В Черноморском регионе сохраняется военно-политическая напряженность. После начала Специальной военной операции (СВО) России на Украине Организация Североатлантического договора усилила политику военно-политического сдерживания России в регионе Черного моря, в которую вовлечены в том числе Болгария и Румыния как страны — члены НАТО. Тем не менее военные бюджеты черноморских государств, входящих в состав НАТО (Румынии, Болгарии, Турции), а также военный бюджет Грузии как партнера НАТО не претерпели кардинальных изменений за предыдущие два года.
Планирование военных бюджетов Румынии и Болгарии, вошедших в состав НАТО в 2004 г., и Грузии как партнера НАТО направлено на постепенное сближение с военными стандартами НАТО. В 2017 г. Румыния и Болгария поставили цель достичь размера затрат на оборону в 2% ВВП. В 2021 г. эту же цель поставила Грузия в среднесрочном оборонном планировании на период до 2025 г. Достижение этого стандарта должно способствовать решению задач модернизации вооруженных сил Болгарии, Румынии, Грузии. Как показывают расчеты и оценки национальных правительств и НАТО, приведенные ниже, в период с 2020–2023 гг. оборонные расходы Турции, Румынии, Болгарии и Грузии составляли долю ниже 2% ВВП за исключением расходов на оборону Румынии в 2020 и 2023 гг. При этом оборонные затраты всех четырех черноморских стран в 2023 г. несколько увеличились в стоимостном выражении в сравнении с 2022 г., тогда как их доля по отношению к реальному ВВП увеличилась в 2023 г. у Болгарии и Румынии на 0,22% и 0,72% соответственно по сравнению с 2022 г. Доля же оборонных затрат Турции в 2023 г. в структуре реального ВВП страны снизилась в сравнении с 2022 г. на 0,05%. В стоимостном выражении среди четырех прибрежных черноморских государств в 2023 г. наибольший рост расходов на оборону продемонстрировали Турция и Румыния. Увеличение оборонных затрат в Румынии в 2023 г. было связано с приобретением военного оборудования и повышением расходов на оборонную инфраструктуру, Турция же увеличивала расходы на оборонную инфраструктуру с 2021 г.
Исходя из оборонного
планирования Румынии, Болгарии, Грузии и Турции следует ожидать дальнейшего
наращивания их военных бюджетов, которое будет направлено на укрепление их
оборонного потенциала. Для решения задач обновления вооружения и модернизации
вооруженных сил Румынии, Болгарии и Грузии с большой долей вероятности
потребуется дальнейшее увеличение оборонных затрат на более чем 2% ВВП.
В Черноморском регионе сохраняется военно-политическая напряженность. После начала Специальной военной операции (СВО) России на Украине Организация Североатлантического договора усилила политику военно-политического сдерживания России в регионе Черного моря, в которую вовлечены в том числе Болгария и Румыния как страны — члены НАТО. Тем не менее военные бюджеты черноморских государств, входящих в состав НАТО (Румынии, Болгарии, Турции), а также военный бюджет Грузии как партнера НАТО не претерпели кардинальных изменений за предыдущие два года.
Планирование военных бюджетов Румынии и Болгарии, вошедших в состав НАТО в 2004 г., и Грузии как партнера НАТО направлено на постепенное сближение с военными стандартами НАТО. В 2017 г. Румыния и Болгария поставили цель достичь размера затрат на оборону в 2% ВВП. В 2021 г. эту же цель поставила Грузия в среднесрочном оборонном планировании на период до 2025 г. Достижение этого стандарта должно способствовать решению задач модернизации вооруженных сил Болгарии, Румынии, Грузии. Как показывают расчеты и оценки национальных правительств и НАТО, приведенные ниже, в период с 2020–2023 гг. оборонные расходы Турции, Румынии, Болгарии и Грузии составляли долю ниже 2% ВВП за исключением расходов на оборону Румынии в 2020 и 2023 гг. При этом оборонные затраты всех четырех черноморских стран в 2023 г. несколько увеличились в стоимостном выражении в сравнении с 2022 г., тогда как их доля по отношению к реальному ВВП увеличилась в 2023 г. у Болгарии и Румынии на 0,22% и 0,72% соответственно по сравнению с 2022 г. Доля же оборонных затрат Турции в 2023 г. в структуре реального ВВП страны снизилась в сравнении с 2022 г. на 0,05%. В стоимостном выражении среди четырех прибрежных черноморских государств в 2023 г. наибольший рост расходов на оборону продемонстрировали Турция и Румыния. Увеличение оборонных затрат в Румынии в 2023 г. было связано с приобретением военного оборудования и повышением расходов на оборонную инфраструктуру, Турция же увеличивала расходы на оборонную инфраструктуру с 2021 г.
Военные бюджеты Болгарии
До глубокого дипломатического кризиса между Россией, США, ЕС и НАТО в конце 2021 г. и последовавшего за ним начала СВО России на Украине оборонное планирование Болгарии уже было рассчитано с учетом рисков безопасности (возникающих ввиду конфликта вокруг правового статуса Крыма и Севастополя, Донецкой и Луганской народных республик) и реагирования на них в контексте союзнических обязательств Болгарии в НАТО и ЕС, а также с учетом намерения Болгарии развивать стратегической диалог и партнерство с США. В 2017 г. Совет министров Болгарии утвердил Национальный план по повышению расходов на оборону до 2% от ВВП страны до 2024 г., руководствуясь соответствующей декларацией саммита НАТО в Уэльсе 4–5 сентября 2014 г., в соответствии с которой страны — члены НАТО договорились об увеличении своих расходов на оборону до 2% ВВП в течение предстоящих 10 лет. 11 февраля 2021 г. Народное собрание Болгарии приняло Программу по развитию оборонного потенциала Вооруженных сил Республики Болгария 2032, в соответствие с которой страна запланирована поддерживать расходы на оборону на уровне не ниже 2% ВВП и после 2024 г. — вплоть до 2032 г. (периода, на который была разработана программа). Болгария не достигала таких результатов в 2018–2022 гг. за исключением 2019 г. В соответствие с Отчетом Министерства обороны Болгарии о состоянии обороны и вооруженных сил Республики Болгария за 2022 г. в период с 2018 по 2022 гг. расходы на оборону Болгарии варьировались в диапазоне от 1,44% до 1,62% ВВП за исключением 2019 г., когда этот показатель достиг 3,13% в связи с закупкой страной нового боевого самолета (F16). По сравнению с 2021 г. расходы на оборону Болгарии в 2022 г. выросли на 0,1 п.п. и составили 1,62% ВВП Болгарии (2 672 млн левов по сравнению 2 108,5 млн левов в 2021 г.). Ускоренная инфляция в Болгарии в 2022 г. привела к значительному удорожанию текущих издержек на вооруженные силы и приобретенной оборонной продукции, как отмечается в отчете.
По предварительным подсчетам НАТО, в 2023 г. Болгария увеличила расходы на оборону до 1,84% реального ВВП (в стоимостном выражении в 2023 г. также наблюдалось в сравнении с 2021–2022 гг. увеличение расходов на оборону Болгарии до 3,413 млн левов). Следует учесть, что НАТО включает в расходы на оборону стран — членов Альянса траты их правительств на нужды национальных вооружённых сил, нужды вооружённых сил союзников, входящих в Альянс, и на нужды НАТО. При этом расходы Болгарии на военное оборудование в 2023 г. составили 35,1% оборонных расходов с учетом того, что НАТО в расходы на военное оборудование включает расходы на основные виды оборудования и научные исследования, а также опытно-конструкторские разработки. По предварительным данным, в 2023 г. основные траты Болгарии составили расходы на персонал (52,6%), текущие расходы в сфере обороны — 10,9%, расходы на военную инфраструктуру — 1,4%.
Согласно стандарту НАТО, структура расходов на оборону стран — членов Альянса должна быть следующей: расходы на персонал в размере 60% от всех расходов на оборону, текущие затраты — 20% и капитальные затраты — 20%. Болгария не достигла, но приближается к этому стандарту. В 2021 и 2022 гг. доля расходов на персонал составила, соответственно, 64,7% и 57,2%, доля текущих расходов — 16,7% и 16,3%, доля капитальных расходов — 18,7% и 26,5%. При этом в Отчете Министерства обороны Болгарии за 2022 г. отмечается, что увеличение расходов на оборону за период с 2018 по 2022 гг. пока недостаточно для решения вопросов перевооружения и модернизации, а также проблемы нехватки военных кадров. Поэтому уровень расходов на оборону в размере 2% от ВВП Болгария рассматривает не как конечную цель, а как отправную точку для развития.
Военные бюджеты Румынии
Румыния в Национальной стратегии обороны на 2020–2024 гг. также поставила цель продолжить трансформацию и модернизацию собственных вооруженных сил. Для этого в течение как минимум 10 лет, как было установлено в 2017 г., планировалось выделять ежегодно как минимум 2% ВВП на нужды обороны страны. По данным НАТО, в период с 2020 по 2023 гг. Румыния достигла этого показателя в 2020 и 2023 г. (расчеты НАТО за 2022 и 2023 гг. — предварительные). В 2020 г. расходы Румынии на оборону составили 2,01% реального ВВП страны, в 2023 г. — 2,44%. В 2021 и 2022 г. же этот показатель приближался к 2% реального ВВП и составлял, соответственно, 1,86% и 1,72% ВВП страны. В стоимостном выражении оборонные затраты Румынии за 202–2023 гг. последовательно повышались за исключением 2022 г. и составляли, соответственно, по данным НАТО, 5,056 млн долл., 5,298 млн долл., 5,195 млн долл. и 8,481 млн долл. Что касается структуры оборонных расходов Румынии, в 2023 г. по предварительным данным, Румыния сократила траты на персонал, которые составили 41% от всех оборонных расходов, несмотря на существенное увеличение количества военнослужащих в 2023 г. (этот показатель НАТО за 2022 и 2023 гг. также оценочный) в сравнении с предшествующим периодом с 2014 по 2022 гг. В 2023 г. количество военнослужащих Румынии составляло 81,3 тыс., тогда как за 2022 и 2021 гг. — 65,1 и 68,6 тыс. человек соответственно. Траты на военный персонал в 2022 и 2021 гг. составляли, соответственно, 57,8% и 55,05% оборонных расходов страны.
В 2023 г. Румыния, по предварительным данным НАТО, увеличила траты на военное оборудование, которые составили 35,2% расходов на оборону и достигли наивысших показателей за период с 2014-2023 гг. В конце ноября 2023 г. страна получила первые три боевых самолета F-16, приобретенные у Норвегии. К слову, в 2017 и 2018 гг. траты Румынии на военное оборудование приближались к оценке за 2023 г. и составляли, соответственно, 33,34% и 34,47% оборонных расходов, тогда как в 2021 и 2022 гг. этот показатель достиг, соответственно, 21,57% и 25,52%. В сравнении с 2022 г., по предварительным данным НАТО, в 2023 г. Румыния увеличила расходы на оборонную инфраструктуру, доля которых в структуре оборонных расходов составила 7,8%, что приближает эти траты к уровню 2021 г. (7,06%), тогда как в 2022 г. этот показатель достигал 4,19%. Доля оперативных оборонных затрат Румынии, по оценке НАТО за 2023 г., стала наиболее высокой за весь период с 2014 по 2023 гг. и составила 16% (в 2021 и 2022 г. этот показатель составлял, соответственно, 13,57% и 15,24%).
Военные бюджеты Турции
По данным НАТО, расходы Турецкой Республики на оборону в период с 2014 по 2023 гг. не достигали показателя 2% ВВП. В период с 2020 по 2023 гг. (данные за 2022 и 2023 гг. — предварительные) доля оборонных затрат в структуре реального ВВП Турции последовательно уменьшалась и составляла, соответственно, 1,86%, 1,61%, 1,36% и 1,31% реального ВВП. Однако в стоимостном выражении, напротив, в этот же период наблюдалось последовательное увеличение оборонных затрат Турции с 116,482 млн турецких лир в 2021 г. до 203,603 млн турецких лир в 2022 г. и 339,901 млн турецких лир в 2023 г., что свидетельствует о последовательном росте реального ВВП Турции в 2020–2023 гг.
В 2023 г. по оценкам НАТО основную долю расходов Турции составили траты на военный персонал (50,23%), которые в сравнении с 2022 и 2021 гг. увеличились, соответственно, на 1,78% и 2,35%. При этом в 2023 г. в стране выросло число военнослужащих (461,5 тыс. человек), тогда как в 2021 и 2022 гг. этот показатель достигал, соответственно, 439,1 тыс. чел. и 446,9 тыс. чел. По сравнению с 2022 и 2021 гг. Турция в 2023 г. несколько уменьшила, по предварительным оценкам НАТО, траты на военное оборудование, которые составили 25,41% оборонных расходов (доля затрат на военное оборудование составляла в 2022 и 2021 гг., соответственно, 28,44% и 29,31%). В 2023 г. также увеличилась доля текущих оборонных затрат страны, которая последовательно повышалась в период с 2021 по 2023 гг. и составила в 2023 г. 17,37%. Расходы Турции на оборонную инфраструктуру за период с 2014 по 2023 гг. продемонстрировали рост, начиная с 2021 г. Их доля в структуре оборонных расходов в 2021, 2022 и 2023 гг. составила, соответственно, 7,49%, 6,91% и 6,99%.
Военные бюджеты Грузии
Грузия как партнер НАТО в среднесрочном оборонном планировании на 2021–2025 гг. — как и Румыния и Болгария — поставила своей целью обеспечивать траты на оборону в размере 2% ВВП. По данным Министерства финансов Грузии, страна в период с 2018 по 2023 гг. постепенно увеличивала оборонные затраты в стоимостном выражении. В 2021, 2022 гг. они составляли, соответственно, 1 025,4 млн грузинских лари и 1 173,1 млн лари, а в утвержденном бюджетом Грузии на оборону на 2023 г. фигурировал показатель в 1283,1 млн лари. При этом, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), с 2020 по 2022 г. доля оборонных расходов Грузии в структуре ВВП снижалась каждый год на 0,2% и составляла 1,8% ВВП в 2020 г., 1,6% — в 2021 г. и 1,4% — в 2022 г. В этот же период Грузия не закупала вооружения (в 2020 и 2021 гг.), импорт же составил 2 млн долл. в 2022 г. Таким образом, Грузия с 2020 по 2022 гг. не достигла поставленной Министерством обороны страны цели обеспечить 20% оборонного бюджета на затраты на оборудование на период с 2019 по 2025 гг. По утвержденному бюджету на 2023 г. основную статью расходов Министерства обороны Грузии составила оплата труда служащих (612 401,8 тыс. лари), второе место заняли расходы на товары и услуги (333 411,4 тыс. лари).
***
Исходя из оборонного планирования Румынии, Болгарии, Грузии и Турции следует ожидать дальнейшего наращивания их военных бюджетов, которое будет направлено на укрепление их оборонного потенциала. Для решения задач обновления вооружения и модернизации вооруженных сил Румынии, Болгарии и Грузии с большой долей вероятности потребуется дальнейшее увеличение оборонных затрат на более чем 2% ВВП.