12 мая 2015 года госсекретарь США Джон Керри прибыл с визитом в Сочи, где встретился с президентом России Владимиром Путиным и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Значимость визита госсекретаря нельзя недооценивать — российско-американские отношения за последний год вновь достигли критически низкой точки из-за разногласий по вопросам урегулирования украинского кризиса. Как прошла встреча на фоне столь фундаментальных политических расхождений и о чем, кроме украинского кризиса, шла речь? Ситуацию комментирует Дмитрий Данилов, к.э.н., зав. отделом европейской безопасности Института Европы РАН, эксперт РСМД.
12 мая 2015 года госсекретарь США Джон Керри прибыл с визитом в Сочи, где встретился с президентом России Владимиром Путиным и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Значимость визита госсекретаря нельзя недооценивать — российско-американские отношения за последний год вновь достигли критически низкой точки из-за разногласий по вопросам урегулирования украинского кризиса. Как прошла встреча на фоне столь фундаментальных политических расхождений и о чем, кроме украинского кризиса, шла речь? Ситуацию комментирует Дмитрий Данилов, к.э.н., зав. отделом европейской безопасности Института Европы РАН, эксперт РСМД.
Контекст встречи В. Путина и Дж. Керри крайне сложный. Речь идет о ненормальном в данном случае состоянии российско-американских отношений, которые упали до достаточно низкого уровня. Траектория падения российско-американских отношений влияет не столько на двусторонние контакты, сколько на тональность международной политики в целом. Поэтому вне зависимости от того, кто стал инициатором встречи — по сведениям российского МИДа, инициатива исходила от американской стороны — интерес к этой встрече был явно обоюдный.
На самом деле речь не идет об очередном визите — Дж. Керри не был в Москве уже два года. Речь идет о действительно важном событии, которое, в первую очередь, призвано прояснить основные точки согласия и несогласия и общую систему координат, в которых строятся российско-американские отношения. Стороны попытались вернуть российско-американские отношения в партнерское русло.
Мне кажется, встреча удалась. Обсуждались фактически все ключевые вопросы современных международных отношений, но, в первую очередь, это делалось через призму обсуждения российско-американских отношений. Повестка дня носила позитивный характер.
Важность визита Дж. Керри подтверждается и тем, что это не была встреча только с министром С. Лавровым, а с президентом В. Путиным. Российская сторона подтвердила свое стремление и желание нормализовать отношения с Соединенными Штатами и наметить возможности конструктивного сотрудничества на будущее, в том числе и в горячих точках. Речь идет об Украине, Сирии, ИГИЛ, Йемене, иранском ядерном досье.
Сейчас недостаточно медийной информации о визите. Пресс-секретарь президента России Д. Песков говорил, что будут обсуждаться двусторонние отношения. В последнее время Россия попала в замкнутый круг, в том числе и в рамках украинского кризиса — центрального вопроса российской повестки дня в рамках европейского направления внешней политики.
Россия пытается урегулировать украинский кризис, а для этого нужно решить системные проблемы организации европейской безопасности, поскольку украинский кризис и стал результатом системного кризиса в ее рамках. Для этого необходимо деятельное участие всех внешних игроков, не только России и Европы, но и Соединенных Штатов.
В этой ситуации оказалось, что отстраненность Соединенных Штатов от практического участия в урегулировании украинского кризиса вкупе с жесткой политикой Вашингтона по отношению к Москве в контексте украинского кризиса ограничивают способность Европы конструктивно взаимодействовать с Россией и с Украиной в рамках нормандского формата. После встречи в Сочи становится ясно, что необходимо урегулировать кризис на Украине, чтобы найти новые решения в организации системы европейской безопасности, с одной стороны. С другой — это невозможно сделать без деятельной роли США. Это и было центральным предметом обсуждения во время встречи.
Стороны продемонстрировали явное желание избегать действия, которые могли бы привести к долгосрочному ухудшению российско-американских отношений. Это значит, что они будут строить свою политику, исходя из оценки возрастающих рисков. Они будут стремиться к параллельным действиям, направленным на реальное урегулирование кризиса на Украине в рамках Минских соглашений.
Здесь уместны параллели с сирийским кризисом, поскольку мы говорим о недопустимости двойных стандартов, о необходимости адекватного поведения в рамках различных кризисных ситуаций. В сирийском кризисе Россия и США договорились в качестве третьих сторон, способных оказать решающее влияние на деэскалацию и урегулирование кризиса, приложить совместные усилия для максимальной стабилизации ситуации. То же самое сейчас происходит, но уже с целью привести Минские соглашения в рабочее состояние.
Более того, впервые со стороны американской администрации прозвучал тезис о том, что при позитивном развитии этого процесса санкции США и ЕС будут сняты. При этом проблема Крыма в принципе не упоминалась. Это достаточно важный результат.
Существует вполне понятная перспектива взаимодополняемости усилий, сотрудничества и взаимодействия России и США в вопросах формулирования позитивной повестки дня на ближайшую перспективу.
В свою очередь, министр С. Лавров назвал ключевым моментом для понимания ситуации то, что США и Россия играют ответственную роль на глобальном уровне в решении важнейших международных проблем, которые не могут быть решены без их участия. Под этим понимается и украинский кризис.
Речь идет о попытке новой перезагрузки, но уже с российской стороны. США пока не могут себе позволить говорить о новой перезагрузке.
Позитивную символическую роль сыграл момент возложения венка Дж. Керри к мемориалу памяти павшим в Великой Отечественной войне. Это демонстрация восприятия американской стороны нашего вклада в дело Победы в качестве союзника. Это во многом определило атмосферу встречи.
Беседовала Мария Гурова, редактор сайта РСМД.