Европейские лидеры призывают по-новому взглянуть на проблемы безопасности в евроатлантическом регионе
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
Мы, члены Сети европейских лидеров, берем на себя обязательства содействовать установлению мира без ядерного оружия. Мир станет таким только в результате совместных усилий руководителей и народов всех континентов. Мир без ядерного оружия возможен лишь в том случае, если практические меры, необходимые для его достижения, будут рассматриваться как способствующие национальной безопасности каждой страны и безопасности всего мира.
Заявление сети европейских лидеров [1]
1. Общие положения
Мы, члены Сети европейских лидеров, берем на себя обязательства содействовать установлению мира без ядерного оружия. Мир станет таким только в результате совместных усилий руководителей и народов всех континентов. Мир без ядерного оружия возможен лишь в том случае, если практические меры, необходимые для его достижения, будут рассматриваться как способствующие национальной безопасности каждой страны и безопасности всего мира. Мир без ядерного оружия возможен только при условии, что лидеры каждой страны и региона возьмут на себя часть обязанностей по реализации намеченных действий.
В евроатлантическом регионе, включающем США, страны Европы и Россию, сосредоточено более 95% всего ядерного оружия на земле. Здесь находятся 4 из 5 государств-участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием, и 9 из 14 государств мира, имеющих ядерное оружие на своей территории (США, Россия, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Турция, Бельгия и Нидерланды).
В последние годы вероятность разрушительного конфликта с применением обычного или ядерного оружия в евроатлантическом регионе резко снизилась, однако следы противостояния ХХ века и глубоко укоренившегося наследия недоверия периода холодной войны еще не исчезли. Продолжают доминировать концепции обеспечения безопасности времен холодной войны и многие связанные с ними военные доктрины.
В частности, сохраняется стратегия ядерного устрашения и взаимного гарантированного уничтожения. Крупные стратегические ядерные силы по-прежнему находятся в состоянии боевой готовности, готовые к запуску в течение нескольких минут; в Европе в резерве остаются тысячи единиц тактического ядерного оружия. Дискуссия десятилетней давности относительно противоракетной обороны не завершена. Новым проблемам безопасности, связанным с силами быстрого удара, кибербезопасностью и космосом, уделяется недостаточно внимания. Существующее положение дел является опасным и потенциально дестабилизирующим. Оно не способствует формированию доверия, необходимого для реализации совместных усилий по устранению возникающих угроз безопасности в Европе и во всем мире.
Расплачиваются за это наши народы. В сложившихся условиях риски, связанные с безопасностью, растут, как и расходы на оборону, отвлекая ресурсы от выполнения налогово-бюджетных задач и приоритетов внутреннего развития. Только в области ядерного вооружения цена вопроса в данном регионе принимает угрожающие размеры – около 500 млрд долл. [2]
Мы не утверждаем, что повышение уровня безопасности в регионе минимизирует все эти затраты, но со временем экономия может быть существенной – и она может многократно увеличиваться в безъядерных зонах.
2. Призыв к переменам
Таким образом, для обеспечения безопасности и экономического благосостояния наших граждан крайне необходимо начать новый, непрерывный и динамичный диалог по вопросам евроатлантической безопасности. Этот диалог должен быть политически санкционирован на высшем уровне, и в нем должно участвовать гражданские и военные представители высшего уровня.
В частности, мы призываем к следующему.
2.1. Процесс
- Создать по инициативе высшего руководства ведущих стран региона неформальную Контактную группу по вопросам евроатлантической безопасности с целью выработки рекомендаций относительно того, какие вопросы нуждаются в рассмотрении, на каких принципах должен строиться диалог, а также определения гражданских и военных представителей, на которых будут возложены эти новые обязанности. Независимо от специфики данного процесса должна быть предусмотрена возможность всестороннего обсуждения вопросов безопасности, акцент должен быть сделан на практические действия.
- Определить различные форматы диалога по конкретным вопросам, которые могут быть двусторонними, многосторонними, либо предполагающими участие отдельных субрегионов Европы. Существующие форумы, такие как Совет Россия – НАТО и ОБСЕ, могли бы стать площадкой для обсуждения отдельных вопросов. Национальные лидеры и члены Контактной группы будут и дальше участвовать в диалоге.
2.2. Основные принципы
Мы считаем, что диалог должен строиться на следующих принципах:
- рассмотрение всех элементов наступательного и оборонительного, ядерного и обычных вооружений, а также кибербезопасности и космоса в рамках новой концепции безопасности;
- снижение роли ядерного оружия как существенной части общей оборонительной доктрины любого государства без ущерба безопасности каждой из сторон;
- согласование методов увеличения времени принятия решения руководством в период повышенной напряженности и в чрезвычайных ситуациях;
- переход от концепции взаимного гарантированного уничтожения к взаимопониманию, концепции взаимного раннего оповещения, взаимной обороны и взаимной безопасности;
- укрепление стабильности за счет большей информационной открытости, сотрудничества и доверия; необходимо исключить страх перед угрозой нанесения удара без заблаговременного оповещения.
2.3. Практические приоритеты
Мы считаем, что в рамках гибкого формата диалога приоритетными могли бы стать следующие темы.
Ядерные силы
- Меры, которые позволили бы увеличить время для принятия решений лидерами и повысить уровень стабильности в кризисных ситуациях. Это, в частности, относится к стратегическим ядерным силам США и России. Согласно последнему Договору о сокращении стратегических вооружений, каждая из стран может сохранять тысячи ядерных боеголовок на сотнях баллистических ракет, находящихся в боевой готовности и способных поразить цели менее чем за 30 минут. Такое положение повышает риск поспешного принятия решения об использовании баллистических ракет на основе ложного оповещения и риск случайного или несанкционированного запуска ракет. США и Россия в приоритетном порядке должны принять меры по выведению части своих стратегических сил из состояния боевой готовности.
- Дальнейшее сокращение развернутых американских и российских стратегических ядерных сил.
- Взаимная информационная открытость, меры по укреплению безопасности и доверия в отношении тактического ядерного вооружения в Европе, включая значительное сокращение этого вооружения.
Противоракетная оборона
- Создание Центра сотрудничества в области противоракетной обороны для обмена данными с радиолокационных станций дальнего обнаружения и спутников.
- Меры по обеспечению взаимной информационной открытости в отношении систем противоракетной обороны и потенциальных возможностей, включая ежегодный обмен актуальной информацией.
- Продолжение совместных учений сил противоракетной обороны.
- Письменные политические обязательства по неразвертыванию систем противоракетной обороны, подрывающих концепцию стратегической стабильности.
Обычные вооруженные силы в Европе
- Меры по укреплению доверия и безопасности путем предоставления дополнительных квот на проведение оценочных визитов согласно Венскому документу.
- Расширенный Договор по открытому небу, включающий не только 34 государства, на которые распространяется Договор, но все 57 государств ОБСЕ, а также более широкий спектр возможностей по сбору технических данных.
- ·Несмотря на нынешний статус Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), достижение договоренности в отношении положений, которые увеличивают время принятия решения высшим руководством. Обеспечение дополнительной информационной открытости относительно действий военных сил, расположенных за пределами своих зон дислокации, а также в отношении развертывания сил.
Обычные силы быстрого глобального удара
- Достижение прозрачности планируемых и осуществляемых действий, а также формирование мер по укреплению доверия в случае, если со временем такое вооружение будет разрабатываться и развертываться.
Кибербезопасность
- Обсуждение и реализация процесса заблаговременного обмена информацией о киберугрозах, общего подхода к защите сетей, а также совместного реагирования на кибератаки. Это сотрудничество может включать переговоры по выработке международных соглашений, которые ограничат угрозу кибервойны.
Космос
- Обмен информацией по проекту Кодекса поведения в космосе с перспективой заключения соглашения о таком Кодексе.
Предлагаемый новый подход к укреплению взаимной безопасности в евроатлантическом регионе может привести к формированию более безопасного и надежного будущего для всех наших граждан. У нас есть историческая, но, вероятно, непродолжительная возможность действовать. Лидеры наших стран должны воспользоваться этой возможностью.
Подписали:
- Дес Браун, бывший министр обороны Великобритании.
- Вольфганг Ишингер, председатель Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, бывший заместитель министра иностранных дел Германии, бывший посол Германии в США и Великобритании.
- Игорь Иванов, бывший министр иностранных дел России, секретарь Совета Безопасности России.
- Джеймс Арбетнот, действительный член Парламента Великобритании, председатель Комитета по обороне Палаты общин Парламента Великобритании.
- Айтуг Атыджы, действительный член Великого национального собрания Турции.
- Маргарет Беккет, действительный член Парламента Великобритании, бывший министр иностранных дел Великобритании.
- Александр Бессмертных, бывший министр иностранных дел России.
- Ханс Бликс, бывший министр иностранных дел Швеции, 3-ий генеральный директор МАГАТЭ, исполнительный председатель Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям.
- Яакко Бломберг, бывший посол Финляндии в Канаде и Эстонии, специальный советник по Кипру Европейского комиссара по вопросам расширения.
- Кьелл Магне Бондевик, бывший премьер-министр Норвегии.
- Ханс ван ден Броек, бывший министр иностранных дел Нидерландов, бывший комиссар ЕС по внешним связям.
- Гру Брундтланд, бывший премьер-министр Норвегии.
- Алистер Бёрт, действующий член Парламента Великобритании, бывший министр иностранных дел Великобритании.
- Мензис Кэмпбелл, действительный член Парламента Великобритании, бывший лидер партии Либеральных демократов.
- Ингвар Карлссон, бывший премьер-министр Швеции.
- Хикмет Четин, бывший министр иностранных дел Турции, бывший заместитель премьер-министра Турции.
- Тарья Кронберг, действительный член Европейского парламента от Финляндии, председатель делегации Европейского парламента по отношениям с Ираном.
- Владимир Дворкин, генерал-майор в отставке, бывший руководитель 4-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны России.
- Рольф Экеус, бывший посол Швеции в США, бывший председатель Специальной комиссии ООН по Ираку.
- Уффе Эллеманн-Йенсен, бывший министр иностранных дел Дании.
- Вагит Эрдем, бывший член Великого национального собрания Турции, главный советник президента Турции Сулеймана Демиреля, глава турецкой делегации в Парламентской ассамблее НАТО, вице-президент ПА НАТО.
- Гернот Эрлер, действительный член Бундестага Германии, заместитель председателя фракции СДПГ в Бундестаге, бывший статс-министр иностранных дел Германии.
- Анатолий Гриценко, действительный член Парламента Украины, бывший председатель парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, бывший министр обороны Украины.
- Ян Гамачек, действительный член Парламента Чехии, спикер Палаты депутатов.
- Дэвид Хэнни, бывший постоянный представитель Великобритании в ЕЭС и ООН.
- Ник Харви, действительный член Парламента Великобритании, бывший министр по делам вооруженных сил Великобритании.
- Армин Хасенпуш, генерал-майор в отставке, бывший вице-президент службы внешней разведки (БНД) Германии
- Джеффри Хау, бывший министр иностранных дел Великобритании.
- Дуглас Хард, бывший министр иностранных дел Великобритании.
- Яакко Илониеми, бывший посол Финляндии в ОБСЕ и США.
- Юхани Каскеала, бывший командующий вооруженными силами Финляндии.
- Ян Каван, бывший министр иностранных дел Чехии, бывший заместитель премьер-министра Чехии.
- Катя Койл, действительный член Бундестага Германии и Комитета по вопросам обороны.
- Джон Керр, бывший посол Великобритании в США и ЕС.
- Том Кинг, бывший министр обороны Великобритании.
- Пьер Лелуш, бывший министр по европейским делам Франции, бывший министр внешней торговли Франции.
- Будимир Лончар, президент Консультативного комитета по внешней политике и международным отношениям при Президенте Республики Хорватия, бывший министр иностранных дел Югославии.
- Рууд Любберс, бывший премьер-министр Нидерландов.
- Могенс Люккетофт, спикер Парламента Дании, бывший министр иностранных дел Дании.
- Джорджио Ла Мальфа, бывший министр по европейским делам Италии.
- Евгений Маслин, генерал-полковник в отставке, бывший директор 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации,
- Джон МакКол, бывший заместитель верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, Великобритания
- Федерика Могерини, действительный член Парламента Италии, председатель итальянской делегации в Парламентской ассамблее НАТО.
- Оуэн Мерфи, действительный член Палаты представителей Парламента Республики Ирландия, глава парламентской делегации Ирландии в ПА ОБСЕ.
- Бернар Норлен, бывший командующий ПВО Франции, бывший командующий боевой авиацией ВВС Франции.
- Клаус Науманн, генерал в отставке (ГEAР), бывший председатель Военного комитета НАТО, Германия.
- Владимир Огрызко, бывший министр иностранных дел Украины.
- Януш Онышкевич, бывший министр обороны Польши, бывший вице-президент Комитета по иностранным делам Европейского парламента.
- Дэвид Оуэн, бывший министр иностранных дел Великобритании.
- Ана Паласио, бывший министр иностранных дел Испании.
- Борис Панкин, бывший министр иностранных дел России, бывший посол России в Великобритании.
- Поль Киле, бывший министр обороны Франции.
- Элизабет Рен, бывший министр обороны Финляндии.
- Малколм Рифкинд, действительный член Парламента Великобритании, бывший министр обороны и иностранных дел Великобритании.
- Адам Даниэль Ротфельд, бывший министр иностранных дел Польши.
- Фолькер Рюэ, бывший министр обороны Германии.
- Константин Самофалов, действительный член Парламента Сербии.
- Оздем Санберк, директор Международной организации стратегических исследований, бывший заместитель министра иностранных дел Турции.
- Рудольф Шарпинг, бывший председатель СДПГ, бывший министр обороны Германии.
- Хавьер Солана, бывший министр иностранных дел Испании, бывший генеральный секретарь НАТО, бывший Верховный представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности.
- Джон Стэнли, действительный член Парламента Великобритании, председатель Комитета по контролю над экспортом оружия.
- Торвальд Штольтенберг, бывший министр обороны и иностранных дел Норвегии.
- Горан Свиланович, генеральный секретарь Регионального совета по сотрудничеству Сербии, бывший министр иностранных дел Югославии.
- Борис Тадич, бывший президент Сербии.
- Карло Трецца, председатель Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ), бывший спецпредставитель по разоружению и нераспространению, посол Италии в Республике Корея.
- Вячеслав Трубников, бывший директор Службы внешней разведки, бывший заместитель министра иностранных дел России, бывший посол России в Индии.
- Раймо Вяюрюнен, бывший руководитель Академии наук Финляндии.
- Алан Уэст, бывший первый морской лорд и начальник штаба ВМС Великобритании.
- Коре Виллок, бывший премьер-министр Норвегии.
- Ширли Уильямс, член Палаты лордов Парламента Великобритании, бывший лидер фракции Либеральных демократов в Палате лордов Парламента Великобритании.
Текст заявления на других языках:
1. Сеть европейских лидеров (European Leadership Network) была создана в целях содействия установлению мира без ядерного оружия. В деятельности организации принимают участие бывшие политические, военные деятели, а также бывшие руководящие работники министерств иностранных дел стран Европы. Европейская сеть лидеров проводит независимые исследования в области международных отношений и представляет собой площадку для обсуждения актуальных международных вопросов.
2. США готовы приступить к реализации программ по строительству новых подводных лодок и стратегических бомбардировщиков, оснащенных баллистическими ядерными ракетами, стоимостью более 400 млрд долл., а также продлить срок службы ядерного вооружения, развернутого в Европе, что будет стоить более 10 млрд долл. По имеющимся данным, в течение следующего десятилетия Россия планирует потратить на модернизацию своих стратегических ядерных сил 1,9 трлн руб., или 61 млрд долл. По весьма скромным подсчетам, возможная замена ракет «Трайдент» обойдется Великобритании в 25 млрд фунтов стерлингов, или 38 млрд долл.
(Нет голосов) |
(0 голосов) |