Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 5)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Волгин

Аналитик Центра стратегических исследований в области энергетики и цифровой экономики МИЭП МГИМО МИД России

Игбал Гулиев

Д.э.н., заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии (МИЭП) МГИМО МИД России

США, осознав стратегическое значение Арктики, стремятся догнать Россию и опередить Китай в развитии ледокольного флота. В настоящее время американский флот состоит всего из двух устаревших ледоколов, что ограничивает возможности страны в регионе. В 2025 г. администрация Дональда Трампа объявила о планах заказа 48 новых ледоколов, подчеркивая важность Арктики для ресурсов и транспортных маршрутов. Цель — создать мощный ледокольный флот для усиления своего присутствия в Арктике, противодействия России и Китаю.

При реализации этих планов США столкнулись с проблемами: задержки в программе Polar Security Cutter, рост затрат и недостаток опыта в строительстве ледоколов. В поисках решений администрация Трампа обратилась к союзникам — Канаде и Финляндии, заключив с ними соглашение ICE Pact. Финляндия, обладающая опытом строительства ледоколов для России, может стать ключевым партнером. Однако напряженность в отношениях с Канадой из-за торговых споров осложняет сотрудничество.

США не просто заинтересовались Арктикой и решили ограничиться несколькими громкими заявлениями на этот счет, а намерены всерьез добиться преимущества на Крайнем Севере. Республиканская администрация выводит Арктический регион в область приоритетных направлений своей внешнеполитической деятельности. Не желая уступать в регионе другим державам, Соединенные Штаты поставили своей главной целью нивелировать российское преимущество в Арктике, добытое кропотливым трудом и четко выверенной стратегий по развитию отечественной судостроительной промышленности, и не позволить Китаю — стране, не имеющей, по мнению США, статуса приарктического государства — заполучить доступ к недрам северных ледников.

Но для будущего покорения Арктики и достижения всех намеченных Трампом амбициозных целей США не хватает современных ледокольных судов, а имеющиеся два ледокола достаточно сильно устарели и нуждаются в модернизации. США необходим мощный ледокольный флот, способный действовать в северном регионе, и для построения подобной флотилии у администрации Трампа есть несколько различных опций, включая в том числе и консолидацию усилий с традиционными союзниками США в Арктике. Какой путь выберет новое американское руководство в Белом доме, покажет время, которого у президента Трампа не так уж и много.

Сегодня ключевое значение Арктического региона очевидно для каждого из мировых игроков. И если Россия обратила свой взор в сторону Заполярья еще в XIX в. и стала активно заниматься его освоением в советское время, США осознали стратегическую ценность Арктики совсем недавно. Однако ввиду объективных причин Соединенные Штаты не смогут в одиночку добиться значимых успехов в данной области в кратчайшие сроки. Все дело в ледокольном флоте США, а точнее — в его нынешнем плачевном состоянии и давно назревшей необходимости его обновления.

Зачем Трампу обновленный ледокольный флот?

29 марта 2025 г. состоялся визит президента Финляндии Александра Стубба в США, в ходе которого финский лидер провел переговоры с Дональдом Трампом за игрой в гольф в Палм-Бич во Флориде. На повестке стояли различные вопросы, в том числе урегулирование американо-европейских отношений и конфликт на Украине. Однако ключевой темой, представляющей интерес для обеих сторон, стало сотрудничество в области строительства арктических ледоколов, и финский президент, очевидно, приехал к американскому коллеге с готовыми предложениями.

Зачем же американскому президенту большой, современный и многопрофильный ледокольный флот? Реализация масштабных проектов в Арктическом регионе напрямую связано с девизом 47-го президента «Сделать Америку снова великой». Обилие ресурсов, скрывающихся в арктических льдах, — нефть, газ, никель, кобальт, цинк, свинец и др. — поражает своим разнообразием, и США в будущем не желают остаться в стороне от процесса освоения этих залежей. Более того, арктические инфраструктурные проекты также вызывают у США определенную заинтересованность, особенно на фоне растущего во всем мире скептицизма в отношении традиционных транспортных маршрутов через искусственно созданные морские каналы, которые могут полностью утратить свою пропускную способность из-за различных аварий в их узком фарватере. Наглядным примером служит инцидент с контейнеровозом Ever Given в 2021 г., который привел к блокировке Суэцкого канала практически на неделю. Не стоит также забывать и про соревновательный аспект, так как Арктика уже становится местом столкновения интересов таких сверхдержав, как Россия, Китай и США. И если Россия значительно продвинулась в области реализации своих арктических планов, а Китай стабильно расширяет свое присутствие в регионе, не являясь при этом членом «арктического клуба», США еще только начали осознавать прямую корреляцию успехов в Арктике с позициями на мировой арене.

Что не так с ледокольным флотом США?

Администрация Дональда Трампа пришла к справедливому выводу, что первостепенным для американского присутствия в Арктике является наличие своего собственного современного и крупного ледокольного флота, однако на данный момент американская арктическая флотилия переживает не лучшие времена. Всего на вооружении Береговой охраны США (далее — БОХР) — а именно это структурное подразделение американских вооруженных сил выступает единственным оператором ледокольного флота в США — имеется один тяжелый ледокол USCGC Polar Star и один средний USCGC Healy, введенные в эксплуатацию в 1976 и 2000 гг. соответственно. Годы дают о себе знать, и оба судна сильно изношены, что, в свою очередь, сказывается на работоспособности и влечет к повышенной аварийности. На одном только Healy за последние два года произошло два инцидента с пожарной безопасностью, и, что примечательно, оба раза корабль был выведен из строя на долгое время. Состояние же единственного американского тяжелого ледокола Polar Star также далеко от идеального, а донором деталей для его силовых агрегатов долгое время оставался только его односерийник Polar Sea.

В составе БОХР также имеется одно многопрофильное судно USCGC Mackinaw, выполняющее роль ледокола исключительно в акватории Великих озер и не приспособленное для работы в арктических условиях. Кроме того, БОХР США оперирует девятью ледокольными буксирами класса Bay, которые, однако, не могут ломать лед толщиной более чем 300 мм и, следовательно, пригодны лишь для очистки от льда портовых акваторий и небольших бухт.

Никита Липунов:
НАТО в гостях у Санты

Соединенные Штаты нуждаются во флоте, способном не только обеспечивать проведение научных экспедиций и навигацию в труднодоступных арктических водах и регионе Великих озер, но и иметь возможность противостоять потенциальным нарушителям в американской исключительной экономической зоне в Арктике. С этой целью в период первой администрации Трампа в 2019 г. был запущен проект по модернизации американского ледокольного флота и введению в строй новых судов собственной постройки. Программа получила название «Полярный сторожевой корабль» (Polar Security Cutter) и подразумевала производство трех ледоколов класса PC2, обладающих функционалом как исключительно гражданского судна для выполнения навигационных задач, так и некоторого подобия боевого фрегата, оснащенного артиллерийскими установками и зенитными ракетами.

Однако буквально с самого старта проект PSC преследовали неудачи. Постоянные отсрочки закладки кораблей и проблемы с финансированием проекта привели к тому, что Министерство внутренней безопасности США одобрило строительство первого большого ледокола из программы PSC лишь в декабре 2024 г. И это несмотря на то, что по изначальному графику в 2024 г. первый корабль уже должен был быть введен в состав БОХР, а второй и третий — в 2025 и 2026 гг. соответственно. Но в современных условиях компания Bollinger сможет достроить первый ледокол, заготовка металла для которого началась лишь в 2024 г., не раньше 2029 г. Более того, итоговая смета в размере 5,1 млрд долл. разительно отличается от изначальной суммы, выделенной на проект.

Причинами подобного положения дел выступают сразу несколько обстоятельств. Во-первых, недостаточное внимание к данной отрасли судостроения со стороны как демократических, так и республиканских администраций в последние десятилетия привело к тотальному застою и коррупции. Несмотря на то, что фактически первый корабль из серии PSC еще только подлежит закладке на верфи, в период с 2019 по 2024 гг. Конгресс выделил на данный пилотный проект более 1,7 млрд долл., и размер убытков и количество государственных средств, не дошедших до реализации, еще предстоит установить специальной комиссии. Во-вторых, американские судостроительные верфи не получали заказы на подобный класс судов начиная с 2000 г., когда последний американский средний ледокол вошел в состав БОХР. В результате недостаток опытного персонала и технологий, позволяющих в кратчайшие сроки строить качественный ледокольный флот, сказывается на общем разладе в системе американского арктического кораблестроения. Общая сложность проекта и регулярные модернизационные дополнения, вносимые в проект PSC, не всегда соответствовали уровню технической специализации американских инженеров-кораблестроителей, не сталкивавшихся с чем-то подобным ранее. Кроме того, определенную роль в переносе общих сроков сдачи кораблей сыграла пандемия коронавируса и другие международные события, определенным образом повлиявшие на состояние американской экономики и заставившие несколько скорректировать приоритеты американской внешней политики в начале 2020-х гг.

Арктическая стратегия новоизбранного президента США

Победа Дональда Трампа на выборах 2024 г. и его последующий приход к власти ознаменовал «разворот» американской внешней политики в сторону Арктики. Уже в первые дни пребывания в Белом доме президент Трамп заявил, что в дополнение к двум уже имеющимся ледоколам будет выдан заказ на еще 48 арктических судов, прямо указав на главную цель затеваемого в США кораблестроительного «бума» — догнать Россию, у которой, по его словам, порядка 40 ледоколов. Но администрация 47-го президента США также заинтересована и еще в одном стратегическом преимуществе в Арктике. По их мнению, главный торговый и экономический противник США в Тихоокеанском регионе и общепланетарном масштабе, Китай, не должен получить доступа к Арктике и реализовать свои амбиции в этом полярном регионе. В белой книге «Политика Китая в Арктике», ставшей доктринальным документом, отображающим намеченные руководством КНР контуры в отношении своего будущего вовлечения в арктические проекты, Пекин четко обозначил свою заинтересованность в альтернативных торговых маршрутах, пролегающих через воды Северного Ледовитого океана.

КНР, активно развивающая свою судостроительную отрасль как в гражданском, так и в военном измерениях, имеет в своем распоряжении два тяжелых ледокола серии Xue Long, один из которых был спущен на воду в 2019 г. Китай не только закладывает новые тяжелые ледоколы с дизель-электрической силовой установкой, но и начал проектирование первого в истории китайского флота атомного ледокола. И если в 2019 г. госсекретарь М. Помпео называл претензии Китая на приарктический статус смехотворными, а США смотрели на попытки Китая закрепиться в Арктике сквозь пальцы, сегодня ситуация изменилась кардинально, и члены республиканской администрации так же, как и сам президент Трамп, понимают риски потенциального проигрыша «арктической гонки» Китаю и России.

Заявления Дональда Трампа о масштабной модернизации ледокольного флота США, безусловно, потребуют и не менее масштабных финансовых вложений, однако главной проблемой остается готовность американской промышленности и науки обеспечить собственное производство такого количества современных ледоколов. Пример многострадальной программы PSC достаточно наглядно отображает готовность американской судостроительной промышленности выполнять план по своевременному обеспечению БОХР США достаточным количеством подобных специализированных судов. Очевидно, что для выполнения своих амбициозных планов республиканской администрации придется искать иные пути пополнения американского ледокольного флота в кратчайшие сроки.

Реализуем ли план Трампа?

Но где же США смогут взять столько ледоколов, если не на своих собственных верфях? Дело в том, что еще во времена демократической администрации Джо Байдена американцы стали осознавать, что в будущей «битве за Арктику» им нужны союзники. Не исключено, что еще демократы задумывались над будущим ледокольного флота США и, проанализировав перспективы американских возможностей в данной области, стали действовать в рамках союзов. С этой целью в июле 2024 г. США, Канада и Финляндия заключили трехсторонний Договор по сотрудничеству в области строительства ледоколов (Icebreaker Collaboration Effort), сокращенно — «Ледовый пакт» (ICE Pact). В его основе лежат договоренности между тремя арктическими государствами о взаимодействии и сотрудничестве, направленном на увеличение промышленных мощностей в сфере арктического судостроения, и совместном противодействии российским и китайским устремлениям в Арктике.

Канада и Финляндия оперируют вторым и третьим по численности (после России) ледокольным флотом и обладают достаточно обширной научной базой и опытным судостроительным персоналом для постройки современных ледоколов на своих верфях. Более того, Финляндия традиционно выступала в роли главного партнера сначала СССР, а затем и Российской Федерации в ледокольной сфере. До недавнего времени на финских судостроительных верфях проектировались, закладывались и строились различные классы ледоколов для российского арктического флота. Два российских атомохода проекта 10580 «Вайгач» и «Таймыр» были построены на финской верфи Holström Histalahti, и уже на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге на них были установлены ядерные силовые установки. Однако после начала специальной военной операции на Украине, последующих недружественных шагов со стороны Финляндии и ее вступления в блок НАТО сотрудничество между двумя странами практически сошло на нет. Тем не менее в 2023 г. финские судостроительные верфи Arctech Helsinki Shipyard, простоявшие без заказов практически целый год, вновь получили шанс на возобновление работ. Российские акции, доля которых составляла 100%, были выкуплены канадской компанией Chantier Davie Canada Inc, специализирующейся на судостроительном бизнесе.

Ситуация с канадским и финским участием в будущей программе по строительству американского ледокольного флота остается не совсем прозрачной. С одной стороны, «Ледовый пакт», заключенный еще при Джо Байдене, представляется отличным инструментарием для президента Трампа. Обязательства, взятые на себя финской и канадской сторонами, открывают перед США возможности по использованию финских судостроительных верфей, находящихся в собственности канадцев, для постройки на них ледоколов для своего обновленного арктического флота. Американские инвестиции позволят ускорить процесс постройки ледоколов в Финляндии и обеспечат значительный приток финансовых средств в финскую экономику. Именно финские судостроители, отточившие свои навыки на постройке российских ледоколов, способны обеспечить БОХР США качественными и современными ледоколами в желаемый Трампом срок.

Перспективным для американской промышленности стало бы и участие канадских и финских судостроительных компаний в постройке специализированных арктических судов на территории самих США. Программа PSC остается единственным проектом США в области арктического судостроения, а компания Bollinger Shipyards выступает в роли фактического монополиста в данной сфере. Представляется, что зарубежные компании, обладающие опытом как с технической, так и с управленческой точки зрения, создали бы для компании Bollinger необходимую атмосферу конкурентной борьбы и тем самым смогли бы простимулировать деятельность компании по улучшению качества будущих «чисто американских ледоколов» и сдаче всех судов в необходимый срок.

Тем не менее недавние заявления Дональда Трампа в адрес канадских властей и введение таможенных пошлин в отношении северного соседа определенным образом подпортили отношения между двумя странами. Выступая на пресс-конференции по итогам встречи с госсекретарем НАТО Марком Рютте, Дональд Трамп указал на интерес, который проявила Канада, к новому американскому ледокольному флоту, заявив, что они «должны заплатить за это». Трамп продолжает делать публичные выпады в сторону Канады в том числе и в вопросах арктического сотрудничества, и причин этому может быть несколько. Возможно, 47-й президент США обладает своим собственным планом по быстрой и качественной модернизации американского ледокольного флота, о котором он на данный момент предпочитает молчать. Не исключено, что в поисках будущего «помощника» в постройке арктических судов республиканская администрация решила сделать ставку на Финляндию и ее судостроительные мощности, о чем может свидетельствовать недавняя встреча финского и американского президентов и темы, которые обсуждались между ними за игрой в гольф. Однако вполне вероятно, что президент Трамп еще не до конца смог углубиться в данную тематику, отдавая предпочтения более насущным вопросам американской внешней политики, а среди его советников на данный момент не нашлось человека, способного указать президенту на важность и исключительность американо-канадско-финского партнерства в рамках «Ледяного пакта», заключенного еще при администрации Джо Байдена.

***

Таким образом, невозможно отрицать, что США не просто заинтересовались Арктикой и решили ограничиться несколькими громкими заявлениями на этот счет, а намерены всерьез добиться собственного преимущества на Крайнем Севере. Республиканская администрация выводит Арктический регион в область приоритетных направлений своей внешнеполитической деятельности. Не желая уступать в регионе другим державам, Соединенные Штаты поставили своей главной целью нивелировать российское преимущество в Арктике, добытое кропотливым трудом и четко выверенной стратегий по развитию отечественной судостроительной промышленности, и не позволить Китаю — государству, не имеющему, по мнению США, статуса приарктического государства — заполучить доступ к недрам северных ледников. Но для будущего покорения Арктики и достижения всех намеченных Трампом амбициозных целей США не хватает современных ледокольных судов, а имеющиеся в составе БОХР два ледокола достаточно сильно устарели и нуждаются в модернизации. США необходим мощный ледокольный флот, способный действовать в северном регионе, и для построения подобной флотилии у администрации Трампа есть несколько различных опций, включая в том числе и консолидацию усилий с традиционными союзниками США в Арктике. Какой путь выберет новое американское руководство в Белом доме, покажет время, которого у президента Трампа не так уж и много.


(Голосов: 13, Рейтинг: 5)
 (13 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся