Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 2.5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Портанский

Профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, в.н.с. ИМЭМО РАН

29–30 сентября 2021 г. в Питтсбурге (штат Пенсильвания) состоялась первая министерская встреча созданного в июне текущего года Совета ЕС и США по торговле и технологиям (СТТ). Высокопоставленные чиновники с обеих сторон подчеркнули, что Евросоюз и Соединенные Штаты намерены совместно способствовать увеличению трансатлантической торговли и инвестиций, укреплению лидерства в области технологий и промышленности, а также стимулированию инноваций.

Как известно, в период президентства Дональда Трампа отношениям Европы и США был нанесен серьезный урон. Поэтому целью нынешней встречи в Питтсбурге было перевернуть предыдущую неприятную страницу в трансатлантических отношениях. Ради этого ни американцы, ни европейцы решили вообще не вспоминать сложные моменты в своих отношениях за последние 4–5 лет. В беседах в Питтсбурге, судя по материалам прессы по обе стороны Атлантики, даже не был упомянут крупнейший в недавнем прошлом проект двустороннего сотрудничества — Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП).

Приход в Белый дом Джо Байдена не мог не вызвать вздоха облегчения у сторонников укрепления трансатлантических связей как в Старом, так и Новом Свете. Однако на практике избавиться разом от груза недавнего прошлого, к примеру, от проблем во взаимной торговле, не удастся. Оказалось, что наиболее острые вопросы, такие как устранение повышенных пошлин США на металлы и, соответственно, ответных мер ЕС, не вошли в переговорную повестку СТТ в Питтсбурге. Представители Евросоюза в этой связи предупредили, что, если решение не будет найдено к 1 декабря текущего года, ЕС предпримет дополнительное повышение импортных пошлин на популярные американские товары — джинсы, виски, мотоциклы, — что уже вызвало беспокойство среди американских производителей.

Разумеется, не была обделена вниманием на встрече и тема противостояния с Китаем, которая в последние годы является традиционной для переговоров между Вашингтоном и Брюсселем. Обе стороны согласились, что это общая цель Брюсселя и Вашингтона, и СТТ представляет собой структуру для противодействия Поднебесной, в частности, в области новых технологий. Заместитель председателя Еврокомиссии Маргрете Вестагер призвала к «конструктивному» подходу в этом вопросе.

В целом министерская встреча в Питтсбурге подтвердила политическую приверженность США и Брюсселя позитивной повестке в области торговли и технологий, которая отражает общие ценности, включая противостояние авторитаризму.

На встрече отмечен прогресс, достигнутый десятью рабочими группами, созданными президентом Джо Байденом и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен на июньском саммите США — ЕС. Эти группы занимаются решением проблем в таких областях, как климат и зеленые инновации; информационно-коммуникационные технологии; отбор инвестиций; технологические стандарты; злоупотребление технологиями, угрожающими безопасности и правам человека; вопросы глобальной торговли.

Как заявили высокопоставленные представители сторон на первой министерской встрече Совета по торговле и технологиям в Питтсбурге, Соединенные Штаты и Европейский союз обязались работать вместе для увеличения трансатлантической торговли и инвестиций, укрепления своего лидерства в области технологий и промышленности, а также стимулирования инноваций. И это ровно те же цели, которые относительно недавно провозглашались перед ТТИП. В октябре 2018 г. автор этих строк, будучи в Брюсселе, задал вопрос представителю торгового комиссариата Еврокомиссии относительно состояния переговоров по ТТИП, имея в виду, что никаких официальных заявлений о закрытии проекта сделано не было. В ответ было сказано: «Они в состоянии глубокой заморозки». Судя по всему, стороны обоюдно согласились, что выводить партнерство из этого состояния довольно хлопотно, и вместо ТТИП решили запустить СТТ. Препятствий для прогресса нового формата сотрудничества, похоже, нет. Точнее, почти нет, ибо помешать этому прогрессу может возращение Д. Трампа в Белый дом в 2025 г. Но большая часть американцев всё-таки оптимисты, не склонные верить в страшные сны. А имевшиеся ошибки и просчеты в проекте ТТИП, скорее всего, будут учтены.

29–30 сентября 2021 г. в Питтсбурге (штат Пенсильвания) состоялась первая министерская встреча созданного в июне текущего года Совета ЕС и США по торговле и технологиям (СТТ). С американской стороны в ней приняли участие госсекретарь Энтони Блинкен, представитель на международных торговых переговорах Кэтрин Тай, министр торговли Джина Реймондо; с европейской стороны — еврокомиссар по торговле Валдис Домбровскис, заместитель Председателя Еврокомиссии Маргрете Вестагер. Высокопоставленные чиновники с обеих сторон подчеркнули, что Евросоюз и Соединенные Штаты намерены совместно способствовать увеличению трансатлантической торговли и инвестиций, укреплению лидерства в области технологий и промышленности, а также стимулированию инноваций.

Договоренность о встрече была подтверждена лишь за неделю до фактической даты ее проведения. В ЕС были недовольны тем, что в августе Вашингтон принял решение о выводе войск из Афганистана без необходимых консультаций с Брюсселем. Париж был готов добиваться отсрочки встречи, будучи рассержен потерей контракта на строительство подлодок для Австралии после подписания США, Великобританией и Австралией оборонительного пакта AUKUS. Лишь 22 сентября в результате телефонной беседы президентов Дж. Байдена и Э. Макрона даты удалось подтвердить.

Как известно, в период президентства Дональда Трампа отношениям Европы и США был нанесен серьезный урон. Поэтому целью нынешней встречи в Питтсбурге было перевернуть предыдущую неприятную страницу в трансатлантических отношениях. Ради этого ни американцы, ни европейцы решили вообще не вспоминать сложные моменты в своих отношениях за последние 4–5 лет. В беседах в Питтсбурге, судя по материалам прессы по обе стороны Атлантики, даже не был упомянут крупнейший в недавнем прошлом проект двустороннего сотрудничества — Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП). При президенте Б. Обамы этому проекту придавалось поистине эпохальное значение. Достаточно вспомнить известное высказывание недавно побывавшей в Москве Виктории Нуланд, сделанное в ноябре 2013 г. в статусе помощника Госсекретаря США: «Америке нужна сильная Европа, а Европе — сильная Америка. Чем серьезнее трансатлантические и глобальные вызовы, тем важнее, чтобы Соединенные Штаты и Европа отвечали на них вместе». И далее она особо подчеркнула, что «ТТИП — это гораздо больше, чем торговое соглашение. Это политическая и стратегическая ставка, которую мы делаем друг на друга и на наше общее будущее».

После такого заявления ни у кого не оставалось сомнений в дальнейшем поступательном развитии данного партнерства. Проведенные как в Европе, так и в США независимые исследования показали, что реализация ТТИП может принести ежегодное увеличение экономики ЕС на 120 млрд евро, экономики США — на 90 млрд евро; остальному миру — на 100 млрд евро. Разумеется, звучала и критика. В масштабе глобальной экономики ТТИП выглядело как самое амбициозное из трех известных на тот момент мегарегиональных торговых соглашений (МРТС) наряду с Транстихоокеанским партнерством (ТТП) и Всеобъемлющим региональным экономическим партнерством (ВРЭП). Доля ТТИП в глобальном ВВП оценивалась в 50%, а в мировой торговле — не менее 40%.

Однако с начала 2016 г. ряд европейских политиков один за другим высказали озабоченность последствиями ТТИП для стран ЕС. В частности, они отметили необходимость серьезных корректировок, что не нашло должного отклика по другую сторону Атлантики. В мае 2016 г. довольно жесткое заявление сделал французский президент Франсуа Олланд, подчеркнув, что он никогда не примет сделку в ее нынешнем виде, ибо содержащиеся в проекте документа положения противоречат интересам Франции и других стран Европы. В частности, по словам Ф. Олланда, это касалось сферы сельского хозяйства, культуры и некоторых других областей. Особая озабоченность европейских критиков ТТИП была связана с появлением новой институциональной структуры в рамках партнерства — органа по разрешению споров инвесторов, функционирование которого было бы чревато рисками обезоруживания малых государств ЕС перед натиском крупных американских корпораций. С серьезными оговорками по проекту ТТИП выступил тогдашний председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

Перспективы ТТИП резко осложнил Brexit — Лондон оставался опорой Вашингтона в Евросоюзе во многих политических начинаниях, хотя бывший премьер Дэвид Кэмерон тоже высказывал критику в отношении ТТИП. В течение первой половины 2016 г. в странах ЕС прокатились массовые протесты против заключения ТТИП, ключевую роль в которых сыграли активисты Greenpeace.

Но самый драматический момент случился в конце августа 2016 г., когда из Германии пришла сенсационная новость: вице-канцлер и министр экономики Зигмар Габриэль заявил в интервью радиостанции ZDF, что переговоры между США и ЕС о ТТИП по существу провалились, хотя никто реально в этом не признается. Как выяснилось из сказанного вице-канцлером, в действительности до конца не был согласован текст ни одной из 27 глав проекта соглашения. Наименьший прогресс был достигнут в области субсидий, энергетики, сырьевых товаров, торговли текстилем, антикоррупционных норм и в институциональной сфере. Кроме того, Брюссель требовал договоренности о регулировании финансовых рынков, доступа к американскому рынку правительственных закупок. Отдельные страны ЕС сохраняли высокую озабоченность сферой географических указаний, связанных, в частности, с такими всемирно известными брендами, как «Шампанское», «Пармезан», «Фета» и др.

Обнародованные З. Габриэлем сведения о ходе переговоров, разумеется, нанесли удар по проекту. Оптимистические прогнозы относительно подписания документа в 2016 г. рухнули. Но это вовсе не означало пересмотра принципиального курса на продолжение переговоров по партнерству — слишком серьезна и высока была изначальная ставка на трансатлантический проект. В условиях новых вызовов, главный из которых рост влияния в мире Китая, сохранение формировавшихся десятилетиями основ трансатлантического сообщества и его лидерских позиций в мире оставалось ключевой стратегической задачей. И проект ТТИП наряду с ТТП как раз были призваны обеспечить ее решение.

Ситуация кардинально изменилась с приходом в Белый дом президента Д. Трампа. Еще во время своей избирательной кампании он не скрывал, какой линии намерен придерживаться в отношении Европы в случае победы на президентских выборах. По свидетельству посла США в Брюсселе Энтони Гарднера, осенью 2016 г. советники Д. Трампа бесцеремонно опрашивали по телефону представителей ЕС о том, какая страна последует за Британией на выход из Евросоюза. Беседы, естественно, быстро стали известны в офисах Еврокомиссии и вызвали бурю негодования. После своего избрания Д. Трамп неоднократно заявлял, что отныне Америка намерена строить с государствами Европы двусторонние отношения и пытался склонить к этому некоторых европейских лидеров, однако получил серьезную отповедь на этот счет от канцлера Ангелы Меркель, которая была вынуждена растолковать 45-му президенту США, как устроен Евросоюз.

Зачастую Д. Трамп даже не считал нужным скрывать своего пренебрежительного отношения к ЕС, о чем свидетельствовало, к примеру, одно из его скандальных высказываний: «Евросоюз, возможно, так же вреден, как и Китай, разве что он поменьше». ЕС наряду с НАТО и ВТО Д. Трамп считал изначально вредными для Америки проектами, видимо, позабыв (или не зная), что все они создавались при активной поддержке США.

Несмотря на то, что Европа всегда считалась ближайшим торгово-экономическим партнером США, ей не удалось уберечься от протекционистских атак со стороны администрации Д. Трампа. С 1 июня 2018 г. Вашингтоном в нарушение правил ВТО были введены повышенные импортные таможенные пошлины на металлы из Евросоюза, Канады и некоторых других стран — 25% на сталь и 10% на алюминий, что вызвало крайнее раздражение в Брюсселе и Оттаве.

Европейцы вполне отдавали себе отчет в том, насколько уже изменилась ситуация в Трансатлантическом сообществе, и что в дальнейшем она может ухудшиться еще больше. Тревогу на этот счет достаточно откровенно выразил после саммита G7, проведенного в Канаде в июне 2018 г., председатель Европейского совета Дональд Туск, слова которого цитировала пресса: «У него есть метод, и он серьезен в своей миссии против основанного на правилах международного порядка... Фактически Трамп объявил поход против того, что мы отстаиваем». И далее Д. Туск добавил, что европейцы должны быть готовы к «худшим сценариям» в связи с быстрой деградацией отношений с США при президенте Д. Трампе, который представляет угрозу сформировавшимся в послевоенный период западным альянсам.

В том же духе высказался в феврале 2019 г. на российско-французском семинаре в Москве бывший министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин, отметив, что после окончания Второй мировой войны США строили свою политику в интересах всего человечества, но с приходом новой американской администрации ситуация изменилась. И в этих условиях Европа, оставаясь историческим союзником Соединенных Штатов, не должна «равняться» на них во всем. «В принятии ключевых решений европейцам следует рассчитывать прежде всего на самих себя», — подчеркнул министр. Если вспомнить, что Д. Трамп сохранял шансы на второй срок в Белом доме вплоть до завершения президентской гонки в 2020 г., то подобную взволнованность европейцев относительно ближайшего будущего можно было понять.

Приход в Белый дом Джо Байдена не мог не вызвать вздоха облегчения у сторонников укрепления трансатлантических связей как в Старом, так и в Новом Свете. Однако на практике избавиться разом от груза недавнего прошлого, к примеру, от проблем во взаимной торговле, не удастся. Оказалось, что наиболее острые вопросы, такие как устранение повышенных пошлин США на металлы и, соответственно, ответных мер ЕС, не вошли в переговорную повестку СТТ в Питтсбурге. Представители Евросоюза в этой связи предупредили, что, если решение не будет найдено к 1 декабря текущего года, ЕС предпримет дополнительное повышение импортных пошлин на популярные американские товары — джинсы, виски, мотоциклы, — что уже вызвало беспокойство среди американских производителей. Соответствующий сигнал от американского бизнеса был послан торговому представителю Кэтрин Тай. По мнению торгового комиссара ЕС Валдиса Домбровскиса, диалог на эту тему продвинулся, однако мнения о путях достижения цели остаются различными.

Разумеется, не была обделена вниманием на встрече и тема противостояния с Китаем, которая в последние годы является традиционной для переговоров между Вашингтоном и Брюсселем. Обе стороны согласились, что это общая цель Брюсселя и Вашингтона, и СТТ представляет собой структуру для противодействия Поднебесной, в частности, в области новых технологий. Заместитель председателя Еврокомиссии Маргрете Вестагер призвала к «конструктивному» подходу в этом вопросе.

В целом министерская встреча в Питтсбурге подтвердила политическую приверженность США и Брюсселя позитивной повестке дня в области торговли и технологий, которая отражает общие ценности, включая противостояние авторитаризму.

На встрече отмечен прогресс, достигнутый десятью рабочими группами, созданными президентом Джо Байденом и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен на июньском саммите США-ЕС. Эти группы занимаются решением проблем в таких областях, как климат и зеленые инновации; информационно-коммуникационные технологии; отбор инвестиций; технологические стандарты; злоупотребление технологиями, угрожающими безопасности и правам человека; вопросы глобальной торговли.

Как заявили высокопоставленные представители сторон на первой министерской встрече Совета по торговле и технологиям в Питтсбурге, Соединенные Штаты и Европейский союз обязались работать вместе для увеличения трансатлантической торговли и инвестиций, укрепления своего лидерства в области технологий и промышленности, а также стимулирования инноваций. И это ровно те же цели, которые относительно недавно провозглашались перед ТТИП. В октябре 2018 г. автор этих строк, будучи в Брюсселе, задал вопрос представителю торгового комиссариата Еврокомиссии относительно состояния переговоров по ТТИП, имея в виду, что никаких официальных заявлений о закрытии проекта сделано не было. В ответ было сказано: «Они в состоянии глубокой заморозки». Судя по всему, стороны обоюдно согласились, что выводить партнерство из этого состояния довольно хлопотно, и вместо ТТИП решили запустить СТТ. Препятствий для прогресса нового формата сотрудничества, похоже, нет. Точнее, почти нет, ибо помешать этому прогрессу может возращение Д. Трампа в Белый дом в 2025 г. Но большая часть американцев всё-таки оптимисты, не склонные верить в страшные сны. А имевшиеся ошибки и просчеты в проекте ТТИП, скорее всего, будут учтены.


(Голосов: 8, Рейтинг: 2.5)
 (8 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся