Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 4.96)
 (25 голосов)
Поделиться статьей
Мария Павлова

К.и.н., научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Кризис, связанный с переизбытком украинского зерна и другой сельскохозяйственной продукции на внутренних рынках стран Центральной и Восточной Европы, разразился еще в начале весны 2023 г. Наиболее критическая ситуация с украинской сельскохозяйственной продукцией сложилась в Польше, где был введен официальный запрет на ее импорт. Брюссель оказался в трудной ситуации, где должен был, с одной стороны, сохранять приверженность всевозможной поддержке Киева, с другой — защищать интересы граждан стран — членов ЕС, а с третьей — пресекать односторонние действия восточноевропейских политиков, в особенности польских. Самостоятельное решение Варшавы поначалу вызвало резкую отповедь со стороны еврочиновников, но 2 мая Еврокомиссия запретила ввоз сельскохозяйственной продукции в Польшу и другие страны ЦВЕ, действовавший до 15 сентября 2023 г.

Нарушающее постановления Брюсселя решение Варшавы с 16 сентября вновь запретить импорт украинской зерновой продукции вызвало нервную реакцию со стороны Украины. Представители Киева подали жалобу на Польшу в ВТО, а В. Зеленский с трибуны ГА ООН обвинил Польшу в помощи России. В ответ из Варшавы пригрозили Украине новыми санкциями в отношении других видов агропродукции и прекращением поставок вооружений. Однако при анализе причин текущего кризиса в польско-украинских отношениях необходимо учитывать и внутриполитический контекст.

На фоне подготовки к парламентским выборам 15 октября 2023 г. украинский фактор набирает в Польше все большее значение. Оппозиция правящей национал-консервативной партии «Право и справедливость» умело использовала зерновой кризис, назначив правительство главным виновником сложившейся ситуации. Это угрожает ПиС потерей довольного большого количества голосов своего традиционного электората — польских аграриев, недовольство которых умело использовали конкуренты. Лидеры партий пытаются приспособиться к изменившимся настроениям в обществе, меняя свою риторику буквально «на ходу». Фактически сконструированный за несколько месяцев после начала СВО миф о «польско-украинском братстве» за несколько летних месяцев 2023 г. оказался не только неэффективным в предвыборной гонке, но и политически токсичным.

Польская политика относительно Украины долгое время оставалась лишь функцией конфронтационной политики в отношении России. Зерновой кризис чуть ли не впервые заставил официальную Варшаву публично признать издержки «братского союза» с Украиной и ее гипотетического вступления в ЕС хотя бы в экономической сфере. Впервые польскими властями были обозначены границы сочувствия и поддержки Украины — и это представляется крайне важным тезисом для будущих польско-украинских отношений, который показывает, что таких тем будет значительно больше.

Зерновой конфликт, несмотря на громкие заявления, не приведет к прекращению военно-политической поддержки Украины в противостоянии с Россией. Но «осадочек останется» не только в виде кризиса доверия в польско-украинских отношениях на двустороннем треке, но и повлияет на оценки дальнейших перспектив польской внешней политики. Польские политики — как представители правящей партии, так и оппозиции, евродепутаты и польское экспертное сообщество, которые на протяжении последних двух десятилетий претендовали на то, чтобы стать главным проводником Украины в ЕС, в действительности оказались не в состоянии разрешить даже зерновой вопрос без провоцирования острого кризиса в своих отношениях как с Киевом, так и с Брюсселем. Это впечатление будет оставаться «в уме» при подсчетах дальнейших шансов Польши стать серьезным политическим игроком или остаться quantite negligeable.

15 сентября 2023 г. Европейская комиссия отменила эмбарго на ввоз в Евросоюз украинской сельскохозяйственной продукции, заявив, что оснований для его продления больше нет. Брюссель разрешил Украине экспортировать четыре вида сельскохозяйственной продукции (пшеницу, кукурузу, рапс и подсолнечник), но три страны — Польша, Венгрия и Словакия — в одностороннем порядке объявили о продлении эмбарго на украинский импорт, тем самым нарушив постановление ЕС.

Истоки конфликта

Кризис, связанный с переизбытком украинского зерна и другой сельскохозяйственной продукции на внутренних рынках стран Центральной и Восточной Европы, разразился еще в начале весны 2023 г. Этот регион приобрел ключевое значение для Киева после начала Россией специальной военной операции, и если раньше потоки украинского экспорта шли через черноморские порты, то с 2022 г. основной транзит был переориентирован на западное направление. После того, как в мае 2022 г. Брюссель открыл так называемые «коридоры солидарности», предусматривающие отмену всех видов контроля над ввозимой в ЕС через Румынию и Польшу (водный транзит через румынский порт Констанца и наземный через польскую территорию) украинской продукцией, эти страны стали как магистральным направлением для украинского транзита, так и основными торговыми партнерами Киева. Так, к примеру, импорт зерна в Польшу, в 2021 г. составлявший 0,06 млн т, в 2022 г. вырос до 2,45 млн т, из которых только импорт пшеницы увеличился на 16000%.

«Зерновая сделка» по возобновлению вывоза украинского зерна через черноморские порты, действовавшая с 1 августа 2022 г., не оказала значительного влияния на ситуацию в граничащих с Украиной восточноевропейских странах. Оказалось, что на направления украинского экспорта влияют не столько международные соглашения и логистика, сколько более выгодная тарифная и налоговая сетка, ослабление контроля со стороны Евросоюза, более короткий и дешевый путь до границы ЕС из центральных и западных областей и другие факторы.

Зерно раздора

Наиболее критическая ситуация с украинской сельскохозяйственной продукцией сложилась в Польше. Еще летом 2022 г. глава польского правительства М. Моравецкий не скрывал воодушевления по поводу того, что именно Польша станет торгово-экономическим хабом для Украины и окажет ей помощь в вывозе зерна на продажу, тем более что Брюссель выделил Варшаве целевые средства для улучшения пропускной способности польской инфраструктуры, задействованной для импорта украинской сельхозпродукции. Однако к весне 2023 г. ситуация значительно ухудшилась — за три месяца до новой жатвы на польских элеваторах и рынках образовался переизбыток зерна, и цены на него как на польском, так и на общеевропейском рынке продолжали стремительно падать. К началу лета запасы зерна в польских хранилищах достигли рекордной цифры в 10 млн т. По данным соцопросов, весной-осенью 2022 г. 24% польских фермеров заявляло о том, что военные действия на Украине серьезно влияют на функционирование их хозяйств, а 17% отмечало, что ситуация угрожает стабильности их хозяйств. В то же время в польских СМИ появилась информация о том, что с украинской территории в Польшу поставлялось так называемое «техническое» зерно, которое непригодно для пищи и может быть использовано только для приготовления технического спирта или компонентов для биотоплива. Однако, по данным журналистских расследований, в результате махинаций польских фирм и украинских поставщиков украинское техническое зерно смешивалось с польским зерном, перерабатывалось в муку и далее продавалось спекулянтами на польском рынке по заниженным ценам. Масла в огонь подлила информация от правительства Словакии о токсичности для людей и животных украинского зерна, которое перенасыщено пестицидами и заражено грибком плесени.

В итоге разразившегося зернового скандала уже 15 апреля 2023 г. Польша официально запретила импорт с Украины сельскохозяйственной продукции до 30 июня. В трудной ситуации оказался Брюссель, который должен был, с одной стороны, сохранять приверженность всевозможной поддержке Киева, с другой — защищать интересы граждан стран — членов ЕС, а с третьей — пресекать односторонние действия восточноевропейских политиков, в особенности польских. Самостоятельное решение Варшавы поначалу вызвало резкую отповедь со стороны еврочиновников, обвинивших Польшу в нарушении Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли Украины и ЕС, а также правовых норм Евросоюза, но 2 мая Еврокомиссия запретила ввоз сельскохозяйственной продукции в Польшу и другие страны ЦВЕ, действовавший до 15 сентября 2023 г. Хотя это решение ЕС на время успокоило рассерженных польских фермеров, проблемы оно не решило. На протяжении всего лета премьер-министр М. Моравецкий неоднократно подчеркивал, что Польша будет требовать продления эмбарго на уровне ЕС, а в случае его отмены — возобновит запрет на ввоз зерна самостоятельно, даже если Еврокомиссия не санкционирует эту меру.

Нарушающее постановления Брюсселя решение Варшавы с 16 сентября запретить импорт украинской зерновой продукции в страну вызвало нервную реакцию со стороны Украины. Представители Киева подали жалобу на Польшу во Всемирную торговую организацию, пообещали ввести эмбарго на импорт польских овощей, а В. Зеленский с трибуны ГА ООН обвинил Польшу в помощи России. В ответ из Варшавы пригрозили Украине новыми санкциями в отношении других видов агропродукции и прекращением поставок вооружений.

На справедливый вопрос, возникающий у наблюдателей польско-украинской перепалки, — можно ли было избежать подобной эскалации зернового конфликта — утвердительный ответ вполне возможен, но он не учтет политического подтекста этого кризиса.

