Европейская комиссия начала официальное расследование в отношении корпорации «Гугл» с целью выяснить, не нарушают ли операционные системы, программные приложения и услуги компании антимонопольное законодательство ЕС. Еврокомиссия пытается установить наличие антиконкурентной составляющей в корпоративной идеологии «Гугл», а также выявить факты злоупотребления компанией своим доминирующим положением на европейском коммерческом рынке.
Европейская комиссия начала официальное расследование в отношении корпорации «Гугл» с целью выяснить, не нарушают ли операционные системы, программные приложения и услуги компании антимонопольное законодательство ЕС. Еврокомиссия пытается установить наличие антиконкурентной составляющей в корпоративной идеологии «Гугл», а также выявить факты злоупотребления компанией своим доминирующим положением на европейском коммерческом рынке. Официальное расследование длится уже пять лет, причем ЕС озабочен в первую очередь ведущими позициями «Гугл» в сфере поисковой рекламы (на настоящий момент «Гугл» контролирует 95% рынка в ЕС). На текущем этапе три основные вопроса расследования можно сформулировать следующим образом:
1. Препятствует ли «Гугл» развитию мобильных приложений конкурентов и доступу к ним, используя незаконные меры воздействия?
2. Предпринимает ли «Гугл» попытки помешать производителям смартфонов и планшетов разрабатывать и продвигать на рынке усовершенствованные версии ОС, которые могли бы конкурировать с Android?
3. Препятствует ли «Гугл» каким-либо незаконным образом разработкам программных приложений и услуг конкурентов за счет того, что связывает или объединяет некоторые из этих приложений и услуг с другими интерфейсами, монопольные права на которые принадлежат компании «Гугл»?
Компания «Гугл» всегда отвергала подобные обвинения, громко заявляя о том, что « “Гугл” не является дверью в Интернет» и что утверждения о «продвижении компанией “Гугл” собственной продукции в ущерб конкурентам» не имеют под собой оснований. Последнее утверждение носит несколько сюрреалистический характер, и здравомыслящим аналитикам, изучающих коммерческую деятельность в Европе, остается только дружно качать головами.
Компании, деятельность которых сосредоточена на Интернете, на мой взгляд, принято несколько перехваливать. Как бы они ни назывались — платформы социальных сетей, интернет-провайдеры, поставщики мобильных приложений или как-то еще (существует множество замысловатых полутехнических названий для этого явления), реальная суть всех этих структур, одной из которых является и «Гугл», проста. Это БИЗНЕС. Цель бизнеса — добиться успеха. Чем выше успех и больше преимущества, тем лучше. Это по умолчанию подразумевает стремление к доминированию: то есть существование каких-то конкурентов и соперников допускается, но их наличие никогда не перерастает в серьезную проблему и не угрожает базовым интересам компании. «Интернет-компании» многие годы культивировали собственный имидж, акцентируя внимание на таких понятиях, как свобода, доступ, информация и взаимосвязанность. У нас в Америке есть идиома: «пить "Кулэйд"» — то есть покупаться на собственную пропаганду. Корпорации вроде «Гугл» и «Майкрософт» всегда с энтузиазмом велись на собственную рекламу, пребывая в непоколебимой уверенности, что они — это не просто бизнес, а нечто гораздо большее, что они особенно ценны и значимы для роста и функционирования свободных сообществ во всем мире. Замечательный и достойный дальнейшей разработки корпоративный имидж. Столь же замечательный, сколь и неточный.
До тех пор пока «Гугл» или «Майкрософт» доминировали каждый на своем рынке, им было легко рассуждать на тему того, что «мы не просто бизнес». Расследования вроде того, которое проводится сейчас в ЕС, поставили этот миф под сомнение. Наиболее естественное первое побуждение – желание все отрицать. Однако давайте попробуем более объективно разобраться в заявлениях «Гугл». Итак, «Гугл» — «интернет-компания», приложившая немало усилий для того, чтобы стать поисковой системой, которая первой приходит на ум любому, кто хочет зайти в сеть Интернет — не желает, чтобы ее считали «дверью в Интернет»? Разумеется, желает. Думать иначе было бы просто нелепо. Далее. Неужели по мере роста успеха компании и появления у нее новых и разнообразных холдингов, услуг, продуктов и приложений она не захочет попытаться продвигать эти продукты и услуги в ущерб своим конкурентам? Разумеется, захочет. В противном случае, если допустить, что глава компании сказал правду, то это будет означать, что «Гугл» в буквальном смысле отрекся от фундаментальной аксиомы, которая лежит в основе любого бизнеса и капитализма в целом. И, следовательно, компания «Гугл» борется с самой собой. Какая версия представляется более правдоподобной: «Гугл», действующий в ущерб собственным интересам, или «Гугл», который выступает против возможных соперников и конкурентов? Трудно придумать более риторический вопрос.
Из этого вытекает тот самый философский вопрос о природе коммерции, на который современный мир так и не нашел единого ответа: КТО ИМЕННО несет ответственность за обеспечение высокого уровня конкуренции и разнообразия на рынке? Является ли это задачей государственных контрольно-ревизионных органов, так как на бизнес по определению нельзя возлагать ответственность за развитие настоящей конкурентной среды и обеспечение многообразия выбора? Или это должен быть практически «стихийный» процесс, в каком-то смысле развивающийся по дарвиновской модели, в рамках которой выживают лишь лучшие идеи, продукты и организации, обеспечивающие потребителей оптимальным выбором? Америка не раз с гордостью заявляла о своей приверженности второму варианту (хотя при более пристальном изучении американской экономики в этом тезисе можно усомниться), в то время как Европа достаточно твердо придерживается первой парадигмы. Собственно говоря, эта дилемма подспудно присутствует и в расследовании, проводимом ЕС в отношении компании «Гугл». С одной стороны, «Гугл» пытается сохранить и утвердить имидж доброго и благодушного Голиафа. Не разбойник, вредящий рынку и потребителям, а этакий милостивый великан, которого следует поблагодарить за проделанную работу и оставить в покое. С другой стороны, ЕС также пытается культивировать собственную репутацию защитника народа и гаранта истинной коммерческой свободы и доказать, что представляет собой не чрезмерно навязчивую бюрократическую систему, добрые намерения которой ведут лишь к замедлению экономического роста, а структуру, обеспечивающую эффективное функционирование рынка на основе принципов справедливой торговли.
Ирония ситуации заключается в том, что перед нами битва двух Голиафов – Голиафа коммерческого и Голиафа политического, КАЖДЫЙ из которых пытается выставить себя Давидом, борющимся с несправедливостью. Будьте осторожны, европейцы: когда оба заинтересованных игрока с бездонными карманами, причитают: «Горе мне!», проблемы ждут именно вас.