Этика ИИ в авангарде мировой повестки
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.86) |
(7 голосов) |
К.ю.н., управляющий директор Центра регулирования AI ПАО Сбербанк
В рамках 41-й сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которая прошла в Париже в ноябре этого года, 193 страны пришли к консенсусу относительно общих принципов этики искусственного интеллекта (ИИ) и приняли исторический документ — первое глобальное соглашение по этике ИИ. Путь к достижению компромисса был непростым — процедура подготовки документа заняла два года и сопровождалась бурными дискуссиями делегатов.
Россия была одной из активных участниц процесса разработки Рекомендации по этике ИИ (Recommendation on the Ethics of Artificial Intelligence) и инициировала обсуждения целого ряда вопросов в этой сфере. Российская делегация включала в себя не только дипломатов, но и представителей науки и разработчиков ИИ. Для выработки позиции по документу даже был создан отдельный комитет по вопросам этики ИИ при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
Одна из главных целей Рекомендации — предоставить универсальную базу принципов, которыми государства могли бы руководствоваться при формулировании своего законодательства (например, соразмерность и непричинение вреда; безопасность и защищенность; справедливость и недискриминация и т.д.).
С одной стороны, все эти положения выглядят крайне позитивно, отражая большое количество различных рисков и проблем. Одновременно с этим нельзя не признать, что документ, на наш взгляд, имеет ряд противоречий. Это обсуждали эксперты, об этом заявили в той или иной форме Россия и Китай. Что можно отнести к ним?
Во-первых, несмотря на рекомендательный характер, ряд положений документа имеет прямое указание на его нормативную направленность. Во-вторых, можно увидеть явное сходство Рекомендации с европейскими документами в сфере ИИ. Нельзя не учитывать, что среди подписантов Рекомендации сейчас присутствуют практически все страны мира. Очевидно, что полностью отождествить актуальность европейской повестки в сфере ИИ с интересами, например, небольших африканских стран, практически не имеющих своих разработок в сфере ИИ, было бы преждевременно. В-третьих, как сошлись во мнении российские эксперты, Рекомендация в значительно меньшей степени посвящена вопросам этики (среди которых часто называют безопасность работы систем ИИ, обеспечение недискриминации, риск-ориентированному подходу и др.), нежели созданию механизмов контроля. Действительно, Рекомендация сфокусирована на создании сложного комплекса различного рода инструментов мониторинга и оценки СИИ (более 20 процедур) как на государственном уровне, так и на уровне частных компаний.
Рекомендация ЮНЕСКО — это международный документ, к тому же написанный в «европейском» стиле. В нем скрупулёзно собраны практически все возможные размышления и идеи о регулировании технологий ИИ. В такой ситуации практическим осмыслением их реализуемости пришлось неизбежно пожертвовать. ЮНЕСКО адресует всем возможным участникам рынка ИИ (прежде всего государствам) десятки и сотни требований-рекомендаций. В таком контексте не покидает ощущение того, что именно Россия и Китай поступили наиболее дальновидно, сразу обозначив мировому сообществу наличие национальных и более практических документов в сфере этики ИИ.
В рамках 41-й сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которая прошла в Париже в ноябре этого года, 193 страны пришли к консенсусу относительно общих принципов этики искусственного интеллекта (ИИ) и приняли исторический документ — первое глобальное соглашение по этике ИИ. Путь к достижению компромисса был непростым — процедура подготовки документа заняла два года и сопровождалась бурными дискуссиями делегатов.
Россия была одной из активных участниц процесса разработки Рекомендации по этике ИИ (Recommendation on the Ethics of Artificial Intelligence) и инициировала обсуждения целого ряда вопросов в этой сфере. Российская делегация включала в себя не только дипломатов, но и представителей науки и разработчиков ИИ. Для выработки позиции по документу даже был создан отдельный комитет по вопросам этики ИИ при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
Этические и правовые вопросы искусственного интеллекта
Рекомендация по этике ИИ
Текст Рекомендации по этике ИИ (далее — Рекомендация) получился достаточно объемным и включает в себя 141 пункт. Стоит отметить, что в среднем корпоративные этические документы в сфере ИИ сформулированы в виде 5–7 конкретных принципов, а Рекомендации Совета ОЭСР по искусственному интеллекту имеет чуть больше 20 пунктов.
Рекомендация позиционируется ЮНЕСКО как инструмент «мягкого права» и не носит обязательный характер. В документе сформулированы ценностные установки и принципы деятельности в сфере ИИ, которые должны соблюдаться всеми заинтересованными сторонами на протяжении всего жизненного цикла систем искусственного интеллекта (СИИ) и поощряться путем внесения изменений в действующее законодательство, принятия новых нормативных актов, а также руководящих принципов предпринимательской деятельности.
В число ценностных установок входят:
-
Уважение, защита и поощрение человеческого достоинства, прав человека и основных свобод. Подразумевается, что на всем протяжении жизненного цикла СИИ участники отношений в сфере ИИ должны обеспечивать уважение, защиту и поощрение прав человека и основных свобод. Новые технологии не должны допускать ущемления прав человека и предлагать новые возможности для их отстаивания и реализации.
-
Благополучие окружающей среды и экосистем. Имеется в виду признание участниками отношений в сфере ИИ значимости роли окружающей среды и экосистем, а также поощрение их благополучия, в том числе посредством стремления к снижению оказываемого СИИ воздействия на экологию, включая углеродный след.
-
Обеспечение разнообразия и инклюзивности. Данная установка направлена на уважение, защиту и поощрение разнообразия и инклюзивности, в том числе в демографическом, культурном, гендерном и социальном измерениях.
-
Жизнь в гармонии и мире. Деятельность, связанная с различными этапами жизненного цикла СИИ, не должна вести к дискриминации или созданию небезопасных для людей условий, порождать разногласия между отдельными людьми и их группами, ставить под угрозу гармоничное сосуществование человека с другими живыми существами и окружающей его природой.
Принципы деятельности в сфере ИИ
Одна из главных целей Рекомендации — предоставить универсальную базу принципов, которыми государства могли бы руководствоваться при формулировании своего законодательства. Эти принципы сформулированы следующим образом:
-
Соразмерность и непричинение вреда. В рамках данного принципа предложены критерии, на основе которых должен определяться выбор конкретного метода реализации СИИ. Выбранный метод должен быть оптимальным, соразмерным для достижения законных целей, а также не противоречить базовым ценностным установкам, сформулированным в Рекомендации, и подходить для конкретных условий (контекста), а также основываться на подтвержденных результатах научных исследований. В сценариях, связанных с принятием жизненно важных решений, окончательное слово должно оставаться за человеком.
-
Безопасность и защищенность. Данный принцип предполагает, что на всех этапах жизненного цикла СИИ следует избегать непреднамеренного причинения вреда человеку и устранять уязвимости с целью обеспечения защиты от кибератак.
-
Справедливость и недискриминация. Принцип подразумевает совместное использование благ на местном, национальном и международном уровнях, полученных благодаря ИИ, с учетом специфических потребностей разных групп граждан. На международном уровне наиболее технологически продвинутые государства должны проявить солидарность с наименее развитыми странами.
-
Устойчивость. В данном принципе зафиксировано, что оценка социальных, культурных, экономических и экологических аспектов применения технологий на основе ИИ должна проводиться с должным учетом их влияния на устойчивость развития, под которой имеются в виду цели Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития (ЦУР).
-
Неприкосновенность частной жизни и защита данных. Сбор, использование, передача, архивирование и удаление данных, применяемых в СИИ, должны осуществляться в соответствии с установками и принципами, которые изложены в Рекомендации. Участники отношений в сфере ИИ должны гарантировать, что несут ответственность за обеспечение защиты личной информации.
-
Подконтрольность и подчиненность человеку. Возможность возложения этической и правовой ответственности на любом из этапов жизненного цикла СИИ на конкретное физическое или действующее юридическое лицо.
-
· Прозрачность и объяснимость. Принцип закрепляет право людей знать, какие решения принимаются с использованием алгоритмов, чтобы иметь возможность просить о предоставлении пояснительной информации. Объяснимость предполагает предоставления разъяснений в отношении полученных с помощью СИИ результатов.
-
Ответственность и подотчетность. Участники отношений в сфере ИИ должны нести этическую и правовую ответственность в соответствии с действующим национальным и международным законодательством. Для обеспечения подконтрольности СИИ и их воздействия на всех этапах жизненного цикла необходимо разработать соответствующие механизмы контроля, оценки этического воздействия и проверки соблюдения этических норм.
-
Осведомленность и грамотность. Должно быть обеспечено формирование отношения людей к СИИ через понимание того, каким образом они воздействуют на сферу прав человека и возможность реализации этих прав.
-
Многостороннее и адаптивное управление и взаимодействие. Использование данных должно осуществляться на основе международного права и уважения суверенитета государств. Для недискриминационного управления в сфере ИИ, совместного использования полученных благодаря ИИ благ необходимо вовлечение широкого круга заинтересованных сторон во все этапы жизненного цикла СИИ.
Этика искусственного интеллекта в деятельности ЮНЕСКО
Стратегические направления реализации
В Рекомендации выделены 11 стратегически важных направлений для ее применения.
Направление 1 — Оценка этического воздействия. Предполагается, что государствам — членам ЮНЕСКО следует определить основы для оценки воздействия ИИ, такие как оценка этического воздействия, для выявления и оценки преимуществ, проблем и рисков СИИ, а также соответствующие меры по предотвращению, смягчению и мониторингу рисков. Государствам-членам и коммерческим предприятиям следует принять соответствующие меры для мониторинга всех этапов жизненного цикла СИИ.
Направление 2 — Ответственное управление и контроль. Подразумевается, что государства-члены должны обеспечить инклюзивность, прозрачность, мультидисциплинарность механизмов управления ИИ и участие в них широкого круга заинтересованных сторон. В частности, управление должно включать аспекты прогнозирования и эффективной защиты, мониторинга воздействия, правоприменения и возмещения вреда, причиненного СИИ. Государствам-членам рекомендуется рассмотреть такие формы мягкого управления, как механизм сертификации систем ИИ и взаимное признание сертификации в зависимости от чувствительности области применения и ожидаемого воздействия на права человека и окружающую среду. Государства-члены должны также установить четкие требования к прозрачности и объяснимости системы ИИ.
Направление 3 — Политика в области данных. Имеется в виду, что государства-члены должны разработать стратегии управления данными, обеспечивающие постоянную оценку качества данных для обучения СИИ, включая адекватность процессов сбора и отбора данных, надлежащие меры безопасности и защиты данных.
Направление 4 — Развитие и международное сотрудничество. Внимание акцентируется на необходимости для государств-членов и транснациональных корпораций уделять приоритетное внимание этике ИИ, включая обсуждение этических вопросов, связанных с ИИ, на соответствующих международных, межправительственных форумах и других площадках с участием широкого круга заинтересованных сторон.
Направление 5 — Окружающая среда и экосистемы. Государства-члены и коммерческие предприятия должны оценивать прямое и косвенное воздействие на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла СИИ, включая углеродный след, потребление энергии.
Направление 6 — Гендер. Государства-члены должны обеспечить реализацию потенциала СИИ для достижения гендерного равенства, в том числе гарантировать, что эти технологии не усугубят гендерный разрыв, существующий в различных областях, а напротив — будут стремиться устранить его. Например, гендерный разрыв в заработной плате, в представительстве по определенным профессиям и видам деятельности.
Направление 7 — Культура. Государствам-членам рекомендуется использовать СИИ для сохранения, обогащения, понимания, продвижения, управления и обеспечения доступности материального, документального и нематериального культурного наследия, включая языки, находящиеся под угрозой исчезновения, а также языки и знания коренных народов, например, путем внедрения или обновление образовательных программ, связанных с применением СИИ.
Направление 8 — Образование и исследования. Государствам-членам следует поощрять приобретение необходимых навыков для образования в области ИИ, таких как базовая грамотность, счет, кодирование и цифровые навыки, а также медийная и информационная грамотность, а также критическое и творческое мышление, работа в команде, общение, социально-эмоциональные навыки и знание этики ИИ. Государствам-членам следует поощрять исследовательские инициативы по ответственному и этичному использованию технологий ИИ в обучении.
Направление 9 — Коммуникация и информация. Государствам-членам следует использовать СИИ для улучшения доступа к информации и знаниям. Это может включать поддержку исследователей, академических кругов, журналистов, широкой общественности и разработчиков в целях повышения свободы выражения мнений, академических и научных свобод и доступа к информации, а также более активного раскрытия официальных данных и информации.
Направление 10 — Экономика и труд. Государствам-членам следует оценивать и решать вопросы воздействия СИИ на рынки труда и требования к образованию. Это может включать внедрение более широкого спектра основных и междисциплинарных навыков на всех уровнях образования, чтобы предоставить нынешним работникам и новым поколениям справедливые шансы найти работу на быстро меняющемся рынке и обеспечить их осведомленность об этических аспектах ИИ.
Направление 11 — Здоровье и социальное благополучие. Государства-члены должны стремиться использовать СИИ для улучшения здоровья человека и защиты права на жизнь, включая смягчение вспышек заболеваний. Государствам-членам следует разработать руководящие принципы взаимодействия человека и робота и их воздействия на отношения человека и человека, основанные на исследованиях и направленные на будущее развитие роботов, и подойти к этому с особым вниманием к психическому и физическому здоровью людей.
О глубине, прозрачности и «силе» ИИ в текущем моменте
Противоречивый характер документа
С одной стороны, все эти положения выглядят крайне позитивно, отражая большое количество различных рисков и проблем. Одновременно с этим нельзя не признать, что документ, на наш взгляд, имеет ряд противоречий. Это обсуждали эксперты, об этом заявили в той или иной форме Россия и Китай. Что можно отнести к ним?
Во-первых, несмотря на рекомендательный характер, ряд положений документа имеет прямое указание на его нормативную направленность. Так, в тексте указано, что Рекомендация направлена на создание общепринятого нормативного документа, который сфокусируется не только на формулировании ценностей и принципов, а также на их практической реализации посредством конкретных политических рекомендаций. В ряде пунктов содержатся характерные для нормативного документа оговорки. Например, о том, что «при принятии решения о выборе того или иного алгоритма необходимо учитывать, что его использование не должно нарушать основополагающие ценности, зафиксированные в Рекомендации». Кроме того, обязательным признано предоставление отчетов об исполнении Рекомендации государствами — членами ЮНЕСКО. Этот вопрос также был предметом нешуточных дебатов во время Генеральной конференции. Наконец, Рекомендация дает конкретные указания, какие виды СИИ следует запретить — это системы для целей социального рейтинга и массового наблюдения.
Во-вторых, нельзя не заметить явное сходство Рекомендации с европейскими документами в сфере ИИ. Вслед за Советом Европы и Европейским союзом в документе ЮНЕСКО прослеживаются характерные акценты, среди которых, например, особое внимание уделено вопросам гендерного разнообразия в сфере ИИ (вопросы гендера выделены в одно из стратегических направлений, а всего гендерная проблематика адресуется в тексте документа прямо или косвенно более 30 раз) и защиты окружающей среды. Решение актуальных вопросов в этих сферах можно, безусловно, только приветствовать. Однако нельзя не учитывать, что среди подписантов Рекомендации сейчас присутствуют практически все страны мира. Очевидно, что полностью отождествить актуальность европейской повестки в сфере ИИ с интересами, например, небольших африканских стран, практически не имеющих своих разработок в сфере ИИ, было бы преждевременно.
В-третьих, как сошлись во мнении российские эксперты, Рекомендация в значительно меньшей степени посвящена вопросам этики (среди которых часто называют безопасность работы систем ИИ, обеспечение недискриминации, риск-ориентированному подходу и др.), нежели созданию механизмов контроля. Действительно, Рекомендация сфокусирована на создании сложного комплекса различного рода инструментов мониторинга и оценки СИИ (более 20 процедур) как на государственном уровне, так и на уровне частных компаний.
Механизмы контроля
Документом предусмотрены следующие механизмы контроля, предназначенные для обеспечения реализации принятых Рекомендаций:
1. Оценка этического воздействия СИИ
Правительствам следует принять нормативно-правовую базу, определяющую процедуру оценки этического воздействия (особенно для государственных органов). Оценка этического воздействия должна включать механизмы надзора, возможность аудита, внешней аттестации, прозрачности и объяснимости СИИ. В рамках оценки этического воздействия должна проводиться оценка воздействия на конфиденциальность.
2. Обеспечение подотчетности СИИ
По мнению авторов документа, в странах должны быть разработаны механизмы надзора, оценки воздействия, аудита и due diligence, а также внедрены обязательные протоколы прозрачности. Государства-члены должны установить четкие требования к прозрачности и объяснимости СИИ. Такие требования должны включать разработку и внедрение механизмов воздействия, учитывающих природу определенного приложения, предполагаемого контекста его использования, целевой аудитории каждой конкретной СИИ.
3. Аудит и самооценка СИИ в рамках форм мягкого управления
Требуется проведение аудита СИИ различного уровня, в том числе аудита данных, соблюдения этических принципов и процедурных требований; также регулярный мониторинг надежности и целостности СИИ и соблюдения этических норм. Самооценка государствами существующих и предлагаемых к использованию СИИ включает в себя оценку целесообразности использования СИИ, определения подходящего алгоритма, а также возможности нарушения обязательств государств-членов в области прав человека в случае применения СИИ.
4. Независимый сотрудник по этике ИИ
Для надзора за оценкой этического воздействия, аудита и постоянного мониторинга, а также обеспечения этического руководства СИИ государства-члены должны поощрять компании к созданию роли независимого сотрудника по этике ИИ или какого-либо другого механизма и формировать сеть таких сотрудников при поддержке ЮНЕСКО.
5. Мониторинг социального и экономического воздействия СИИ
Государства-члены, которые применяют СИИ в чувствительных для прав человека сферах, таких как правоохрана, социальное обеспечение, занятость, здравоохранение и независимая судебная система, должны создать механизмы для мониторинга социального и экономического воздействия таких систем.
6. Механизмы для борьбы с предвзятостью
Государства-члены должны внедрить механизмы, требующие от участников отношений в сфере ИИ раскрывать и бороться с любыми стереотипами в результатах работы систем ИИ и данных для обучения ИИ.
7. Оценка воздействия СИИ на окружающую среду
Государства-члены должны разработать требования, гарантирующие, что используемое приложение ИИ будет иметь желаемый эффект и не окажет негативного воздействия на окружающую среду.
8. Оценка эффективности и действенности политики и практики в области этики ИИ
Государствам и ЮНЕСКО необходимо разработать инструменты и индикаторы для оценки эффективности и действенности политики и практики в области этики ИИ. Мониторинг и оценка воздействия СИИ и связанных политик и практик в области этики должны проводиться систематически, соразмерно рискам и включать в себя оценку частных и государственных учреждений, провайдеров и программ, включая самооценку.
Создание сложных механизмов контроля, с одной стороны, понятно и в какой-то степени — это логичный шаг для практического исполнения положений Рекомендации. Задачи и целесообразность каждого из этих элементов вполне объяснимы. С другой стороны, нельзя не отметить некоторую хаотичность и даже избыточность такого рода сложной системы механизмов для документа, посвященного этике. Практическая реализация такого широкого набора инструментов единовременно, вероятнее всего, может осложнить работу разработчика и создаст большое количество вопросов для государств.
Что будет дальше?
ЮНЕСКО разработает методологию оценки готовности государств-членов к выполнению Рекомендации с точки зрения научного, технологического, экономического, образовательного, правового, нормативного, инфраструктурного, социального, культурного и других аспектов, чтобы помочь заинтересованным государствам-членам определить свой статус
Организация обеспечит поддержку заинтересованных государств-членов при разработке методологии для оценки этического воздействия технологий ИИ.
Кроме того, ЮНЕСКО разработает методологию для оценки эффективности и действенности политики в отношении этических норм.
Государствам-членам, компаниям частного сектора и организациям гражданского общества при поддержке ЮНЕСКО предлагается создать сеть независимых сотрудников по этике ИИ.
Быть на голову выше всех: Россия 30 лет спустя
Как это повлияет на Россию?
Как можно было увидеть в ходе прямой трансляции заседания Генеральной конференции, Россия отметила важность и значимость разработки Рекомендации. Одновременно, как и Китай, представители нашей страны указали на существование национальных рамок этики в сфере ИИ.
26 октября в России был открыт для подписания национальный Кодекс этики в сфере ИИ. Документ был разработан профессиональным сообществом на площадке Альянса в сфере ИИ совместно с академическим сообществом и при поддержке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и Минэкономразвития России. В обсуждении документа приняли участие сотни российских экспертов, а дискуссии по нему прошли на полях Общественной палаты и Совета Федерации, а также АНО «Цифровая экономика». Положения Кодекса в значительной степени перекликаются с положениями Рекомендации ЮНЕСКО, однако представляют собой более сфокусированный на этике документ. Например, необходимость обеспечить соблюдение прав человека при развитии технологий ИИ — абсолютно необходимое требование, основополагающее и для документа ЮНЕСКО, и для российского Кодекса этики. При этом в тексте Рекомендации ЮНЕСКО это требование повторяется более чем в 40 пунктах, часто в одних и тех же формулировках.
При схожем внимании ко всем ключевым вопросам в российском Кодексе есть идеи, которые в Рекомендации не получили отражения, например, о контроле рекурсивно самосовершенствующихся алгоритмов, или «сильном ИИ». Так, участникам отношений в сфере ИИ рекомендуется сотрудничать в выявлении и проверке информации о способах и формах создания так называемых универсальных («сильных») систем ИИ и предотвращении возможных угроз, которые они несут. Вопрос применения технологий «сильного» ИИ должен находиться под контролем государства.
Кроме того, российский Кодекс этики серьезно акцентирует внимание на развитии культуры сотрудничества и взаимодействия в сфере ИИ. Участникам отношений в этой сфере рекомендуется развивать сотрудничество в рамках профильного сообщества, прежде всего разработчиков, в том числе путем информирования о выявленных критических уязвимостях с целью предотвращения их массового распространения, а также прилагать усилия для повышения качества и доступности ресурсов в сфере разработки СИИ. Поощряется повышение доступности данных, в том числе размеченных (то есть подготовленных к использованию для обучения ИИ); обеспечение совместимости разрабатываемых СИИ там, где это применимо; создание условий для формирования национальной школы развития технологий ИИ, в том числе общедоступных национальных репозиториев библиотек и моделей сетей, доступных национальных средств разработки, открытых национальных фреймворков и др.; повышение доступности знаний и использования открытых баз знаний; стимулирование научной, образовательной, просветительской деятельности в сфере ИИ путем участия в проектах и деятельности ведущих научно-исследовательских центров и образовательных организаций России.
Как в Рекомендации, так и в Кодексе есть аспекты, которые были целенаправленно оставлены за их пределами. Например, идея о наделении СИИ какими-либо правами (правосубъектность ИИ). При разработке обоих документов эти идеи рассматривались в числе прочих и были целенаправленно отвергнуты.
Схожи у документов и механизмы исполнения: оценка рисков и гуманитарного воздействия, создание института уполномоченных по этике, идеи добровольной сертификации, обмен лучшими и худшими практиками в сфере ИИ.
Фундаментальное различие в подходах заключается в том, как и для кого создавались данные документы. Российский Кодекс — это компромисс между точками зрения представителей самых разных слоев общества. Все его положения сформулированы с прицелом на практическую реализацию, и этот документ будет одинаково полезен как разработчикам, так и пользователям СИИ.
Рекомендация ЮНЕСКО — это международный документ, к тому же написанный в «европейском» стиле. В нем скрупулёзно собраны практически все возможные размышления и идеи о регулировании технологий ИИ. В такой ситуации практическим осмыслением их реализуемости пришлось неизбежно пожертвовать. ЮНЕСКО адресует всем возможным участникам рынка ИИ (прежде всего государствам) десятки и сотни требований-рекомендаций. В таком контексте не покидает ощущение того, что именно Россия и Китай поступили наиболее дальновидно, сразу обозначив мировому сообществу наличие национальных и более практических документов в сфере этики ИИ.
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.86) |
(7 голосов) |
Искусственный интеллект с каждым годом становится все более автономным. Как можно контролировать его действия и есть ли у нас сегодня реальное юридическое основание для этих действий?
Этика искусственного интеллекта в деятельности ЮНЕСКОРоссии пока еще вполне по силам «вклиниться» в процесс формирования правил «игры» на глобальном цифровом рынке
О глубине, прозрачности и «силе» ИИ в текущем моментеНикакое мировое лидерство невозможно при существующем уровне отставания в области разработки и развертывания «сверхглубоких» нейросетевых моделей