказа британской стороны принимать беженцев летом 2015 г. в районе порта Кале и Евротоннеля под Ла-Маншем разразился настоящий кризис. Благодаря франко-британским договоренностям 5 тыс. иммигрантов эффективно сдерживались Францией, тогда как ЕС финансировал дополнительные меры безопасности.
Вплоть до сентября 2015 г. Великобритания не стремилась принимать участие по линии ЕС в переселении из третьих стран иммигрантов, нуждающихся в международной защите, отбирая и обустраивая преимущественно сирийских беженцев. Однако после гибели двух мальчиков-сирийцев усилилось давление на Д. Кэмерона со стороны британской общественности и политических кругов. Премьер был вынужден объявить о приеме в следующие пять лет по линии ООН дополнительных 20 тыс. только сирийских беженцев и только из лагерей, расположенных в непосредственной близости от вооруженного конфликта.
К сентябрю 2015 г. проблема распределения беженцев по странам ЕС оказалась столь острой, что заставила Германию, Австрию и Францию попытаться увязать условия приема иммигрантов с получением Великобританией уступок от Брюсселя при пересогласовании условий ее членства в ЕС.
Внутри страны для борьбы с нелегальной иммиграцией Д. Кэмерон объявил о введении уголовной ответственности иностранных мигрантов за работу без соответствующей визы и штрафов для их работодателей. Кроме того, домовладельцам было вменено в обязанность выселять нелегальных мигрантов.
Неожиданным неприятным сюрпризом для кабинета стало выигранное благотворительной организацией «Акция по задержанию» («Detention Action») в Верховном суде и Апелляционном суде дело против применения правительством системы быстрого предоставления убежища (fast-track asylum appeal system) от 2003 г. Данная система была признана незаконной и содержащей «структурные несправедливости». Это затруднило работу по расследованию дел и предоставлению убежища. (1, 2)
* * *
Согласно результатам опроса, опубликованным газетой «The Telegraph» 8 сентября 2015 г. после обнародования инициативы Д. Кэмерона о дополнительном приеме беженцев, 61% опрошенных (против 21%) высказались в поддержку отказа от приема мигрантов из Европы в рамках установленных Евросоюзом квот. На вопрос о целесообразности дополнительного приема сирийских беженцев подавляющее большинство из 29% респондентов дали отрицательный ответ. Проведенный чуть ранее опрос общественного мнения показал, что из-за остроты иммиграционной проблемы большинство британцев выступают за кардинальное закрытие страны от мигрантов посредством выхода из ЕС. Очевидно, что идея приема мигрантов пользуется незначительной поддержкой в британском обществе. В связи с этим правительству придется с удвоенной силой закрывать страну от мигрантов, идти на конфликт с ЕС по этому поводу и убеждать население Британии в целесообразности сохранения ее членства в Евросоюзе.
Вместе с тем миграционный кризис и избирательный подход Британии к приему беженцев могут помочь стране при пересогласовании условий ее членства в ЕС. Трудности с перераспределением по европейским государствам миграционных потоков из Северной Африки, Ближнего Востока и Азии, возникшая в связи с этим необходимость пересмотра шенгенских договоренностей, а также восстановление границ между рядом государств Шенгенской зоны могут придать дополнительную силу аргументам Великобритании о предпочтительности децентрализованного подхода ЕС к таким чувствительным вопросам, как прием иммигрантов и предоставление убежища. По мнению британской стороны, эти вопросы должны оставаться предметом суверенного контроля государств ЕС. Кроме того, для качественного и постепенного развития европейских интеграционных процессов роль Великобритании как здоровой оппозиции решениям брюссельской бюрократии может оказаться весьма полезной.
1. Бабынина Л.О. Гибкая интеграция в Европейском союзе: Теория и практика применения. М.: Издательство ЛКИ, 2012. С. 242.
2. Андреева Т.Н. Европейская политика кабинета Д. Кэмерона – Н. Клегга (май 2010 – июль 2013 гг.). М.: ИМЭМО РАН, 2014. С. 127–130.