Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Тэвдой-Бурмули

К.полит.н., каф. европейской интеграции МГИМО (У) МИД России

Главный результат турецко-германской встречи в Анкаре заключается отнюдь не в очередных договоренностях и взаимных обещаниях сторон в контексте миграционного кризиса. Главным результатом стала демонстрация солидарности ЕС и Турции в вопросе российской операции в Сирии, а также создание институционально-правовых предпосылок для активизации деятельности НАТО в Эгейском море.

Состоявшийся 8 февраля 2016 г. визит канцлера ФРГ А. Меркель в Анкару имеет два измерения. С одной стороны, он стал логичным продолжением линии, которую избрал Европейский союз в контексте преодоления миграционного кризиса 2015 г. Само обострение ситуации с мигрантами летом 2015 г. стало следствием действий Анкары, фактически открывшей сирийским беженцам возможность бесконтрольного выезда на территорию ЕС. Тем самым Турция подчеркнула свою роль значимого для Европейского союза регионального игрока и кандидата на вступление в ЕС. Сигнал был услышан, и в ноябре 2015 г. ЕС не только согласовал выплату Турции 3 млрд евро на обустройство беженцев, но обещал рассмотреть вопрос о предоставлении Турции безвизового режима в ближайшие пару лет.

С тех пор ситуация изменилась к худшему. Остается открытой брешь в шенгенской границе на греческом направлении. После некоторого спада вновь усилился миграционный нажим на Европу вследствие активизации боевых действий в Сирии осенью 2015 г.

Новой вводной в ситуацию стала российская операция в регионе, которая не только стимулировала в начале 2016 г. дальнейший приток сирийских беженцев на территорию Турции и в Европу, но и крайне обострила российско-турецкие отношения. В этой новой реальности вполне весомых доказательств поддержки со стороны ЕС, которые Анкара получила от Брюсселя в ноябре 2015 г., оказалось явно недостаточно. В начале февраля 2016 г. Турция закрыла доступ беженцев на турецкую территорию в ряде пунктов на сирийско-турецкой границе, привлекая внимание ЕС к гуманитарным аспектам ситуации и неявно вынуждая беженцев выбирать не турецкий, а европейский маршрут спасения.

Новой вводной в ситуацию стала российская операция в регионе, которая не только стимулировала в начале 2016 г. дальнейший приток сирийских беженцев на территорию Турции и в Европу, но и крайне обострила российско-турецкие отношения.

Накануне и в ходе саммита турецкий премьер-министр и его заместители неоднократно заявляли о невозможности справиться с новой волной миграции в одиночку без участия ЕС.

Краткосрочная цель поездки А. Меркель и заключалась в том, чтобы добиться от Анкары открытия границы для 35 тыс. сирийских беженцев, покидающих прифронтовые районы. В качестве ответного шага европейской стороны было обещано ускорить выделение Турции ранее согласованных 3 млрд помощи.

EPA / Bernd Wuestneck / Vostock Photo
Дмитрий Данилов:
Россия — НАТО. Турция не помогла

При этом следует заметить, что на встрече в Анкаре тема беженцев из Сирии впервые столь активно стала увязываться с российской операцией в регионе — причем в самом негативном для Москвы свете. Увязывание А. Меркель усиленного исхода мирного населения из Сирии с действиями российских ВКС может восприниматься как жест неизбежной вежливости в адрес принимающей турецкой стороны. Но, скорее, это надо расценивать как осознанный шаг Брюсселя в рамках постепенно обостряющихся отношений с Москвой не только по сирийскому вопросу, но и в целом. Хотя Европа изначально играла роль доброго следователя в кризисном треугольнике Россия-ЕС-США по украинскому досье, партия умеренных в ЕС слабела по мере того, как заходил в тупик Минский процесс. В итоге ЕС устами А. Меркель заявил о массовых нарушениях российскими ВКС — или при их прямой поддержке — международного гуманитарного права в Сирии. Это создает новый контекст, который российской стороне отныне придется учитывать как в ходе сирийской операции, так и в рамках российско-европейских отношений. Видимо, первым плодом этого контекста стало заявление А. Меркель 15 февраля 2016 г. о необходимости создании над Сирией бесполетной зоны. Идея бесполетной зоны над Сирией активно обсуждалась противниками сохранения режима Б. Асада до появления в регионе российских вооруженных сил, фактически сорвавших реализацию этого сценария. Теперь же очевидно, что реинкарнация этой идеи напрямую бьет по российской операции в регионе — и то, что с этим предложением выступил именно лидер ФРГ, должно заставить Москву серьезно обдумать перспективы своей политики.

Увязывание А. Меркель усиленного исхода мирного населения из Сирии с действиями российских ВКС может восприниматься как жест неизбежной вежливости в адрес принимающей турецкой стороны.

Тут стоит обратить внимание на еще один аспект визита А. Меркель в Анкару.

Принципиально новым элементом сотрудничества между европейскими странами и Турцией по миграционной проблематике может стать заявленная Берлином и Анкарой готовность привлечь в целях регулирования миграционного кризиса силы НАТО.

С одной стороны, это можно считать логичным развитием сформированной в 2014-2015 гг. стратегии ЕС, предполагавшей развертывание в Средиземноморье объединенной эскадры европейских ВМС для перекрытия морского транзита нелегальных мигрантов в Европу.

С другой стороны, НАТО как организация до сих пор не фигурировала в числе акторов мероприятий ЕС по парированию миграционного потока. Привлечение НАТО к регулированию миграционного кризиса означает признание Брюсселем неспособности справиться с возникшей ситуацией в рамках исключительно коммунитарных механизмов. Более важным представляется то обстоятельство, что активизация деятельности НАТО в рамках планируемой операции в Восточном Средиземноморье совпадает по времени с эскалацией напряженности вокруг Сирии. Уместно тут обратить внимание и на решение НАТО об усилении присутствия ВМС НАТО в Черном море, о чем было заявлено 10 февраля 2016 г. Генеральным секретарем Альянса.

Главным результатом стала демонстрация солидарности ЕС и Турции в вопросе российской операции в Сирии, а также создание институционально-правовых предпосылок для активизации деятельности НАТО в Эгейском море.

Таким образом, главный результат турецко-германской встречи заключается отнюдь не в очередных договоренностях и взаимных обещаниях сторон в контексте миграционного кризиса. Главным результатом стала демонстрация солидарности ЕС и Турции в вопросе российской операции в Сирии, а также создание институционально-правовых предпосылок для активизации деятельности НАТО в Эгейском море.

Недалекое будущее должно показать, какой из двух сюжетов встречи в Анкаре — миграционный кризис или военный конфликт в Сирии — получит более предметное воплощение в политике Евросоюза. Пока представляется, что стоящая перед Брюсселем задача парирования миграционного вызова из региона Ближнего Востока волею обстоятельств все больше определяется общим нарастанием международной напряженности и превращением на наших глазах ряда отдельных региональных кризисов  в кризис глобальный.

(Нет голосов)
 (0 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся