Интервью
В преддверии празднования 69-летия Великой победы мы взяли интервью у доктора философских наук, профессора кафедры сравнительной политологии МГИМО (У) МИД России Ольги Малиновой о Великой Отечественной войне в исторической памяти поколений.
В преддверии празднования 69-летия Великой победы мы взяли интервью у доктора философских наук, профессора кафедры сравнительной политологии МГИМО (У) МИД России Ольги Малиновой о Великой Отечественной войне в исторической памяти поколений.
Какое место занимает победа в Великой Отечественной войне в исторической памяти старшего поколения и молодого поколения новой постсоветской России?
Победа в Великой Отечественной войне – наиболее значимый элемент нашего прошлого, которое пригодно для политического использования. Так сложилось, что в наследие от СССР, от империи Романовых современной России достался очень богатый арсенал тысячелетней истории. По разным причинам этот арсенал сложно использовать в политических целях. Наиболее подходящими и резонансными для политики считаются события, хорошо известные, наполненные символическим содержанием и имеющие большое значение для людей. Чтобы их можно было использовать, они должны быть узнаваемыми. Кроме того, это должны быть события, не вызывающие споров с точки зрения «игры с нулевой суммой», когда для одной части общества это однозначно положительное событие, а для другой – безусловно отрицательное. Они должны быть закреплены в ритуалах и практиках, которые воспроизводятся ежегодно. В этом смысле для государства способ институционализации таких событий – это отмечаемые ежегодно праздники, связанные с символическими практиками и ритуалами. Они считаются хорошим символическим ресурсом.
Очень важно, чтобы эти события были эпизодами прошлого, представляющими нас как сообщество в позитивном свете. Позитивный характер события определяется культурными рамками и практиками. Мы выступаем в таком положительном образе в соответствии с неким каноном. Если посмотреть на репертуар событий нашей истории, то победа в Великой Отечественной войне оказывается чуть ли не единственным эпизодом национального прошлого, пригодным для политического использования по всем критериям. На мой взгляд, именно поэтому его часто используют в политических целях. Это касается как государственной символической политики, так и деятельности оппозиционных сил.
В России память о Великой Отечественной войне свята и неоспорима. Вместе с тем сменяются поколения, и доля людей, воспринимающих и помнящих войну как часть своей жизни, уменьшается. Видимо, совсем скоро мы будем жить в обществе, где для подавляющего большинства, если не для всего общества, память об этом великом событии будет связана с информацией, получаемой из разных источников. Причем память о Великой Отечественной войне у нас действительно хорошо институционализирована – мы узнаем о ней из уроков истории, общения с участниками-очевидцами, произведений художественной литературы и т.д.
В настоящее время российское общество переживает период межпоколенческой трансформации. Этот процесс приведет к тому, что подавляющее большинство членов общества будет узнавать о Великой Отечественной войне из вторичных и третичных источников. К этому надо добавить еще одно обстоятельство: память о войне политически использовалась на протяжении практически всех 70 лет, прошедших со дня победы, но использовалась по-разному. Менялись политические цели и контекст. День Победы праздновался всегда, но по-разному. Так сложилось, что наивысший расцвет культа памяти победы пришелся на брежневский период. В этом смысле постсоветская Россия унаследовала практики и формат празднования Дня Победы от поздней советской эпохи.
Если говорить о российской политической элите, то стоит отметить, что в начале 1990-х годов предпринимались явные попытки приспособить память о войне к политическому контексту. Это выражалось в довольно радикальном изменении практик празднования и дискурса, в которых оформлялось празднование Дня Победы. Ельцинская политическая элита стремилась провести линию на то, что это была победа народа, а не советского государства, что она была достигнута не благодаря режиму, а вопреки ему. Празднование Дня Победы было перенесено с Красной площади на другие площадки, в частности, на территорию строившегося мемориального комплекса на Поклонной горе. В 1995 г. празднование 50-летия победы в Великой Отечественной войне вновь прошло на Красной площади. С этого момента парады на Красной площади стали проводиться ежегодно. Даже в советское время парад 9 мая проводился лишь в юбилейные годы, то есть каждые пять лет. Отчасти решение о ежегодном праздновании связано с проблемой исторической памяти о Великой Отечественной войне, которая играет очень важную роль для России, для конструирования новой российской идентичности. В то же время формат, в котором она представлена, меняется на наших глазах, потому что, повторюсь, ряды ветеранов редеют, и им на смену приходит поколение, не знающее войну на личном опыте. Оно нуждается в напоминании, в закреплении этого события в памяти соответствующими политико-символическими практиками.
К сожалению, мы сталкиваемся еще с одной проблемой. Великая Отечественная война – это уникально важный символический ресурс, который подвергается чрезмерной эксплуатации. Память о войне используют по-разному, с разными политическими целями. Это ведет к так называемой символической инфляции, когда событие используется слишком часто и интерпретируется слишком разносторонне. В результате оно утрачивает символически значимые качества. На сегодня ситуация складывается именно так.
Безусловно, государство и политические силы продолжат вкладывать значительные ресурсы в поддержание исторической памяти о войне. При этом у разных поколений историческая память неизбежно различается. Разумно предположить, что будет сделано все для того, чтобы молодое поколение помнило о Великой Отечественной войне.
Беседовала Мария Гурова, программный ассистент РСМД.