Диалог экспертов по снижению рисков между Россией и НАТО: Семь рекомендаций
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 17, Рейтинг: 2.76) |
(17 голосов) |
В декабре 2020 г. настоящая группа высокопоставленных российских, американских и европейских экспертов представила правительствам комплекс рекомендаций по снижению рисков между Россией и НАТО. Рекомендации касались большинства вопросов, где существует общность позиций, очерченных в нынешних переговорах между Россией, США и НАТО в ходе текущего кризиса. Если бы страны действовали согласно указанным рекомендациям, мы могли бы быть на пути, который бы не привел к кризису.
Мы вновь излагаем всем сторонам семь из наших рекомендаций, обновленных в соответствии с нынешней ситуацией. Они попросту выражают здравый смысл и представляют умеренные предложения, которые могут быть реализованы уже завтра и станут началом работы по укреплению безопасности в Европе.
1. Проводить регулярные встречи начальника Генерального штаба ВС РФ, председателя Комитета начальников штабов ВС США, ВГК ОВС НАТО в Европе и председателя Военного комитета НАТО с участием военных экспертов для решения возникающих актуальных вопросов.
Эти встречи будут посвящены не обсуждению нынешнего кризиса, а обеспечению военного примирения и повседневного снижения риска в период повышенной напряженности и военного развертывания. Они будут проводиться полностью отдельно от серии подготовленных тематических заседаний Совета Россия-НАТО, предложенных его председателем.
2. Кроме того, надо возобновить контакты между Россией и государствами — членами НАТО на уровне военных представителей в Военном комитете НАТО и воссоздать российскую военную миссию связи при штабе ВГК ОВС НАТО в Европе.
Эти шаги будут осуществляться параллельно с созданием предложенной Россией гражданской линии прямой связи и предложенными НАТО повторным открытием российской миссии при НАТО и отделений связи НАТО в Москве. Они восстановят коммуникацию, что для безопасности и разумного сдерживания должно происходить не только в спокойные времена, но и в кризисы.
3. Россия и НАТО могли бы согласиться проводить крупные военные учения, как правило, на существенной с военной точки зрения дистанции от общих границ при учёте специфики тех или иных зон соприкосновения. Они должны рассмотреть, как сократить регулярность и уменьшить масштабы военной деятельности по количеству привлекаемых войск и географическому охвату, в частности, ограничить учения вблизи границ. В целом надо проводить учения ответственно, а не провокационно.
Обе стороны должны стремиться к ответственному в военном отношении, не провоцируемому поведению. Определение разумного расстояния, масштаба и частоты военных учений могло бы стать предметом обсуждения по военным каналам, предложенным выше. Военные специалисты могут быстро оценивать и докладывать своему командованию о добросовестности другой стороны или ее отсутствии.
4. В случае достижения какой-либо формальной или неформальной договоренности могут предприниматься первоначальные шаги в виде параллельных односторонних мер, не требующих заключения формальных соглашений между Россией и НАТО или отдельными странами-членами НАТО, которые могут оказаться политически труднодостижимым.
Кризисная ситуация означает, что достижение взаимного согласия о мерах, как больших, так и малых, между Россией и НАТО в целом потребует длительных, кропотливых переговоров.Чтобы преодолеть это препятствие, особенно в том, что касается уменьшения военных рисков, командиры должны отдавать приказы о параллельных односторонних мерах, основанных либо на неофициальных взаимных договоренностях, либо в качестве небольшой, четко поставленной задачи с тем, чтобы убедиться, что другая сторона ответит взаимностью.
5. Россия и Соединенные Штаты могли бы подтвердить, что, вне зависимости от направления развития нынешнего кризиса, будут целенаправленно развивать диалог о будущем стратегической стабильности и кибербезопасности, в соответствии с договорённостями, достигнутыми на саммите в Женеве в июне 2021 года.
Достижение прогресса в фундаментальном вопросе стратегической стабильности является принципиально важным, является самоценным и не должно зависеть от переговоров на других уровнях и треках. Мы всецело поддерживаем Совместное заявление лидеров пяти государств, обладающих ядерным оружием, о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений, опубликованное 3 января 2022 г., включая приверженность «ядерной пятерки» фундаментальному принципу, согласно которому в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана.
6. Россия и НАТО могли бы безотлагательно согласиться начать переговоры по отказу от размещения в Европе американских и российских ракет средней и меньшей дальности наземного базирования и пусковых установок (новый «нулевой вариант»).
В ходе недавних переговоров Россия, США и НАТО выразили желание добиться прогресса по вопросу о ракетах средней и меньшей дальности наземного базирования.
7. Россия и страны — члены НАТО могли бы безотлагательно согласиться начать переговоры по комплексу мер на основе имеющихся двухсторонних и многосторонних соглашений о предотвращении инцидентов на море и в воздушном пространстве над ним, а также о предотвращении опасной военной деятельности.
В ходе недавних переговоров Россия, США и НАТО выразили желание добиться прогресса в этих областях, где возможны практические шаги по снижению рисков, которые особенно важны в период обострения напряженности.
В своей совокупности эти семь предложений существенно способствовали бы не только сокращению напряжённости в отношениях между Россией и НАТО, но и снижению рисков военного конфликта между ними.
Группа экспертов Диалога Россия-НАТО, Февраль 2022 г.
В декабре 2020 г. настоящая группа высокопоставленных российских, американских и европейских экспертов представила правительствам комплекс рекомендаций по снижению рисков между Россией и НАТО. Рекомендации касались большинства вопросов, где существует общность позиций, очерченных в нынешних переговорах между Россией, США и НАТО в ходе текущего кризиса. Если бы страны действовали согласно указанным рекомендациям, мы могли бы быть на пути, который бы не привел к кризису.
Мы вновь излагаем всем сторонам семь из наших рекомендаций, обновленных в соответствии с нынешней ситуацией. Они попросту выражают здравый смысл и представляют умеренные предложения, которые могут быть реализованы уже завтра и станут началом работы по укреплению безопасности в Европе.
1. Проводить регулярные встречи начальника Генерального штаба ВС РФ, председателя Комитета начальников штабов ВС США, ВГК ОВС НАТО в Европе и председателя Военного комитета НАТО с участием военных экспертов для решения возникающих актуальных вопросов.
Эти встречи будут посвящены не обсуждению нынешнего кризиса, а обеспечению военного примирения и повседневного снижения риска в период повышенной напряженности и военного развертывания. Они будут проводиться полностью отдельно от серии подготовленных тематических заседаний Совета Россия-НАТО, предложенных его председателем.
2. Кроме того, надо возобновить контакты между Россией и государствами — членами НАТО на уровне военных представителей в Военном комитете НАТО и воссоздать российскую военную миссию связи при штабе ВГК ОВС НАТО в Европе.
Эти шаги будут осуществляться параллельно с созданием предложенной Россией гражданской линии прямой связи и предложенными НАТО повторным открытием российской миссии при НАТО и отделений связи НАТО в Москве. Они восстановят коммуникацию, что для безопасности и разумного сдерживания должно происходить не только в спокойные времена, но и в кризисы.
3. Россия и НАТО могли бы согласиться проводить крупные военные учения, как правило, на существенной с военной точки зрения дистанции от общих границ при учёте специфики тех или иных зон соприкосновения. Они должны рассмотреть, как сократить регулярность и уменьшить масштабы военной деятельности по количеству привлекаемых войск и географическому охвату, в частности, ограничить учения вблизи границ. В целом надо проводить учения ответственно, а не провокационно.
Обе стороны должны стремиться к ответственному в военном отношении, не провоцируемому поведению. Определение разумного расстояния, масштаба и частоты военных учений могло бы стать предметом обсуждения по военным каналам, предложенным выше. Военные специалисты могут быстро оценивать и докладывать своему командованию о добросовестности другой стороны или ее отсутствии.
4. В случае достижения какой-либо формальной или неформальной договоренности могут предприниматься первоначальные шаги в виде параллельных односторонних мер, не требующих заключения формальных соглашений между Россией и НАТО или отдельными странами-членами НАТО, которые могут оказаться политически труднодостижимым.
Кризисная ситуация означает, что достижение взаимного согласия о мерах, как больших, так и малых, между Россией и НАТО в целом потребует длительных, кропотливых переговоров.Чтобы преодолеть это препятствие, особенно в том, что касается уменьшения военных рисков, командиры должны отдавать приказы о параллельных односторонних мерах, основанных либо на неофициальных взаимных договоренностях, либо в качестве небольшой, четко поставленной задачи с тем, чтобы убедиться, что другая сторона ответит взаимностью.
5. Россия и Соединенные Штаты могли бы подтвердить, что, вне зависимости от направления развития нынешнего кризиса, будут целенаправленно развивать диалог о будущем стратегической стабильности и кибербезопасности, в соответствии с договорённостями, достигнутыми на саммите в Женеве в июне 2021 года.
Достижение прогресса в фундаментальном вопросе стратегической стабильности является принципиально важным, является самоценным и не должно зависеть от переговоров на других уровнях и треках. Мы всецело поддерживаем Совместное заявление лидеров пяти государств, обладающих ядерным оружием, о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений, опубликованное 3 января 2022 г., включая приверженность «ядерной пятерки» фундаментальному принципу, согласно которому в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана.
6. Россия и НАТО могли бы безотлагательно согласиться начать переговоры по отказу от размещения в Европе американских и российских ракет средней и меньшей дальности наземного базирования и пусковых установок (новый «нулевой вариант»).
В ходе недавних переговоров Россия, США и НАТО выразили желание добиться прогресса по вопросу о ракетах средней и меньшей дальности наземного базирования.
7. Россия и страны — члены НАТО могли бы безотлагательно согласиться начать переговоры по комплексу мер на основе имеющихся двухсторонних и многосторонних соглашений о предотвращении инцидентов на море и в воздушном пространстве над ним, а также о предотвращении опасной военной деятельности.
В ходе недавних переговоров Россия, США и НАТО выразили желание добиться прогресса в этих областях, где возможны практические шаги по снижению рисков, которые особенно важны в период обострения напряженности.
В своей совокупности эти семь предложений существенно способствовали бы не только сокращению напряжённости в отношениях между Россией и НАТО, но и снижению рисков военного конфликта между ними.
Группа экспертов Диалога Россия-НАТО, Февраль 2022 г.
Список подписантов Заявления Диалога экспертов по снижению риска между Россией и НАТО
Российские подписанты |
||
|
Имя |
Должность |
1. |
Войтоловский Федор Генрихович |
Директор ИМЭМО РАН, член-корреспондент РАН |
2. |
Гарбузов Валерий Николаевич |
Директор Института США и Канады РАН |
3. |
Громыко Алексей Анатольевич |
Директор Института Европы РАН, член- корреспондент, РАН |
4. |
Данилов Дмитрий Александрович |
Заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН |
5. |
Есин Виктор Иванович |
Генерал-полковник в отставке, Профессор- исследователь, Центр перспективных исследований национальной безопасности России, НИУ ВШЭ, бывший начальник Главного штаба РВСН |
6. |
Загорский Андрей Владимирович |
Заведующий Отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН |
7. |
Золотарев Павел Семенович |
Ведущий научный сотрудник Отдела военно- политических исследований Института США и Канады РАН, генерал-майор в отставке |
8. |
Иванов Игорь Сергеевич |
Министр иностранных дел РФ (1998-2004), бывший секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (2004-2007), президент РСМД, член- корреспондент РАН |
9. |
Исраелян Евгения Викторовна |
Ведущий научный сотрудник Отдела Канады Института Соединенных Штатов Америки и Канады Российской академии наук (ИСКРАН) |
10. |
Кортунов Андрей Вадимович |
Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) |
11. |
Криволапов Олег Олегович |
Научный сотрудник Отдела военно-политических исследований Института США и Канады РАН |
12. |
Кузнецов Валентин Сергеевич |
Вице-адмирал в отставке, старший научный сотрудник Отдела военно-политических исследований Института США и Канады РАН, бывший Главный военный представитель РФ в НАТО |
13. |
Лукин Владимир Петрович |
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, Чрезвычайный и Полномочный Посол |
14. |
Никитин Александр Иванович |
Директор Центра Евроатлантической безопасности МГИМО МИД РФ, профессор МГИМО, МГУ и ВШЭ, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, почетный президент Российской ассоциации политической науки |
15. |
Носов Михаил Григорьевич |
Член Дирекции, Институт Европы РАН |
16. |
Ознобищев Сергей Константинович |
Заведующий сектором военно-политического анализа и исследовательских проектов ИМЭМО РАН |
17. |
Палажченко Павел Русланович |
Руководитель службы международных связей, Горбачев-Фонд |
18. |
Панов Александр Николаевич |
Чрезвычайный и Полномочный Посол, Заслуженный работник дипломатической службы РФ, заведующий кафедры дипломатии |
19. |
Рогов Сергей Михайлович |
Научный руководитель Института США и Канады РАН, руководитель Секции по глобальной безопасности Научного совета при Совете Безопасности РФ, академик РАН |
20. |
Степанов Алексей Сергеевич |
Научный сотрудник Отдела военно-политических исследований Института США и Канады РАН |
21. |
Степанова Наталия Владиславовна |
Научный сотрудник Отдела военно-политических исследований Института США и Канады РАН |
22. |
Усольцев Александр Владимирович |
Начальник Международного управления Российский фонд фундаментальных исследований |
23. |
Филиппенко Александра Александровна |
Старший научный сотрудник Отдела внутриполитических исследований Института США и Канады РАН |
24. |
Шариков Павел Александрович |
Ведущий научный сотрудник Отдела военно- политических исследований Института США и Канады РАН |
25. |
Щербак Игорь Николаевич |
Ведущий научный сотрудник Отдела европейской безопасности Института Европы РАН, бывший первый заместитель Постоянного представителя РФ при ООН в Нью-Йорке, представитель РФ в Комиссии ООН по разоружению |
26. |
Юргенс Игорь Юрьевич |
Президент Всероссийского союза страховщиков, член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей, член РСМД |
Западные подписанты |
||
|
Имя |
Должность |
27. |
Шаран Берроу |
Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов |
28. |
Ричард Бёрт |
Председатель Global Zero US, главный представитель США на переговорах по сокращению стратегических наступательных вооружений с бывшим Советским Союзом, бывший посол США в Германии |
29. |
Джеймс Бинденагель |
Почётный профессор Центра передовых стратегий обеспечения безопасности и интеграционных исследований, Боннский университет |
30. |
Александр Вершбоу |
Помощник министра обороны по вопросам международной безопасности (2009–2012), заместитель генерального секретаря НАТО (2012– 2016), бывший посол США в России, Южной Корее, НАТО, заслуженный научный сотрудник Пенсильванского университета; почётный член Атлантического совета |
31. |
Нэнси Гэллагер |
Директор Центра международных исследований в области безопасности в Мэриленде (CISSM) |
32. |
Хельмут Гансер |
Бригадный генерал в отставке, советник по вопросам обороны делегации Германии в НАТО (2004–2008), Брюссель |
33. |
Джозеф Герсон |
Президент общественной организации "Кампания за мир, разоружение и общую безопасность" |
34. |
Томас Грэм |
Управляющий директор, Kissinger Associates, Inc. |
35. |
Томас Гремингер |
Директор Женевского центра политики безопасности (GCSP), бывший генеральный секретарь Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) |
36. |
Александр Греф |
Научный сотрудник, Гамбургский институт изучения проблем мира и политики безопасности |
37. |
Кристофер Дэвис |
Профессор, Оксфордский университет |
38. |
Дов Закхейм |
Заместитель председателя Института исследований внешней политики, бывший заместитель министра обороны |
39. |
Дарил Кимбел |
Исполнительный директор Ассоциации контроля над вооружениями |
40. |
Лоуренс Корб |
Капитан ВМС в отставке, старший научный сотрудник Центра американского прогресса и старший советник Центра оборонной информации, бывший заместитель министра обороны в администрации Рейгана |
41. |
Пирс Корден |
Американская ассоциация развития науки; бывший начальник отдела Агентства США по контролю над вооружениями и разоружению; научный сотрудник Центра по науке, технологиям и политике безопасности |
42. |
Рейнхард Крумм |
Руководитель регионального Управления по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена) Фонда Фридриха Эберта |
43. |
Рюдигер Людекинг |
Бывший посол, бывший заместитель Главы Комиссии Правительства ФРГ по разоружению и контролю над вооружениями |
44. |
Дуглас Лют |
Генерал-лейтенант в отставке, постоянный представителя США в НАТО (2013-2017); старший научный сотрудник, Белферский центр, Гарвардский университет |
45. |
Джек Мэтлок |
Посол США в СССР (1987-1991 гг.) |
46. |
Сэм Нанн |
Бывший сенатор США, Сопредседатель, Инициатива по уменьшению ядерной угрозы |
47. |
Ханна Нотте |
Старший научный сотрудник, Венский центр по разоружению и нераспространению |
48. |
Ольга Оликер |
Программный директор по Европе и Азии, International Crisis Group |
49. |
Януш Онышкевич |
Бывший министр обороны Польши |
50. |
Стивен Пайфер |
Бывший посол США на Украине, старший научный сотрудник-нерезидент Брукингсского Института и научный сотрудник Стэнфордского университета |
51. |
Закари Пайкин |
Научный сотрудник, Центр европейских исследований в Брюсселе |
52. |
Уильям Перри |
Бывший министр обороны США, директор Проекта превентивной защиты, Комитет по международной безопасности и контролю над вооружениями; старший научный сотрудник, Институт международных исследований имени Фримана Сполли |
53. |
Андреас Персбо |
Директор по исследованиям, Европейская сеть лидеров (ELN) |
54. |
Николай Петро |
Профессор политологии, Университет Род-Айленда |
55. |
Томас Пикеринг |
Бывший заместитель государственного секретаря, посол США в Иордании, Нигерии, Сальвадоре, Израиле, Организации Объединенных Наций, Индии и России |
56. |
Уильям Поттер |
Директор, Центр исследований проблем нераспространения им. Джеймса Мартина, профессор, Миддлберийский Институт международных исследований в Монтерее, США; иностранный член РАН |
57. |
Кевин Райан |
Бригадный генерал в отставке, сотрудник Белферского центра науки и международных отношений, член американо-российской инициативы по предотвращению ядерного терроризма, исполнительный директор по исследованиям Белферского центра (2010-2013); бывший атташе по обороне в посольстве США в России |
58. |
Линн Растен |
Вице-президент по глобальной ядерной политике, Инициатива по уменьшению ядерной угрозы |
59. |
Вольфганг Рихтер |
Полковник в отставке, старший научный сотрудник отдела исследований международной безопасности Немецкого института международных отношений и безопасности |
60. |
Синтия Робертс |
Профессор политических наук, Хантерский колледж, городской университет Нью-Йорка; старший научный сотрудник, Институт исследований войны и мира Зальцмана, Колумбийский университет |
61. |
Владимир Сенько |
Бывший Министр иностранных дел Республики Беларусь, бывший посол Белоруссии в Великобритании |
62. |
Стефано Сильвестри |
Старший научный советник Istituto Affari Internazionali (IAI), бывший заместитель государственного секретаря по обороне, бывший президент IAI (2001–2013) |
63. |
Грэм Стейси |
Старший научный сотрудник-консультант, ELN, бывший начальник штаба ОВС НАТО по трансформации |
64. |
Бруно Тертре |
Заместитель директора Фонда стратегических исследований (Foundation for Strategic Research, FRS) |
65. |
Грег Тильманн |
Член правления Ассоциации по контролю над вооружениями, член американо-российско- германского проекта «Deep Cuts Commission» |
66. |
Адам Томсон |
Директор, Европейская сеть лидеров, Постоянный представитель Великобритании в НАТО (2014–2016) |
67. |
Хосе Мария Тревиньо Руиз |
Адмирал ВМС Испании (в отставке) |
68. |
Строуб Тэлботт |
Заслуженный научный сотрудник программы внешней политики Института Брукингса, заместитель государственного секретаря (1994–2001 годы), президент Института Брукингса (2002–2017 годы) |
69. |
Харлан Ульман |
Старший советник Атлантического совета |
70. |
Марк Фино |
старший советник, руководитель Совета по распространению оружия и дипломатической торговли, Женевский Центр политики безопасности – GCSP |
71. |
Джон Хантсман |
Бывший посол США в России, бывший губернатор штата Юта |
72. |
Свен Хирдман |
Посол Швеции в России (1994–2004), государственный секретарь Министерства обороны Швеции (1979–1982) |
73. |
Рейнер Швальб |
Бригадный генерал в отставке, представитель Германии в ОВС НАТО по трансформации (2007– 2010), военный атташе в России (2011–2018) |
74. |
Джеймс Эктон |
Директор Программы по ядерной политике и старший научный сотрудник Фонда Карнеги за Международный Мир |
75. |
Рой Эллисон |
Профессор российских и евразийских международных отношений, директор Центра российских и евразийских исследований, Колледж св. Антония, Оксфордский университет |
(Голосов: 17, Рейтинг: 2.76) |
(17 голосов) |