Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 3.45)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Ирина Дежина

Д.э.н., руководитель аналитического департамента научно-технологического развития Сколковского института науки и технологий, профессор НИУ ВШЭ

Согласно определению Лондонского Королевского общества, дипломатия для науки означает политическую деятельность на международном уровне, которая служит интересам науки и содействует международному научному сотрудничеству. Это включает содействие в обеспечении мобильности (облегчение получения виз и разрешений на работу), в решении вопросов о распределении прав на интеллектуальную собственность, трансфере данных, страховании рисков. Адвокаты дипломатии для науки полагают, что международные организации выполняют важную функцию по смягчению остроты глобальных проблем и могут быть важным элементом системы, помогающей ученым взаимодействовать и кооперироваться.

Рассмотрение основных направлений и принципов работы международных организаций, которые выполняют прямо или косвенно функцию дипломатии для науки, позволяет заключить, что наиболее успешно она реализуется в том случае, когда научная повестка входит в число ключевых направлений работы организации. В первую очередь к таким организациям можно отнести объекты исследовательской инфраструктуры класса мегасайенс. Относительно успешно эта функция реализуется и структурами, которые имеют узкую тематическую специализацию (например, связанную с проблематикой климата, Арктики или бедствий). Для организаций общего профиля потенциал дипломатии для науки пока раскрыт не в полной мере.

Классификация международных организаций в сфере дипломатии для науки

Согласно определению Лондонского Королевского общества, дипломатия для науки означает политическую деятельность на международном уровне, которая служит интересам науки и содействует международному научному сотрудничеству [1]. Это включает содействие в обеспечении мобильности (облегчение получения виз и разрешений на работу), в решении вопросов о распределении прав на интеллектуальную собственность, трансфере данных, страховании рисков. Адвокаты дипломатии для науки полагают, что международные организации выполняют важную функцию по смягчению остроты глобальных проблем [2] и могут быть важным элементом системы, помогающей ученым взаимодействовать и кооперироваться.

Международные организации, которые выполняют функции дипломатии для науки, можно классифицировать на имеющие общий и специальный профиль. В организациях общего профиля дипломатия для науки — это косвенная функция. К ключевым организациям данного типа можно отнести Организацию Объединенных Наций (ООН) и ее структуры — Организацию Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирный банк, Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ). В организациях общего профиля могут быть подразделения, которые в большей мере вовлечены в деятельность, которую можно охарактеризовать как дипломатию для науки.

В организациях специального профиля функция дипломатии для науки выражена более четко, так как они, как правило, по роду своей деятельности ближе к проблематике науки и технологий, чем организации общего профиля. Организации специального профиля можно условно разделить на три типа. Первый — это международные объекты исследовательской инфраструктуры. Следует отметить, что именно специализированным объектам научной инфраструктуры отводится специальная роль в дипломатии для науки, особенно таким, как Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН) [2] или Объединенный институт ядерных исследований [3]. Второй тип — организации, специализирующиеся на определенной тематике (Арктический совет, Межправительственная группа экспертов по изменению климата). Наконец, третий тип международных организаций специального профиля — это консультативные советы по науке, такие как Научно-техническая консультационная сеть Министерств иностранных дел или Глобальный исследовательский совет (ГИС).

Организации общего профиля: ООН и ее структуры

ООН была образована в 1945 г. государствами — участниками антигитлеровской коалиции, и сегодня в нее входят 193 государства. ООН можно назвать центральной международной организацией, где могут аккумулироваться функции дипломатии для науки, поскольку она была учредителем большого числа структур, как общего, так и специального назначения, которые прямо или косвенно выполняют эту функцию. Кроме того, опыт ООН и ее структур в проведении различного рода международных совещаний и согласований свидетельствует о наличии базы для усиления функции дипломатии для науки.

В структуре ООН работает ряд специализированных международных агентств, фондов и программ. Отношение к дипломатии для науки имеют, например, ЮНЕСКО, Всемирный банк, ВОЗ, ОЭСР, а также учрежденные ООН самостоятельные международные организации для решения специальных задач, в том числе Межправительственная группа экспертов по изменению климата, управление ООН по снижению риска бедствий, ЦЕРН.

Мандат поддержки науки и образования ООН выполняет ЮНЕСКО — в том числе организует дискуссии в области реформ научной политики и культуры инноваций. Членами ЮНЕСКО являются 195 государств, есть также девять ассоциированных членов. Однако функция дипломатии для науки пока реализована слабо, и ЮНЕСКО не приложило достаточных усилий к привлечению международных научных консультантов.

Интерес представляет такая организация, как Всемирный банк, поскольку это одновременно и исследовательская, и политическая структура. У банка не только есть собственный исследовательский штат, он также активно использует аутсорсинг научных знаний. С середины 2000-х гг. Банк стал применять более демократичный подход к диалогу со странами-партнерами [5], став посредником в передаче знаний и политик не только между странами, но и между глобальными программами и другими международными организациями.

Всемирная организация здравоохранения была создана в 1948 г. и на сегодняшний день объединяет 194 государства. ВОЗ является руководящим и координирующим органом здравоохранения в системе ООН, в том числе занимаясь формированием повестки дня медицинских исследований, установлением норм и стандартов в этой сфере. ВОЗ действует как посредник, способствуя обмену знаниями между странами, побуждая их работать вместе для поиска решений общих проблем.

С точки зрения дипломатии для науки ВОЗ имеет большой потенциал для продвижения открытой науки за счет обеспечения открытого доступа к данным исследований ради использования их в кризисных ситуациях. Пандемия стимулировала переход ВОЗ к проактивной политике в этой сфере. В частности, организация стимулировала обмен информацией по проблеме COVID-19 и предоставление открытого доступа к ней для ускорения разработки диагностических тестов, вакцин и лекарств.

ОЭСР, как и ВОЗ, была создана в 1948 г. Эта организация представляет собой уникальный центр знаний, где аккумулируется сбор данных, их анализ, а также экспертиза и консультирование. Сегодня в ОЭСР входят 38 государств. В научно-технологической сфере ОЭСР осуществляет продвижение международного научного сотрудничества через Глобальный научный форум (Global Science Forum — GSF). Его цель состоит в том, чтобы содействовать странам в разработке научной политики за счет развития международного сотрудничества. В частности, GSF изучает возможности и механизмы для нового или расширенного международного сотрудничества в выбранных приоритетных областях и анализирует механизмы реализации научной политики по этим направлениям.

Кроме того, между государствами — членами ОЭСР формируются разнообразные платформы для совместной работы по перспективным научными направлениям. В последнее время растет признание важности таких платформ для продвижения международной кооперации при поиске ответов на глобальные вызовы устойчивого развития [4].

Межправительственная группа экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC) представляет собой созданную под эгидой ООН организацию для оценки риска глобального потепления, вызванного техногенными факторами. Организация сыграла центральную роль в определении порядка проведения многосторонних переговоров по климату и в развитии международного климатического режима. При этом группа не проводит собственные исследования и не дает рекомендации [5]. Важный принцип работы организации состоит в том, чтобы учитывать позиции всех экспертов, а не полагаться на усредненное мнение. Таким образом, осуществляется своего рода дипломатия для науки через помощь в согласовании позиций и интересов, поскольку в вопросах климата политические резоны нередко преобладают над научными. Мнения об эффективности и влиянии группы остаются полярными, принимая во внимание слабый прогресс международного сообщества в решении проблемы изменения климата.

Управление ООН по снижению риска бедствий (the United Nations Office for Disaster Risk Reduction, UNDRR) — еще одна структура, косвенно служащая целям дипломатии для науки. Тема бедствий изучается разными дисциплинами и странами, и данное управление организует мониторинг и обмен информацией о том, что работает для снижения существующих рисков и предотвращения новых. Это пример научной дипломатии в отношении бедствий, реализуемой как официально через правительства, так и менее формально через гражданское общество и научные организации. В своей работе Управление взаимодействует с другими структурами ООН, в том числе с ЮНЕСКО. Управление поддерживает идеологию того, что именно международное научное сотрудничество доказало свою ключевую роль в снижении риска бедствий [6]. Важна также поддержка междисциплинарного сотрудничества, включающая и политиков [7]. Однако пока не удалось выработать междисциплинарное понимание проблемы бедствий, что снижает возможности для устранения рисков их возникновения на основе выявления реальных, фундаментальных причин.

Специализированные организации

Международные объекты научной инфраструктуры

Глобальная исследовательская инфраструктура стала формироваться после Второй мировой войны, и главными были экономические причины — стремление разделить расходы на создание установок класса мегасайенс. Такой подход применял и продолжает применять в первую очередь ЕС.

Знаковыми объектами научной инфраструктуры, которые также выполняют функцию дипломатии для науки, являются ЦЕРН (The European Organization for Nuclear Research — CERN), Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) и Международная космическая станция.

ЦЕРН, основанный в 1954 г., является межгосударственной организацией. Его иногда называют «продуктом научной дипломатии» [8]. Принципом деятельности Центра является открытый доступ. Первоначально он была создана 12-ю европейскими странами, а сейчас в него входят 23 страны, причем Япония, Россия (в лице ОИЯИ) и США официально имеют статус наблюдателей. Еще 35 стран, включая Китай, Египет, Иран, Иорданию, Саудовскую Аравию, подписали соглашения о сотрудничестве с организацией.

ЦЕРН управляется Советом, в который входят по два представителя — один ученый и один чиновник — от каждого из 23 государств-участников [9, c.9]. Поскольку каждая страна имеет один голос, представители должны согласовать свои позиции. Такая структура позволяет соотносить интересы науки и политики, поэтому ЦЕРН считается не только научной, но и политической организацией [10].

В контексте научной дипломатии ЦЕРН рассматривается как один из первых примеров институционализированного международного научного сотрудничества [11]. При этом вклад ЦЕРН в дипломатию понимается как содействие созданию мирных взаимоотношений в процессе выполнения уникальных исследовательских задач в области фундаментальной науки. Это же можно отнести и к другим международным установкам класса мегасайенс. Кроме того, усилия ЦЕРН в области научной дипломатии проявляются в продвижении ценностей открытости, равенства в доступе к информации и образованию.

ОИЯИ появился несколько позже — Институт был зарегистрирован ООН в 1957 г. как международная межправительственная организация, созданная на основе Соглашения, подписанного 11-ю странами-учредителями. Сегодня членами ОИЯИ являются 18 государств [16].

ОИЯИ, как и ЦЕРН, действует на принципах открытости и равноправного взаимовыгодного сотрудничества. ОИЯИ является наблюдателем в Совете ЦЕРН, в свою очередь ЦЕРН имеет тот же статус в Комитете полномочных представителей правительств государств — участников ОИЯИ. ОИЯИ можно отнести к международной организации, которая занимается дипломатией для науки, в том числе организовывая международные научные встречи, конференции и обсуждения. С 2016 г. ОИЯИ оформляет в режиме «одного окна» вновь прибывших специалистов [12], упрощая тем самым процедуры привлечения зарубежных ученых.

Международную космическую станцию (МКС) также можно отнести к объектам класса мегасайенс, одновременно она косвенно выполняет функцию дипломатии для науки, объединяя ученых в области исследований космического пространства. МКС была достроена в 2009 г., и это рассматривалось как дипломатическая победа для развития космической науки. Сегодня МКС представляет собой международный проект пяти космических агентств: Роскосмоса (Россия), НАСА (США), Японского агентства аэрокосмических исследований, Европейского космического агентства и Канадского космического агентства. Сложные проекты, которые выполнялись на станции, были бы невозможны без содействия и участия дипломатов. Поэтому МКС — это пример реализации научных проектов, инициированных при участии дипломатических структур.

Арктический совет

Арктический совет (Arctic Сouncil) можно отнести к тематически специализированным международным организациям, в число функций которого входит дипломатия для науки. Совет — это форум, который был учрежден на основе декларации, подписанной в 1996 г. восемью арктическими странами (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция). Помимо этого, статус наблюдателя есть у 12 государств и девяти межправительственных организаций (включая три структуры ООН).

Совет раз в два года проводит заседания, посвященные вопросам развития Арктики (включая вопросы загрязнений, сохранения флоры и фауны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устойчивого развития). В случае инициирования проектов они финансируются арктическими государствами, банками и частными фондами.

Здесь дипломатия для науки — это в первую очередь балансировка интересов арктических и неарктических государств [13]. Эта задача представляется весьма сложной, поскольку растет недовольство ряда неарктических государств тем, что только восемь стран решают судьбу Арктики [14]. Более того, Китай, Япония и Южная Корея выступили за то, чтобы решать вопросы Арктики без участия арктических государств [15]. В то же время в согласовании этих интересов большие надежды возлагаются на научное сообщество как проводника науки для дипломатии, поскольку научные материалы рабочих групп Арктического Совета часто становятся основой для политических рекомендаций.

Научно-техническая консультационная сеть Министерств иностранных дел

Научно-техническая консультационная сеть Министерств иностранных дел (Foreign Ministries S&T Advice Network, FMSTAN) была создана в 2016 г. Она действует под эгидой Международной сети правительственных научных консультаций (International Network for Science Advice to Government, INGSA). INGSA представляет собой платформу для политиков, практиков, национальных академических институтов, научных обществ и исследователей, созданную для обмена опытом и наращивания потенциала глобального взаимодействия представителей науки и государства. Членство в FMSTAN возможно только по приглашению. В настоящее время в сеть входят 25 стран, Сеть фокусируется на координации деятельности в области научно-технической дипломатии, помогая выстроить междисциплинарные научные контакты.

Глобальный исследовательский совет

Глобальный исследовательский совет (Global Research Council) — это виртуальная организация, в которую входят главы агентств, финансирующих науку, из разных стран мира. Через эти агентства ежегодно распределяются около 70 млрд долл. [8] Цель деятельности совета — обмен информацией и лучшими практиками международной кооперации. В Совет управляющих ГИС входят до 12 руководителей национальных исследовательских структур, они избираются на три года, после чего возможна пролонгация. Россия активно участвует в ГИС в лице Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Работа Совета актуализируется в связи с тем, что государственные расходы на науку растут в большинстве стран мира, и поэтому появляется возможность работать согласованно большим и малым странам. Такое взаимодействие может повысить качество науки, помочь избежать ненужного дублирования и направить совместные усилия на решение крупных научных проблем, имеющих мировое значение. Так, с наступлением пандемии эта тема стала одной из приоритетных в работе Совета, наряду с климатической проблематикой, темой устойчивых городов и «умного» экономического восстановления [8].

Деятельность совета подпадает как под категорию «наука для дипломатии», поскольку организации-участники могут заниматься «деликатными вопросами транслирования результатов исследований для использования в политике», так и под категорию «дипломатия для науки», поскольку совместная работа организаций, финансирующих науку, формирует условия для международной кооперации ученых.

***

Рассмотрение основных направлений и принципов работы международных организаций, которые выполняют прямо или косвенно функцию дипломатии для науки, позволяет заключить, что наиболее успешно она реализуется в том случае, когда научная повестка входит в число ключевых направлений работы организации. В первую очередь к таким организациям можно отнести объекты исследовательской инфраструктуры класса мегасайенс. Относительно успешно эта функция реализуется и структурами, которые имеют узкую тематическую специализацию (например, связанную с проблематикой климата, Арктики или бедствий). Для организаций общего профиля потенциал дипломатии для науки пока раскрыт не в полной мере.

Для России в области развития дипломатии для науки через участие в международных организациях есть несколько перспективных направлений действий. Усилия могут быть сосредоточены в следующих областях:

  1. Активизация работы в структурах, учрежденных ООН, в части продвижения подхода, предполагающего более активное привлечение научных консультантов и советников из разных стран, согласование научной повестки и усиление поддержки кооперации на направлениях, представляющих глобальные вызовы.
  2. В области создания и работы установок класса мегасайенс на российской территории целесообразно распространение модели ОИЯИ, поскольку такой подход обеспечивает не только разделение расходов, но и более тесное включение российской науки в международную. Переориентация на принципы открытости при формировании объектов инфраструктуры внесет вклад в развитие дипломатии для науки.
  3. Отдельного внимания заслуживает работа Глобального исследовательского совета, где Россия в лице РФФИ уже играет значимую роль. Поскольку теперь основные финансовые средства на реализацию научных проектов, в том числе международных, сосредоточены в Российском научном фонде (РНФ), имеет смысл проработать механизмы координации между РФФИ и РНФ на этом направлении.

Литература

1. New Frontiers in Science Diplomacy: Navigating the Changing Balance of Power. London: Science Policy Centre, The Royal Society, 2010.

2. Kunkel S. Science Diplomacy in the Twentieth Century: Introduction // Journal of Contemporary History. 2021. DOI: 10.1177/00220094211006762

3. Крынжина М. Научная дипломатия в интерпретациях российских специалистов // Международные процессы. 2018. Том 16. № 4 (55). С. 193–208. DOI 10.17994/IT.2018.16.4.55.12.

4. Winickoff D., Kreiling L., Borowiecki M., Garden H., Philp J. Collaborative Platforms for Emerging Technology: Creating Convergence Spaces. OECD Science, Technology and Industry Policy Papers. No. 109. April 2021. DSTI/STP/BNCT(2020)10/REV2/FINAL

5. Ruffini P.-B. The Intergovernmental Panel on Climate Change and the Science-Diplomacy Nexus // Global Policy. 2018. Vol. 9. Supplement 3. P. 73-77.

6. Cutter S, Ismail-Zadeh A, Alcántara-Ayala I, Altan O, Baker DN, Briceño S, et al. Global risks: pool knowledge to stem losses from disasters // Nature. 2015. No. 522. P. 277–279. DOI: 10.1038/522277a

7. Kontar Y., Ismail-Zadeh A., Berkman P.-A., Duda P.I., Gluckman P., Kelman I., Murray V. Knowledge exchange through science diplomacy to assist disaster risk reduction // Progress in Disaster Science. 2021. No. 1. DOI: 10.1016/j.pdisas.2021.100188

8. Science Diplomacy to Promote and Strengthen Basic Research and International Cooperation: Proceedings of a Workshop in Brief. Washington, DC: The National Academies Press. 2021. DOI: 10.17226/26182.

9. Bold Ambition: International Large-Scale Science. Cambridge, Mass.: American Academy of Arts and Sciences. 2021.

10. Hone K.E., Kurbalija J. Accelerating Basic Science in an Intergovernmental Framework: Learning from CERN’s Science Diplomacy // Global Policy. 2018. Vol. 9. Supplement 3. P. 67-72.

11. Copeland D. ‘Science Diplomacy’, in C. M. Constantinou, P. Kerr and P. Sharp (eds), The Sage Handbook of Diplomacy. Thousand Oaks, CA: Sage, 2016. P. 628–641.

12. Семин А. А., Ильина И. Е., Васильева И. Н., Андрианов В. Л., Малахов В. А., Покровский Д. С., Реброва Т. П. Развитие механизма научной дипломатии в Российской Федерации. — М.: IMG Print, 2020. — 72 с.

13. Berkman P.-A. Evolution of Science Diplomacy and Its Local-Global Applications // European Foreign Affairs Review. 2019. No. 24. P. 63–80.

14. Гутенёв М. Научная дипломатия Великобритании в Арктике // Мировая экономика и международные отношения. 2020. том 64. № 2. C. 110-117. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-2-110-117

15. Вылегжанин А.Н. Арктический совет: статус и деятельность. Доклад №67/2021. Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2021. – 94 с.

16. Помимо восьми стран СНГ, это Республика Болгария, Социалистическая Республика Вьетнам, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Куба, Монголия, Республика Польша, Румыния, Словацкая Республика, Чешская Республика. На правительственном уровне заключены Соглашения о сотрудничестве Института с Венгрией, Германией, Египтом, Италией, Сербией и Южно-Африканской Республикой.


Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 3.45)
 (11 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся