Небольшая страна в Восточной Африке с населением 876 000 человек, скудными природными ресурсами и практически полным отсутствием значимых политических событий, Джибути редко привлекала внимание СМИ. Тем не менее 26 ноября 2015 г., когда Китайская Народная Республика (КНР) заявила о намерении создать свою первую военную базу за рубежом именно в Джибути, страна внезапно оказалась в самом центре международных политических событий.
Небольшая страна в Восточной Африке с населением 876 000 человек, скудными природными ресурсами и практически полным отсутствием значимых политических событий, Джибути редко привлекала внимание СМИ. Тем не менее 26 ноября 2015 г., когда Китайская Народная Республика (КНР) заявила о намерении создать свою первую военную базу за рубежом именно в Джибути, страна внезапно оказалась в самом центре международных политических событий.
Переговоры между Китаем и Джибути велись с февраля 2014 г. после подписания сторонами соглашения, позволяющего китайскому военно-морскому флоту использовать порт Джибути. Однако только в мае 2015 г. поползли слухи о том, что КНР намеревается создать в стране базу ВМС. Пока официальные лица Китая умело избегают употребления термина «военная база», называя будущее подразделение «объектом». Так, Китай настаивает на том, что строящийся аванпост будет «логистическим объектом», предназначенным для заправки и снабжения кораблей китайских ВМС, и позволит Китаю участвовать в миротворческих и гуманитарных операция ООН, а также сопровождать суда вокруг Африканского Рога и в наводненной пиратами акватории Аденского залива. Кроме того, сообщается, что новый аванпост рассчитан приблизительно на 10 000 китайских военных, что фактически делает его не чем другим, как военной базой.
В действительности она будет не единственным зарубежным аванпостом в Джибути, численность иностранного контингента в которой неизменно растет: в стране уже размещены 4000 американских военнослужащих в Кэмп-Лемоньер — единственной на континенте военной базе США, которую Африканское командование вооруженных сил США (АФРИКОМ) использует с 2001 г. для нанесения воздушных ударов по формированиям «Аль-Шабааб» в Сомали и «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП) в Йемене. Франция и Япония также разместили свои аванпосты в Джибути, которые насчитывают 1350 и 600 военнослужащих соответственно. Аренда баз обходится Франции и Японии в 30 млн долларов в год, США — в 63 млн долларов, а Китай, как сообщается, предложил 100 млн долларов Джибути, которая, по-видимому, нашла неплохой источник дохода.
Хотя Джибути и не имеет других преимуществ, она занимает важное стратегическое положение вблизи наиболее оживленных судоходных путей: государство омывается водами Баб-эль-Мандебского пролива, соединяющего Красное море с Аденским заливом и ведущего к Средиземному морю и Индийскому океану. Помимо пункта дозаправки и обслуживания грузовых судов, порт Джибути служит в качестве важнейшего торгово-логистического центра, в особенности для соседней Эфиопии, не имеющей выхода к морю, которая использует его инфраструктуру для осуществления большинства своих экспортных операций. Являясь преимущественно мусульманским государством, в течение последних 15 лет Джибути продемонстрировала удивительную стабильность благодаря авторитарному руководству ее сильного лидера — президента Исмаила Омара Гелле, а также умеренной исламской ветви суннитского толка. Несмотря на общую границу с Сомали, царящий в соседнем государстве хаос не затронул Джибути, которая представляет собой удобный плацдарм для проведения антитеррористических операций в регионе.
Строительство в Джибути военной базы — для Китая логический шаг, отражающий поступательное развитие его экономической и военной стратегии. И хотя Китай гордо заявлял об отказе от создания собственных военных подразделений за пределами национальных границ, подчеркивая свою антиимпериалистическую политику, быстрый рост экономики и развитие экономических интересов страны требуют пересмотра устоявшихся принципов.
По мере расширения внутреннего рынка растут и потребности Китая в минеральных и энергоресурсах, которые страна планирует удовлетворить за счет импорта из Африки. Для упрощения этой задачи Китай внес значительные инвестиции в инфраструктуру Африканского континента — в Анголе, Экваториальной Гвинее, Республике Конго и Южном Судане, — объем которых составляет более 17 % от китайского импорта сырой нефти. Столкнувшись с необходимостью защиты собственных экономических интересов и граждан (на сегодняшний день в Африке проживает свыше миллиона китайцев), а также для обеспечения стабильности своих африканских партнеров, КНР постепенно наращивает присутствие в африканских странах. Во-первых, страна увеличила численность своего контингента в миротворческих миссиях ООН с 52 человек в 2000 г. до 3040 человек в 2015 г., а также заключила ряд соглашений — как, например, с Джибути. Последнее, по-видимому, играет для Китая крайне важную роль, учитывая тот факт, что Аденский залив — главный морской путь для импорта нефти из стран Ближнего Востока и Восточной Африки в Поднебесную.
Создание базы в Джибути можно также рассматривать как один из результатов изменения китайский военной стратегии и растущих амбиций Китая по уравновешиванию своей военной и экономической мощи. Так, председатель КНР Си Цзиньпин недавно завил о намерении создать к 2020 г. структуру объединенного оперативного командования в рамках масштабного реформирования вооруженных сил страны, нацеленную на повышение их способности проводить операции за рубежом. Тем самым Китай, по-видимому, нарушает былые принципы — наращивает свое международное военное присутствие и все больше уподобляется Соединенным Штатам, разжигая пламя потенциального соперничества между двумя странами не только на Африканском континенте, но и во всем мире.
Раскрытие КНР своих планов по созданию аванпоста в Джибути говорят о расширении ее присутствия в Африке и повышении безопасности в регионе. Китай, как и международное сообщество, все более пристально анализирует проблемы континента, а также собственные интересы в регионе с точки зрения безопасности, которые по мере усиления его финансового и военного участия могут привести к значительным изменениям в африканском ландшафте безопасности.
В свою очередь, Джибути, будучи небольшой страной со скудными природными ресурсами, существующей на доходы от деятельности своего порта, продолжает великолепно балансировать между Западом и Китаем, которые сегодня вынуждены конкурировать за лояльность и доверие этого африканского государства. С такими покровителями, как Вашингтон и Пекин, трижды переизбранный президент Гелле имеет более солидные перспективы, чем когда-либо ранее, несмотря на проводимую им спорную внутреннюю политику и насущные проблемы с беженцами из Йемена и Сомали.