Очередной, 27 по счёту саммит АСЕАН, завершившийся в Куала-Лумпуре конце ноября 2015 г., ознаменовался долгожданным событием — 22 ноября 2015 г. полномочные представители всех стран-членов Ассоциации подписали Декларацию о создании Сообщества АСЕАН (The ASEAN Community).
Очередной, 27 по счёту саммит АСЕАН, завершившийся в Куала-Лумпуре конце ноября 2015 г., ознаменовался долгожданным событием — 22 ноября 2015 г. полномочные представители всех стран-членов Ассоциации подписали Декларацию о создании Сообщества АСЕАН (The ASEAN Community). Участники саммита подвели итоги продолжительной и кропотливой работы, проделанной на пути создания Сообщества. Они констатировали, что первая, предусматривавшая подготовку к созданию Сообщества программа, рассчитанная на 2009-2015 гг. (The Roadmap for an ASEAN Community), успешно выполнена.
Наибольшие успехи были отмечены в политической, социально-культурной сферах и в области безопасности, где доля реализованных интеграционных программ и мероприятий достигла практически 100%. Однако в третьей сфере — экономической (The ASEAN Economic Community) — данный показатель несколько ниже, что связано в первую очередь с трудностями согласования национальных интересов стран-членов Ассоциации в области торговли и с существенными различиями в уровнях социально-экономического развития партнёров.
Тем не менее странам АСЕАН во взаимном экономическом сотрудничестве в период, который можно называть прединтеграционным, удалось добиться наибольших результатов по сравнению с интеграционными группировками развивающихся стран в других регионах мира.
Во-первых, в значительной мере благодаря региональному экономическому сотрудничеству странам АСЕАН удалось поддерживать пусть и скромный, но устойчивый экономический рост на фоне драматических событий, которые потрясли в последние годы мировую экономику: достаточно назвать взлёт и падение цен на энергоносители, замедление темпов экономического развития — Китая, обесценение национальных валют относительно доллара США. Тем не менее в 2015 г. темп прироста совокупного ВВП АСЕАН составит не менее 4,4%, а на 2016 г. прогнозируется на уровне 4,9%.
Во-вторых, благодаря согласованным действиям стран-членов АСЕАН в 2009–2015 гг. удалось заметно расширить взаимную торговлю: на её долю пришлось свыше 24% совокупного оборота внешней торговли стран региона — это третий в мире показатель после ЕС и НАФТА. Именно АСЕАН стала крупнейшим внешнеторговым партнёром почти всех стран-участниц Ассоциации. Быстро растут и внутриасеановские потоки инвестиций — АСЕАН стала вторым по объёму источником притока прямых иностранных инвестиций в страны региона.
Заметно расширились взаимные туристические потоки в зоне АСЕАН, внутрирегиональный обмен услугами самой широкой номенклатуры — от транспортных до информационно-коммуникационных, движение рабочей силы приобрело более организованный и легальный характер. В целом в 2009-2015 гг. были сделаны все необходимые основополагающие шаги к формированию Единого экономического пространства АСЕАН, что не прошло незамеченным мировым бизнес-сообществом: практически во всех странах-членах Ассоциации отмечается заметный приток иностранных прямых капиталовложений. Это означает, что не только национальные, но и иностранные предприниматели всех уровней стремятся воспользоваться преимуществами, связанными с созданием Единого экономического пространства АСЕАН.
На Саммите с удовлетворением отмечалось, что АСЕАН удаётся поддерживать свой традиционный принцип поддержания главенствующего положения АСЕАН (ASEAN Centrality) на международной арене. Подчеркивалось, что это имеет особо важное значение при определении позиции АСЕАН в отношении возникающих в Азиатско-Тихоокеанском регионе новых интеграционных объединений — Транстихоокеанского партнёрства (Trans-Pacific Partnership) и Регионального всеобъемлющего экономического партнёрства (Regional Comprehensive Economic Partnership). И главное — для совместной, скоординированной защиты интересов всех стран-членов Ассоциации в рамках новых интеграционных объединений.
Декларация официально вступит в силу 31 декабря 2015 г., однако уже сейчас страны АСЕАН озаботились тем, как будет реализовываться принятый документ в кратко- и среднесрочной перспективе. Была принята обширная программа мер по дальнейшему развитию интеграционного процесса на период до 2025 г. (ASEAN 2025: Forging Ahead Together), в состав которой вошли основополагающие документы, предопределяющие дальнейшее развитие всех сфер сближения стран-участниц Ассоциации.
Тема борьбы с терроризмом прозвучала на саммите, однако в его документах она отражена весьма кратко. В 105 пункте итогового заявления председателя саммита — «Терроризм и экстремизм», состоящем из четырёх предложений, — участники встречи осудили террористические акты, в том числе в Париже, выразили соболезнование их жертвам и ограничились заявлением о готовности координировать усилия в борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Осталось неясным, с кем готовы координировать свои усилия страны АСЕАН — между собой или с внешними партнёрами тоже. Примечательно также отсутствие в документах саммита даже намека на религиозную окраску террористического движения, а ИГ не упоминается.
Несомненно, что в рамках саммита за закрытыми дверями обсуждалась проблема обострения ситуации в Южно-Китайском море (ЮКМ), где резко возросла активность Китая по созданию объектов военной инфраструктуры и напряжённость между военно-морскими силами КНР и некоторых стран-членов АСЕАН, в первую очередь с ВМС Вьетнама.
Судя по итоговым документам и интервью представителей стран АСЕАН в первые дни после окончания саммита, его участникам не удалось найти эффективного выхода из создавшейся ситуации из-за существенного расхождения позиций.
Представители стран, в наибольшей степени пострадавших от активизации Китая в ЮКМ, настаивали на принятии жестких согласованных действий стран АСЕАН в отношении Китая, тогда как другие участники встречи предлагали придерживаться мягкой, осторожной линии в отношении действий Китая, явно опасаясь реакции Пекина, который заявил, что возражает против обсуждения проблем, возникших в акватории ЮКМ, в любой международной организации, в том числе и в АСЕАН. Китай считает свою активность, в том числе и военную, в ЮКМ своим внутренним делом.
В итоге участники Саммита были вынуждены ограничиться традиционным призывом к разрешению конфликтной ситуации мирными средствами в соответствии с международным правом. Если учесть, что Китай считает, что спорная акватория с расположенными в ней островами (теперь уже и с искусственными насыпными) находится вне международной юрисдикции, поскольку принадлежит Китаю, то надежды на диалог с ним равны нулю. Всё, на что остаётся надеяться всем, в том числе и странам АСЕАН — это лишь на смягчение военной напряжённости в ЮКМ.