Украинская карта в предвыборной гонке

На фоне подготовки к парламентским выборам 15 октября 2023 г. украинский фактор набирает все большее значение. Оппозиция правящей национал-консервативной партии «Право и справедливость» умело использовала зерновой кризис, назначив правительство главным виновником сложившейся ситуации. Это угрожает ПиС потерей довольного большого количества голосов своего традиционного электората — польских аграриев, недовольство которых умело использовали конкуренты. Примечательно, что, несмотря на существовавший в 2022 г. внутриполитический консенсус относительно необходимости любой помощи Украине, идею о транзите украинского зерна тогда сразу же раскритиковал лидер либеральной оппозиции Д. Туск, предупреждавший о негативных последствиях такого решения для польской сельскохозяйственной отрасли. Не побоявшись очередных обвинений в «пророссийской» деятельности, Туск, озвучив опасения представителей польских аграриев, таким образом заработал политические очки. Летом 2023 г. его «Гражданская коалиция» вновь перехватила инициативу в защите польских фермеров у ПиС, переманив на свою сторону популярного лидера фермерского профсоюза «Агроуния» М. Колодзейчака и делегировав его в Европарламент защищать в дискуссиях интересы польских крестьян.

Наступление на позиции ПиС активно идет и с «правой» стороны. Одним из шоковых для польских социологов предвыборных явлений стал взлет коалиции партий правого и евроскептического, а отчасти и пророссийского, характера «Конфедерация свободы и независимости», которая на протяжении 2023 г. уверенно занимает третью позицию в предвыборных рейтингах, получая до 15% поддержки благодаря игре на антиукраинских настроениях электората.

Опытные политики не могли не заметить, что на фоне экономических проблем, энергетического кризиса и общей усталости населения от затянувшегося военного конфликта на Украине в Польше меняется и отношение к Украине в целом и к проукраинской политике ПиС — в частности. По данным Лаборатории исследований Варшавского университета, все меньше поляков высказывается за продолжение помощи Украине (с июня по август 2023 г. их количество снизилось с 62% до 42%), при этом четверть респондентов выступает однозначно против этого. Категорически против дальнейшего размещения украинских беженцев в Польше также выступает 25% участников еще одного опроса.

Лидеры конкурирующих партий пытаются приспособиться к изменившимся настроениям электората, меняя свою риторику буквально «на ходу» за месяц до парламентских выборов. Фактически сконструированный за несколько месяцев после начала СВО миф о «польско-украинском братстве» за несколько летних месяцев 2023 г. оказался не только неэффективным в предвыборной гонке, но и политически токсичным. В борьбе за каждый голос избирателей ПиС теперь пытается примерить на себя образ главного борца с «украинской угрозой» и таким образом поднять свой рейтинг. Показательным может быть сравнение выступлений президента Польши А. Дуды, который в мае 2022 г. говорил об историческом шансе на объединение родственных польского и украинского народов, а в сентябре 2023 г. отказался спасать «утопающую» Украину за счет польских интересов. Острая антиукраинская риторика пока приносит результат: поддержка ПиС за неделю острого конфликта с Киевом выросла на 0,7% именно за счет соперников «справа» в лице «Конфедерации».

Внешнеполитические последствия

Решения Польши по защите своего национального рынка и сохранению внутриполитической стабильности носят исключительно рациональный характер и, что нетипично для польской политики, лишены сантиментов и ценностной риторики. Польская политика относительно Украины долгое время оставалась лишь функцией конфронтационной политики в отношении России. Зерновой кризис, кажется, чуть ли не впервые заставил официальную Варшаву публично признать издержки «братского союза» с Украиной и ее гипотетического вступления в ЕС хотя бы в экономической сфере. Впервые польскими властями были обозначены границы сочувствия и поддержки Украины — и это представляется крайне важным тезисом для будущих польско-украинских отношений, который показывает, что таких тем будет значительно больше. К ним относятся не только текущая экономическая война и неизбежная экономическая конкуренция на сельскохозяйственном рынке ЕС в перспективе, но и проблемы, связанные с приходом на Украину польского бизнеса, с положением украинских беженцев в Польше и их ролью в польской экономике, а также с взаимоотношениями Варшавы и Киева на треке исторической политики.

Зерновой конфликт, несмотря на громкие заявления, не приведет к прекращению военно-политической поддержки Украины в противостоянии с Россией. Но «осадочек останется» не только в виде кризиса доверия в польско-украинских отношениях на двустороннем треке, но и повлияет на оценки дальнейших перспектив польской внешней политики. Польские политики — как представители правящей партии, так и оппозиции, евродепутаты и польское экспертное сообщество, которые на протяжении последних двух десятилетий приписывали себе особенное, уникальное знание Украины (и России) и претендовали на то, чтобы стать общепризнанным в ЕС знатоками украинской проблематики и главным проводником Украины в Евросоюз, в действительности оказались не в состоянии разрешить даже зерновой вопрос без провоцирования острого кризиса в своих отношениях как с Киевом, так и с Брюсселем. Это впечатление, безусловно, будет оставаться «в уме» при подсчетах дальнейших шансов Польши стать серьезным политическим игроком в ЕС или остаться quantite negligeable.


Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 4.96)
 (25 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся