Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Малахов

Д.полит.н., директор Центра теоретической и прикладной политологии РАНХиГС, профессор МВШСЭН

Денис Летняков

К.полит.н., ведущий научный сотрудник Центра теоретической и прикладной политологии РАНХиГС

Евразийская миграционная система (ЕМС), в рамках которой Россия выступает ключевой страной — реципиентом рабочей силы, а Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан — основными донорами трудовых ресурсов, начала складываться с начала 2000-х гг. Ее конфигурацию обусловил ряд факторов: с одной стороны, быстрый рост российской экономики вызвал потребность в рабочих руках, особенно ввиду устойчивого сокращения собственного трудоспособного населения; с другой стороны, непростая экономическая ситуация в странах Центральной Азии (ЦА), где население, напротив, росло быстрыми темпами (с 2010 г. демографический прирост в регионе составляет в среднем около 1 млн в год), заставляла людей выбирать для себя стратегию внешней миграции. Память об общем советском прошлом, сохранение роли русского языка как lingua franca в значительной части ЦА и относительно близкая культурная среда в совокупности с отсутствием визового режима, сделали Россию фактически безальтернативной точкой назначения для центральноазиатских мигрантов. Параллельно с этим в 2010-е гг. происходила постепенная переориентация граждан Молдовы и Украины, некогда составлявших основную часть трудовых мигрантов в России, на другие рынки (прежде всего на страны ЕС). Все это привело к тому, что сегодня выходцы из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана составляют около 90% трудовых мигрантов в России.

Необходимо, однако, понимать, что любая миграционная система не является чем-то статичным и неизменным. В рамках ЕМС в последние годы наблюдаются некоторые новые тренды, важнейший из которых — более активный поиск в странах-донорах миграционных маршрутов, альтернативных России. Уже в среднесрочной перспективе это может стать серьезным вызовом для российской экономики. Все это делает необходимым взвешенный, продуманный подход к миграционной политике, а в некоторых аспектах ее серьезную корректировку.

Евразийская миграционная система (ЕМС), в рамках которой Россия выступает ключевой страной — реципиентом рабочей силы, а Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан — основными донорами трудовых ресурсов, начала складываться с начала 2000-х гг. Ее конфигурацию обусловил ряд факторов: с одной стороны, быстрый рост российской экономики вызвал потребность в рабочих руках, особенно ввиду устойчивого сокращения собственного трудоспособного населения [1]; с другой стороны, непростая экономическая ситуация в странах Центральной Азии (ЦА), где население, напротив, росло быстрыми темпами (с 2010 г. демографический прирост в регионе составляет в среднем около 1 млн в год [2]), заставляла людей выбирать для себя стратегию внешней миграции. Память об общем советском прошлом, сохранение роли русского языка как lingua franca в значительной части ЦА и относительно близкая культурная среда в совокупности с отсутствием визового режима, сделали Россию фактически безальтернативной точкой назначения для центральноазиатских мигрантов.

Параллельно с этим в 2010-е гг. происходила постепенная переориентация граждан Молдовы и Украины, некогда составлявших основную часть трудовых мигрантов в России, на другие рынки (прежде всего на страны ЕС). Все это привело к тому, что сегодня выходцы из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана составляют около 90% трудовых мигрантов в России [3].

Необходимо, однако, понимать, что любая миграционная система не является чем-то статичным и неизменным. В рамках ЕМС в последние годы наблюдаются некоторые новые тренды, важнейший из которых — более активный поиск в странах-донорах миграционных маршрутов, альтернативных России. Уже в среднесрочной перспективе это может стать серьезным вызовом для российской экономики. Все это делает необходимым взвешенный, продуманный подход к миграционной политике, а в некоторых аспектах ее серьезную корректировку. Следует выделить несколько ключевых тезисов.

  • Негативные демографические тренды в России остаются актуальными. Дефицит рабочих рук в среднесрочной перспективе будет выступать одним из главных ограничителей роста российской экономики.
  • Сегодня Россия остается основной страной назначения для трудовых мигрантов из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. На нее приходится около 80% миграции из указанных стран. Миграционный прирост в России в 2022–2024 гг. в целом замедлился, но не радикально; вместе с тем за последние 2,5 года Россия столкнулась с серьезным оттоком мигрантов. Отток 2022 г. оказался краткосрочным, следующий этап наступил весной 2024 г., и он по своим масштабам явным образом превосходит то, что мы видели сразу после начала СВО. Так, в указанный период власти Петербурга сообщали, что число соискателей работы из Таджикистана сократилось на 60% [4], в целом ряде российских регионов фиксируется дефицит кадров в традиционных «мигрантских» сферах занятости, таких как сельское хозяйство, ЖКХ и ритейл [5]. Ничего подобного в первой половине 2022 г. не наблюдалось.
  • Жесткие антииммиграционные мероприятия, а также рост мигрантофобской риторики в публичном пространстве с большой вероятностью станут еще одним стимулом для более активного поиска жителями ЦА новых миграционных маршрутов. До этого основным фактором диверсификации миграционных потоков из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана оставались экономические — это прежде всего ослабление курса рубля или ожидания такого ослабления.
  • Значимым альтернативным маршрутом стала Турция, где работает около 200 тыс. выходцев из ЦА (правда, половину из них составляют граждане Туркменистана, практически отсутствующие на российском рынке труда [6]), а также Южная Корея (в 2024 г. эта страна выразила готовность принять у себя 100 тыс. узбекских граждан [7]), ОАЭ и страны ЕС. В Великобритании по итогам 2022 г. на граждан ЦА пришлось 44% всех виз, выданных сезонным рабочим, которые в основном привлекаются для сбора урожая. Количество таких работников из Кыргызстана выросло в сравнении с 2021 г. более чем на порядок, c 304 до 4341 человек [8]. Важно, что диверсификация трудовой миграции составляет часть государственной политики в ЦА. Например, сообщается, о подготовке межправительственного соглашения в сфере миграции между Узбекистаном и Германией.
  • Новые тенденции в рамках ЕМС только обозначаются. В настоящий момент речь идет о десятках тысяч людей, работающих в странах Европы и Азии, в сравнении с примерно 3 млн центральноазиатских мигрантов, прибывших в Россию в 2023 г. (1,6 млн из них были уроженцами Узбекистана, 985 тыс. — Таджикистана и 516,6 тыс. — Кыргызстана) [9]. Однако вполне вероятно, что мы находимся в ситуации слома тренда, означающей, что Россия постепенно перестает восприниматься мигрантами из данного региона как единственно возможная страна назначения. Значимость этого факта нельзя недооценивать.
  • Очевидной замены центральноазиатской миграции для российского рынка труда не существует. Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан имеют громадный демографический потенциал (в совокупности он составляет более 50 млн человек, причем от 1/4 до 1/3 из них — люди моложе 29 лет). Переориентация граждан Молдовы и Украины на другие страны представляется необратимой. Миграция же из других постсоветских государств в Россию никогда не была сопоставимой по объему с центральноазиатской. Сказанное же верно и в отношении миграции из «дальнего зарубежья» (в последнем случае неизбежно возрастет и культурная дистанция между мигрантами и принимающим населением).
  • Основными преимуществами России в глазах мигрантов из ЦА по-прежнему остается быстрая возможность легализации (особенно для граждан Кыргызстана, входящего в ЕАЭС), знание многими из них русского языка, хотя бы на базовом уровне, сформированная мигрантская инфраструктура, развитые транспортные маршруты (наличие авиа-, ж/д и автомобильного сообщения), а также общая инерция миграционных потоков в постсоветский период.
  • Однако не стоит полагаться на сложившиеся в рамках ЕМС тренды и рассматривать их как неизменные в долгосрочной перспективе. Жители ЦА ищут альтернативные России маршруты, а в конкуренцию за трудовые ресурсы из этого региона включаются совершенно новые игроки, испытывающие нехватку рабочей силы (страны ЕС, Ближнего Востока, Великобритания).
  • Рестриктивные меры в отношении мигрантов будут способствовать дальнейшей переориентации центральноазиатских миграционных потоков из России на другие страны. С одной стороны, Россия вынуждена реагировать на угрозы безопасности, в том числе на фоне крупных террористических актов. Задачи противодействия терроризму обусловили жесткость мер по контролю за иммиграцией. С другой стороны, российская экономика сталкивается не только с растущим дефицитом трудовых ресурсов, но и с перспективой оттока трудовых мигрантов в третьи страны. Представляется целесообразным добиваться максимально возможных результатов в решении проблем безопасности, при этом воздерживаясь от избыточно жестких мер в отношении мигрантов, что способно усугубить ситуацию на рынке труда и позволить странам-конкурентам за трудовые ресурсы перехватить инициативу на центральноазиатском направлении.

Список источников

1. Браткова В.В., Кочесоков А.К., Кочесокова М.К. Анализ демографической ситуации в современной России // Вестник экспертного совета. 2021. №1(24).

2. Третье десятилетие независимости: как растет население ЦА? // Cabar.Asia. URL: https://cabar.asia/ru/trete-desyatiletie-nezavisimosti-kak-rastet-naselenie-tsentralnoj-azii (дата обращения 01.08.2024).

3. Ивахнюк И. Трудовая миграция в Россию: взгляд через призму политических, экономических и демографических тенденций // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/trudovaya-migratsiya-v-rossiyu-vzglyad-cherez-prizmu-politicheskikh-ekonomicheskikh-i-demografichesk/ (дата обращения 01.08.2024).

4. В Петербурге резко вырос отток трудовых мигрантов из Таджикистана // РБК. URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/09/05/2024/663c8d4b9a794769b96f341b (дата обращения 01.08.2024).

5. «Пятерочку» не выручили мигранты // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6864544 (дата обращения 01.08.2024).

6. Annual total numbers of foreigners with Turkish residence permit // Minisrty Interior of Turkey. URL: https://en.goc.gov.tr/residence-permits. (дата обращения 01.08.2024).

7. Для работы в Южной Корее в этом году приглашаются 100 тысяч граждан Узбекистана // Газета. Uz. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2024/02/05/south-korea/ (дата обращения 01.08.2024).

8. Why Cenral Asians are flocking to Britain // The Economist. URL: https://www.economist.com/britain/2023/07/24/why-central-asians-are-flocking-to-britain (дата обращения 01.08.2024).

9. В 2023 году приток мигрантов в Россию упал до минимальных значений... // Tochno.st. URL: https://tochno.st/materials/v-2023-godu-pritok-migrantov-v-rossiiu-upal-do-minimalnyx-znacenii-eto-mozet-stat-uze-cetvertoi-volnoi-spada-migracii-s-konca-2000-x-no-poka-ona-mense-cem-ozidalos (дата обращения 01.08.2024).


(Голосов: 8, Рейтинг: 4)
 (8 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся