Привлекательность Центральной Азии для России определяется как геостратегическим положением региона, так и его быстрорастущим демографическим и экономическим потенциалом. Высокие темпы роста экономики приводили к повышению уровня благосостояния населения стран региона, что потенциально расширяло емкость их внутреннего рынка.
Экономическое взаимодействие России со странами региона строится на преференциальной основе в двух форматах. Первый предполагает многостороннее сотрудничество в рамках экономической интеграции в ЕАЭС, в частности, с Казахстаном и Кыргызстаном, а также в рамках ЗСТ СНГ с Таджикистаном. Второй формат представлен двусторонними зонами свободной торговли с Узбекистаном и Туркменистаном. Система позволяет российскому бизнесу торговать со странами ЦА преимущественно на беспошлинной основе или с минимумом исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины.
Среди основных экономических интересов Москвы в регионе следует выделить сотрудничество в сфере трудовой миграции, внешнеторговое и инвестиционное взаимодействие, совместное развитие транспортных коридоров и логистики, промышленная кооперация.
Экономические интересы Москвы в Центральной Азии носят весьма обширный и многоплановый характер, что обусловлено исторически сложившимися тесными двусторонними связями в различных сферах экономики, растущим демографическим и экономическим потенциалом стран региона и усилением его геоэкономического значения для России в современных условиях. При реализации в регионе российских экономических интересов необходимо учитывать дальнейшее усиление санкционного давления Запада, растущие риски введения вторичных санкций, а также обострение конкуренции со стороны других внерегиональных игроков — США, ЕС, Великобритании, Китая и Турции. В силу сравнительной слабости технологического и инновационного потенциала страны ЦА будут стремиться сохранить свою многовекторную ориентацию.
Привлекательность Центральной Азии для России определяется как геостратегическим положением региона, так и его быстрорастущим демографическим и экономическим потенциалом. За последние 20 лет численность населения пяти стран росла в среднем на 1,7% ежегодно и к середине 2022 г. составила 78,6 млн человек, из которых 35,6 млн проживало в Узбекистане, или 1% мирового населения. Наиболее высокими темпами прирастало население Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. В 2012–2023 гг. ежегодные темпы прироста ВВП стран региона составляли в среднем 4,3%, что заметно превышало мировые (3,2%) показатели. При этом наиболее высокие темпы роста экономики демонстрировали Таджикистан и Узбекистан (рис. 1). В 2023 г. совокупный ВВП (в текущих ценах) пяти стран ЦА составил 456 млрд долл. или 0,72% (по ППС) от мировой экономики.
Рис. 1. Темпы прироста реального ВВП стран ЦА в 2012–2023 гг., %
Источник: составлено и рассчитано автором по данным IMF. World Economic Outlook Database, April 2024.
Высокие темпы роста экономики приводили к повышению уровня благосостояния населения стран региона, что потенциально расширяло емкость их внутреннего рынка. За последние 20 лет ВВП (ППС, в постоянных ценах 2017 г.) на душу населения в среднем по региону вырос в 2,3 раза и в 2022 г. составил 11,6 тыс. долл. или две трети от среднемирового значения. В то же время между странами Центральной Азии сохраняется существенная разница по уровню социально-экономического развития. Так, если в 2022 г. ВВП (ППС, в постоянных ценах 2017 г.) на человека в Казахстане составлял 26,1 тыс. долл. (что сопоставимо с российским показателем в 27,5 тыс. долл.), то в Таджикистане — лишь 4,1 тыс. долл., что оказывает влияние на структуру внешнеэкономических связей России с данными странами и динамику их развития.
Экономическое взаимодействие России со странами региона строится на преференциальной основе в двух форматах. Первый предполагает многостороннее сотрудничество в рамках экономической интеграции в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в частности, с Казахстаном и Кыргызстаном, а также в рамках зоны свободной торговли (ЗСТ) Содружества Независимых Государств (СНГ)[1] с Таджикистаном. Второй формат представлен двусторонними зонами свободной торговли с Узбекистаном и Туркменистаном. Система позволяет российскому бизнесу торговать со странами ЦА преимущественно на беспошлинной основе или с минимумом исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины. Помимо этого, между Россией и отдельными странами региона подписаны множественные двусторонние соглашения об экономическом сотрудничестве различного характера, упрощающие взаимные торговые процедуры.
В текущих условиях значение центральноазиатских рынков для России существенно возросло, что привело к усилению соответствующего направления внешнеэкономической деятельности России. Так, в октябре 2022 г. состоялся первый саммит в формате «Россия — Центральная Азия». В 2022–2023 гг. был подписан ряд двусторонних соглашений об углублении экономического сотрудничества со странами региона[2]. В частности, в ноябре 2023 г. был подписан трехлетний план сотрудничества между Россией и Казахстаном.
Среди основных экономических интересов Москвы в регионе следует выделить сотрудничество в сфере трудовой миграции, внешнеторговое и инвестиционное взаимодействие, совместное развитие транспортных коридоров и логистики, промышленная кооперация.
Центральная Азия для России — это в первую очередь основной источник трудовых ресурсов для нужд российской экономики. По оценкам ООН, в России насчитывается 11,6 млн международных мигрантов, что составляет 7,9% населения страны[3]. Москва занимает четвертое место в мире по этому показателю. Основной приток иностранной рабочей силы формируется за счет Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, на которые приходится почти 90% въезжающих в РФ трудовых мигрантов. Они заняты преимущественно в низкооплачиваемых секторах экономики, таких как строительство и ЖКХ, транспорт, бытовые услуги. Основной упор в привлечении иностранной рабочей силы в России делается на «целевой набор» в строительство, агропромышленный комплекс и легкую промышленность. Однако в 2022–2023 гг. дефицит рабочей силы в России резко вырос и может составлять 4,8 млн человек[4]. На фоне геополитической напряженности и санкций Запада усилилась эмиграция квалифицированной рабочей силы из России, в том числе в страны ЦА. В то же время приток в Россию трудовых мигрантов сокращается[5], что во многом обусловлено ослаблением курса рубля, ужесточением миграционного законодательства РФ, а также формированием альтернативных миграционных векторов и сменой приоритетов экономической политики в странах ЦА. Помимо этого, миграционная политика была ужесточена после террористического акта в Москве в марте 2024 г., что также привело к дополнительному замедлению притока рабочей силы из центральноазиатских стран в Россию. В связи с этим потребность в привлечении из стран региона рабочей силы для отдельных секторов российской экономики сохраняется, но возможности дальнейшего наращивания трудовой иммиграции будут ограничены.
Во-вторых, Центральная Азия — важный внешнеторговый партнер России, значение которого за последние два года существенно возросло. Ограничения на торговлю и финансирование со стороны стран «Группы семи» и ЕС привели к перенаправлению части внешней торговли России в страны Центральной Азии, которые наряду с Китаем, Индией, Турцией и Южным Кавказом стали играть важную роль в обеспечении транзитной торговли. Вместе с тем центральноазиатские рынки сбыта имеют и самостоятельное значение для Москвы. Основной торговый партнер России в регионе — Казахстан, на долю которого приходится почти 2/3 российской торговли со странами ЦА. В 2023 г. товарный экспорт России в государства региона (без учета Туркменистана) составил 26,5 млрд долл. или 6,2% всего экспорта страны. При этом российский экспорт в страны данного региона более диверсифицирован по сравнению с поставками в страны дальнего зарубежья. Россия выступает крупным поставщиком металлов и изделий из них, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (пшеницы), машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности, а для Кыргызстана и Таджикистана (стран — чистых импортеров углеводородов) — источником нефти и нефтепродуктов.
В 2022–2023 гг. импорт товаров из стран ЦА в Россию вырос на 46% и достиг 14 млрд долл. Наибольший прирост поставок пришелся на малые страны — Кыргызстан и Таджикистан. В то же время Казахстан стал одним из крупных торговых хабов, через который Россия импортирует некоторые высокотехнологичные товары из стран с развитой экономикой, в том числе электронику и ее компоненты (включая полупроводники), телекоммуникационное оборудование и т.д. По данным Бюро национальной статистики, за последние два года казахстанский экспорт машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов в Россию вырос в 5,4 раза — с 0,471 млрд долл. до 2,6 млрд долл., что во многом стало результатом транзитной торговли. Россия также традиционно выступает крупным импортером черных и цветных металлов, хлопка, одежды, овощей и фруктов из стран региона.
Сохраняется значительный потенциал в наращивании взаимной торговли услугами, в том числе цифровыми. Растущая урбанизация и увеличение численности населения крупнейших городов стран ЦА способствуют распространению городского образа жизни, росту потребительского спроса на качественные и современные сервисы. Российские компании заинтересованы в усилении своего присутствия на региональных рынках финансовых, логистических, информационно-коммуникационных и цифровых услуг. Так, например, российские маркетплейсы Ozon и Wildberries уже работают в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане.
В-третьих, Центральная Азия играет важную роль в обеспечении транспортной связанности России с Китаем, Ираном и другими азиатскими странами, выступая крупным транспортным хабом Евразии. По территории региона проходят международные транспортные коридоры (МТК), среди которых: Центральный Евразийский коридор (Китай — ЕАЭС — Европа), инициированный Европейским союзом в 1993 г. коридор «Европа — Кавказ — Азия» (ТРАСЕКА), Восточный маршрут МТК российско-иранско-индийского коридора «Север — Юг»[6], Транскаспийский международный транспортный маршрут. В текущих условиях МТК «Север — Юг» приобретает особое значение для вывоза российских грузов в страны Ближнего Востока и Южной Азии. Его восточная ветка предполагает транспортировку грузов по железной дороге из России через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан с выходом на ж/д сеть Ирана. Россия заинтересована в увеличении объемов транзита по Восточному маршруту путем внедрения сквозной технологии грузопотоков, обеспечения электронного обмена информацией на маршрутах и установления конкурентоспособных тарифов. Важно также активнее использовать и морской сегмент МТК «Север — Юг». Так, в апреле 2024 г. был восстановлен паромный маршрут Туркменбаши (Туркменистан) — Оля (Россия). В интересах Москвы также диверсификация транспортных коридоров в самом регионе и развитие альтернативных казахстанскому транзиту маршрутов. Одним из таких проектов может стать коридор Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан — Россия с включением в него морского транзита по Каспийскому морю. В то же время Россия заинтересована во взаимодействии со странами ЦА в целях наращивания транзита грузов по своей территории в направлении Китай — Европа. Помимо реализации новых транспортных проектов необходимо совместными усилиями модернизировать существующую инфраструктуру, упрощать административные процедуры и повышать эффективность логистических цепочек.
В последние годы активизировалось энергетическое сотрудничество России со странами региона. В условиях утраты значительной части европейского рынка Москва заинтересована в увеличении транзита через Казахстан российских углеводородов в Китай и Узбекистан. В марте 2024 г. Мажилис Казахстана принял закон о продлении до 2033 г. соглашения о транзите нефти из России в Китай объемом до 10 млн т нефти в год. В октябре 2023 г. правительства России и Узбекистана заключили соглашения по вопросам поставки нефтепродуктов железнодорожным транспортом и о расширении сотрудничества в области поставок нефти. В ноябре 2023 г. Россия, Узбекистан и Казахстан заключили трехстороннее соглашение о поставке в Узбекистан российского нефтяного сырья в объеме до 1 млн т по нефтепроводу «Омск — Павлодар — Шымкент — Шагыр». Кроме того, в 2023 г. по трубопроводу «Средняя Азия — Центр» запущен транзит российского газа (до 3 млрд куб. м в год) через Казахстан в Узбекистан. Российская сторона заинтересована в сохранении транзита по своей территории казахстанской нефти в рамках Каспийского трубопроводного консорциума. Россия также готова принять активное участие в реализации планов по строительству атомной электростанции в Казахстане и Узбекистане, что повысит энергетическую безопасность стран региона.
Быстро растущие экономики стран ЦА нуждаются в притоке иностранных инвестиций как для модернизации традиционных отраслей, так и для создания новых высокотехнологичных производств. Россия выступает одним из крупнейших инвесторов стран региона. По данным ЕАБР, на первое полугодие 2023 г. накопленный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из России в пяти странах ЦА составил 23,9 млрд долл., где реализуются 136 крупных российских инвестиционных проектов[7]. Помимо быстрого демографического и экономического развития российский бизнес привлекает относительно невысокая стоимость рабочей силы в регионе. Инвесторы из России традиционно проявляют наибольший интерес в отраслях нефте- и газодобычи, добычи металлов и химической промышленности. Российские маркетплейсы Ozon и Wildberries инвестировали в строительство логистических центров в Казахстане. В 2022–2023 гг. Казахстан и Узбекистан стали одними из наиболее привлекательных государств для релокации компаний из России, что обусловлено благоприятным инвестиционным климатом и льготным режимом налогообложения в двух странах. Так, например, в Казахстане функционирует специальная экономическая зона «Кызылжар», а в Узбекистане — Технологический парк программных продуктов и информационных технологий.
Промышленная кооперация России со странами ЦА может стать драйвером торгово-экономического сотрудничества. Масштабные антироссийские санкции Запада и уход части компаний из РФ повышают интерес российского бизнеса к развитию производственной кооперации со странами региона. Одним из направлений такого сотрудничества может стать локализация производств российских компаний в странах региона, в том числе путем совместного формирования промышленных зон. Так, например, в Узбекистане уже функционируют два узбекско-российских технопарка — «Чирчик» и «Джизак». Еще одной формой кооперации может стать привлечение компаний из ЦА в российские программы импортозамещения, в том числе через размещение заказов на предприятиях стран региона к изготовлению соответствующих деталей и компонентов (производственный аутсорсинг). Углубление промышленной кооперации России со странами ЦА позволит эффективнее использовать имеющийся производственный потенциал и активнее выходить с совместной продукцией на рынки третьих стран.
Таким образом, экономические интересы Москвы в Центральной Азии носят весьма обширный и многоплановый характер, что обусловлено исторически сложившимися тесными двусторонними связями в различных сферах экономики, растущим демографическим и экономическим потенциалом стран региона и усилением его геоэкономического значения для России в современных условиях. При реализации в регионе российских экономических интересов необходимо учитывать дальнейшее усиление санкционного давления Запада, растущие риски введения вторичных санкций, а также обострение конкуренции со стороны других внерегиональных игроков — США, ЕС, Великобритании, Китая и Турции. В силу сравнительной слабости технологического и инновационного потенциала страны ЦА будут стремиться сохранить свою многовекторную ориентацию.
Материал подготовлен для совместного доклада РСМД, ИКСА РАН и ИМИ Фуданьского университета «Российско-китайский диалог: модель 2024», который планируется к публикации в сентябре 2024 г.
1. К Договору о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 г. Узбекистан присоединился в особом порядке (путем подписания отдельного протокола к договору от 31.05.2013.
2. Вардомский Л., Головин В., Головина Е. Центральная Азия в меняющейся системе международных отношений // Мир перемен. 2024. №1. С. 68-85.
3. World Migration Report 2022. Geneva // International Organization for Migration. P. 202
4. Ахапкин Н.Ю. Российская экономика в условиях санкционных ограничений: динамика и структурные изменения // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 6. С. 7-25.
5. По данным Росстата, количество прибывших в Россию из стран СНГ в рамках международной миграции снизилось с 662 тыс. (2022 г.) до 491 тыс. (2023 г.) человек.
6. Винокуров Е., Ахунбаев А., Забоев А., Усманов Н. Международный транспортный коридор «Север — Юг»: инвестиционные решения и мягкая инфраструктура. Доклады и рабочие документы 22/2. – Алматы, Москва: Евразийский банк развития. 2022. С. 15.
7. Малахов А., Серик Е., Забоев А. Мониторинг взаимных инвестиций ЕАБР — 2023. Доклады и рабочие документы 23/5. – Алматы: Евразийский банк развития. 2023. С. 26.