Шеварднадзе всегда считал, что Грузия, находясь на стыке трех цивилизаций, вне зависимости от собственного цивилизационного выбора должна проводить именно многовекторную политику, чтобы превратить регион не в зону столкновения, а сотрудничества цивилизаций. В лице Шеварднадзе мы имели дело с выдающимся политиком, представителем политического реализма, опирающегося на цивилизационный подход к истории и политике.
Эдуарда Шеварднадзе нужно рассматривать в двух ипостасях: как политика мирового масштаба и национального уровня. Конечно, разделение условно, мы имеем дело с одним человеком, с одной сложившейся системой ценностей, но, тем не менее, необходимое. Так как международную политику и историю мира делают локальные цивилизации (империи прошлого) , а не национальные государства, тем более малые.
Исходная позиция для оценки обоих этих сфер деятельности одна: Шеварднадзе на посту первого секретаря ЦК Компартии Грузии. Именно здесь проявились две основные цели Шеварднадзе как политика: реформировать советскую (социалистическую) систему (СССР) и сделать Грузию полноценным субъектом Советского Союза. Он хорошо понимал как недостатки системы, вызвавшие ее застой, неконкурентноспособность на международной арене и, как следствие, агрессивность и непредсказуемость международной политики СССР, так и то, что именно в СССР Грузия обрела самую высокую форму автономной государственности, давшей ей возможность развития национальной экономики и культуры. Основные вехи этого этапа — индустриализация страны, экономические эксперименты для повышения производительности сельского хозяйства (абашский эксперимент по передачи земли в аренду успешным производителям-частникам, семейный подряд), защита грузинского языка, науки и культуры.
Показательный пример этого периода — сорванная Шеварднадзе попытка лишения грузинского языка (и языков других республик) статуса государственного, предпринятая в новой редакции 75 статьи конституции СССР от 1979 г. 14 апреля 1978 г. в Тбилиси состоялась многотысячная студенческая демонстрация в защиту языка, к которой присоединился сам Шеварднадзе, вынес соответствующее обращение Верховного Совета Грузии к Конституционной комиссии и, несмотря на угрозы Москвы жестоко подавить демонстрацию, убедил Кремль сохранить государственный статус национального языка. Именно таким видел СССР Шеварднадзе — союзом государств и именно поэтому можно сказать, что еще в советское время он закладывал основы будущего государственного устройства и СССР и Грузии. Это принципиальный вопрос. Политический реализм основывается не на красивых лозунгах братства народов, а на защите национальных интересов государств. Каждое государство, тем более малое, ищет сильных партнеров для совместного обеспечения безопасности и развития. Империи прошлого вписывались в эту схему — как правило, они строились на основе двусторонних обязательств: Центральное государство империи обеспечивало безопасность входящих автономий, а автономии платили за безопасность уступкой части суверенитета и собственных ресурсов (человеческих, финансовых, природных). Грузия большую часть своей истории провела именно в качестве такой автономии (за исключением периода ХIII в., когда сама была по определению Гумилева Великой державой и XIX в., когда полностью потеряла свою государственность в составе царской России). Так что солнце восходило для Грузии то на Востоке — в Иране , то на Юге — в арабском халифате, то на Западе (Рим, Византия, Турция) , то на Севере — в СССР. Целью Шеварднадзе отнюдь не был развал СССР и обеспечение эфемерной независимости Грузии. Наоборот — СССР он хотел видеть, как Союз равноправных демократических государств, а Грузию — таким государством. После Первой мировой войны Грузия отнюдь не стремилась к независимости, а мыслила себя автономией в демократической России. Лишь приход к власти большевиков и Брестский мир, развал Российской империи вынудили Грузию стать независимой (Империя в одностороннем порядке отказалась от ее защиты) и искать новых союзников среди западных стран. Так же было и в 1991 г. — Грузия в Беловежских соглашениях не участвовала. И также встала перед необходимостью искать новых союзников — естественно, также на Западе — для христианской страны другой альтернативы не существовало. Так что оптимальным для Грузии была бы ситуация реформирования СССР по типу современного ЕС. Однако Москва и на этот раз не обеспечила безопасное развитие Грузии и, более того, использовала грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты в своих политических целях для восстановления влияния в Грузии, причем безо всяких гарантий восстановления ее территориальной целостности.
Эти попытки Шеварднадзе оказались безуспешными — СССР не смог реформироваться и просто развалился, а Грузия настолько увлеклась идеей независимости, что забыла о главном условии выживания малых государств — наличии сильных союзников, заинтересованных в их сохранении и выживании. Политика Гамсахурдиа, противопоставившего себя как России, так и Западу, чуть не привела к распаду грузинского государства. Шеварднадзе принял решение возвратиться в Грузию и принять деятельное участие в строительстве демократического грузинского государства. Он правда не сумел воспротивиться войне в Абхазии, но остановил ее в Южной Осетии. Обеспечил международное признание Грузии и фактически создал жизнеспособное грузинское демократическое государство. Он не смог наладить отношения с Россией, но, опираясь на свою концепцию балансирования между международными центрами силы, принял в качестве государственной стратегии разработанную экономическим форумом Грузии т.н. «крестообразную внешнеполитическую концепцию», подразумевающую западную ориентацию Грузии при сохранении партнерства с Россией. Т.е. проведение многовекторной сбалансированной политики.
Шеварднадзе всегда считал, что Грузия, находясь на стыке трех цивилизаций, вне зависимости от собственного цивилизационного выбора должна проводить именно многовекторную политику, чтобы превратить регион не в зону столкновения, а сотрудничества цивилизаций. Реальный пример — грузинско-азербайджанские отношения.
Сваливать неуспех многовекторной политики Шеварднадзе только на неуступчивую политику России нельзя. США в первые годы после развала СССР проводили однополюсную политику, что и вызвало недовольство всех остальных цивилизаций, даже в Европе. Лишь после русско-грузинской войны стало ясно, что альтернативой двухполюсному миру является многополюсный, а не однополюсный мир. США освободились от этой политической эйфории лишь при Обаме.
Одним словом, в лице Шеварднадзе мы имели дело с выдающимся политиком, представителем политического реализма, опирающегося на цивилизационный подход к истории и политике. Его можно считать одним из отцов-основателей, как Грузинского государства, так и объединенной Германии (Европы), а также российских политических реформ.