Read in English
Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 2.76)
 (17 голосов)
Поделиться статьей

В декабре 2020 г. настоящая группа высокопоставленных российских, американских и европейских экспертов представила правительствам комплекс рекомендаций по снижению рисков между Россией и НАТО. Рекомендации касались большинства вопросов, где существует общность позиций, очерченных в нынешних переговорах между Россией, США и НАТО в ходе текущего кризиса. Если бы страны действовали согласно указанным рекомендациям, мы могли бы быть на пути, который бы не привел к кризису.

Мы вновь излагаем всем сторонам семь из наших рекомендаций, обновленных в соответствии с нынешней ситуацией. Они попросту выражают здравый смысл и представляют умеренные предложения, которые могут быть реализованы уже завтра и станут началом работы по укреплению безопасности в Европе.

1. Проводить регулярные встречи начальника Генерального штаба ВС РФ, председателя Комитета начальников штабов ВС США, ВГК ОВС НАТО в Европе и председателя Военного комитета НАТО с участием военных экспертов для решения возникающих актуальных вопросов.

Эти встречи будут посвящены не обсуждению нынешнего кризиса, а обеспечению военного примирения и повседневного снижения риска в период повышенной напряженности и военного развертывания. Они будут проводиться полностью отдельно от серии подготовленных тематических заседаний Совета Россия-НАТО, предложенных его председателем.

2. Кроме того, надо возобновить контакты между Россией и государствами — членами НАТО на уровне военных представителей в Военном комитете НАТО и воссоздать российскую военную миссию связи при штабе ВГК ОВС НАТО в Европе.

Эти шаги будут осуществляться параллельно с созданием предложенной Россией гражданской линии прямой связи и предложенными НАТО повторным открытием российской миссии при НАТО и отделений связи НАТО в Москве. Они восстановят коммуникацию, что для безопасности и разумного сдерживания должно происходить не только в спокойные времена, но и в кризисы.

3. Россия и НАТО могли бы согласиться проводить крупные военные учения, как правило, на существенной с военной точки зрения дистанции от общих границ при учёте специфики тех или иных зон соприкосновения. Они должны рассмотреть, как сократить регулярность и уменьшить масштабы военной деятельности по количеству привлекаемых войск и географическому охвату, в частности, ограничить учения вблизи границ. В целом надо проводить учения ответственно, а не провокационно.

Обе стороны должны стремиться к ответственному в военном отношении, не провоцируемому поведению. Определение разумного расстояния, масштаба и частоты военных учений могло бы стать предметом обсуждения по военным каналам, предложенным выше. Военные специалисты могут быстро оценивать и докладывать своему командованию о добросовестности другой стороны или ее отсутствии.

4. В случае достижения какой-либо формальной или неформальной договоренности могут предприниматься первоначальные шаги в виде параллельных односторонних мер, не требующих заключения формальных соглашений между Россией и НАТО или отдельными странами-членами НАТО, которые могут оказаться политически труднодостижимым.

Кризисная ситуация означает, что достижение взаимного согласия о мерах, как больших, так и малых, между Россией и НАТО в целом потребует длительных, кропотливых переговоров.Чтобы преодолеть это препятствие, особенно в том, что касается уменьшения военных рисков, командиры должны отдавать приказы о параллельных односторонних мерах, основанных либо на неофициальных взаимных договоренностях, либо в качестве небольшой, четко поставленной задачи с тем, чтобы убедиться, что другая сторона ответит взаимностью.

5. Россия и Соединенные Штаты могли бы подтвердить, что, вне зависимости от направления развития нынешнего кризиса, будут целенаправленно развивать диалог о будущем стратегической стабильности и кибербезопасности, в соответствии с договорённостями, достигнутыми на саммите в Женеве в июне 2021 года.

Достижение прогресса в фундаментальном вопросе стратегической стабильности является принципиально важным, является самоценным и не должно зависеть от переговоров на других уровнях и треках. Мы всецело поддерживаем Совместное заявление лидеров пяти государств, обладающих ядерным оружием, о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений, опубликованное 3 января 2022 г., включая приверженность «ядерной пятерки» фундаментальному принципу, согласно которому в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана.

6. Россия и НАТО могли бы безотлагательно согласиться начать переговоры по отказу от размещения в Европе американских и российских ракет средней и меньшей дальности наземного базирования и пусковых установок (новый «нулевой вариант»).

В ходе недавних переговоров Россия, США и НАТО выразили желание добиться прогресса по вопросу о ракетах средней и меньшей дальности наземного базирования.

7. Россия и страны — члены НАТО могли бы безотлагательно согласиться начать переговоры по комплексу мер на основе имеющихся двухсторонних и многосторонних соглашений о предотвращении инцидентов на море и в воздушном пространстве над ним, а также о предотвращении опасной военной деятельности.

В ходе недавних переговоров Россия, США и НАТО выразили желание добиться прогресса в этих областях, где возможны практические шаги по снижению рисков, которые особенно важны в период обострения напряженности.

В своей совокупности эти семь предложений существенно способствовали бы не только сокращению напряжённости в отношениях между Россией и НАТО, но и снижению рисков военного конфликта между ними.

Группа экспертов Диалога Россия-НАТО, Февраль 2022 г.

В декабре 2020 г. настоящая группа высокопоставленных российских, американских и европейских экспертов представила правительствам комплекс рекомендаций по снижению рисков между Россией и НАТО. Рекомендации касались большинства вопросов, где существует общность позиций, очерченных в нынешних переговорах между Россией, США и НАТО в ходе текущего кризиса. Если бы страны действовали согласно указанным рекомендациям, мы могли бы быть на пути, который бы не привел к кризису.

Мы вновь излагаем всем сторонам семь из наших рекомендаций, обновленных в соответствии с нынешней ситуацией. Они попросту выражают здравый смысл и представляют умеренные предложения, которые могут быть реализованы уже завтра и станут началом работы по укреплению безопасности в Европе.

1. Проводить регулярные встречи начальника Генерального штаба ВС РФ, председателя Комитета начальников штабов ВС США, ВГК ОВС НАТО в Европе и председателя Военного комитета НАТО с участием военных экспертов для решения возникающих актуальных вопросов.

Эти встречи будут посвящены не обсуждению нынешнего кризиса, а обеспечению военного примирения и повседневного снижения риска в период повышенной напряженности и военного развертывания. Они будут проводиться полностью отдельно от серии подготовленных тематических заседаний Совета Россия-НАТО, предложенных его председателем.

2. Кроме того, надо возобновить контакты между Россией и государствами — членами НАТО на уровне военных представителей в Военном комитете НАТО и воссоздать российскую военную миссию связи при штабе ВГК ОВС НАТО в Европе.

Эти шаги будут осуществляться параллельно с созданием предложенной Россией гражданской линии прямой связи и предложенными НАТО повторным открытием российской миссии при НАТО и отделений связи НАТО в Москве. Они восстановят коммуникацию, что для безопасности и разумного сдерживания должно происходить не только в спокойные времена, но и в кризисы.

3. Россия и НАТО могли бы согласиться проводить крупные военные учения, как правило, на существенной с военной точки зрения дистанции от общих границ при учёте специфики тех или иных зон соприкосновения. Они должны рассмотреть, как сократить регулярность и уменьшить масштабы военной деятельности по количеству привлекаемых войск и географическому охвату, в частности, ограничить учения вблизи границ. В целом надо проводить учения ответственно, а не провокационно.

Обе стороны должны стремиться к ответственному в военном отношении, не провоцируемому поведению. Определение разумного расстояния, масштаба и частоты военных учений могло бы стать предметом обсуждения по военным каналам, предложенным выше. Военные специалисты могут быстро оценивать и докладывать своему командованию о добросовестности другой стороны или ее отсутствии.

4. В случае достижения какой-либо формальной или неформальной договоренности могут предприниматься первоначальные шаги в виде параллельных односторонних мер, не требующих заключения формальных соглашений между Россией и НАТО или отдельными странами-членами НАТО, которые могут оказаться политически труднодостижимым.

Кризисная ситуация означает, что достижение взаимного согласия о мерах, как больших, так и малых, между Россией и НАТО в целом потребует длительных, кропотливых переговоров.Чтобы преодолеть это препятствие, особенно в том, что касается уменьшения военных рисков, командиры должны отдавать приказы о параллельных односторонних мерах, основанных либо на неофициальных взаимных договоренностях, либо в качестве небольшой, четко поставленной задачи с тем, чтобы убедиться, что другая сторона ответит взаимностью.

5. Россия и Соединенные Штаты могли бы подтвердить, что, вне зависимости от направления развития нынешнего кризиса, будут целенаправленно развивать диалог о будущем стратегической стабильности и кибербезопасности, в соответствии с договорённостями, достигнутыми на саммите в Женеве в июне 2021 года.

Достижение прогресса в фундаментальном вопросе стратегической стабильности является принципиально важным, является самоценным и не должно зависеть от переговоров на других уровнях и треках. Мы всецело поддерживаем Совместное заявление лидеров пяти государств, обладающих ядерным оружием, о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений, опубликованное 3 января 2022 г., включая приверженность «ядерной пятерки» фундаментальному принципу, согласно которому в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана.

6. Россия и НАТО могли бы безотлагательно согласиться начать переговоры по отказу от размещения в Европе американских и российских ракет средней и меньшей дальности наземного базирования и пусковых установок (новый «нулевой вариант»).

В ходе недавних переговоров Россия, США и НАТО выразили желание добиться прогресса по вопросу о ракетах средней и меньшей дальности наземного базирования.

7. Россия и страны — члены НАТО могли бы безотлагательно согласиться начать переговоры по комплексу мер на основе имеющихся двухсторонних и многосторонних соглашений о предотвращении инцидентов на море и в воздушном пространстве над ним, а также о предотвращении опасной военной деятельности.

В ходе недавних переговоров Россия, США и НАТО выразили желание добиться прогресса в этих областях, где возможны практические шаги по снижению рисков, которые особенно важны в период обострения напряженности.

В своей совокупности эти семь предложений существенно способствовали бы не только сокращению напряжённости в отношениях между Россией и НАТО, но и снижению рисков военного конфликта между ними.

Группа экспертов Диалога Россия-НАТО, Февраль 2022 г.


Список подписантов Заявления Диалога экспертов по снижению риска между Россией и НАТО

Российские подписанты


Имя

Должность

1.

Войтоловский Федор Генрихович

Директор ИМЭМО РАН, член-корреспондент РАН

2.

Гарбузов Валерий Николаевич

Директор Института США и Канады РАН

3.

Громыко Алексей Анатольевич

Директор Института Европы РАН, член- корреспондент, РАН

4.

Данилов Дмитрий Александрович

Заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН

5.

Есин Виктор Иванович

Генерал-полковник в отставке, Профессор- исследователь, Центр перспективных исследований национальной безопасности России, НИУ ВШЭ, бывший начальник Главного штаба РВСН

6.

Загорский Андрей Владимирович

Заведующий Отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН

7.

Золотарев Павел Семенович

Ведущий научный сотрудник Отдела военно- политических исследований Института США и Канады РАН, генерал-майор в отставке

8.

Иванов Игорь Сергеевич

Министр иностранных дел РФ (1998-2004), бывший секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (2004-2007), президент РСМД, член- корреспондент РАН

9.

Исраелян Евгения Викторовна

Ведущий научный сотрудник Отдела Канады Института Соединенных Штатов Америки и Канады Российской академии наук (ИСКРАН)

10.

Кортунов Андрей Вадимович

Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД)

11.

Криволапов Олег Олегович

Научный сотрудник Отдела военно-политических исследований Института США и Канады РАН

12.

Кузнецов Валентин Сергеевич

Вице-адмирал в отставке, старший научный сотрудник Отдела военно-политических исследований Института США и Канады РАН, бывший Главный военный представитель РФ в НАТО

13.

Лукин Владимир Петрович

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, Чрезвычайный и Полномочный Посол

14.

Никитин Александр Иванович

Директор Центра Евроатлантической безопасности МГИМО МИД РФ, профессор МГИМО, МГУ и ВШЭ, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, почетный президент Российской ассоциации политической науки

15.

Носов Михаил Григорьевич

Член Дирекции, Институт Европы РАН

16.

Ознобищев Сергей Константинович

Заведующий сектором военно-политического анализа и исследовательских проектов ИМЭМО РАН

17.

Палажченко Павел Русланович

Руководитель службы международных связей, Горбачев-Фонд

18.

Панов Александр Николаевич

Чрезвычайный и Полномочный Посол, Заслуженный работник дипломатической службы РФ, заведующий кафедры дипломатии

19.

Рогов Сергей Михайлович

Научный руководитель Института США и Канады РАН, руководитель Секции по глобальной безопасности Научного совета при Совете Безопасности РФ, академик РАН

20.

Степанов Алексей Сергеевич

Научный сотрудник Отдела военно-политических исследований Института США и Канады РАН

21.

Степанова Наталия Владиславовна

Научный сотрудник Отдела военно-политических исследований Института США и Канады РАН

22.

Усольцев Александр Владимирович

Начальник Международного управления Российский фонд фундаментальных исследований

23.

Филиппенко Александра Александровна

Старший научный сотрудник Отдела внутриполитических исследований Института США и Канады РАН

24.

Шариков Павел Александрович

Ведущий научный сотрудник Отдела военно- политических исследований Института США и Канады РАН

25.

Щербак Игорь Николаевич

Ведущий научный сотрудник Отдела европейской безопасности Института Европы РАН, бывший первый заместитель Постоянного представителя РФ при ООН в Нью-Йорке, представитель РФ в Комиссии ООН по разоружению

26.

Юргенс Игорь Юрьевич

Президент Всероссийского союза страховщиков, член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей, член РСМД

Западные подписанты


Имя

Должность

27.

Шаран Берроу

Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов

28.

Ричард Бёрт

Председатель Global Zero US, главный представитель США на переговорах по сокращению стратегических наступательных вооружений с бывшим Советским Союзом, бывший посол США в Германии

29.

Джеймс Бинденагель

Почётный профессор Центра передовых стратегий обеспечения безопасности и интеграционных исследований, Боннский университет

30.

Александр Вершбоу

Помощник министра обороны по вопросам международной безопасности (2009–2012), заместитель генерального секретаря НАТО (2012– 2016), бывший посол США в России, Южной Корее, НАТО, заслуженный научный сотрудник Пенсильванского университета; почётный член Атлантического совета

31.

Нэнси Гэллагер

Директор Центра международных исследований в области безопасности в Мэриленде (CISSM)

32.

Хельмут Гансер

Бригадный генерал в отставке, советник по вопросам обороны делегации Германии в НАТО (2004–2008), Брюссель

33.

Джозеф Герсон

Президент общественной организации "Кампания за мир, разоружение и общую безопасность"

34.

Томас Грэм

Управляющий директор, Kissinger Associates, Inc.

35.

Томас Гремингер

Директор Женевского центра политики безопасности (GCSP), бывший генеральный секретарь Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

36.

Александр Греф

Научный сотрудник, Гамбургский институт изучения проблем мира и политики безопасности

37.

Кристофер Дэвис

Профессор, Оксфордский университет

38.

Дов Закхейм

Заместитель председателя Института исследований внешней политики, бывший заместитель министра обороны

39.

Дарил Кимбел

Исполнительный директор Ассоциации контроля над вооружениями

40.

Лоуренс Корб

Капитан ВМС в отставке, старший научный сотрудник Центра американского прогресса и старший советник Центра оборонной информации, бывший заместитель министра обороны в администрации Рейгана

41.

Пирс Корден

Американская ассоциация развития науки; бывший начальник отдела Агентства США по контролю над вооружениями и разоружению; научный сотрудник Центра по науке, технологиям и политике безопасности

42.

Рейнхард Крумм

Руководитель регионального Управления по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена) Фонда Фридриха Эберта

43.

Рюдигер Людекинг

Бывший посол, бывший заместитель Главы Комиссии Правительства ФРГ по разоружению и контролю над вооружениями

44.

Дуглас Лют

Генерал-лейтенант в отставке, постоянный представителя США в НАТО (2013-2017); старший научный сотрудник, Белферский центр, Гарвардский университет

45.

Джек Мэтлок

Посол США в СССР (1987-1991 гг.)

46.

Сэм Нанн

Бывший сенатор США, Сопредседатель, Инициатива по уменьшению ядерной угрозы

47.

Ханна Нотте

Старший научный сотрудник, Венский центр по разоружению и нераспространению

48.

Ольга Оликер

Программный директор по Европе и Азии, International Crisis Group

49.

Януш Онышкевич

Бывший министр обороны Польши

50.

Стивен Пайфер

Бывший посол США на Украине, старший научный сотрудник-нерезидент Брукингсского Института и научный сотрудник Стэнфордского университета

51.

Закари Пайкин

Научный сотрудник, Центр европейских исследований в Брюсселе

52.

Уильям Перри

Бывший министр обороны США, директор Проекта превентивной защиты, Комитет по международной безопасности и контролю над вооружениями; старший научный сотрудник, Институт международных исследований имени Фримана Сполли

53.

Андреас Персбо

Директор по исследованиям, Европейская сеть лидеров (ELN)

54.

Николай Петро

Профессор политологии, Университет Род-Айленда

55.

Томас Пикеринг

Бывший заместитель государственного секретаря, посол США в Иордании, Нигерии, Сальвадоре, Израиле, Организации Объединенных Наций, Индии и России

56.

Уильям Поттер

Директор, Центр исследований проблем нераспространения им. Джеймса Мартина, профессор, Миддлберийский Институт международных исследований в Монтерее, США; иностранный член РАН

57.

Кевин Райан

Бригадный генерал в отставке, сотрудник Белферского центра науки и международных отношений, член американо-российской инициативы по предотвращению ядерного терроризма, исполнительный директор по исследованиям Белферского центра (2010-2013); бывший атташе по обороне в посольстве США в России

58.

Линн Растен

Вице-президент по глобальной ядерной политике, Инициатива по уменьшению ядерной угрозы

59.

Вольфганг Рихтер

Полковник в отставке, старший научный сотрудник отдела исследований международной безопасности Немецкого института международных отношений и безопасности

60.

Синтия Робертс

Профессор политических наук, Хантерский колледж, городской университет Нью-Йорка; старший научный сотрудник, Институт исследований войны и мира Зальцмана, Колумбийский университет

61.

Владимир Сенько

Бывший Министр иностранных дел Республики Беларусь, бывший посол Белоруссии в Великобритании

62.

Стефано Сильвестри

Старший научный советник Istituto Affari Internazionali (IAI), бывший заместитель государственного секретаря по обороне, бывший президент IAI (2001–2013)

63.

Грэм Стейси

Старший научный сотрудник-консультант, ELN, бывший начальник штаба ОВС НАТО по трансформации

64.

Бруно Тертре

Заместитель директора Фонда стратегических исследований (Foundation for Strategic Research, FRS)

65.

Грег Тильманн

Член правления Ассоциации по контролю над вооружениями, член американо-российско- германского проекта «Deep Cuts Commission»

66.

Адам Томсон

Директор, Европейская сеть лидеров, Постоянный представитель Великобритании в НАТО (2014–2016)

67.

Хосе Мария Тревиньо Руиз

Адмирал ВМС Испании (в отставке)

68.

Строуб Тэлботт

Заслуженный научный сотрудник программы внешней политики Института Брукингса, заместитель государственного секретаря (1994–2001 годы), президент Института Брукингса (2002–2017 годы)

69.

Харлан Ульман

Старший советник Атлантического совета

70.

Марк Фино

старший советник, руководитель Совета по распространению оружия и дипломатической торговли, Женевский Центр политики безопасности – GCSP

71.

Джон Хантсман

Бывший посол США в России, бывший губернатор штата Юта

72.

Свен Хирдман

Посол Швеции в России (1994–2004), государственный секретарь Министерства обороны Швеции (1979–1982)

73.

Рейнер Швальб

Бригадный генерал в отставке, представитель Германии в ОВС НАТО по трансформации (2007– 2010), военный атташе в России (2011–2018)

74.

Джеймс Эктон

Директор Программы по ядерной политике и старший научный сотрудник Фонда Карнеги за Международный Мир

75.

Рой Эллисон

Профессор российских и евразийских международных отношений, директор Центра российских и евразийских исследований, Колледж св. Антония, Оксфордский университет

Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 2.76)
 (17 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся