Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Вита Спивак

Эксперт РСМД

Телефонный разговор президента США Дональда Трампа и председателя КНР Си Цзиньпина ждали долго и с напряжением по обе стороны Тихого океана. Американский лидер, еще недавно собиравшийся использовать статус Тайваня как инструмент давления на КНР, уважил просьбу Си и официально поддержал политику «одного Китая». Правда, осадок неопределенности в отношениях двух супердержав XXI века не исчез.

Телефонный разговор президента США Дональда Трампа и председателя КНР Си Цзиньпина ждали долго и с напряжением по обе стороны Тихого океана. Американский лидер, еще недавно собиравшийся использовать статус Тайваня как инструмент давления на КНР, уважил просьбу Си и официально поддержал политику «одного Китая». Правда, осадок неопределенности в отношениях двух супердержав XXI века не исчез.

Китайские предупреждения Дональда Трампа

Телефонный разговор президента Трампа и председателя Си привлек столько внимания из-за общей атмосферы напряженности вокруг будущего отношений США и КНР при новой администрации в Вашингтоне. Обстановка накалялась в последние месяцы во многом из-за агрессивной риторики Трампа в отношении Китая.

Как и многие кандидаты в президенты США, Д. Трамп во время своей избирательной кампании довольно жестко отзывался о Китае, обвиняя Пекин в нечестной торговле и агрессивном поведении в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Впрочем, выпады Трампа против Пекина, дополняемые намерениями выйти из договора о Транс-Тихоокеанском партнерстве и построить стену на границе с Мексикой, смотрелись скорее как еще один элемент бурной предвыборной риторики фриковатого кандидата.

REUTERS/Carlos Barria
Иван Курилла:
Дональд Трамп держит слово

Однако после избрания и инаугурации новый американский лидер оказался пугающе последовательным в воплощении предвыборных лозунгов. Одним из первых указов президента Д. Трампа стал выход США из договора о ТТП, заключение которого считалось одним из главных успехов администрации Барака Обамы в Азии. Далее, Вашингтон сделал первые шаги в процессе строительства стены на границе с Мексикой. В результате президент Мексики отменил запланированный на конец января визит в Вашингтон. Несмотря на это, Д, Трамп и по сей день настаивает на том, что Мехико должен заплатить за строительство стены на своей границе.

В таком контексте телефонный разговор избранного президента США и лидера Тайваня в начале декабря 2016 г. стал восприниматься уже не как «ошибка» неискушенного в международной дипломатии Трампа, а как реальная угроза для отношений двух крупнейших экономик мира. В Белом доме уже почти 40 лет не было официальных контактов с Тайбэем. Вдобавок через неделю после общения с Цай Инвэнь президент Д. Трамп заявил, что не понимает необходимости придерживаться политики «одного Китая».

Политика «одного Китая» и «принцип одного Китая» — две фундаментальные ступени развития взаимоотношений США и КНР в 70–90е гг. прошлого века. Оба этих дипломатических понятия в общем подразумевают, что для Вашингтона на международной арене официально существует один единственный Китай в лице КНР, в число провинций которого входит и Тайвань. Эта политика десятилетиями являлась непреложной основой для отношений США и Китая. Усомнившись в необходимости следовать этому курсу, новый президент США, судя по всему, попытался создать «рычаги давления» на Пекин по целому ряду вопросов, касающихся, например, торговой политики и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Атмосфера враждебности Вашингтона по отношению к Пекину продолжила накаляться благодаря фигурам, жестко критикующих КНР, — Госсекретаря США Рекса Тиллерсона и руководителя Национального совета по торговле Питера Наварро. Глава Госдепа в ходе слушаний в Конгрессе предлагал запретить Китаю доступ к своим искусственным островам в Южно-Китайском море и сравнивал действия Пекина в акватории с «российской аннексией Крыма». Питер Наварро, имеющий докторскую степень по экономике в Гарварде, уже многие годы известен своей враждебностью в отношении Китая. Профессор Наварро написал несколько книг с жесткой критикой внешнеэкономической политики Пекина, которые согласуются с предвыборными высказываниями самого Д. Трампа по поводу возможной торговой войны с КНР.

В Пекине к этой серии дипломатических выпадов новой вашингтонской администрации отнеслись без лишних эмоций. Китайский МИД последовательно заявлял о непреложности политики «одного Китая» и невозмутимо демонстрировал отказ от любых попыток сделать это предметом для переговоров. В отношении же высказываний Рекса Тиллерсона по поводу Южно-Китайского моря министр иностранных дел КНР Ван И аккуратно рекомендовал американским коллегам освежить свои познания в истории Второй мировой войны.

Единственным интересным для СМИ выпадом Пекина за все то время, что Си Цзиньпин отказывался выходить на связь с Белым домом, ожидая официального признания политики «одного Китая», стала пропажа американского подводного беспилотника в водах Южно-Китайского моря в середине декабря. Оказалось, что дрон попал к китайским ВМС, которые расценивают воды Южно-Китайского моря как собственную акваторию вопреки международному праву и протестам ряда стран Юго-Восточной Азии, а также США. «Смелые» действия китайских военных повлекли ряд жестких высказываний и твитов американского президента. Беспилотник, впрочем, вернули Пентагону уже спустя 5 дней после инцидента.

Плоды телефонной дипломатии Белого Дома

Итогом почти трехмесячного перерыва в общении лидеров США и Китая и нарастающей напряженности в отношениях двух стран стал телефонный разговор Трампа и Си. Главным обнародованным результатом беседы стало согласие Д. Трампа придерживаться политики «одного Китая». В ведущих американских СМИ замелькали благосклонные комментарии, поддерживающие долгожданный «мудрый подход» Белого дома в отношении Пекина. С другой стороны, в некоторых газетах действия Трампа расценили как слабину и капитуляцию перед Китаем. При этом, комментируя свое решение поддержать политику «одного Китая», президент Трамп как бы оговорился, что сделал это «по просьбе» своего китайского визави.

Поддержка политики «одного Китая» — большой шаг вперед для неясно сформулированного курса американской администрации в отношении КНР и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Тем не менее, новому американскому президенту потребовалось практически три месяца для того, чтобы осознать, что политика «одного Китая» — не предмет для торга с Пекином.

Сейчас точно неизвестно, что именно обсуждали Си Цзиньпин и Д. Трамп во время телефонной беседы. А тем для разговора у лидеров двух ведущих стран мира может быть много: проблемы северокорейской ядерной программы и механизмов разрешения морских территориальных споров в АТР, вопросы отношений Вашингтона с союзниками в Азии, работа над регулированием взаимной торговли и инвестиций. Эти проблемы ставят во главу угла, например, ведущие американские китаисты в опубликованном недавно докладе Asia Society с рекомендациями по азиатской повестке для новой администрации Белого Дома.

Оба лидера позитивно отзывались о результатах беседы и перспективах сотрудничества США и КНР, однако оценить реальные итоги их общения довольно трудно. Многое в отношениях двух крупнейших экономик мира сейчас зависит от того, будет ли Д. Трамп придерживаться агрессивных предвыборных заявлений относительно Китая или откажется от них в пользу собственного «разворота в Азию».

Если пытаться сравнивать и выявлять закономерности в курсе Вашингтона в Азии, то можно обратиться к только что завершившемуся саммиту президента США с премьер-министром Японии, главным союзником США в АТР. Во время предвыборной кампании Д. Трамп говорил о несправедливости военных обязательств Вашингтона по отношению к Токио. Однако уже во время встречи с Синдзо Абэ в Вашингтоне 45-й президент Соединенных Штатов решил не бросаться во все тяжкие и придерживаться традиционно взвешенного курса. По крайней мере, пока.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся