Дежавю в Бангладеш: внешняя политика страны после бегства премьер-министра
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 27, Рейтинг: 5) |
(27 голосов) |
Старший лаборант-исследователь Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
5 августа 2024 г. запомнилось бегством из страны премьер-министра Бангладеш Шейх Хасины и ее сестры Шейх Реханы на военном вертолете из-за непрекращающихся протестов, которые формально возглавило Антидискриминационное студенческое движение. В Бангладеш власть взяли в руки представители военных кругов: в тот же день глава генштаба армии Вакар-уз-Заман официально объявил об отставке премьер-министра и пообещал сформировать временное правительство с учетом интересов протестующих. Вечером 5 августа президент страны Мохаммед Шахабуддин принял решение распустить парламент. Из-за массовых протестов, кульминацией которых стало общенациональное шествие на столицу Бангладеш г. Дакку 5 августа, имидж правящей до недавнего времени партии «Авами лиг» существенно пострадал. В настоящее время завоевать сердца бангладешской молодежи, разочаровавшейся в правительстве Шейх Хасины, пытаются некогда оппозиционные силы, в частности, Националистическая партия Бангладеш (НПБ).
В июне–июле 2024 г. протесты в Бангладеш начинались исключительно как движение студенчества. Студенты и выпускники ведущих университетов страны были недовольны принятым 5 июня решением Верховного суда восстановить квоту в 30% рабочих мест, которые должны были резервироваться за детьми и внуками героев Освободительной войны 1971 г. при приеме на государственную службу. На начальных этапах возмущение вызывала малая доля мест, остававшихся для участников общего конкурса и распределяемых по их личным достижениям. Однако особенное чувство несправедливости у студентов и выпускников Бангладеш вызвала повторная необходимость бороться за свои права по вопросу квот. Молодежь уже однажды, в 2018 г., протестами добилась отмены квоты, но власти, по всей видимости, решили, что шесть лет спустя с мнением молодого поколения можно не считаться. Выступления студентов по крайне узкому вопросу переросли в массовое антиправительственное движение после того, как правительство «Авами лиг» жестоко подавило первые мирные шествия. Протестующие стали требовать отставки премьер-министра Шейх Хасины, В первых числах августа вспыхнула новая волна протестов, и военные круги приняли решение вмешаться в ситуацию: днем 5 августа они дали Шейх Хасине 45 минут на отъезд из страны. Эти события были вызваны преимущественно внутренними причинами и не представляют собой цветную революцию.
Военные уже не первый раз берут контроль над Бангладеш в свои руки при виде неспособности гражданского правительства обеспечить порядок в стране. В последний раз они были вынуждены вмешаться в январе 2007 г. Тогда правление военных затянулось почти на два года: они передали власть победившей на национальных выборах партии «Авами лиг» во главе с Шейх Хасиной только в начале 2009 г. Столь длительное пребывание военных у власти в прошлый раз может повториться и сегодня, если они не будут уверены в эффективности сформированного временного правительства. Маловероятно, чтобы Дакка продолжила проводить активную внешнюю политику до того, как Бангладеш решит насущные внутренние вопросы. Вместе с тем, учитывая возросшую напористость Националистической партии Бангладеш, к следующим выборам ее популярность среди бангладешских избирателей может заметно вырасти. Однако это совершенно необязательно означает, что Бангладеш будет безропотно следовать в фарватере коллективного Запада, Пекина и исламского мира — традиционных союзников НПБ. Даже если в ближайшее время состоятся выборы, и НПБ одержит на них победу, постоянное правительство вряд ли обойдется без коалиций, что должно несколько ограничить свободу для маневра Националистической партии Бангладеш. Кроме того, при «Авами лиг» (2009–2024 гг.) во внешней политике Бангладеш уже успел глубоко утвердиться курс на многовекторность и балансирование между различными акторами, и новому постоянному правительству будет нецелесообразно полностью отказываться от этой тактики.
После начала специальной военной операции в 2022 г. остававшееся у Бангладеш ранее пространство для маневра между американскими и российскими интересами существенно сузилось из-за вмешательств Вашингтона в традиционно дружественные отношения Бангладеш с Россией. Вместе с тем последние два года оказались особенно плодотворными для развития российско-бангладешских отношений. Однако многие из достижений двустороннего взаимодействия воспринимались Националистической партией Бангладеш как поддержка Россией не Бангладеш в целом, а лидерства «Авами лиг». Вероятно, если НПБ удастся вернуть власть, Дакка будет проявлять заметно большую настороженность к Москве, чтобы лишний раз не вызывать недовольство в Вашингтоне, хотя и вряд ли откажется от курса на балансирование между разными державами. Кто бы ни возглавил новое правительство, лидеры Бангладеш, скорее всего, продолжат выполнять обязательства по прежним договоренностям с Москвой, достигнутым при «Авами лиг», поскольку большинство уже имеющихся двусторонних инициатив с Россией отвечают интересам бангладешского народа. Примером может стать уже упомянутый проект строительства АЭС «Руппур».
После бегства из страны премьер-министра Шейх Хасины сохранение или пересмотр прежнего внешнеполитического курса будет зависеть от расстановки сил в новом правительстве по результатам внеочередных выборов. Однако даже если у власти окажутся самые крайние критики режима Шейх Хасины, Бангладеш, по всей видимости, сохранит курс на многовекторную дипломатию и балансирование между разными центрами силы, в том числе и на поддержание дружественных отношений с Москвой. На современном этапе любой политической силе, которая может закрепиться в Бангладеш, будет выгодно довести до конца имеющиеся проекты с Россией. Недавнее прошлое небольшой страны Бенгальского залива лишь подтверждает, что Бангладеш можно надеяться на эффект дежавю.
5 августа 2024 г. запомнилось бегством из страны премьер-министра Бангладеш Шейх Хасины [1] и ее сестры Шейх Реханы на военном вертолете из-за непрекращающихся протестов, которые формально возглавило Антидискриминационное студенческое движение (the Anti-Discrimination Student Movement). В Бангладеш власть взяли в руки представители военных кругов: в тот же день глава генштаба армии Вакар-уз-Заман официально объявил об отставке премьер-министра и пообещал сформировать временное правительство с учетом интересов протестующих. Вечером 5 августа президент страны Мохаммед Шахабуддин принял решение распустить парламент. Из-за массовых протестов, кульминацией которых стало общенациональное шествие на столицу Бангладеш г. Дакку 5 августа, имидж правящей до недавнего времени партии «Авами лиг» существенно пострадал. В настоящее время завоевать сердца бангладешской молодежи, разочаровавшейся в правительстве Шейх Хасины, пытаются некогда оппозиционные силы, в частности, Националистическая партия Бангладеш (НПБ). 6 августа из-под домашнего ареста была освобождена лидер НПБ и бывшая премьер-министр Бангладеш (1991–1996 гг., 2001–2006 гг.) Халеда Зия, а 7 августа в Дакке прошел массовый митинг сторонников партии, на котором активисты потребовали от военных провести выборы постоянного правительства в течение трех месяцев. Глава НПБ в своем первом публичном выступлении с 2018 г. призвала граждан к миру и заявила: «Эта победа дает нам новую возможность выбраться из руин казнокрадства, коррупции и непоследовательной политики. Нам необходимо провести реформы в стране и привести ее к процветанию».
В качестве председателя временного правительства военные утвердили предложенную лидерами студенческого движения кандидатуру Мухаммада Юнуса — основателя банка «Грамин» (Деревенский банк) и лауреата Нобелевской премии мира 2006 г. за вклад его проектов микрокредитования в борьбу с бедностью в Бангладеш. 6 августа было отменено решение суда, который накануне последних общенациональных выборов и победы на них «Авами лиг» в январе 2024 г. приговорил М. Юнуса к шести месяцам тюремного заключения — решение, которое сам осужденный рассматривает как часть политического преследования, развернутого против него лично Шейх Хасиной. 8 августа временное правительство, состоящее из 17 советников, официально принесло присягу. Показательно, что на церемонии присутствовали генеральный секретарь НПБ Мирза Фахрул Ислам, глава партии «Джамаат-и-ислами» Шафикур Рахман и председатель партии Джатия Гулам Мухаммед Кадер, но не было ни одного представителя «Авами лиг». В состав временного правительства, как и ожидалось, вошли два лидера студенческого протестного движения, а также ряд борцов за права человека. В целом в довольно разношерстном составе отразилось стремление военных, протестующего общества и политических сил Бангладеш достичь компромисса, необходимого, чтобы обеспечить в стране стабильность и провести внеочередные выборы постоянного правительства. Почти никто из 17 советников напрямую не связан с деятельностью той или иной политической партии Бангладеш, а некоторые (например, назначенный министром иностранных дел Мохаммад Тоухид Хосен) входили в состав временного правительства во время предыдущего политического кризиса в Бангладеш с участием военных в 2006–2009 гг. Однако, несмотря на отсутствие партийной аффилиации, многие из них так или иначе выступали с жесткой критикой режима Шейх Хасины или во всеуслышание заявляли о нарушении «Авами лиг» прав человека, что теоретически сближает их с бывшей оппозицией.
Как протестная волна накрыла правительство «Авами лиг»
В июне–июле 2024 г. протесты в Бангладеш начинались исключительно как движение студенчества. Студенты и выпускники ведущих университетов страны были недовольны принятым 5 июня решением Верховного суда восстановить квоту в 30% рабочих мест, которые должны были резервироваться за детьми и внуками героев Освободительной войны 1971 г. при приеме на государственную службу. На начальных этапах возмущение вызывала малая доля мест, остававшихся для участников общего конкурса и распределяемых по их личным достижениям. В сочетании с другими квотами в конкурсе на госслужбу в Бангладеш общий процент резервируемых мест составлял 56%: помимо 30%, закрепляемых за потомками героев войны 1971 г., по 10% выделялось женщинам и выходцам из отсталых районов страны, 5% предоставлялось коренным меньшинствам, еще 1% предназначался для лиц с ограниченными возможностями. Иными словами, для выпускников вузов, чьи отцы и деды в свое время не вошли в число национальных героев, при трудоустройстве на государственные должности оставалось лишь 44% мест. Многие из молодого поколения бангладешцев традиционно стремятся получить заветную должность на госслужбе, ожидая, что именно она гарантированно обеспечит им стабильный заработок при любых кризисах в экономике страны. Неудивительно, что неравные условия получения места в государственных структурах вызвали у бангладешской молодежи такое возмущение.
Однако особенное чувство несправедливости у студентов и выпускников Бангладеш вызвала повторная необходимость бороться за свои права по вопросу квот. Молодежь уже однажды, в 2018 г., протестами добилась отмены 30-процентной квоты для детей и внуков героев войны 1971 г. при приеме на госслужбу, но власти, по всей видимости, решили, что шесть лет спустя с мнением молодого поколения можно не считаться. Кроме того, народ Бангладеш прекрасно помнит, что именно Шейх Хасина в свои первые сроки у власти распространила привилегии героев, непосредственно участвовавших в войне 1971 г., на их детей (1996 г.) и даже внуков (2009 г.). Выступления студентов по крайне узкому вопросу переросли в массовое антиправительственное движение после того, как правительство «Авами лиг» жестоко подавило первые мирные шествия, направив против протестующих часть вооруженных сил страны, в том числе отряды пограничных войск и спецподразделения cил быстрого реагирования. 14 июля Шейх Хасина еще больше подлила масла в огонь бушующих протестов своим риторическим вопросом: «Если льготы в виде мест по квоте не достанутся внукам борцов за свободу, то кому же эти места достанутся? Внукам разакаров?!». Словом «разакар» в Бангладеш называют потомков предателей-коллаборационистов, которые в 1971 г. помогали пакистанским войскам чинить расправы над населением Восточной Бенгалии. После этого заявления протестующие стали требовать отставки премьер-министра Шейх Хасины, и даже решение Верховного суда 21 июля сократить долю всех квот при трудоустройстве на государственную службу с 56% до 7% уже не могло полностью потушить бурю негодования народа. В первых числах августа вспыхнула новая волна протестов, и военные круги приняли решение вмешаться в ситуацию: днем 5 августа они дали Шейх Хасине 45 минут на отъезд из страны.
Эти события были вызваны преимущественно внутренними причинами и не представляют собой цветную революцию, даже несмотря на то, что 10 августа 2024 г. Шейх Хасина в своем бегстве из страны обвинила США, которые якобы требовали от нее передать остров Святого Мартина на границе Бангладеш и Мьянмы в обмен на сохранение политической власти. Эти слова бывшего премьер-министра Бангладеш скорее показывают желание Шейх Хасины найти оправдание произошедшему или получения ею непрямого отказа Соединенных Штатов в убежище. МИД России также заявил: «В Москве исходят из того, что смена политических сил у власти в Бангладеш — внутреннее дело этой страны».
История повторяется?
Нынешнее положение для бангладешской истории нельзя назвать чем-то исключительным. Военные уже не первый раз берут контроль над Бангладеш в свои руки при виде неспособности гражданского правительства обеспечить порядок в стране. В последний раз они были вынуждены вмешаться в январе 2007 г., когда правительство Националистической партии Бангладеш (2001–2006 гг.) не смогло должным образом обеспечить переход власти к временному правительству на период проведения общенациональных парламентских выборов. Из-за серьезности предъявляемых временным правительством обвинений в 2007 г. лидер «Авами лиг» дважды надолго уезжала из страны в США и Великобританию, а руководитель НПБ Халеда Зия, по сообщениям СМИ, рассматривала возможность переезда в Саудовскую Аравию. Тогда правление военных затянулось почти на два года: они передали власть победившей на национальных выборах партии «Авами лиг» во главе с Шейх Хасиной только в начале 2009 г.
Столь длительное пребывание военных у власти в прошлый раз может повториться и сегодня, если они не будут уверены в эффективности сформированного временного правительства и не обеспечат проведение выборов парламента и постоянного исполнительного органа власти в ближайшее время. Маловероятно, чтобы Дакка продолжила проводить активную внешнюю политику до того, как Бангладеш решит насущные внутренние вопросы. Вместе с тем, учитывая возросшую напористость Националистической партии Бангладеш в последние недели, к следующим выборам ее популярность среди бангладешских избирателей может заметно вырасти. За время предыдущих сроков пребывания у власти эта партия запомнилась тем, что активно развивала свои отношения с США, Великобританией и другими европейскими государствами, Китаем и странами с мусульманским большинством, но не стремилась к наращиванию взаимодействия с Индией и Россией. Однако сейчас НПБ вряд ли сможет вернуться к прежнему внешнеполитическому курсу.
За 15 лет пребывания в оппозиции к правящей «Авами лиг» Националистической партии Бангладеш так и не удалось добиться достаточной поддержки населения, чтобы вернуться к власти. Об осознании партией слабости собственных позиций свидетельствовали ее решения о бойкоте то одних выборов, то других. В нынешних условиях НПБ может быть еще труднее добиться полного превосходства над оставшимися политическими силами, учитывая крайне компромиссный и нарочито беспартийный состав временного правительства, а также средний возраст лидеров партии, который может насторожить молодежь, уже выступившую против геронтократов из «Авами лиг». Даже если в ближайшее время состоятся выборы, и НПБ одержит на них победу, постоянное правительство вряд ли обойдется без коалиций. Все это должно несколько ограничить свободу для маневра Националистической партии Бангладеш, поэтому радикальных перемен во внешней политике в интересах традиционных союзников НПБ на международной арене ждать не приходится, хотя партия может попытаться создать видимость сближения Дакки с Вашингтоном.
Кроме того, партии помешает вернуться к старому внешнеполитическому курсу и наследие предшественников на международной арене. За последние 15 лет своего правления (2009–2024 гг.) партия «Авами лиг» существенно отошла от своей традиционной внешнеполитической ориентации на Индию и до 1991 г. на Советский Союз в пользу многовекторной дипломатии. После своего прихода к власти в 2009 г. Шейх Хасина не стала отказываться от договоренностей правительства НПБ (2001–2006 гг.) с Китаем, странами Европы и Соединенными Штатами.
Наметившееся ранее потепление в отношениях Дакки и Пекина сохранилось. В 2009 г. правительство «Авами лиг» продолжило начатые при НПБ переговоры о строительстве Китаем глубоководного порта на территории Бангладеш и определило для этих целей порт Сонадия. Тогда же было закрыто тайваньское торговое представительство в Дакке, что стало сигналом Пекину о понимании «Авами лиг» концепции «единого и неделимого Китая». В 2016 г. Бангладеш стала участницей китайской инициативы «Пояса и пути», подписав более 20 соглашений о реализации китайских инвестиционных проектов в стране на сумму около 40 млрд долл. Согласно отчету Бюро статистики Бангладеш за декабрь 2023 г., Китай занимает первую строчку в рейтинге ведущих стран-экспортеров своей продукции в Бангладеш, на него приходится более 23% бангладешского импорта [2]. В ходе последнего государственного визита Шейх Хасины в КНР в июле 2024 г. стороны подписали 21 соглашение о расширении торгово-инвестиционных связей, сотрудничества в банковском секторе, развитии цифровой экономики и ряда инфраструктурных проектов, а также совместной борьбе со стихийными бедствиями.
В отношениях Дакки с Европейским союзом при Шейх Хасине активно велись переговоры о заключении соглашения о партнерстве и сотрудничестве (Partnership and Cooperation Agreement), которое бы позволило упростить торговый режим для Бангладеш на европейских рынках к 2032 году. ЕС остается основным торговым партнером Дакки: в 2023 г. на него приходилось 20,7% совокупной торговли Бангладеш. В ходе своего визита в Бангладеш делегации ЕС в середине июля 2024 г. посол Евросоюза Чарльз Уайтли высоко оценил приверженность Дакки достигнутым договоренностям с интеграционным объединением европейских экономик. Однако в конце июля 2024 г. из-за нарастания протестного движения в Бангладеш стороны решили отложить первый раунд переговоров о подписании соглашения.
Соединенные Штаты, несмотря на многочисленные обвинения правительства Шейх Хасины в нарушении прав человека, при правительстве «Авами лиг» оставались крупнейшим источником ПИИ для бангладешской экономики, а также главным направлением экспорта Бангладеш [3]. По данным Бюро статистики Бангладеш на конец 2023 г., на США приходилось 15,69% совокупного бангладешского экспорта [4]. В сентябре 2023 г. в г. Дакке состоялся седьмой ежегодный Форум по торговому и инвестиционному сотрудничеству между США и Бангладеш (TICFA), на котором американской стороной был подчеркнут потенциал расширения сотрудничества с Бангладеш.
Кроме того, правительство «Авами лиг» предприняло немало шагов, хотя и достаточно сдержанных, для развития связей с США в сфере безопасности. В апреле 2023 г. Бангладеш опубликовала свое краткое «Индо-тихоокеанское видение» (Indo-Pacific Outlook), в котором ограничилась упоминанием лишь национальных приоритетов в макрорегионе, что стало определенным сигналом для Вашингтона, активно продвигающего индо-тихоокеанскую повестку. В начале 2024 г. «Авами лиг» также пообещала продолжить американо-бангладешские переговоры о подписании Даккой двух соглашений с Вашингтоном — Соглашения о поставках и перекрестном обслуживании (ACSA), позволяющего при необходимости производить обмен продовольствием, топливом, транспортными средствами и оборудованием, а также Соглашения о всеобщей безопасности военной информации (GSOMIA), которое призвано предупреждать утечки при обмене секретными данными.
Таким образом, во внешней политике Бангладеш уже успел глубоко утвердиться курс на балансирование между различными акторами, и новому постоянному правительству, если оно будет сформировано по результатам возможных внеочередных выборов, будет нецелесообразно полностью отказываться от этой тактики, хотя приоритетность отдельных треков бангладешской политики — отношений с США, европейскими государствами, Индией, Китаем и Россией — в зависимости от прочности позиций НПБ в будущих органах власти может модифицироваться. О сохранении акцента на многовекторность свидетельствует и заявление временно возглавляющего Министерство иностранных дел Бангладеш Мохаммада Тоухида Хосена 9 августа: «Мы стремимся поддерживать хорошие отношения со всеми. Нам необходимо поддерживать баланс отношений с крупными державами».
Что будет с российско-бангладешскими отношениями?
Больше не наблюдатель? Япония наращивает поставки военной продукции в регионе
После начала специальной военной операции в 2022 г. остававшееся у Бангладеш ранее пространство для маневра между американскими и российскими интересами существенно сузилось. За прошедшие два года Вашингтон не раз вмешивался в традиционно дружественные отношения Бангладеш с Россией. В конце 2022 г. Бангладеш, получив предупреждение США об угрозе вторичных санкций, не дала войти в свой морской порт Монгла российскому судну Ursa Major, перевозившему оборудование для строящейся АЭС «Руппур», а в феврале 2023 г. объявила о своем решении запретить вход в бангладешские порты для 69 российских кораблей, попавших в американские санкционные списки. Без американской инициативности не обошлась и предвыборная гонка, развернувшаяся в Бангладеш в 2022–2023 гг. В декабре 2022 г. посол США в Бангладеш Питер Хаас заявил, что правительство «Авами лиг» должно обеспечить «прозрачность» выборов, и встретился с семьей Санджедула Ислама Сумона — одного из пропавших в последние годы правления Шейх Хасины лидеров НПБ. Затем в июне 2023 г. появилась информация об обращениях шести членов Европарламента к главе внешнеполитической службы ЕС Жозефа Мануэля Борреля, а также о письмах некоторых конгрессменов от Демократической партии США на имя Госсекретаря Энтони Блинкена с призывами оказать содействие в проведении в Бангладеш «свободных и честных» выборов. Позднее официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила о «попытке неприкрытого вмешательства во внутренние дела Бангладеш» со стороны Вашингтона и Брюсселя. Вместе с тем прямых свидетельств, что за нынешней сменой власти в Бангладеш могут стоять внешние силы, нет.
Последние два года, несмотря на поляризацию международного сообщества после февраля 2022 г., оказались особенно плодотворными для развития российско-бангладешских отношений. В 2022–2024 гг. Дакка воздерживалась от голосования по всем антироссийским резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН, за исключением двух «за» по резолюциям ES-11/2 «Гуманитарные последствия агрессии против Украины» от 24 марта 2022 г. и ES-11/4 «Территориальная целостность Украины: защита принципов, закреплённых в Уставе Организации Объединённых Наций» от 12 октября 2022 г. В сентябре 2023 г. состоялся визит в Бангладеш министра иностранных дел Сергея Лаврова, что стало первым случаем в истории советско- и российско-бангладешского сотрудничества, когда глава внешнеполитического ведомства лично прибыл в г. Дакку. Затем, 5 октября 2023 г., президент Российской Федерации Владимир Путин по видеосвязи с премьер-министром Бангладеш Шейх Хасиной открыл торжественную церемонию завоза ядерного топлива на строящуюся в г. Пабна АЭС «Руппур». Строительство атомной электростанции на территории Бангладеш ведется государственной корпорацией «Росатом» и к настоящему моменту находится на завершающей стадии строительства. На личной встрече с Шейх Хасиной 2 апреля 2024 г. генеральный директор госкорпорации Алексей Лихачев заявил, что первый и второй энергоблоки будут введены в эксплуатацию в конце 2024 и в 2025 гг. соответственно. Весьма значимым символическим шагом стал первый за полвека заход трех военных кораблей Тихоокеанского флота России — противолодочных кораблей «Адмирал Трибуц», «Адмирал Пантелеев» и танкера «Печенга» — в Читтагонгский порт в ноябре 2023 г. В январе 2024 г. Россия также одной из первых после Индии и Китая поздравила «Авами лиг» и лично Шейх Хасину с победой на парламентских выборах, что стало еще одним знаком укрепившихся отношений Москвы и Дакки.
Однако многие из упомянутых достижений двустороннего взаимодействия Националистической партией Бангладеш воспринимались как поддержка Россией не страны в целом, а лидерства «Авами лиг». Вероятно, если НПБ удастся вернуть власть, Дакка будет проявлять заметно большую настороженность к Москве, чтобы лишний раз не вызывать недовольство в Вашингтоне, хотя и вряд ли откажется от курса на балансирование между разными центрами силы. Правительство Бангладеш, если его возглавит НПБ, вполне может ужесточить позицию по российско-украинскому конфликту на международных площадках и ограничить участие Бангладеш в будущих проектах с Россией. При таком повороте событий не стоит ожидать и быстрого роста российско-бангладешской торговли, которая и при «Авами лиг» оставалась скромной. В 2023 г. объем товарооборота составил 2,7 млрд долл., а доля России в совокупном импорте Бангладеш лишь слегка превысила 4% [5].
Система евразийской безопасности. Экономический аспект
Однако, кто бы ни возглавил новое правительство, лидеры Бангладеш, скорее всего, продолжат выполнять обязательства по прежним договоренностям с Москвой, достигнутым при «Авами лиг», поскольку большинство уже имеющихся двусторонних инициатив с Россией отвечают интересам бангладешского народа. Примером может стать уже упомянутый проект строительства АЭС «Руппур». Запуск двух энергоблоков мощностью 1,2 тыс. МВт каждый должен частично решить проблему недостатка электроэнергии в стране. Ожидается, что на АЭС «Руппур» придется более 10% совокупной выработки электроэнергии Бангладеш, что должно расширить производственные мощности и ускорить процесс электрификации удаленных районов страны. В этой связи любая из политических сил в Бангладеш заинтересована довести проект до конца. Не стоит волноваться и о выплате Даккой долга по кредиту на сумму 11,38 млрд долл., который был предоставлен Россией по соглашению 2016 г. для финансирования проекта. По данным Министерства финансов на конец 2023 г., бангладешской стороной уже было выплачено 6,273 млрд долл., то есть около 55% общей суммы долга. Разумеется, в нынешних условиях нельзя полностью исключить перенос сроков завершения строительства. Однако вряд ли Россия столкнется с полным срывом своего флагманского проекта в Бангладеш, когда, как отмечают некоторые эксперты, проект готов более чем на 85%.
После бегства из страны премьер-министра Шейх Хасины усилия военных и временного правительства в Бангладеш будут направлены на разрешение назревших кризисных явлений внутри государства. Активизацию внешней политики Дакки стоит ожидать только после проведения необходимых внутриполитических преобразований и формирования постоянных органов законодательной и исполнительной власти. Сохранение или пересмотр прежнего внешнеполитического курса будет зависеть от расстановки сил в новом правительстве по результатам внеочередных выборов. Однако даже если у власти окажутся самые крайние критики режима Шейх Хасины Бангладеш, по всей видимости, решит сохранить курс на многовекторную дипломатию и балансирование между разными центрами силы, в том числе и на поддержание дружественных отношений с Москвой. На современном этапе любой политической силе, которая может закрепиться в Бангладеш, будет выгодно довести до конца имеющиеся проекты с Россией. Недавнее прошлое небольшой страны Бенгальского залива лишь подтверждает, что Бангладеш можно надеяться на эффект дежавю.
1. Исторически почетный титул «шейх» в Южной Азии закрепляется за членами мусульманских семей, которые претендуют на арабское происхождение и высокий статус в обществе. Титул «шейх» передается по отцовской линии: шейх Хасина получила титул от своего отца шейха Муджибура Рахмана, но не смогла передать своим детям. Подробнее о титуле «шейх» в Южной Азии см. Blood, Peter R. Pakistan: A Country Study, United States Government Printing Office, 1995. Р.149.
2. Bangladesh Bureau Of Statistics (BBS). Foreign Trade Statistics, December 2023, Issue-203. Published Date: 28th February 2024. P.14.
3. Bangladesh Bureau Of Statistics (BBS). Foreign Trade Statistics, December 2023, Issue-203. Published Date: 28th February 2024. P.14.
4. Ibid.
5. Bangladesh Bureau Of Statistics (BBS). Foreign Trade Statistics, December 2023, Issue-203. Published Date: 28th February 2024. P.14.
(Голосов: 27, Рейтинг: 5) |
(27 голосов) |
Говорить об однозначном вхождении Бангладеш в орбиту китайского влияния преждевременно
Большому кораблю — большое плавание в Бангладеш, или какие санкционные риски для третьих стран должна учитывать РоссияНа международной арене Бангладеш пытается балансировать между целым рядом держав, обеспечивая свои национальные интересы, но с обострением международных кризисов в 2022 г. эта задача стала для Дакки особенно сложной
Больше не наблюдатель? Япония наращивает поставки военной продукции в регионеОфициальная помощь в целях безопасности — новый взгляд Японии на глобальный Юг
Инфраструктурные проекты как фактор американо-китайской конкуренции в ИТРКрупнейшие транспортные и энергетические проекты реализуются при помощи Пекина, но Вашингтон сохраняет позиции в сфере «мягкой» инфраструктуры
Система евразийской безопасности. Экономический аспектЕвразийская система безопасности в области экономики может стать гибкой и децентрализованной совокупностью механизмов, снижающих «зависимость от взаимозависимости», порождая новую реальность международных экономических отношений