Выступление Эвана П. Гарсии, заместителя министра иностранных дел Республики Филиппины, на круглом столе «Проблемы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: позиция России и Филиппин» (23 мая 2014 г., Москва).
Позвольте мне в первую очередь поблагодарить Российский совет по международным делам за сотрудничество с посольством Филиппин в Москве в рамках организации этого круглого стола. Я бы также хотел выразить признательность за тот интерес, который вы проявляете к Филиппинам и к нашему региону в целом.
Наш круглый стол, в котором одну сторону дискуссии представляют сотрудники дипломатической службы Филиппин, а другую - российские эксперты и аналитические центры, является механизмом, который позволяет нам взаимодействовать друг с другом на самых разных площадках и получать представление об истинных мыслях и устремлениях наших народов. Именно поэтому мы заинтересованы в дальнейшем развитии этого диалога.
Современная модель политической безопасности кардинально отличается от той картины, которая наблюдалась в мире сорок лет назад, когда между нашими странами впервые были официально установлены дипломатические отношения. Эти изменения, отражением которых сегодня является ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе, были столь значительными, что осознать их в полной мере можно лишь в том случае, если и участники, и наблюдатели этих процессов будут постоянно обмениваться мнениями для лучшего понимания взглядов друг друга.
К таким глобальным изменениям можно с уверенностью отнести становление Восточной и Юго-Восточной Азии и в особенности Китая в качестве ключевых столпов мировой экономики и геополитики. Мне бы хотелось напомнить собравшимся, что подъем Китая совпал с укреплением позиций АСЕАН, ставшей важнейшим участником переговоров по безопасности в регионе. В 1967 г. АСЕАН представляла собой небольшую группу из пяти стран с чрезвычайно ограниченной сферой влияния. Сегодня это уважаемая и общепризнанная организация, которая является центральным звеном для почти всех региональных институтов и механизмов, ответственных за укрепление диалога и взаимопонимания по вопросам сотрудничества не только в сфере развития, но и в сфере обороны и безопасности.
В частности, Филиппинам удалось добиться впечатляющих экономических результатов. В 2013 г., несмотря на ущерб от тайфуна, которой стал причиной катастрофических разрушений в центральной части страны, темпы роста ВВП Филиппин составили 7,2% - по этому показателю мы уступаем только Китаю. Впервые в истории страны три ведущих кредитных рейтинговых агентства мира «Fitch», «Standard & Poor's» и «Moody's» повысили рейтинг Филиппин до инвестиционного уровня. В этом месяце агентство «Standard & Poor's» вновь пересмотрело инвестиционный рейтинг Филиппин в сторону повышения. Основанием для такого решения служат стабильность финансовой системы страны, устойчивость экономики, умеренный уровень инфляции и наличие потенциала для дальнейшего роста.
Безусловно, эти базовые макроэкономические показатели отражают ситуацию лишь за квартал, год или пять лет. Однако если рассматривать основные экономические тенденции в долгосрочной перспективе, то становится очевидно, что в следующие несколько лет Филиппины ждет «золотой демографический период», когда трудовые ресурсы страны будут состоять в основном из людей, не достигших среднего возраста. Это колоссальное преимущество, которое может принести выгоду не только нам, но и нашим соседям и партнерам. Таким образом, помимо позитивных краткосрочных макроэкономических показателей, которые я упоминал выше, Филиппины обладают значительным долгосрочным потенциалом развития.
Филиппинам удалось добиться столь впечатляющего экономического роста, несмотря на нестабильность ситуации как в регионе, так и в мире, во многом благодаря новой концепции управления, реализуемой действующим президентом страны. Его усилия по борьбе с коррупцией, обеспечению прозрачности, ответственности и открытости создали все предпосылки для устойчивого роста, не зависящего от прошлых циклов экономических спадов и подъемов. Этот рост остается стабильным и должен сохраниться в будущем.
Наряду с подъемом Китая и общим оживлением экономики в регионе мы наблюдаем заинтересованность в сотрудничестве с нами соседних государств - Японии, Кореи, Индии. Россия сегодня также заявляет о своем интересе к наращиванию более тесных связей с нашим регионом. Мы готовы к партнерству со всеми странами мира, стремящимися к сотрудничеству, так как этот период динамичного экономического роста является источником потенциальной выгоды для всех участников. Общие экономические показатели региона поражают. Они настолько впечатляющи, что я бы даже охарактеризовал их как «второе экономическое чудо». Рост экспорта, экономическая интеграция, подъем среднего класса, с моей точки зрения, являются вторым экономическим чудом, которое происходит на наших глазах, несмотря на азиатский финансовый кризис, замедление темпов роста европейской экономики и ослабление банков Северной Америки. Мы уверенно движемся вперед.
С одной стороны, я как государственный служащий и гражданин Филиппин приветствую мирный подъем Китая и его вклад в обеспечение экономического роста. Нет никаких сомнений в том, что Китай играет позитивную роль в экономическом развитии.
С другой стороны, наши оптимистичные прогнозы по поводу будущего несколько омрачены ростом угроз в сфере региональной безопасности. Эти угрозы напоминают о том, что нам предстоит решать не только современные задачи, но и преодолевать ряд межгосударственных споров, возвращающих нас к методам ведения дел едва ли не XIX века. Это не то будущее, к которому мы стремимся, и не то видение, которое мы готовы разделить. Это проблемы настоящего, которые нам и нашим друзьям предстоит урегулировать. В первую очередь речь идет о спорах между нашими друзьями и соседями по поводу территорий в Южно-Китайском море, в Восточно-Китайском море и т.д.
Поскольку добиться значимых успехов в двусторонних переговорах с нашим соседом нам так и не удалось, мы намереваемся передать наш спор с Китаем на рассмотрение в международный арбитраж в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. Мы полагаем, что это позволит добиться мирного и основанного на общих правилах урегулирования спора и тем самым расширить сферу международного права за счет уточнений возможных претензий, на которые имеют право те или иные государства. Как я уже говорил, мы пытались пойти по пути двустороннего диалога, но он не принес желаемых результатов.
Такова общая ситуация в регионе, к которому, к нашей глубокой радости и удовлетворению, Россия сегодня проявляет все больший интерес и стремление к участию.
В 2013 г. общий объем торговли России с шестью крупнейшими экономиками АСЕАН составил чуть более 17 млрд долл. Взаимные инвестиции между Россией и АСЕАН придадут дополнительный импульс экономической активности в регионе, что, в свою очередь, послужит стимулом для расширения общего сотрудничества. Мы отмечаем, что Россия уже добилась в этой сфере немалых успехов, о чем свидетельствует факт строительства АЭС во Вьетнаме. Россия может использовать опыт успешного взаимодействия с Вьетнамом для расширения сотрудничества с Филиппинами и другими странами АСЕАН. Разумеется, мы понимаем, что Россия, входящая в десятку крупнейших экономик мира, стремится к значительному присутствию в регионе не из абстрактных интересов, а на основании того факта, что она уже много лет является тихоокеанской и азиатской державой. По мере дальнейшего развития ее позитивное влияние должно сохраняться.
Мы также отмечаем особый интерес России к развитию ее Дальнего Востока, которое, как мне кажется, будет значительно легче обеспечить в том случае, если связать этот регион с нашей частью Азии. Процессы здесь происходили бы значительно быстрее, чем при использовании одних только связей и инвестиций со стороны Запада.
В этом контексте мне хотелось бы поблагодарить Российский совет по международным делам за предоставленную возможность обменяться мнениями. Мы надеемся узнать много нового от наших российских друзей и обещаем очень внимательно отнестись к вашим словам.
Впрочем, как я уже говорил, не все так мрачно. Если бы все следовали общепринятым нормам и не предъявляли завышенных претензий, то доброй воли, духа сотрудничества и доверия оказалось бы достаточно для выработки взаимоприемлемых решений. Перед тем как приехать сюда, я побывал в Джакарте, где мы завершили переговоры по разграничению наших исключительных экономических зон. Нам потребовалось на это целых двадцать лет. Это доказывает, что страны могут прийти к дружественному урегулированию спора при условии уважения закона, умеренности требований и встречных претензий. Впрочем, я должен заметить, что когда мы обратились в суд, в наш адрес прозвучал странный комментарий о том, что в Азии не принято рассматривать споры в суде. Однако целый ряд стран региона - Индонезия и Малайзия, Вьетнам, Таиланд и Камбоджа, равно как Сингапур и Малайзия - обращались в суд, когда у них возникали спорные вопросы. Так что ничего «неазиатского» в таком подходе нет.
На этом мне хотелось бы поблагодарить всех присутствующих. Мое выступление было кратким и, надеюсь, достаточно интересным для того, чтобы положить начало продолжительной дискуссии.