Оценить статью
(Голосов: 27, Рейтинг: 4.7)
 (27 голосов)
Поделиться статьей
Ирина Дерюгина

К.э.н., руководитель Центра аграрных исследований и продовольственной безопасности, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН

«Зерновая сделка» была заключена 22 июля 2022 г. между Россией, Украиной, Турцией и ООН по вопросу организации безопасного морского коридора для сельскохозяйственных грузов с Украины. После окончания 18 ноября 2022 г. первого периода действия соглашение было продлено на 120 дней до 18 марта 2023 г. 13 марта 2023 г. в Женеве с участием всех заинтересованных сторон состоялось официальное обсуждение возможности ее продления, а 14 марта 2023 г. заместитель министра иностранных дел России А.В. Грушко сообщил, что «зерновая сделка» продлена еще на 60 дней.

Одновременно с «Черноморской зерновой инициативой» был подписан Меморандум о взаимопонимании между РФ и Секретариатом ООН о содействии продвижению российских продуктов питания и удобрений (в том числе аммиака) на мировые рынки сроком на три года. В Меморандуме было заявлено, что Секретариат ООН должен содействовать устранению препятствий в сферах финансов, страхования и логистики при экспорте РФ продовольствия и удобрений, а РФ содействовать беспрепятственному экспорту продовольствия и удобрений из контролируемых Украиной портов в Черном море.

Ведущими бенефициарами стали три страны — Китай, Испания, Турция, которые получили более половины всего объема товаров, отправленных из Украины по «зерновой сделке». В целом за период с 1 августа 2022 г. по 10 марта 2023 г. в развитые страны поступило 40% объема товаров, отгруженных в рамках «Черноморской зерновой инициативы», а в развивающиеся страны — 60%, включая 35% товаров, экспортированных в Китай и Турцию. Это означает, что во все остальные развивающиеся страны поступило всего 25% объема товаров, при этом наименее развитые страны и страны с низким уровнем дохода, имеющие дефицит продовольствия (по классификации ФАО), получили 11% объема товаров. Странам же, испытывающим в настоящее время угрозу не просто продовольственной безопасности, а наступающего голода, например, Эфиопии, Йемену, Судану, Афганистану, Ливану, Кении, Сомали, досталось менее 5% всех поставок.

В то же время «зерновая сделка» сгладила острые инфляционные ожидания продовольственного кризиса и стабилизировала мировые цены на продовольственные товары. То же можно сказать о динамике мировых цен на пшеницу, кукурузу, подсолнечное масло — все цены на продовольственные товары, экспортируемые из Украины по «зерновой сделке», после пика весны 2022 г. вернулись к показателям января 2022 г.

Несмотря на то, что «зерновая сделка» разблокировала поступление украинских продовольственных товаров на мировой рынок и в какой-то степени оказала благоприятное влияние на имидж России и зерновой экспорт из РФ, решить проблему мирового продовольственного кризиса данная инициатива, безусловно, не смогла. Данные по поставкам свидетельствуют о сильнейшей неравномерности распределения продовольствия, вывезенного из Украины. Причем она в большей степени экспортировала продовольственные товары (корма, подсолнечное масло), спрос на которые предъявляли страны ЕС, Китай, Турция, Индия, сократив при этом экспорт пшеницы — товара, жизненно необходимого в бедных странах с дефицитом продовольствия. Также резкий рост импорта сельхозпродукции с Украины, которая продавалась по демпинговым ценам, создал проблемы для фермеров из ряда стран ЕС (Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии).

Также Секретариатом ООН не были выполнены условия Меморандума о содействии продвижению российских продуктов питания и удобрений на мировые рынки. Заместитель министра иностранных дел России А.В. Грушко еще раз подтвердил пакетный характер договоренностей и подчеркнул, что Москва будет настойчиво добиваться, чтобы все обязательства по «зерновой сделке» выполнялись. Турция, которая, с одной стороны, находится накануне президентских и парламентских выборов, а с другой — является одним из крупнейших получателей продовольствия по «зерновой сделке», высоко оценила шаги России и ООН по ее продлению. Представитель ООН заявил, что, несмотря на завершение переговоров в соответствии с договоренностью, консультации по поводу продления «Черноморской зерновой инициативы» продолжаются со всеми сторонами.

«Зерновая сделка», имеющая официальное название «Черноморская зерновая инициатива», была заключена 22 июля 2022 г. между Российской Федерацией, Украиной, Турцией и ООН по вопросу организации безопасного морского коридора для сельскохозяйственных грузов с Украины. После окончания 18 ноября 2022 г. первого периода действия «зерновой сделки» соглашение было продлено на 120 дней до 18 марта 2023 г. 13 марта 2023 г. в Женеве с участием всех заинтересованных сторон состоялось официальное обсуждение возможности ее продления, а 14 марта 2023 г. заместитель министра иностранных дел России А.В. Грушко сообщил, что «зерновая сделка» продлена еще на 60 дней.

Целью «Черноморской зерновой инициативы» является содействие безопасному судоходству для экспорта зерна, связанных с ним продуктов питания, удобрений (включая аммиак) из трех украинских портов — Одесса, Черноморск и Южный. В рамках инициативы все участники соглашения предоставляют гарантии безопасности в отношении прохода судов. Суда транзитом следуют из украинских портов и заходят в них после досмотра Инспекционной группой в Турции (Рис. 1), состоящей из представителей трех стран и ООН. За судами осуществляется технический контроль на протяжении всего пути их прохождения. Для контроля над соблюдением условий сделки был создан Объединенный координационный центр, в состав которого вошли представители Российской Федерации, Украины, Турции и ООН. Одновременно был подписан Меморандум о взаимопонимании между РФ и Секретариатом ООН о содействии продвижению российских продуктов питания и удобрений (в том числе аммиака) на мировые рынки сроком на три года. В Меморандуме заявлено, что Секретариат ООН должен содействовать устранению препятствий в сферах финансов, страхования и логистики при экспорте РФ продовольствия и удобрений, а РФ содействовать беспрепятственному экспорту продовольствия и удобрений из контролируемых Украиной портов в Черном море.

Рисунок 1. Карта черноморского «зернового коридора»

1.png

Источник: United Nations. Black Sea Grain Initiative Shipping Route

Экономическая эффективность «зерновой сделки»

В преддверии окончания второго периода «зерновой сделки» вызывают интерес вопросы не только политического, но и чисто экономического характера. Согласно данным ООН, из трех портов Украины (Одесса, Черноморск, Южный) вывозились следующие продовольственные товары: пшеница, кукуруза, ячмень, рапс, соевые бобы, горох, семена подсолнечника, подсолнечный шрот и подсолнечное масло. Для анализа эффективности «зерновой сделки» важно оценить, сколько товаров и в какие страны было экспортировано из Украины. За период с 1 августа 2022 г. (прохода первых судов по «зерновому коридору») по 14 марта 2023 г. из трех украинских портов отгрузили 24,4 млн т продовольственных товаров, из которых на пшеницу пришлось 27%, на кукурузу — 50%, на масличные и кормовые культуры — 18%, на подсолнечное масло — 5%.

Ведущими бенефициарами стали три страны — Китай, Испания, Турция, которые получили более половины всего объема товаров, отправленных из Украины по «зерновой сделке» (Рис. 2).

Рисунок 2. Распределение по странам продовольственных товаров, отгруженных из портов Украины в рамках «зерновой сделки», с 1 августа 2022 г. по 10 марта 2023 г. (тыс. т)

1.png

Источник: United Nations. Black Sea Grain Initiative Joint Coordination Centre

В целом за период с 1 августа 2022 г. по 10 марта 2023 г. в развитые страны поступило 40% объема товаров, отгруженных в рамках «Черноморской зерновой инициативы», а в развивающиеся страны — 60%, включая 35% товаров, экспортированных в Китай и Турцию. Это означает, что во все остальные развивающиеся страны поступило всего 25% объема товаров, при этом наименее развитые страны и страны с низким уровнем дохода, имеющие дефицит продовольствия (по классификации ФАО), получили 11% объема товаров. Странам же, испытывающим в настоящее время угрозу не просто продовольственной безопасности, а наступающего голода, например, Эфиопии, Йемену, Судану, Афганистану, Ливану, Кении, Сомали, досталось менее 5% всех поставок (Табл. 1). Согласно статистике ООН, именно в эти страны, а также в Египет, Алжир, Тунис экспортировалась преимущественно пшеница (продукт, необходимый для питания населения), в то время как в страны ЕС, Турцию, Китай вывозились по большей части масличные, кормовые культуры и подсолнечное масло.

Таблица 1. Объем продовольственных товаров, отгруженных из трех украинских портов, и количество проходов судов, перевозящих данные товары, с 1 августа 2022 г. по 10 марта 2023 г.

Страна Объем, тыс. т Кол-во судов, ед. Страна Объем, тыс. т Кол-во судов, ед. Страна Объем, тыс. т Кол-во судов, ед.
Китай 4993,7 86 Индия 412,3 14 Афганистан 130,9 6
Испания 4073,3 120 Германия 354,2 8 Иран 126,2 2
Турция 4010,0 226 Индонезия 340,9 6 Вьетнам 116,8 2
Италия 1766,6 91 Кения 327,1 7 Шри-Ланка 103,8 2
Нидерланды 1478,6 36 Республика Корея 325,7 6 Оман 86,4 3
Египет 841,8 34 Румыния 285,1 17 Ливан 70,9 8
Израиль 678,9 22 Франция 273,4 13 Болгария 68,8 7
Бангладеш 655,4 12 Йемен 205,6 6 Таиланд 68,3 1
Тунис 559,9 25 Эфиопия 202,8 8 Судан 65,3 1
Джибути 547,2 2 Великобритания 196,9 9 Пакистан 61,8 1
Бельгия 518,7 11 Саудовская Аравия 184,4 4 Япония 56,0 1
Португалия 576,5 17 Алжир 181,8 8 Марокко 56,0 3
Ливия 450,9 21 Греция 156,3 25 Сомали 53,5 2

Источник: United Nations. Black Sea Grain Initiative Joint Coordination Centre

За указанный период из трех портов Украины с грузом продовольствия отправились 879 судов. Если не уточнять грузоподъемность и тип каждого судна, то можно наблюдать интересную картину. В Турцию перевозили товары 226 судов (26% от общего количества), в Испанию — 120 судов (14%), в Китай — 86 судов (10%), в Италию — 91 судно (10%), в Нидерланды — 36 судов (4%). Следовательно, 64% судов были задействованы в перевозке продовольственных товаров из Украины в порты пяти стран. В страны ЕС отправились 346 судов, или 40% (Табл. 1).

Позитивные стороны и спорные моменты

«Зерновая сделка» сгладила острые инфляционные ожидания продовольственного кризиса и стабилизировала мировые цены на продовольственные товары. Индекс мировых цен на продовольствие, достигший пика в апреле–мае 2022 г. (значение индекса равнялось 158,5 пункта), с июня 2022 г. стал снижаться и в декабре 2022 г. составил 135,4 пункта, приблизившись к уровню января 2022 г. (133,8 пункта), а в феврале 2023 г. значение индекса (по данным ФАО) уже упало до 129,8 пункта. То же можно сказать о динамике мировых цен на пшеницу, кукурузу, подсолнечное масло — все цены на продовольственные товары, экспортируемые из Украины по «зерновой сделке», после пика весны 2022 г. вернулись к показателям января 2022 г. Например, цены на пшеницу, которые в мае 2022 г. составляли 522,3 долл. за т, в декабре 2022 г. опустились до 386,3 долл. за т, а цены на подсолнечное масло, подскочившие в апреле до 2,3 тыс. долл. за т, в декабре снизились до 1,2 тыс. долл. за т, что, безусловно, может свидетельствовать о положительном влиянии «Черноморской зерновой инициативы».

«Зерновая сделка» благотворно подействовала на имидж России, особенно это коснулось стран Африки. Надо отметить, что та часть «зерновой сделки», условия которой были отражены в Меморандуме, выполнены Секретариатом ООН не были. Поэтому 2022 г. для российских экспортеров зерна и удобрений был ознаменован проблемами главным образом в сфере логистики (фрахт судов, страхование грузов, запрет на заход в иностранные порты, проблемы с оплатой). Но несмотря на трудности, по данным Россельхознадзора, экспорт российского зерна в 2022 г. на 3% превысил показатель 2021 г. Покупателями российского зерна в 2022 г. стали 126 стран, в частности, 39% российского экспорта зерна поступали в страны Ближнего Востока, 31% — в страны Азии, 20% — в страны Африки, 7% — в страны ЕС. В 2022 г. изменилась география российских поставок зерна. Был значительно увеличен экспорт зерновых в Китай. Алжир, который раньше закупал лишь небольшое количество российской пшеницы (основные поставки осуществлялись из стран ЕС), в 2022 г. переключился на российское зерно. Увеличили закупки зерна из России Бангладеш, Пакистан, Саудовская Аравия, ОАЭ, Израиль, Судан.

По оценке ФАО, за 2022 г., выручка от экспорта российских удобрений выросла на 70% по сравнению с показателями 2021 г., хотя объем вывоза удобрений из России сократился на 10%. Россия нарастила поставки удобрений в Индию, которая импортировала их в три раза больше по сравнению с 2021 г., в Турцию (рост в полтора раза), Вьетнам.

Несмотря на то, что «зерновая сделка» разблокировала поступление украинских продовольственных товаров на мировой рынок и в какой-то степени оказала благоприятное влияние на зерновой экспорт из РФ, решить проблему мирового продовольственного кризиса данная инициатива, безусловно, не смогла.

Приведенные выше данные свидетельствуют о сильнейшей неравномерности распределения продовольствия, вывезенного из Украины. Причем она в большей степени экспортировала продовольственные товары (корма, подсолнечное масло), спрос на которые предъявляли страны ЕС, Китай, Турция, Индия, сократив при этом экспорт пшеницы — товара, жизненно необходимого в бедных странах с дефицитом продовольствия.

Продовольственный кризис начался задолго до специальной операции, проводимой РФ на Украине, и носит структурный макроэкономический характер. Нарушение продовольственной безопасности в бедных странах мира обусловлено сочетанием таких факторов, как резкое замедление экономического роста в связи с политической нестабильностью и региональными конфликтами, усиление неравенства в распределении доходов, деградация ресурсов, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции, слабые позиции развивающихся стран в глобальных цепочках стоимости в условиях асимметричной глобализации [1]. Об этом свидетельствует стабильное увеличение голодающих начиная с середины 2010-х гг., что неоднократно отмечалось ФАО.

Резкий рост импорта сельхозпродукции с Украины, которая продавалась по демпинговым ценам, создал проблемы для фермеров из ряда стран ЕС (Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии), сообщил в конце января 2023 г. Совет Европы.

Также Секретариатом ООН не были выполнены условия Меморандума о содействии продвижению российских продуктов питания и удобрений на мировые рынки. РФ по условиям заключения пакетного соглашения «Черноморской зерновой инициативы» и Меморандума вправе была рассчитывать на снижение дискриминационных ограничений на вывоз зерна и удобрений. Пока же отказ от ограничений на закупку удобрений коснулся только стран ЕС — они могут приобретать российские удобрения в обход санкций. Поэтому Россия изыскивает пути поставить беднейшим странам Африки заблокированные в портах ЕС удобрения бесплатно, но даже это требует сложных переговоров с Генеральным секретарем ООН.

***

Российская сторона с осторожностью отнеслась к идее продления «зерновой сделки», так как за первые два периода ее действия была реализована только часть соглашений, касающаяся украинского экспорта, а все пункты Меморандума, касающиеся России, так и не были выполнены. Заместитель министра иностранных дел России А.В. Грушко еще раз подтвердил пакетный характер договоренностей и подчеркнул, что Москва будет настойчиво добиваться, чтобы все обязательства по «зерновой сделке» выполнялись. Турция, которая, с одной стороны, находится накануне президентских и парламентских выборов, а с другой — является одним из крупнейших получателей продовольствия по «зерновой сделке», высоко оценила шаги России и ООН по ее продлению. В заявлении министерства национальной обороны подчеркивается, что Турция продолжит переговоры и координацию между участниками и соответствующими органами власти. Представитель ООН заявил, что, несмотря на завершение переговоров в соответствии с договоренностью, консультации по поводу продления «Черноморской зерновой инициативы» продолжаются со всеми сторонами.

1. Дерюгина И.В. Продовольственная безопасность в странах Ближнего Востока и Северной Африки // Экономика и предпринимательство. 2022. №8(145). С. 116–120.


Оценить статью
(Голосов: 27, Рейтинг: 4.7)
 (27 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся