Идет второй год войны на Ближнем Востоке. Положение Израиля сложное, даже несмотря на все его виртуальные и реальные победы, о которых израильское руководство и военное командование неустанно заявляют.
Главная проблема заключается в том, что рано или поздно Израиль встанет перед стратегическим выбором, когда придется определять свой дальнейший исторический путь: остаться с деградирующим коллективным Западом или отреагировать на все более укрепляющееся, растущее влияние глобального Юга, активно взаимодействующего с форматом БРИКС. Иными словами, существует вероятность того, что будущий Израиль окажется вынужденным «подать заявку» на то, чтобы стать важным компонентом и мирового большинства.
Позиция США в том, что касается поддержки Израиля и его действий, не должна создавать иллюзий: Вашингтон целиком и полностью сочувствует Иерусалиму при любой администрации, даже если в какие-то моменты истории американскую дипломатию тянет на миротворчество. Соединенные Штаты только рады, поощряя на бой своего стратегического союзника. При новой администрации Д. Трампа в этом плане мало что изменится.
В целом динамика деконфликтинга на Ближнем Востоке очень скоро после объявления «сделки века» и запуска Авраамических соглашений застопорилась, а надежды на партнерство со странами Персидского залива (ОАЭ, Бахрейн) и нормализацию отношений с Саудовской Аравией по большому счету не оправдались. Получат ли Авраамические соглашения продолжение истории вслед за приходом в Овальный кабинет Д. Трампа с его энергичной командой? Вполне возможно. Но результата все равно не будет.
Предлагается четко усвоить два момента:
Во-первых, надо исправить историческую несправедливость в отношении палестинского народа;
Во-вторых, если этого не сделать, насилие продолжится, и конфликт будет перманентным.
Отсюда можно сделать следующие выводы.
Вывод первый. Ставка Израиля и его главного союзника США на силу обречена на неудачу — ни для Ближнего Востока, ни для самого Израиля результат не будет успешным. Скорее всего, жизнь в обстановке перманентного насилия принесет Израилю массу новых проблем и вызовов. Это не только экономические и социальные проблемы, эрозия идеологических скреп, но и трудности в отношениях с его союзниками.
Вывод второй. Выход из ситуации — движение Израиля в ряды мирового большинства. Было бы ошибкой препятствовать такому движению, не поддержать его, априори вычеркивать из этого списка. Важно, чтобы Израиль стал органичной частью неконфликтного пространства. Ради этого ему следует оставить в стороне свои претензии на исключительно лидирующие, наставнические позиции.
Какой выход видится для Израиля из нынешней драматической ситуации? Это переход к политике взаимоуважительных отношений с регионом и миром, а также взаимовыгодному сотрудничеству, при котором оселком становятся отношения партнерства между Государством Израиль и Государством Палестина. Гарантией надежности таких отношений будет платформа БРИКС или «БРИКС плюс».
Да, сегодня Израиль — это далеко не БРИКС, но значение его движения к основополагающим ценностям этой платформы, осознанию жизненно важных для него преимуществ участия в формировании «более справедливого, демократического и сбалансированного многополярного миропорядка» несомненно. Чем скорее в израильском руководстве и обществе это осознают, тем скорее поблекнут надежды на выгоду от ложных обещаний американских корыстолюбцев, разжигающих войны и обманывающих народы и страны дутым миротворчеством.
Идет второй год войны на Ближнем Востоке. Положение Израиля сложное, даже несмотря на все его виртуальные и реальные победы, о которых израильское руководство и военное командование неустанно заявляют.
Главная проблема заключается в том, что рано или поздно Израиль встанет перед стратегическим выбором, когда придется определять свой дальнейший исторический путь: остаться с деградирующим коллективным Западом или отреагировать на все более укрепляющееся, растущее влияние глобального Юга, активно взаимодействующего с форматом БРИКС. Иными словами, существует вероятность того, что будущий Израиль окажется вынужденным «подать заявку» на то, чтобы стать важным компонентом мирового большинства.
Разумеется, это произойдет не завтра и не послезавтра. Ставка Б. Нетаньяху на силу еще не исчерпала свой ресурс. Она, на его взгляд, безальтернативна, и это проявилось еще два с половиной года назад, до трагедии 7 октября, когда в феврале 2023 г. палестинская деревня Хавара к югу от Наблуса на Западном берегу р. Иордан запылала после погрома, устроенного еврейскими поселенцами.
Сегодня Б. Нетаньяху, его министры и генералы, широкая публика Израиля пребывают в состоянии эйфории, полные решимости разгромить врага. Нет необходимости повторять, кто этот враг, а также на каких фронтах Израиль ведет войну, не только защищая себя, но и спасая, как амбициозно заявляет премьер-министр, «человеческую цивилизацию». И реально помешать ему «сражаться» никто не в состоянии. Желания у мирового сообщества ввязываться в эти дела как-то не заметно. 28 октября 2024 г. Кнессет Израиля 92 голосами против 10 принял закон о запрете деятельности на израильской территории агентства БАПОР, чья роль в оказании гуманитарной помощи палестинцам незаменима. Принял — и жизнь пошла дальше.
Позиция США по Израилю и его действиям, не должна создавать иллюзий: Вашингтон целиком и полностью сочувствует еврейскому государству при любой администрации, даже если в какие-то моменты истории американскую дипломатию тянет на миротворчество.
В ближайший период нам предстоит лицезреть продолжение нынешней ближневосточной трагедии, когда совершаются не вписывающиеся ни в какие правила военные действия на фронте противостояния Израиля с ХАМАС и Хезболлой, когда антигуманность поведения сторон зашкаливает. Израиль и Иран обмениваются острыми болезненными ударами, предупреждая своего врага — с чего бы это? — перед тем, как нанести удар по его территории. Разве кто-либо может гарантировать, что не откроется вдруг сирийский фронт мощного подавления Израилем каналов связи Ирана с Хезболлой, что в среде «братьев-мусульман» в Иордании не появятся отряды шахидов, что Западный берег р. Иордан не взорвется, что международный терроризм не попытается обрести второе дыхание?
Тем не менее рано или поздно Б. Нетаньяху, которому не так давно исполнилось 75 лет, предстоит держать ответ за сделанное. Ближайшая возможность для этого — выборы в Кнессет 27 октября 2026 г. К этому времени израильское общество вполне созреет для того, чтобы оценить плюсы и минусы политики избранного им правительства. Хотя сегодня наблюдается полная эйфория победы, обязательно наступит время, когда проявит себя динамично формирующийся раскол внутри израильского общества между светским либеральным сионизмом и радикальным консервативно-религиозным сионизмом. Этот раскол неизбежно отразится на геополитических процессах и вопросе о суверенитете государства.
Отвлечемся на секунду и посмотрим на общемировую схему противостояния коллективного Запада и глобального Юга. Ее суть в том, что транснациональные силы — корпорации и финансовые структуры —противостоят национальным государствам, уничтожая их суверенитет и захватывая ресурсы. Украина здесь характерный пример. Страна потеряла свой суверенитет, живет на подачки Запада и к тому же превращена США и его союзниками в антироссийский таран.
Но как выглядит на этом фоне Израиль, а конкретно правительственная коалиция во главе с Б. Нетаньяху с партнерами в лице И. Бен-Гвира и его команды? Для них Израиль — это осажденная крепость, и ее защитники готовы даже спорить с гегемоном в Белом доме, отстаивая свое право полностью уничтожить врага и аннексировать занятые им земли. Не надо преувеличивать значение для будущего Израиля внутренних споров в правящей коалиции, включая отставку министра обороны Й. Галанта, назначение на его место И. Каца и приход к руководству израильским МИД Г. Саара.
Споры спорами, а на деле Вашингтон только рад и потирает руки, поощряя на бой своего стратегического союзника. При новой администрации Д. Трампа в этом плане мало что изменится. Ведь конечная цель такой политики США — замкнуть цепь военных блоков вокруг «оси зла» (Китая, России, КНДР, Ирана, Сирии и т.д.), сформировать ближневосточный блок НАТО, который должен располагаться между AUKUS и Североатлантическим альянсом, связывая эти военные образования в некое «кольцо анаконды».
Когда Б. Нетаньяху выступает с трибуны нынешней 79-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке (27 сентября 2024 г.) и демонстрирует картинки, на одной из которых четко и ярко представлена область «стран Благословения», а на другой черным изображена зона «стран Проклятия» с Ираном в центре, то это уж очень похоже на «план будущего Армагеддона», прекрасное продолжение представлявшейся в свое время в исполнении президента США Р. Рейгана схемы «оси зла».
Следует еще раз подчеркнуть, что американцы по-крупному сочувствуют «делу Израиля». Они будут помогать ему при любой администрации, будь то война или миротворчество. Без этого Америка не может существовать. Вся история современной ближневосточной политики США — это череда военных интервенций, смена армад авианосцев с последующим выдвижением «мирных планов». Их авторы хорошо известны — У. Роджерс, Г. Киссинджер, Дж. Шульц, Р. Мэрфи, Дж. Бейкер, Д. Росс, К. Райс и т.д. Точно так же как и список географических «реперных точек» — Кэмп-Дэвид, Мадрид, Осло, Уай-Плантейшн, Вашингтон, Таба, Шарм аш-Шейх, Аннаполис и др. Возможно, что-то и упущено…
О «сделке века» Д. Трампа и об Авраамических соглашениях стоит сказать отдельно. В январе 2025 г. «сделке века» исполняется пять лет. Полное название этой очередной американской инициативы — «Мир во имя процветания. Видение того, как улучшить жизнь палестинцев и израильтян». План, состоящих из 180 страниц, разделенных на экономическую и политическую части, был опубликован 28 января 2020 г. В документе содержится 23 раздела, покрывающих широкий спектр проблем: статус Иерусалима, вопросы безопасности, сектор Газа и беженцы. К этому стоит добавить много карт, комментариев и т.д. Казалось бы, чем не основа для переговоров? Тем более без стеснения говорится о взаимном признании двух государств, о четырехлетней заморозке поселенческого строительства на территориях, которые будут признаны палестинскими. Отдельно нужно обратить внимание на выделение 50 млрд долл. «на карманные расходы» в качестве финансовой поддержки экономических проектов в рамках урегулирования, включающих строительство скоростной железной дороги и туннеля между Западным берегом р. Иордан и Сектором Газа, индустриальной зоны и т.д. Но дело не пошло. В том числе, поскольку Иерусалим США признали столицей Израиля, а «палестинский Восточный Иерусалим» американской волей был «перенесен» за разделительную стену. Предполагалась еще и аннексия Израилем порядка 30% территории Западного берега р. Иордан.
Спустя короткое время американцы сделали «рывок» в направлении примирения арабского мира с Израилем, но «мыльный пузырь» опять лопнул. Марокко, «восхитившись» признанием со стороны США Западной Сахары марокканской, бросилось в объятия Израиля — хотя разве нужно с Вашингтоном решать западносахарский спор? Может быть, это нужно делать все-таки с непосредственными участниками конфликта?
В январе 2021 г. Судан установил дипломатические отношения с Израилем в обмен на исключение себя из американского списка спонсоров терроризма и решение долговых проблем. Но «счастье оказалось не долгим» — в результате военного переворота в апреле 2023 г. перспектива судано-израильского сближения поблекла.
В целом динамика деконфликтинга на Ближнем Востоке очень скоро после объявления «сделки века» и запуска Авраамических соглашений застопорилась, а надежды на партнерство со странами Персидского залива (ОАЭ, Бахрейн) и нормализацию отношений с Саудовской Аравией по большому счету не оправдались. Получат ли Авраамические соглашения продолжение истории вслед за приходом в Овальный кабинет Д. Трампа с его энергичной командой? Вполне возможно. Однако результата все равно не будет.
Центральная причина заключается в отсутствии решения палестинской проблемы, но не просто решения, а того, о котором сказано в выступлении президента России В. Путина на пленарном заседании XVI саммита БРИКС в формате «аутрич» / «БРИКС плюс» в Казани 24 октября 2024 г.: «Само урегулирование должно быть достигнуто на общепризнанной международно-правовой базе, что впрямую предусматривает создание независимого палестинского государства, мирно сосуществующего с Израилем». И далее, что крайне важно: «Исправление исторической несправедливости по отношению к палестинскому народу может дать гарантию мира на Ближнем Востоке. До тех пор, пока этот вопрос не решен, порочный круг насилия разорвать не удастся. Люди так и будут жить в атмосфере перманентного кризиса с неизбежными рецидивами масштабного насилия».
Иными словами, предлагается четко усвоить два момента:
Во-первых, надо исправить историческую несправедливость в отношении палестинского народа.
Во-вторых, если этого не сделать, насилие продолжится, и конфликт будет перманентным.
Отсюда можно сделать следующие выводы.
Вывод первый. Ставка Израиля и его главного союзника США на силу обречена на неудачу. Ни для Ближнего Востока, ни для самого Израиля результат не будет успешным. Скорее всего, жизнь в обстановке перманентного насилия принесет Израилю массу новых проблем и вызовов. Это не только экономические и социальные проблемы, эрозия идеологических скреп, но и трудности в отношениях с его союзниками.
Вывод второй. Выход из ситуации — в движении Израиля в ряды мирового большинства. Было бы ошибкой препятствовать такому движению, не поддержать его и априори вычеркивать из этого списка. Важно, чтобы Израиль стал органичной частью неконфликтного пространства. Ради этого ему следует оставить в стороне свои претензии на исключительно лидирующие, наставнические позиции. Если, к примеру, мы говорим о достижениях Израиля в области высоких технологий, то это вовсе не означает, что арабские страны Персидского залива должны выстраиваться в очередь, чтобы направлять свои финансовые ресурсы именно в израильский хай-тек. Вместо этого, нужно укреплять национальные основы высокотехнологических секторов своей экономики с использованием израильских достижений.
Вспомним проходившую ровно 30 лет назад (октябрь 1994 г.) в Касабланке конференцию в формате МЕНА по экономическому развитию и сотрудничеству на Ближнем Востоке. Тогда израильская делегация представила на рассмотрение участников форума многостраничный фолиант проектов на многомиллиардную сумму, в том числе в таких областях, как энергетика, инфраструктура, водные ресурсы, решение задач в интересах преодоления дефицита пресной воды в зоне арабо-израильского конфликта. При этом в части финансирования дорогостоящих проектов взор был обращен как раз на арабские монархии Персидского залива. На что те логично отреагировали, а почему, собственно, туда они должны вкладывать средства: лишних денег не имеется!
Характерно, что сегодня такие же завышенные ожидания американцы и израильтяне демонстрируют в том, что касается создания неких транспортных коридоров из Мумбая в Европу через израильскую Хайфу. Тут и современные порты, и скоростные железные дороги, и развитая грузоперевалочная инфраструктура. Каких только ярких картин не демонстрировал миру Б. Нетаньяху, в том числе с трибуны Генассамблеи ООН! И что? При той роли, которую сегодня играет Израиль, и том месте, которое он сегодня занимает в региональной геополитике, однозначно ничего не получится.
Стоит привести две цитаты из переписки российских руководителей 1990-х гг. с премьер-министром Израиля И. Рабиным, посетившим Россию с официальным визитом в апреле 1994 г. Оценивая полгода спустя итоги этого визита, председатель правительства Российской Федерации В. Черномырдин писал: «Уже сегодня созданы предпосылки для того, чтобы приступить к разработке основ будущего переустройства Ближнего Востока, превращения его из зоны хронической конфронтации в регион международного сотрудничества» [1]. В своем послании на имя И. Рабина он не преминул указать на большой интерес, с которым Россия относится к созыву МЕНА-форума в Касабланке. В аналогичном послании президента России Б. Ельцина на имя И. Рабина особо отмечено намерение Государства Израиль играть в его проведении активную роль: «Полностью поддерживаем усилия, направленные на превращение Ближнего Востока в регион мира, процветания и равноправного экономического сотрудничества» [2]. Теперь позволительно спросить, действительно ли в Авраамических соглашениях Д. Трампа содержалась та столь широко разрекламированная перспектива, которую нельзя было за четверть века до этого реализовать в полной мере? Тем более, если учесть, что в очень короткие сроки весь это «мыльный пузырь» Авраамических договоренностей фактически лопнул, США, Израиль и ОАЭ якобы осуществляют некие «секретные контакты» по вопросу восстановления разрушенного до основания Сектора Газа, а французы лихо собирают миллиард евро на спасение Ливана. Все это без какой-либо надежды на справедливое решение палестинской проблемы. Вот так и выглядит «процветающий Ближний Восток», конструируемый коллективным Западом вместе с Израилем.
Какой выход для Израиля из нынешней драматической ситуации? Это переход к политике взаимоуважительных отношений с регионом и миром, взаимовыгодному сотрудничеству, при котором оселком становятся отношения партнерства между Государством Израиль и Государством Палестина. Гарантией надежности таких отношений будет платформа БРИКС или «БРИКС плюс».
Да, сегодня Израиль — это далеко не БРИКС. Но значение его движения к основополагающим ценностям этой платформы, осознанию жизненно важных для него преимуществ участия в формировании «более справедливого, демократического и сбалансированного многополярного миропорядка» несомненно. Чем скорее в израильском руководстве и обществе это осознают, тем скорее поблекнут надежды на выгоду от ложных обещаний американских корыстолюбцев, разжигающих войны и обманывающих народы и страны дутым миротворчеством.
Для начала пусть в Израиле читают внимательно, с карандашом в руках документ под названием «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности». Если короче — Казанскую декларацию XVI саммита БРИКС. Документ того стоит.
1. Письмо председателя Правительства Российской Федерации В. С. Черномырдина на имя премьер-министра Израиля И. Рабина 24 октября1994 г. АВП РФ, ф. 89, о. 47, д. 2, п. 62, л. 46-47.
2. Письмо президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина на имя премьер-министра Израиля И. Рабина 25 октября 1994 г., АВП РФ, ф. 89, о. 47, д. 2, п. 62, л. 49а-50.