Нечаянным, но крайне существенным последствием иммиграционного кризиса в ЕС летом-осенью 2015 г. стала активизация европейско-турецкого диалога. Отныне над ЕС висит дамоклов меч турецкого миграционного транзита — Турция будет держать этот меч над головами еврократов, пока безвизовый режим и, в отдаленной перспективе, членство в ЕС не станут свершившимися фактами.
Нечаянным, но крайне существенным последствием иммиграционного кризиса в ЕС летом-осенью 2015 г. стала активизация европейско-турецкого диалога. На прошедшем 29 ноября 2015 г. саммите ЕС — Турция Анкара добилась от ЕС обязательства активизировать переговоры о введении безвизового режима между сторонами, оживить переговорный процесс о вступлении Турции в ЕС и выплатить Анкаре 3 млрд евро для обустройства лагерей для сирийских беженцев. Со своей стороны, Турция обязалась ужесточить пограничный режим. Именно исход сирийских беженцев из Турции (а к концу 2014 г. на турецкой территории находилось, по официальным оценкам Анкары, около 1,6 млн сирийцев) вызвал острейший кризис шенгенской зоны и иммиграционной политики ЕС.
Договариваясь с Турцией, ЕС действует в логике ранее принятых и, по видимости, вполне рациональных схем. Идея сотрудничества со странами-экспортерами/транзитерами мигрантов была сформулирована еще в Пакте об иммиграции 2008 г. и далее успешно развивалась. Очередной стимул к актуализации взаимодействия с третьими странами Евросоюз получил в контексте нынешнего кризиса. Турция не только страна-транзитер мигрантов, но и давний партнер ЕС в этой сфере: в специализированных турецких лагерях были размещены более 200 тыс. беженцев. Следовательно, есть достаточно и институциональных, и практических оснований для превращения Турции в главного союзника Евросоюза в деле сдерживания ближневосточной иммиграции. Однако есть и очевидные вопросы. Первый вопрос — какова цена, которую ЕС готов заплатить Анкаре за ее партнерство? Второй — насколько эффективным будет ожидающееся взаимодействие?
Можно усмотреть в решениях саммита ЕС-Турция известную парадоксальность: для парирования вала нелегальных иммигрантов европейцы обещают упростить к концу 2016 г. пограничный режим со страной, поставляющей значительную долю нелегальных мигрантов в Европу. Если принять во внимание, с одной стороны, рост террористической угрозы, а с другой — наличие на территории Турции боевиков ИГ, то экстравагантность позиции ЕС нельзя не оценить. Безусловно, ЕС сделает все возможное, чтобы отсрочить выполнение наиболее важных и рискованных обязательств в отношении Турции и ограничиться финансовой помощью. В конце концов, полувековая история попыток Турции добиться членства в ЕС свидетельствует о принципиальной позиции европейского истеблишмента держать Турцию у порога единой Европы, не пуская ее в европейский дом. Нет никаких оснований предполагать, что в нынешней ситуации эта стратегия претерпела радикальное изменение.
Однако за последние месяцы изменился контекст. Отныне над ЕС висит дамоклов меч турецкого миграционного транзита — и заведомо ясно, что Турция будет держать этот меч над головами еврократов, пока безвизовый режим и, в отдаленной перспективе, членство в ЕС не станут свершившимися фактами. Это напрямую будет влиять на эффективность евро-турецкого взаимодействия в вопросе контроля нелегальной миграции. С одной стороны, мы уже сейчас видим, что Анкара активно начала реализовывать свою часть обязательств. Не прошло и недели, как турецкие силы безопасности провели масштабную операцию в приграничной полосе, арестовав около 1300 мигрантов, планировавших нелегально перебраться на территорию ЕС, а также организаторов их трафика. Очевидно, что такие операции в перспективе будут проводиться достаточно последовательно. Однако предположим, что ЕС по самым разным причинам — в том числе в контексте кипрского вопроса, блокирующего европейско-турецкое сближение — не сможет реализовать в полной мере взятые крайне масштабные обязательства.
Останется ли у Анкары достаточно мотивации и доброй воли, чтобы выполнять свою часть программы и, в частности, продолжать удерживать сирийских беженцев в турецких лагерях, если сирийский конфликт затянется, а Брюссель в очередной раз проявит уклончивость? Ответ очевиден. Ведь и нынешний приток беженцев на европейскую территорию был в значительной степени спровоцирован сознательным решением Анкары, уставшей быть верным союзником Старого Света без должной взаимности. Турецкие границы открылись, беженцы хлынули в ЕС — и вот ЕС вынужден вновь обратиться к помощи своего союзника. Но не бесплатно.
Таким образом, тактический интерес ЕС — парирование иммиграционного вызова — играет на руку в данной ситуации стратегическому интересу Турции, заключающемуся в максимально возможном сближении с ЕС и росту востребованности Анкары для европейской политики. Будущие два-три года покажут, какая сторона осталась в большем выигрыше. Выиграет ли Турция, получив не только обещания и быстро исчезающие деньги, но и конкретные институционально-правовые форматы, сближающие ее с Евросоюзом? Выиграет ли Евросоюз, которому удастся стабилизировать миграционный приток и одновременно удержать Анкару на расстоянии? Пока можно лишь сказать, что интересы сторон в данном контексте скорее противоречат друг другу и игры с положительной суммой тут может и не получиться.