Египетская экономика в тисках военных
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.67) |
(15 голосов) |
Программный координатор РСМД
В Арабской Республике Египет (АРЕ) армия традиционно играет важную роль в экономике страны. После Июльской революции 1952 г., в ходе которой был свергнут король Фарук, к власти пришли военные. Экономическая политика нового главы государства, президента Египта Гамаля Абдель Насера, была направлена на построение социализма. Государство национализировало некоторые предприятия и предприняло меры по оптимизации производства для укрепления экономической независимости Египта. Офицеры египетской армии сформировали новую политическую элиту страны, представители которой были поставлены во главе крупных государственных предприятий. Именно тогда военные впервые попробовали себя в роли предпринимателей и стали участвовать в управлении крупными активами.
При президенте Хосни Мубараке влияние армии на экономику Египта возросло. В 1980–1990-е гг. Национальная организация сервисных проектов стала более активно участвовать в производстве сельскохозяйственной продукции. Другая подведомственная Министерству обороны организация, Инженерное управление вооруженных сил, стала одним из главных государственных подрядчиков в сфере строительства. Некоторые военные части начали принимать активное участие в деятельности, напрямую не затрагивающей вопросы национальной безопасности, например — прокладывали телефонные линии для правительства.
К моменту начала в Египте «арабской весны» в 2011 г., армия уже контролировала ряд крупных предприятий. По мере снижения градуса напряжения в отношениях с Израилем, Египет постепенно снижал объем военных расходов и пытался коммерциализировать военные предприятия, осуществить переход заводов к производству невоенной продукции. К 2011 г. армия оказывала большое воздействие на ход экономических процессов в Египте.
С приходом в 2014 г. к власти президента Абдель Фаттаха ас-Сиси влияние армии на экономические процессы в Египте выросло. В частности, увеличилась степень вовлеченности военных в функционирование аграрного сектора. Армия монополизировала производство стали и цемента, стала лидером в рыболовной отрасли, расширила участие в управлении отелями, производстве лекарств, а также продолжила развивать автозаправочную сеть. Главная отрасль египетской экономики, на которой сосредоточена коммерческая деятельность армии, — строительная. Инженерное управление вооруженных сил стало практически единственным подрядчиком государственных проектов в сфере строительства, при этом для проведения работ часто нанимаются субподрядчики, представляющие частный сектор.
Привилегированное экономическое и политическое положение армии в египетском обществе, отсутствие внешнего контроля и закрытость армейских организаций делают военные компании плодородной почвой для коррупции. В 1980-е гг. армия получила права на большие участки земли, включая те, на которых в случае войны должны располагаться военные базы. На деле иногда происходило так, что военные использовали эту землю для реализации своих строительных проектов, либо продавали ее застройщикам.
Необходимо подчеркнуть, что влияние, оказываемое армией на экономику, может быть и косвенным. Для оценки роли военных в экономической жизни Египта необходимо учитывать военно-политические факторы. В любом государстве в условиях предвоенной ситуации или любой другой военно-политической нестабильности, вопрос об экономической эффективности вооруженных сил уходит на второй план.
Логично предположить, что многочисленная, боеспособная и обеспеченная всем необходимым египетская армия служит фактором сдерживания недружественных действий.
Роль военных в обеспечении экономической стабильности Египта проявляется и в контртеррористической деятельности, связанной с обеспечением безопасности на границе с Ливией и на п-ове Синай. Активность ИГИЛ не первый год дестабилизирует обстановку на п-ове Синай и оказывает негативное влияние на развитие туристических отраслей. В 2020 г. террористы совершили более сотни терактов, и даже атаковали газопровод, связывающий Египет и Израиль. Возможно, египетская армия однажды сможет полностью ликвидировать террористическую угрозу и стабилизировать ситуацию в Египте. Это обязательно скажется положительно на деловой активности и улучшит инвестиционный климат в стране. Компании, направляющие суда через Суэцкий канал, будут в большей степени уверены в том, что они не подвергнутся террористической атаке. Туристы будут меньше опасаться ездить на египетские курорты. Таким образом, борьба армии и других силовых структур с террористической угрозой играет не последнюю роль в экономической стабилизации Египта.
В настоящий момент армия — один из главных субъектов египетской экономики. Сейчас вооруженным силам напрямую принадлежат десятки компаний, которые охватывают ключевые отрасли египетской экономики, в том числе металлургическую, продовольственную, машиностроительную, химическую, нефтяную и многие другие. Учитывая то, что информация о финансовой деятельности военных компаний скрывается, довольно трудно оценить их эффективность. Нет точных сведений и о том, какая доля в экономике страны контролируется военными. Отсутствие гражданского надзора, наличие налоговых послаблений и некоторых других преимуществ, способствующих недобросовестной конкуренции, может вызывать недовольство египтян и рост уровня социальной напряженности в обществе. IPO военных компаний может стать важным шагом для либерализации египетской экономики, так как это улучшит инвестиционный климат. Возможно, это также сделает деятельность предприятий, управляемых армией, более прозрачной, что позволит повысить эффективность производства.
В Арабской Республике Египет (АРЕ) армия традиционно играет важную роль в экономике страны. После Июльской революции 1952 г., в ходе которой был свергнут король Фарук, к власти пришли военные. Экономическая политика нового главы государства, президента Египта Гамаля Абдель Насера, была направлена на построение социализма. Государство национализировало некоторые предприятия и предприняло меры по оптимизации производства для укрепления экономической независимости Египта. Офицеры египетской армии сформировали новую политическую элиту страны, представители которой были поставлены во главе крупных государственных предприятий. Именно тогда военные впервые попробовали себя в роли предпринимателей и стали участвовать в управлении крупными активами.
В 1970-е гг. президент Анвар Садат реализовывал новую экономическую политику, направленную на переход Египта к рыночной экономике. Новое руководство страны предприняло меры по приватизации предприятий и привлечению иностранных инвесторов на египетский рынок, что привело к временному ослабеванию влияния армии на экономику АРЕ.
В условиях военно-политического противостояния с Израилем, Египет расходовал немалые средства для того, чтобы поддерживать высокий уровень обороноспособности страны. Военные конфликты с Израилем и оккупация п-ова Синай истощали бюджет и негативно сказывались на деловой активности в Египте. В 1979 г. состоялось подписание египетско-израильского мирного договора, завершившего вооруженное противостояние между АРЕ и Израилем. Для Египта наличие многочисленной и хорошо вооруженной армии стало менее необходимым, и правительство приняло решение сократить численность вооруженных сил. Это, в свою очередь, грозило ростом безработицы.
В 1975 г. была учреждена международная компания Арабская организация индустриализации. Она принадлежала не только Египту, но и странам Залива, и занималась производством вооружения. В 1979 г., после заключения мирного соглашения Египта и Израиля, Каир стал единоличным владельцем Арабской организации индустриализации, которая все же сохранила привилегии международной компании. Привилегии остались и после частичной конверсии военного производства, которая произошла в начале 1990-х гг.
В 1979 г. была учреждена Национальная организация сервисных проектов — государственная корпорация, созданная в целях развития экономики АРЕ. Эта организация была создана для того, чтобы Министерство обороны Египта могло осуществлять коммерческую деятельность. Товары, произведенные на предприятиях Национальной организации сервисных проектов, можно было направлять не только на нужды армии, но и реализовывать на египетском рынке. Таким образом, армия могла обеспечить самоокупаемость вооруженных сил и дать работу сокращенным военным. Предполагалось, что экономическая деятельность армии приведет к снижению доли военных расходов в военном бюджете и возможно даже станет драйвером развития экономики Египта. В 1980 г. президент Анвар Садат подписал указ, который разрешил Национальной организации сервисных проектов сотрудничать с частными египетскими и иностранными компаниями.
Экономическое развитие Египта при Абдель Фаттахе ас-Сиси
При президенте Хосни Мубараке влияние армии на экономику Египта возросло. В 1980–1990-е гг. Национальная организация сервисных проектов стала более активно участвовать в производстве сельскохозяйственной продукции. Другая подведомственная Министерству обороны организация, Инженерное управление вооруженных сил, стала одним из главных государственных подрядчиков в сфере строительства. Некоторые военные части начали принимать активное участие в деятельности, напрямую не затрагивающей вопросы национальной безопасности, например — прокладывали телефонные линии для правительства.
В 1991 г. в Египте была запущена программа экономических преобразований, цель которой заключалась в формировании экономики, ориентированной на внешний рынок, а также в сокращении дефицита бюджета, уменьшении доли государственного сектора в экономике и восстановлении экономического роста. Сократив военные расходы, президент АРЕ Хосни Мубарак разрешил военным расширить участие в производстве продукции гражданского назначения. Был запущен процесс конверсии военного производства компаний, находящихся в ведении Министерства обороны и Арабской организации индустриализации. Некоторые заводы, которые раньше выпускали военные самолеты, изготовляли ракеты и боеприпасы, стали производить грузовики, автомобили, стиральные машины, телевизоры, посуду и другую гражданскую продукцию. В 2003 г. была учреждена Организация морской индустрии и услуг. Она была создана для управления предприятиями Министерства обороны в области морской индустрии.
В 2000-е гг. и в начале 2010-х гг. Хосни Мубарак планировал передать власть своему сыну Гамалю, который мог стать первым невоенным президентом АРЕ. Это категорически не устраивало военных, которые небезосновательно опасались уменьшения своего политического и экономического влияния в случае прихода к власти Гамаля Мубарака. В условиях роста недовольства военно-политических кругов, президент Хосни Мубарак расширил экономические привилегии и льготы для военных. Кроме того, армия приобрела ряд промышленных и инфраструктурных объектов, связанных с морским судоходством и наземным транспортом, среди которых была Александрийская верфь.
Таким образом, к моменту начала в Египте «арабской весны» в 2011 г., армия уже контролировала ряд крупных предприятий. По мере снижения градуса напряжения в отношениях с Израилем, Египет постепенно снижал объем военных расходов и пытался коммерциализировать военные предприятия, осуществить переход заводов к производству невоенной продукции. К 2011 г. армия оказывала большое воздействие на ход экономических процессов в Египте.
К началу «арабской весны» в 2011 г. несколько крупных армейских организаций напрямую управляли десятками компаний. В Национальную организация сервисных проектов входило 32 компании, не считая дочерних предприятий. Министерство обороны управляло 20 заводами, Арабская организация индустриализации — 11 предприятиями, которые занимались оборонным и гражданским производством. Организации морской индустрии и услуг принадлежало четыре компании, связанные с судостроением и речным транспортом. Инженерное управление вооруженных сил было подрядчиком крупных государственных строительных проектов. Департамент социальных клубов и отелей управлял ресторанами, кафе, свадебными залами и отелями. Управлению медицинской службы вооруженных сил принадлежали военные госпитали, в которых гражданскому населению предоставлялись платные медицинские услуги. Управление земельных проектов вооруженных сил курировало продажу и освоение земли, которая принадлежала армии, включая выдачу разрешений на добычу ресурсов.
С приходом в 2014 г. к власти президента Абдель Фаттаха ас-Сиси влияние армии на экономические процессы в Египте выросло. В частности, увеличилась степень вовлеченности военных в функционирование аграрного сектора. Армия монополизировала производство стали и цемента, стала лидером в рыболовной отрасли, расширила участие в управлении отелями, производстве лекарств, а также продолжила развивать автозаправочную сеть[1].
Египетская национальная фармацевтическая компания, подконтрольная Министерству обороны, осуществляет поставку лекарств Министерству здравоохранения. Национальная организация сервисных проектов управляет рядом предприятий, которые занимаются разведением и выращиванием рыб. Кроме того, военным принадлежат некоторые IT-компании. Через посредническую организацию Falcon Group армия управляет частными охранными предприятиями. Военные занимаются бизнесом даже в финансовом секторе. В частности, Служба общей разведки управляет компанией Eagle Capital for Financial Investments. Через эту организацию военные контролируют ряд медиакомпаний, среди которых — Egyptian Media Group. Во многих из них, которые напрямую не контролируются ведомствами, отставные и действующие офицеры владеют акциями и входят в советы директоров, что позволяет им управлять предприятиями и получать прибыль, не аффилируя компанию с военными структурами.
Главная отрасль египетской экономики, на которой сосредоточена коммерческая деятельность армии, — строительная. Инженерное управление вооруженных сил стало практически единственным подрядчиком государственных проектов в сфере строительства, при этом для проведения работ часто нанимаются субподрядчики, представляющие частный сектор. Инженерное управление вооруженных сил участвовало и продолжает принимать участие в ряде крупнейших государственных проектов. Среди них — углубление и расширение русла Суэцкого канала, возведение новой административной столицы Египта, строительство жилых домов, школ, больниц, мостов и дорог[2].
Военные часто взаимодействуют с иностранными партнерами для привлечения инвестиций и получения доступа к технологиям. Например, некоторые компании ОАЭ и Саудовской Аравии в рамках партнерства с Инженерным управлением вооруженных сил Египта вкладывали значительные средства в строительные мегапроекты, такие как новая административная столица Египта.
Армия сотрудничает с европейскими и китайскими компаниями, которые предоставляют Египту доступ к технологиям, а также выделяют денежные средства в качестве займов. Например, когда Инженерное управление вооруженных сил стало активно участвовать в возведении новых электрических подстанций для государственной компании Egypt Electricity Holding, оно осуществляло это в сотрудничестве с немецкой компанией Siemens на деньги, взятые в кредит у немецких банков. Военная компания Al-Nasser подписала с немецкой транснациональной компанией Thyssen Krupp соглашение о строительстве шести заводов по производству удобрений.
Децентрализованная структура управления военными компаниями порождает конкуренцию между ними. В связи с тем, что нет единого центра для координации действий, в одной и той же отрасли экономики может работать сразу несколько армейских организаций. Например, Национальная организация сервисных проектов управляет несколькими химическими предприятиями. В то же время, Министерству обороны принадлежит три военных завода, которые производят те же товары. Среди них — пестициды, фармацевтическая продукция и моющие средства. Предприятия Арабской организации индустриализации и Министерства обороны, помимо военной продукции, производят легковые автомобили, бытовую технику и ирригационное оборудование, что также приводит к конкуренции между двумя военными организациями. В обоих примерах производство аналогичных товаров ведет к экономической конкуренции между разными военными ведомствами.
Часто армейские генералы и офицеры не обладают специальными знаниями и опытом в управлении бизнесом. Это ставит вопрос о том, насколько эффективны принимаемые ими решения по управлению предприятиями. В военных компаниях специалисты в конкретной области работают в качестве управленцев среднего звена, в то время как топ-менеджерами становятся действующие или отставные офицеры и генералы. Это может снижать эффективность производственной деятельности предприятий.
Военнослужащих, проходящих срочную службу, часто используют на военных предприятиях в качестве бесплатной рабочей силы. Закон, принятый в 1980 г., разрешает армии отправлять тысячи срочников на работу, в основном на фермах, заправочных станциях, а также на предприятиях в сфере общепита и строительной отрасли.
Забастовка на военном предприятии расценивается как нарушение законодательства о национальной безопасности: виновные предстают перед военным судом. В нарушение египетских законов о профсоюзах, работникам военных предприятий запрещено объединяться в профсоюзы.
Социально-трудовые права сотрудников заводов и фабрик, принадлежащих армии, защищены в меньшей степени, если сравнивать с работниками частных компаний. Выражение сотрудниками армейских предприятий недовольства по поводу условий труда может привести к тому, что они предстанут перед военным судом.
Одно из главных преимуществ военных компаний, которых нет у частных фирм, — это налоговые льготы. Так было не всегда, и египетские власти на протяжении многих лет постепенно снижали налоговую нагрузку на контролируемые военными предприятия. «Закон об иммунитетах и привилегиях Арабской организации индустриализации», принятый в 1976 г., освобождал ее от всех видов налогов, сборов и таможенных пошлин на весь импорт и экспорт. В 1983 г. был принят закон, который освобождал Министерство обороны и Национальную организацию сервисных проектов от уплаты ряда таможенных сборов. В 1984 г. египетские власти приняли закон, согласно которому военные компании получили некоторые другие налоговые льготы.
Закон, принятый в 1991 г., освободил от НДС товары и услуги военного назначения, продаваемые на внутреннем рынке. Позже было внесено дополнение, которое позволило военным пользоваться этим преимуществом в отношении любой продукции, которая производится предприятиями, подведомственными Министерству обороны и Арабской организации индустриализации.
Египет сползает в кризис
В 2005 г. Национальная организация сервисных проектов была освобождена от налога на прибыль и ряда других сборов и государственных пошлин. В 2015 г. был издан указ, согласно которому около 600 отелей, курортов и других объектов, принадлежащих вооруженным силам, освобождались от уплаты налогов на недвижимость. Для подавляющего большинства военных компаний действуют налоговые льготы, что стало одним из важнейших конкурентных преимуществ предприятий, контролируемых вооруженными силами.
В соответствии с египетским законодательством, сведения о предприятиях, которые принадлежат армии, составляют государственную тайну, даже если военные компании производят макароны, минеральную воду или занимаются другой коммерческой деятельностью. Засекречена информация о прибыли, выручке и налогах, что не позволяет гражданским организациям (включая высший надзорный орган — Центральную аудиторскую организацию) провести проверку составления и ведения финансовой отчетности предприятий. В 2012 г. Хишам Генина, который тогда занимал должность главы Центральной аудиторской организации, говорил о том, что ситуация, когда главный надзорный орган не имеет возможность контролировать сдачу военными помещений в аренду для проведения свадеб — недопустима.
В 2018 г. был принят «Закон о контрактах», который освободил военные компании от гражданского аудита. В законе говорится о том, что заключение контрактов на государственный заказ без проведения публичных торгов направлено на «защиту национальной безопасности». Это позволяет заказчику и подрядчику заключать контракты в условиях практически абсолютной секретности, что делает подобные сделки непрозрачными и лишает предпринимателей добросовестной конкуренции. Закон разрешает военным компаниям сохранять тайну при покупке или продаже предприятий. Проблема существовала и раньше, но после принятия нового нормативно-правового акта она резко усугубилась.
В 2020 г. международная правозащитная организация Human Rights Watch призвала Международный валютный фонд не выплачивать Египту очередной транш денежных средств в рамках кредитной программы, пока египетское руководство не опубликует финансовую документацию военных компаний. В заявлении организации говорилось о том, что это противоречит цели программы, которая заключается в повышении уровня прозрачности в деятельности предприятий, обеспечении добросовестной конкуренции и борьбе с коррупцией.
Армия не публикует данные о военных компаниях, сведения о доходах, выручке и других финансовых показателях. Это не позволяет дать точную оценку того, какую долю египетской экономики занимают вооруженные силы. В марте 2014 г. газета Washington Post писала о том, что армия контролировала на тот момент до 60% экономики Египта.
В декабре 2016 г. на церемонии открытия завода по производству хлора президент Египта А. Ф. ас-Сиси заявил о том, что сообщения о большой доле армии в экономике страны не соответствуют действительности. По его словам, она не превышает 1,5%–2%, что соответствует 3–4 трлн египетских фунтов (от 191 до 255 млрд долл). А. Ф. ас-Сиси тогда заявил о том, что он бы хотел, чтобы армия владела половиной экономики Египта.
В сентябре 2019 г. полковник Тамер аль-Рифа заявил, что армия участвует в реализации 2 300 проектов в разных отраслях египетской экономики. По его словам, на предприятиях, которые принадлежат армии, работает около 5 млн человек. В июне 2020 г. глава Инженерного управления вооруженных сил генерал-майор Ихаб аль-Фар заявил, что президент А. Ф. ас-Сиси поручил государственным учреждениям реализовать более 20 тыс. проектов на сумму, превышающую 4,5 трлн египетских фунтов (приблизительно 286 млрд долл.), из них 25% — приходится на армию. Он сказал, что Инженерное управление вооруженных сил реализует 2 800 проектов стоимостью 1,1 трлн фунтов (около 70 млрд долл.) с участием 1 440 египетских компаний и более 9 млн инженеров, техников и рабочих по всей стране.
Привилегированное экономическое и политическое положение армии в египетском обществе, отсутствие внешнего контроля и закрытость армейских организаций делают военные компании плодородной почвой для коррупции. В 1980-е гг. армия получила права на большие участки земли, включая те, на которых в случае войны должны располагаться военные базы. На деле иногда происходило так, что военные использовали эту землю для реализации своих строительных проектов, либо продавали ее застройщикам.
Известны и конкретные примеры случаев, имеющих коррупционную составляющую. Генерал-майор Самир Фараг, который возглавлял в Министерстве обороны департамент по моральным вопросам и позже занял должность губернатора Луксора, продал бизнесмену землю по цене ниже рыночной. Губернатор Асуана, генерал в отставке Мустафа аль-Саед, назначил бывших военных управляющими речными портами и установил им слишком большую зарплату.
В 2016 г. Хишам Генина, который тогда занимал должность главы Центральной аудиторской организации Египта, опубликовал отчет о коррупции в государственном секторе. Согласно обнародованным данным, в коррупционные деяния оказались вовлечены военные, а ущерб от коррупции за последние четыре года составил 67,6 млрд долл. Хишам Генина был уволен, а президент А.Ф. ас-Сиси сформировал специальную комиссию, которая пришла к выводу, что Хишам Генина переоценил масштабы коррупции, и таким образом ввел общественность в заблуждение. Вскоре Хишама Генину арестовали по обвинению в распространении ложных новостей, затем он предстал перед военным трибуналом. Суд приговорил его к трем годам условного срока и штрафу.
В начале сентября 2019 г. бизнесмен Мохаммед Али, который несколько лет был подрядчиком армейских организаций и совместно с военными компаниями реализовывал инфраструктурные проекты, разместил на своей странице в социальной сети несколько видео. В опубликованных видеозаписях он подробно раскрывал коррупционные схемы, в которых участвовали военные, в частности — представители Инженерного управления вооруженных сил. Эти видео вызвали в египетском обществе большой резонанс и спровоцировали протестные акции в крупных городах. Президент А.Ф. ас-Сиси был вынужден выступить с заявлением, в котором обвинил Мохаммеда Али во лжи.
Итак, военные компании имеют ряд преимуществ, среди которых — освобождение от уплаты налогов и отсутствие аудиторского контроля. Помимо этого, при заключении контрактов на реализацию многих проектов, в первую очередь строительных, приоритет отдается военным компаниям, причем без проведения конкурса. Затем военные компании передают большую часть работ частным фирмам. Это дает армии возможность создавать условия для недобросовестной конкуренции частных компаний между собой. В мае 2018 г. Международный валютный фонд выразил обеспокоенность по поводу широкого участия военных в экономике и его воздействия как на государственный, так и на частный секторы.
При осуществлении государственных закупок приоритет негласно отдается продукции компаний, которые принадлежат военным. Многие товары, которые производят военные компании, такие как макароны «Queen» и минеральная вода «Safi», не считаются лучшими на египетском рынке. Продукцию удается реализовать не из-за ее высокого качества, а благодаря поставкам этих продуктов в армейские части.
Многие представители деловых кругов Египта не любят прямую конкуренцию с военными компаниями. В мае 2019 г. египетский бизнесмен Нагиб Савирис заявил, что у египетской армии есть преимущества, которые лишают предпринимателей добросовестной конкуренции. Среди таких преимуществ он назвал то, что военные компании не платят налоги и не нуждаются в лицензии для осуществления коммерческой деятельности.
Недобросовестная конкуренция иногда приводит к разорению частных компаний. В 2018 г. крупные инвестиции военных в цементный сектор совпали с закрытием частной компании-производителя цемента al-Qumia, что привело к увольнению более двух тысяч рабочих. В сентябре 2016 года правительство одобрило строительство двух новых металлургических заводов для Министерства обороны: инвестиции военных в металлургический сектор экономики увеличились. В январе 2021 г. была закрыта металлургическая компания Egypt Iron & Steel Co. В декабре 2020 г. тысячи сотрудников компании Delta, производящей удобрения, устроили сидячую забастовку протеста против решения региональных властей закрыть завод. В январе 2021 г. властями было принято решение построить небольшой завод по производству удобрений, на котором будет работать всего 500 сотрудников. Вероятно, закрытие завода было связано с тем, что недалеко от него планируется возвести жилой комплекс.
В октябре 2019 г. во время церемонии открытия завода компании Al-Nasr Chemicals президент А. Ф. ас-Сиси выступил с заявлением о том, что военные компании, связанные с инфраструктурой и сельским хозяйством, должны провести первичное публичное предложение акций (IPO). По его словам, у египтян должна быть возможность приобретать ценные бумаги этих предприятий.
Рассмотрение Египтом возможности продать акции некоторых военных компаний поможет провести структурную реформу экономики. Министр планирования и экономического развития Египта Хала Зайед назвала IPO военных компаний «историческим сдвигом в структуре экономики Египта». Заявления о проведении IPO военных компаний были сделаны в том числе для того, чтобы продемонстрировать египетским и зарубежным инвесторам готовность реформировать экономику и улучшать инвестиционный климат. Этот шаг активизирует торговлю на египетской бирже, потому что военные компании обязательно привлекут новые инвестиции.
По словам министра планирования и экономического развития АРЕ Халы Зайед, военные планируют провести IPO нефтедобывающей компании Wataniya Petroleum, которой принадлежит крупная сеть АЗС, а также предприятия, которые производят минеральную воду Safi. Она заявила, что часть пакетов акций компаний сначала может быть предложена крупным инвесторам, затем ценные бумаги будут проданы в ходе размещения на бирже. Исполнительный директор Фонда национального благосостояния Египта Айман Солиман говорил о том, что в течение 2021 г. планируется продать до 100% акций десяти компаний, которые принадлежат Министерству обороны.
В соответствии с египетским законодательством, компании, которые планируют проводить IPO, должны раскрыть финансовую отчетность организации за последние пять лет, в том числе информацию о расходах, прибыли, выручке, уплаченных налогах. Несмотря на то, что обнародование таких сведений необходимо для IPO компании, есть вероятность, что для военных и их компаний может быть сделано исключение.
Необходимо подчеркнуть, что влияние, оказываемое армией на экономику, может быть и косвенным. Для оценки роли военных в экономической жизни Египта необходимо учитывать военно-политические факторы. В любом государстве в условиях предвоенной ситуации или любой другой военно-политической нестабильности, вопрос об экономической эффективности вооруженных сил уходит на второй план.
Логично предположить, что многочисленная, боеспособная и обеспеченная всем необходимым египетская армия служит фактором сдерживания недружественных действий. Например, Эфиопия, которая возводит на реке Нил крупнейшую ГЭС на африканском континенте, пока что не завершила этот проект. В случае запуска ГЭС «Хидасэ» будет нанесен удар по ирригационной системе Египта, что в условиях быстрого роста египетского населения может привести к гуманитарной катастрофе. Кроме того, уменьшится выработка электроэнергии на Асуанской ГЭС. Руководство Эфиопии опасается гипотетического военного столкновения с Египтом, и, вероятно, это стало причиной замедления реализации проекта. Таким образом, армия участвует в обеспечении продовольственной и энергетической безопасности в Египте. Она оказывает влияние на экономические процессы, не вмешиваясь в них напрямую.
Роль военных в обеспечении экономической стабильности Египта проявляется и в контртеррористической деятельности, связанной с обеспечением безопасности на границе с Ливией и на п-ове Синай. Активность ИГИЛ[3] не первый год дестабилизирует обстановку на п-ове Синай и оказывает негативное влияние на развитие туристических отраслей. В 2020 г. террористы совершили более сотни терактов, и даже атаковали газопровод, связывающий Египет и Израиль. Возможно, египетская армия однажды сможет полностью ликвидировать террористическую угрозу и стабилизировать ситуацию в Египте. Это обязательно скажется положительно на деловой активности и улучшит инвестиционный климат в стране. Компании, направляющие суда через Суэцкий канал, будут в большей степени уверены в том, что они не подвергнутся террористической атаке. Туристы будут меньше опасаться ездить на египетские курорты. Таким образом, борьба армии и других силовых структур с террористической угрозой играет не последнюю роль в экономической стабилизации Египта.
***
В настоящий момент армия — один из главных субъектов египетской экономики. Сейчас вооруженным силам напрямую принадлежат десятки компаний, которые охватывают ключевые отрасли египетской экономики, в том числе металлургическую, продовольственную, машиностроительную, химическую, нефтяную и многие другие. Учитывая то, что информация о финансовой деятельности военных компаний скрывается, довольно трудно оценить их эффективность. Нет точных сведений и о том, какая доля в экономике страны контролируется военными. Отсутствие гражданского надзора, наличие налоговых послаблений и некоторых других преимуществ, способствующих недобросовестной конкуренции, может вызывать недовольство египтян и рост уровня социальной напряженности в обществе. IPO военных компаний может стать важным шагом для либерализации египетской экономики, так как это улучшит инвестиционный климат. Возможно, это также сделает деятельность предприятий, управляемых армией, более прозрачной, что позволит повысить эффективность производства.
Впервые опубликовано в монографии «Арабский Восток в лабиринте социально-экономических проблем / Отв. ред. А. О. Филоник; Ин-т востоковедения РАН. — М.: ИВ РАН, 2022».
1. Ссылка на информационный ресурс удалена в связи с требованиями законодательства РФ
2. Ibid.
3. Деятельность организации признана террористической и запрещена на территории РФ
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.67) |
(15 голосов) |
Кризис в стране более глубок, чем может показаться на первый взгляд
Политические риски российско-египетского сотрудничества в Северной АфрикеДоклад РСМД и ECFA №68 / 2021
Египет сползает в кризисСтанут ли экономические проблемы триггером социально-политической нестабильности?