Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 5)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Иван Зуенко

Старший научный сотрудник Центра евроазиатских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России

4–13 марта 2023 г. в Пекине прошли «две сессии»: заседания китайского парламента (Всекитайское собрание народных представителей) и особого совещательного органа для представителей всех политических сил и социальных групп страны (Всекитайский комитет Народно-политического консультативного совета Китая). Раз в пять лет, когда впервые собираются ВСНП и ВК НПКСК новых созывов, они принимают важнейшие кадровые решения, которые завершают смену пятилетних циклов в китайском политическом процессе.

«Две сессии» 2023 г. ознаменовали новый этап современной истории Китая, связанного с правлением Си Цзиньпина. На этот раз Си управляет полностью лояльным административным аппаратом, в котором на ключевых постах расставлены его креатуры. При этом характер кадровых перестановок и заявлений первых лиц государства не позволяет говорить о том, что последуют какие-либо значимые изменения по сравнению с тем, что было в последние пять лет. С одной стороны, вероятно, подлинная «настройка» Госсовета под новое руководство еще впереди, и кадровые/структурные изменения еще будут. С другой стороны, возможно, руководство КНР стремится не допустить излишней стрессовой «встряски» для административного аппарата, полагая, что и текущих проблем (влияние пандемии коронавируса, давление США, неопределенная международная обстановка) достаточно.

Еще одна важная составляющая «двух сессий», открывающих пятилетний цикл, — это принятие проекта реструктуризации административного аппарата, призванного привести его в соответствие с требованиями времени. Была объявлена административная реформа и на этот раз, однако ее масштаб оказался куда меньше ожидаемого.

На партийном уровне будет создана новая структура, отвечающая за научно-техническое развитие, — Комитет по науке и технологиям, а в Госсовете будут расширены функции уже существующего Министерства науки и технологий — именно оно возьмет на себя задачи по внедрению инноваций в экономику. Также будет создана отдельная новая структура, отвечающая за развитие цифровизации и регулирование «больших данных», находящаяся в подчинении Госкомитета по делам развития и реформ.

Отдельное — и достаточно пристальное — внимание уделено финансовому блоку. Будет упразднена Комиссия по регулированию банковской и финансовой деятельности, а вместо нее создано Главное государственное управление финансового регулирования, находящееся в прямом подчинении Госсовета (то есть его руководитель не будет подотчетен ВСНП и не будет входить в Госсовет). Одновременно планируется провести реформы местных отделений Народного банка и всей региональной системы финансового мониторинга и регулирования — все это можно оценивать как явную попытку хоть как-то приблизиться к решению проблемы местных долгов.

Еще меньше изменений в законодательстве. Только сессии ВСНП имеют право вносить поправки в конституцию страны, поэтому назревшие вопросы в плане расхождения буквы закона и идеологии следовало решить именно сейчас. В этот раз таких эпохальных изменений сделано не было, хотя ожидания были вполне конкретные.

Дело в том, что на недавнем съезде КПК были сделаны поправки в партийный Устав, закрепившие, что «партия решительно пресекает сепаратистские силы, выступающие за так называемую независимость Тайваня». Конституция в действующей редакции, между тем, ничего про борьбу с сепаратистами не говорит, ограничиваясь мягкой формулировкой: «Тайвань является частью священной территории Китайской Народной Республики. Завершение великого дела воссоединения Родины — священный долг всего китайского народа, в том числе и наших соотечественников на Тайване».

В последний день работы сессия ВСНП также приняла поправки в Закон КНР о законодательной деятельности, однако, что именно скрывается под этой размытой формулировкой, специалистам еще только предстоит разобраться.

Таким образом, Китай не отказывается полностью от экономического наследия периода реформ (открытость зарубежным инвестициям, развитие частного капитала, использование рыночных механизмов), но пытается скорректировать свою политику, сделав упор на достижении технологического паритета с США, социальных аспектах и исправлении побочных эффектов «китайского экономического чуда» предыдущих десятилетий. Значимых сигналов того, что Пекин ужесточает позицию по «тайваньскому вопросу» или противостоянию с Вашингтоном, на «двух сессиях» не получено.

4–13 марта 2023 г. в Пекине прошли «две сессии»: заседания китайского парламента (Всекитайское собрание народных представителей) и особого совещательного органа для представителей всех политических сил и социальных групп страны (Всекитайский комитет Народно-политического консультативного совета Китая).

Шаблонная фраза «две сессии — ключевое событие в политической жизни Китая» в этом году действительно соответствует действительности. Раз в пять лет, когда впервые собираются ВСНП и ВК НПКСК новых созывов, они принимают важнейшие кадровые решения, которые завершают смену пятилетних циклов в китайском политическом процессе.

В этом контексте «две сессии» нужно рассматривать в привязке к ХХ съезду Коммунистической партии Китая, который инициировал эту смену в октябре 2022 г. Среди депутатов «двух сессий» члены Компартии составляют большинство, так что, будучи верными партийной дисциплине и принципу «демократического централизма», на сессии парламента они послушно проводят в жизнь те решения, которые были намечены на партийном съезде.

Так и произошло. Кадровые назначения напрямую вытекали из того, кто из партийных функционеров оказался на какой позиции по итогам съезда. Новые акценты социально-экономической политики просчитывались по тексту коммюнике 2-го пленума Центрального комитета КПК 20-го созыва, который прошел в конце февраля 2023 г.

Впрочем, даже с поправкой на предопределенность решений «двух сессий», они представляют значительный интерес с точки зрения понимания того, в каком направлении двигается сегодняшний Китай, и кто будет им управлять.

Кадровые перестановки

Итак, руководители КПК спустя полгода после съезда получили должности в государственном аппарате, соответствующие негласным политическим традициям и их месту в иерархии.

Первое лицо в списке членов Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Си Цзиньпин (занимает посты генерального секретаря ЦК КПК и председателя партийного Центрального военного совета) был переизбран как на пост председателя Центрального военного совета КНР, так и в качестве председателя КНР. Специально для этого пять лет назад была изменена статья конституции, ограничивающая количество сроков на этой должности. Так что сомнений в том, что операция «Третий срок» будет доведена до логического конца, не было. Конечно, Си вполне мог назначить на эту, символическую по своей сути, должность и кого-то из приближенных, но делать этого не стал. Единоначалие — важное достижение «новой эпохи», поэтому вносить смуту в умах наблюдателей ни к чему. Тем более звучание должности «председатель КНР» (по-английски The President of China) по-прежнему оказывает магическое воздействие на неспециалистов.

Второе лицо в партийной иерархии — Ли Цян, несмотря на определенные сомнения, вызванные его неопытностью в центральном правительственном аппарате, был назначен премьером Госсовета, то есть главой правительства. Сенсации не произошло. Именно Ли Цян призван обеспечить Китаю приемлемо высокие темпы развития (на «двух сессиях» поставлена задача экономического роста 5% в год) и преодоление дисбалансов в социальном плане (акцент на этом содержался как в партийных документах осени 2022 г., так и сейчас).

Третье лицо Чжао Лэцзи занял почетную должность председателя Постоянного комитета ВСНП, а четвертый номер в партийном списке Ван Хунин — должность председателя Всекитайского комитета НПКСК. Оба — верные соратники Си Цзиньпина, получившие награду за свой труд во главе важных организационных структур КПК. Обе должности «предпенсионные», но важные с точки зрения китайского политического церемониала. 66-летний Чжао Лэцзи, в свое время бывший «главным кадровиком» КПК, идеально подходит для того, чтобы возглавить парламент, а 67-летний Ван Хунин, справедливо считающийся главным интеллектуалом и идеологом партии, хорошо смотрится во главе «общественной палаты».

Из оставшихся трех членов Постоянного комитета Политбюро двое (Цай Ци и Ли Си) осенью 2022 г. получили важные посты в центральных органах, так что без назначения оставался только Дин Сюэсян, заведующий канцелярией ЦК КПК, интригующий своей молодостью (60 лет) и близостью к Си Цзиньпину. Именно он стал так называемым «первым вице-премьером», то есть первым в списке четырех заместителей премьера Госсовета. Ожидается, что именно Дин будет курировать в правительстве внутриполитическую сферу (включая дальнейшую интеграцию Гонконга), тогда как Ли Цян сконцентрируется на социально-экономическом развитии. Об этом, кстати, и свидетельствовала его первая пресс-конференция в новом качестве, которая на контрасте с пресс-конференциями прежнего премьера практически не затрагивала политических вопросов, зато содержала множественные обещания «не кошмарить» частный капитал, сохранять «открытость» внешнему миру и продолжать привлекать иностранные инвестиции.

За экономику также будут отвечать три других вице-премьера: Хэ Лифэн, Чжан Гоцин и Лю Гочжун. Между ними будут распределены такие направления, как финансы, социальная сфера, региональная политика. Их назначения также не стали неожиданностью, так как именно эти трое членов Политбюро ЦК КПК с осени 2022 г. подчеркнуто не получали новых назначений и готовились к новой ответственной работе.

Нынешний состав Госсовета — наиболее «Си-центричный» за все три срока нынешнего китайского лидера. В нем уже нет явных признаков межфракционного противостояния, о котором любили порассуждать наблюдатели в прошлые годы. При этом имеющийся «ростер», очевидно, устраивает Си Цзиньпина (как минимум, пока), поскольку 24 из 26 глав министерств и госкомитетов сохранили свои портфели. «Новичками» в Госсовете стали лишь новый председатель Госкомитета по делам развития и реформ Чжэн Шаньцзе, который сменил Хэ Лифэна, ушедшего на повышение, и новый министр обороны Ли Шанфу (фактически это всего лишь четвертое лицо в армейской иерархии после председателя Центрального военного совета и двух его заместителей, поэтому значимость его назначения не столь велика).

Ли Шанфу также является «членом Госсовета» (в русскоязычной литературе этот термин 国务委员 иногда также называют «госсоветник»), то есть занимает положение ниже вице-премьера, но выше простого министра. Также «членами Госсовета» являются министр иностранных дел Цинь Ган (занял должность 30 декабря 2022 г.), министр общественной безопасности Ван Сяохун (с июня 2022 г.), У Чжэнлун, начальник секретариата Госсовета, а также Шэнь Ицинь — самая высокопоставленная китайская женщина-политик на данный момент и единственный «член Госсовета» «без портфеля».

Административная реформа и поправки в законодательство

Еще одна важная составляющая «двух сессий», открывающих пятилетний цикл, — это принятие проекта реструктуризации административного аппарата, призванного привести его в соответствие с требованиями времени. Была объявлена административная реформа и на этот раз, однако ее масштаб оказался куда меньше ожидаемого. Вопреки некоторым прогнозам, не было создано правоохранительное суперведомство («китайский НКВД», как его успели окрестить блогеры), не появился государственный аналог партийного Совета государственной безопасности, не было выделено отдельное ведомство министерского уровня, отвечающее за цифровизацию экономики.

На деле же запланировано, что новая структура, отвечающая за научно-техническое развитие, будет создана на партийном уровне — Комитет по науке и технологиям ЦК КПК 中央科技委员会, а в Госсовете будут расширены функции уже существующего Министерства науки и технологий — именно оно и возьмет на себя задачи по внедрению инноваций в экономику. Также будет создана отдельная новая структура, отвечающая за развитие цифровизации и регулирование «больших данных», находящаяся в подчинении Госкомитета по делам развития и реформ.

Отдельное — и достаточно пристальное — внимание уделено финансовому блоку. Будет упразднена Комиссия по регулированию банковской и финансовой деятельности, а вместо нее создано Главное государственное управление финансового регулирования 国家金融监督管理总局, находящееся в прямом подчинении Госсовета (то есть его руководитель не будет подотчетен ВСНП и не будет входить в Госсовет). Одновременно планируется провести реформы местных отделений Народного банка и всей региональной системы финансового мониторинга и регулирования — все это можно оценивать как явную попытку хоть как-то приблизиться к решению проблемы местных долгов.

В проект реформы также вошли такие «мелочи», как выведение Госуправления по работе с обращениями населения из подчинения Канцелярии Госсовета в подчинение непосредственно Госсовету, расширение функций Министерства сельского хозяйства и сельских дел, но в целом ясно, что ничего радикального нынешний пакет преобразований не содержит.

Еще меньше изменений в законодательстве. Только сессии ВСНП имеют право вносить поправки в конституцию страны (обычные законы способен принимать и Постоянный комитет), поэтому назревшие вопросы в плане расхождения буквы закона и идеологии следовало решить именно сейчас. Например, в 2018 г. сессия ВСНП приняла так называемый «пятый пакет поправок» к конституции, отменивший ограничения для переизбрания председателя КНР на третий срок, а также утвердивший «научный подход к развитию государства и общества на основе идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху в качестве главного ориентира в социально-политической жизни страны». В этот раз таких эпохальных изменений сделано не было, хотя ожидания были вполне конкретные.

Дело в том, что на недавнем съезде КПК были сделаны поправки в партийный Устав, закрепившие, что «партия решительно пресекает сепаратистские силы, выступающие за так называемую независимость Тайваня». Конституция в действующей редакции, между тем, ничего про борьбу с сепаратистами не говорит, ограничиваясь мягкой формулировкой: «Тайвань является частью священной территории Китайской Народной Республики. Завершение великого дела воссоединения Родины — священный долг всего китайского народа, в том числе и наших соотечественников на Тайване». Примечательно, что именно на ней акцентировал внимание журналистов министр иностранных дел Цинь Ган во время своей пресс-конференции 7 марта 2023 г. Эта формулировка и осталась в конституции неизменной.

В последний день работы сессия ВСНП также приняла поправки в Закон КНР о законодательной деятельности. Согласно официальному пресс-релизу, «во время пересмотра были предприняты усилия с целью убедиться в том, что на всех этапах законодательного процесса слышится голос народа и отражается реальное положение дел на низовом уровне». Однако, что именно скрывается под этой размытой формулировкой, специалистам еще только предстоит разобраться.

***

«Две сессии» 2023 г. ознаменовали новый этап современной истории Китая, связанный с правлением Си Цзиньпина. На этот раз Си управляет полностью лояльным административным аппаратом, в котором на ключевых постах расставлены его креатуры. А вся возможная рефлексия, обусловленная тем, что он нарушил прежние правила сменяемости лидера после двух сроков по пять лет, преодолена без видимых потерь для его авторитета. Сейчас-то, казалось бы, и начинается подлинная «новая эпоха Си».

При этом характер кадровых перестановок и заявлений первых лиц государства не позволяет говорить о том, что последуют какие-либо значимые изменения по сравнению с тем, что было в последние пять лет. С одной стороны, вероятно, подлинная «настройка» Госсовета под новое руководство еще впереди, и кадровые/структурные изменения еще будут. С другой стороны, возможно, руководство КНР стремится не допустить излишней стрессовой «встряски» для административного аппарата, полагая, что и текущих проблем (влияние пандемии коронавируса, давление США, неопределенная международная обстановка) достаточно.

Так или иначе, Китай не отказывается полностью от экономического наследия периода реформ (открытость зарубежным инвестициям, развитие частного капитала, использование рыночных механизмов), но пытается скорректировать свою политику, сделав упор на достижении технологического паритета с США, социальных аспектах и исправлении побочных эффектов «китайского экономического чуда» предыдущих десятилетий. Значимых сигналов того, что Пекин ужесточает позицию по «тайваньскому вопросу» или противостоянию с Вашингтоном, на «двух сессиях» не получено.


Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 5)
 (17 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся