Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Тэвдой-Бурмули

К.полит.н., каф. европейской интеграции МГИМО (У) МИД России

Нечаянным, но крайне существенным последствием иммиграционного кризиса в ЕС летом-осенью 2015 г. стала активизация европейско-турецкого диалога. Отныне над ЕС висит дамоклов меч турецкого миграционного транзита — Турция будет держать этот меч над головами еврократов, пока безвизовый режим и, в отдаленной перспективе, членство в ЕС не станут свершившимися фактами.

Нечаянным, но крайне существенным последствием иммиграционного кризиса в ЕС летом-осенью 2015 г. стала активизация европейско-турецкого диалога. На прошедшем 29 ноября 2015 г. саммите ЕС — Турция Анкара добилась от ЕС обязательства активизировать переговоры о введении безвизового режима между сторонами, оживить переговорный процесс о вступлении Турции в ЕС и выплатить Анкаре 3 млрд евро для обустройства лагерей для сирийских беженцев. Со своей стороны, Турция обязалась ужесточить пограничный режим. Именно исход сирийских беженцев из Турции (а к концу 2014 г. на турецкой территории находилось, по официальным оценкам Анкары, около 1,6 млн сирийцев) вызвал острейший кризис шенгенской зоны и иммиграционной политики ЕС.

Договариваясь с Турцией, ЕС действует в логике ранее принятых и, по видимости, вполне рациональных схем. Идея сотрудничества со странами-экспортерами/транзитерами мигрантов была сформулирована еще в Пакте об иммиграции 2008 г. и далее успешно развивалась. Очередной стимул к актуализации взаимодействия с третьими странами Евросоюз получил в контексте нынешнего кризиса. Турция не только страна-транзитер мигрантов, но и давний партнер ЕС в этой сфере: в специализированных турецких лагерях были размещены более 200 тыс. беженцев. Следовательно, есть достаточно и институциональных, и практических оснований для превращения Турции в главного союзника Евросоюза в деле сдерживания ближневосточной иммиграции. Однако есть и очевидные вопросы. Первый вопрос — какова цена, которую ЕС готов заплатить Анкаре за ее партнерство? Второй — насколько эффективным будет ожидающееся взаимодействие?



Есть достаточно и институциональных, и практических оснований для превращения Турции в главного союзника Евросоюза в деле сдерживания ближневосточной иммиграции.


Можно усмотреть в решениях саммита ЕС-Турция известную парадоксальность: для парирования вала нелегальных иммигрантов европейцы обещают упростить к концу 2016 г. пограничный режим со страной, поставляющей значительную долю нелегальных мигрантов в Европу.

Можно усмотреть в решениях саммита ЕС-Турция известную парадоксальность: для парирования вала нелегальных иммигрантов европейцы обещают упростить к концу 2016 г. пограничный режим со страной, поставляющей значительную долю нелегальных мигрантов в Европу. Если принять во внимание, с одной стороны, рост террористической угрозы, а с другой — наличие на территории Турции боевиков ИГ, то экстравагантность позиции ЕС нельзя не оценить. Безусловно, ЕС сделает все возможное, чтобы отсрочить выполнение наиболее важных и рискованных обязательств в отношении Турции и ограничиться финансовой помощью. В конце концов, полувековая история попыток Турции добиться членства в ЕС свидетельствует о принципиальной позиции европейского истеблишмента держать Турцию у порога единой Европы, не пуская ее в европейский дом. Нет никаких оснований предполагать, что в нынешней ситуации эта стратегия претерпела радикальное изменение.

Однако за последние месяцы изменился контекст. Отныне над ЕС висит дамоклов меч турецкого миграционного транзита — и заведомо ясно, что Турция будет держать этот меч над головами еврократов, пока безвизовый режим и, в отдаленной перспективе, членство в ЕС не станут свершившимися фактами. Это напрямую будет влиять на эффективность евро-турецкого взаимодействия в вопросе контроля нелегальной миграции. С одной стороны, мы уже сейчас видим, что Анкара активно начала реализовывать свою часть обязательств. Не прошло и недели, как турецкие силы безопасности провели масштабную операцию в приграничной полосе, арестовав около 1300 мигрантов, планировавших нелегально перебраться на территорию ЕС, а также организаторов их трафика. Очевидно, что такие операции в перспективе будут проводиться достаточно последовательно. Однако предположим, что ЕС по самым разным причинам — в том числе в контексте кипрского вопроса, блокирующего европейско-турецкое сближение — не сможет реализовать в полной мере взятые крайне масштабные обязательства.



Отныне над ЕС висит дамоклов меч турецкого миграционного транзита Турция будет держать этот меч над головами еврократов, пока безвизовый режим и, в отдаленной перспективе, членство в ЕС не станут свершившимися фактами.
REUTERS/Sergei Karpukhin
Ариф Асалыоглу:
Новая страница в отношениях с Москвой

Останется ли у Анкары достаточно мотивации и доброй воли, чтобы выполнять свою часть программы и, в частности, продолжать удерживать сирийских беженцев в турецких лагерях, если сирийский конфликт затянется, а Брюссель в очередной раз проявит уклончивость? Ответ очевиден. Ведь и нынешний приток беженцев на европейскую территорию был в значительной степени спровоцирован сознательным решением Анкары, уставшей быть верным союзником Старого Света без должной взаимности. Турецкие границы открылись, беженцы хлынули в ЕС — и вот ЕС вынужден вновь обратиться к помощи своего союзника. Но не бесплатно.

Таким образом, тактический интерес ЕС — парирование иммиграционного вызова — играет на руку в данной ситуации стратегическому интересу Турции, заключающемуся в максимально возможном сближении с ЕС и росту востребованности Анкары для европейской политики. Будущие два-три года покажут, какая сторона осталась в большем выигрыше. Выиграет ли Турция, получив не только обещания и быстро исчезающие деньги, но и конкретные институционально-правовые форматы, сближающие ее с Евросоюзом? Выиграет ли Евросоюз, которому удастся стабилизировать миграционный приток и одновременно удержать Анкару на расстоянии? Пока можно лишь сказать, что интересы сторон в данном контексте скорее противоречат друг другу и игры с положительной суммой тут может и не получиться.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся