Финляндия: два года в НАТО
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.56) |
(9 голосов) |
Редактор ТАСС-ДОСЬЕ
Апрель 2025 г. ознаменован второй годовщиной присоединения Финляндии к Организации Североатлантического договора. Вступление в НАТО произошло еще при президенте Саули Ниинистё, который стремился продолжать политический диалог с Россией. После февраля 2022 г. такая свобода маневра стала практически невозможной, и по итогам голосования в 2024 г. финские граждане отдали предпочтение Александру Стуббу из партии «Национальная коалиция», избрание которого усилило прозападные тенденции во внешней политике Финляндии. Бывшая нейтральной Финляндия окончательно изменила свои внешнеполитические приоритеты, что отразилось на военно-политической стратегии страны, ее ассигнованиях на оборону и экспорте продукции ВПК.
В 2014–2020 гг. военные расходы Финляндии ежегодно оставались на уровне 1,5% ВВП, а в абсолютных значениях постепенно росли — с 3,57 млрд до 3,9 млрд долл. На фоне пандемии в 2021 г. показатель упал до 3,65 млрд, но по итогам 2022 г. составил 4,47 млрд, а в 2023 г. — 6,85 млрд долл., или 2,4% На этом Хельсинки не собирается останавливаться — правительство начало подготовку к поэтапному увеличению к 2029 г. военного бюджета как минимум до 3% ВВП. Планируется увеличить ассигнования на 3,7 млрд евро, расширить гособоронзаказ и разработать новые программы перевооружения на 2030-е гг.
В 2023 г. Финляндия экспортировала вооружений на сумму 333 млн евро — рекорд с начала подсчетов в 2002 г. Порядка 85% экспорта военной продукции распространялось в странах Европы, из которых крупнейшими странами-импортерами были Швеция, Латвия и Литва. 2023 г. также побил рекорд по выданным экспортным лицензиям на военную продукцию — 667 млн евро. Крупнейшими странами-получателями стали Словакия (201 млн евро), Япония (154 млн евро) и Украина (88 млн евро).
На региональном уровне Хельсинки планирует укрепить взаимодействие и обновить основополагающий документ Северного оборонного сотрудничества (NORDEFCO) в период своего председательства в организации в 2025 г. Еще в апреле 2024 г. министры обороны стран-участниц подписали меморандум о новом видении NORDEFCO, согласно которому к 2030 г. намереваются улучшить совместное планирование и проведение военных операций, максимально упростить передвижение войск через государственные границы, улучшить оперативную совместимость и скорость обмена развединформацией между собой и через структуры НАТО и ЕС, продолжить наращивание возможностей ВПК северных стран. NORDEFCO не рассматривается как договор о взаимной обороне и командная структура наподобие НАТО, но в последние годы благодаря действиям некоторых подписантов он приобретает черты, характерные для оборонного пакта. Учитывая степень кооперации североевропейских стран в области безопасности на уровне субрегиона и периодические заявления о готовности к коллективной самообороне, в ближайшие годы может стать уменьшенной копией НАТО в Северной Европе, менее бюрократизированной, с быстрым процессом принятия решений и со сговорчивыми членами, единой позицией и меньшей вероятностью «вероотступничества».
Несмотря на изначальную бескомпромиссность по отношению к России, позиция А. Стубба стала смягчаться после избрания президентом США Дональда Трампа, имевшего отличный взгляд на украинский конфликт после крайне проукраинской администрации Джо Байдена. Финский президент одобрил переговоры лидеров США и РФ, но вновь повторил украинский тезис о необходимости «справедливого мира» и принятия Киева в ЕС и НАТО. Несмотря на поддержку планов по прекращению огня, в Хельсинки не собираются отказываться от военной помощи Киеву. При этом А. Стубб публично предостерегает Украину от «финского сценария», подразумевая отказ Киева от членства в НАТО и ряда территорий по аналогии с тем, как Хельсинки выбрал нейтралитет после Второй мировой войны, потеряв 11% территории.
Апрель 2025 г. ознаменован второй годовщиной присоединения Финляндии к Организации Североатлантического договора (НАТО). Всерьез вариант присоединения к блоку начал рассматриваться с обострения кризиса на Украине в 2014 г., но решение постоянно откладывалось из-за неочевидности преимуществ такого шага и недостаточной поддержки общества. Несмотря на тесные экономические связи с Россией и негласные оглядки перед принятием важных геополитических решений на восточного соседа (что вошло в историю как «линия Паасикиви — Кекконена»; противники такой политики используют термин «финляндизация»), на фоне международного кризиса в 2022 г. было принято решение в пользу вступления в НАТО. С тех пор бывшая нейтральной Финляндия окончательно изменила свои внешнеполитические приоритеты, что отразилось на военно-политической стратегии страны, ее ассигнованиях на оборону и экспорте продукции ВПК.
Что говорят в правительстве и вооруженных силах
В декабре 2024 г. в Хельсинки был представлен Доклад правительства в области обороны, заменивший аналогичную стратегию от сентября 2021 г. Тогда в Финляндии особо отмечали возросшую военную активность в регионе Балтийского моря и Арктики, а также повышенный интерес со стороны крупных держав к природным ресурсам Севера и Северному морскому пути (при этом основной противник страны не конкретизировался). Документ 2024 г. выдержан в крайне алармистском тоне с точным указанием России как виновника дестабилизации мировой обстановки и Китая как набирающего мощь актора, бросающего вызов Соединенным Штатам и их союзникам. Террористическая угроза также упоминается, однако значительно меньшее количество раз. Из основных тезисов относительно международной ситуации можно привести следующее:
- возвращение на Европейский континент «масштабной, затяжной войны»; специальная военная операция (СВО) интерпретируется как «продолжение агрессивных действий в Крыму и на востоке Украины в 2014 г. и Грузии в 2008 г.»;
- увеличение числа гибридных атак и числа инцидентов, связанных с критически важной инфраструктурой;
- растущее влияние Китая на Финляндию и ее соседей;
- непредсказуемая и нестабильная ситуация в области обороны и международной безопасности, которая имеет тенденцию к ухудшению;
- крупнейшее со времен окончания холодной войны усиление сил НАТО на восточном фланге;
- присоединение к НАТО характеризуется как «самое значительное изменение в сфере обороны Финляндии со времен Второй мировой войны»;
- продолжающаяся интеграция вооруженных сил страны в структуры и единые оборонные планы НАТО;
- расширение под эгидой НАТО целей и задач оборонной политики и военного планирования Финляндии за пределы государственной границы — на территорию стран Балтии, Балтийского моря, Северного Ледовитого океана, северной части Атлантического океана.
В части, посвященной изменениям баланса сил, главным виновником названа России, которая «представляет самую значительную и непосредственную угрозу для союзников, безопасности, а также мира и стабильности в Евроатлантическом регионе». В числе других «обвинений» — долгосрочная тенденция к дестабилизации Европейского союза, стремление к укреплению статуса великой державы и разделению Европы на зоны влияния с применением военной силы, гибридные действия против европейских стран и их граждан (подрыв единства, препятствование принятию решений, манипулирование общественным мнением, разжигание внутриполитической конфронтации, нагнетание чувства страха), а СВО характеризуется как шаг на пути к последующей более открытой, непредсказуемой и затяжной конфронтации с Западом.

НАТО в гостях у Санты
Китай охарактеризован как менее агрессивный игрок. Отмечается, что Пекин стремительно модернизирует вооруженные силы, активизировал разведывательную деятельность в США и Европе, усилил военное и экономическое сотрудничество с Россией, от развития которого будет зависеть способность Москвы оказывать влияние на Европу. В то же время финские стратеги уделяют большее внимание борьбе Китая и США за политическое, военное, экономическое и технологическое господство в мире.
В вопросах места НАТО в обороне отмечается, что блок активизировал сотрудничество с партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе, увеличил военное присутствие на восточном фланге и количество военных учений, постоянно модернизирует как общие, так и региональные планы обороны на случай крупномасштабного конфликта, с присоединением Финляндии и Швеции территориально приблизился к стратегически важным для России районам (называются Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Кольский полуостров, Беларусь, Балтийское море, Арктический регион). Обеспечение в рамках сил Альянса безопасности морских транспортных артерий и модернизация военной инфраструктуры в странах Северной Европы воспринимаются как ключевое условие для потенциальной переброски подкреплений из Северной Америки.
Роль ЕС рассматривается как взаимодополняющая НАТО, в то же время указывается, что Евросоюз увеличивает расходы на оборону и развивает технологическое сотрудничество. Доклад был выпущен уже после победы на выборах президента США республиканца Дональда Трампа, известного своими изоляционистскими взглядами, что частично отразилось в документе, в котором отмечается важность независимости Европы в вопросах безопасности и еще больших военных ассигнований. Во внутриевропейских региональных вопросах упор делается на сотрудничество со странами — участницами Северного оборонного сотрудничества (NORDEFCO), странами Балтии и Великобританией, а также изменения в политике безопасности ФРГ, увеличение оборонных расходов Франции и растущие закупки военной техники Польшей.
В военно-технических вопросах отмечается важность дистанционно управляемых и автономных беспилотных систем, искусственного интеллекта, раскрытие всех возможностей человека (расширенное познание, синтетическая биология) и интеграции последних достижений научно-технического прогресса в разработку и производство вооружений, которая может компенсировать численность личного состава на поле боя. Темы киберпространства и космоса названы ареной технологического соперничества и ведения войны. В числе оснований для такого рода выводов: ускорение темпов развития космической техники (благодаря деятельности коммерческого сектора), упрощение доступа в космическое пространство, критическая зависимость современных систем управления огнем и гражданского сектора услуг от кибертехнологий и спутников, растущее влияние информационных войн наряду с конвенциональными боевыми действиями. Внедрение инноваций и рациональное использование ресурсов рассматриваются как преимущество малых стран в ассиметричной борьбе с более крупными игроками. Но все же в Хельсинки в вопросах обороны не делают ставку исключительно на последние технологические достижения, насколько совершенными они ни были бы. В качестве немаловажной составляющей военной стратегии указывается способность вооруженных сил и всего населения вести длительные войны на истощение — отсюда призыв к долгосрочным контрактам на поставку вооружений и военной техники, созданию стратегических запасов, обеспечению стабильных поставок, готовности защищать сложившийся образ жизни.
Среди основных выводов авторы доклада представляют следующие:
- ситуация с безопасностью в Финляндии и Европе существенно ухудшилась, и такое положение дел не изменится долгое время;
- Россия представляет и будет представлять постоянную угрозу безопасности для Европы и Финляндии;
- Финляндия будет предоставлять Украине военную помощь столько, сколько потребуется;
- после вступления Финляндии и Швеции в НАТО северные страны, регион Балтийского моря и Крайний Север образовали единое геостратегическое пространство, регион Балтийского моря имеет стратегическое значение для Финляндии;
- основу оборонного потенциала Финляндии обеспечат сохранение призыва на военную службу, совершенствование квалификации резерва вооруженных сил, сильная воля граждан защищать страну и членство в НАТО;
- приверженность тотальной обороне — сочетанию всех национальных и международных военных и гражданских мер, обеспечивающих защиту страны при любом развитии событий (приводятся семь компонентов: государственное управление, международные отношения, обороноспособность, внутренняя безопасность, экономика, функциональные возможности населения и психологическая устойчивость людей);
- необходимость улучшения условий работы на оборонную промышленность, наращивание производства и обеспечение безопасности бесперебойных поставок;
- постепенный рост военных расходов Финляндии;
- развитие оборонного потенциала ЕС, движение к большей независимости Евросоюза как в политике, так и в развитии военных технологий и оборонных поставках;
- готовность НАТО предоставить весь спектр сил, необходимых для крупномасштабных высокоинтенсивных боевых действий; Финляндия, в свою очередь, также должна создать все необходимые условия для присутствия войск союзников на ее территории.

Арктика как новый регион мировой политики: стратегии западных государств
Похожие оценки представлены в Обзоре военной разведки Финляндии — 2025 (предыдущие публикации датируются 2021 и 2023 гг.), подготовленном Генеральным штабом Сил обороны Финляндии. Самой главной угрозой там также названа Россия, которая «стремится уменьшить влияние Запада, обеспечить себе сферу влияния», «рассматривает политику безопасности как игру великих держав с нулевой суммой, в которой расширение НАТО укрепляет позиции Соединенных Штатов и, таким образом, ослабляет безопасность России», а «интересы соседних стран или их безопасность не являются важным фактором в расчетах Москвы». Помимо этого, РФ обвиняется в стремлении обратить глобальный Юг против западных стран, в частности отмечается «попытка представить группу БРИКС как часть антизападного «мирового большинства». Что касается североевропейского направления, финский генштаб отмечает наращивание российских сил на Кольском полуострове и в Арктическом регионе, приписывает Москве попытки завладеть неограниченным доступом к Северному морскому пути и ослабить интеграцию Финляндии и Швеции в структуры НАТО. В Хельсинки прогнозируют, что после окончания конфликта на Украине приоритетом для России станет ускоренное наращивание и модернизация сил в возрожденном Ленинградском военному округе, граничащем со Скандинавией. Финские военные не верят в скорейшее урегулирование ситуации на Украине и прогнозируют ухудшение отношений РФ с Западом в последующие годы, борьбу России за судоходство в Балтийском море «любыми методами», продолжение атак на подводную инфраструктуру на Балтике (отсылка к повреждениям морских кабелей, однако точный виновник эти инцидентов не указывается), обострение гонки Запада, России и Китая за ресурсы Крайнего Севера, усиление разведывательной и диверсионной деятельности российских спецслужб в Финляндии.
Китай рассматривается не в таком негативном ключе, отмечается намерение Пекина стать политическим, экономическим, военным и технологическим лидером к 2049 г., в 100-летнюю годовщину создания КНР, и его растущее влияние на страны глобального Юга. Российско-китайские отношения воспринимаются как «спасение» экономики РФ и способ обхода санкций, однако Пекин рассматривается не как равный партнер, а как выгодоприобретатель от осложненного рестрикциями положения Москвы, что ставит РФ во все более зависимое положение. Украинский конфликт, в свою очередь, «выгоден» Пекину, поскольку отвлекает внимание Запада от растущего влияния КНР.
На региональном уровне Хельсинки планирует укрепить взаимодействие и обновить основополагающий документ NORDEFCO в период своего председательства в организации в 2025 г. Стремление к обновлению объясняется сменившейся военной обстановкой и вступлением в НАТО вместе со Швецией. Еще в апреле 2024 г. министры обороны стран — членов подписали меморандум о новом видении NORDEFCO, согласно которому к 2030 г. государства намереваются улучшить совместное планирование и проведение военных операций, максимально упростить передвижение войск через государственные границы, улучшить оперативную совместимость и скорость обмена развединформацией между собой и через структуры НАТО и ЕС, продолжить наращивание возможностей ВПК северных стран.
NORDEFCO не рассматривается как договор о взаимной обороне и командная структура наподобие НАТО, но в последние годы благодаря действиям некоторых подписантов он приобретает черты, характерные для оборонного пакта. Так, в 2021 г. министры обороны Дании, Норвегии и Швеции подписали соглашение о расширении сотрудничества, которое облегчит «совместные действия в условиях мира, кризиса или конфликта», в 2022 г. — предоставили доступ к воздушному пространству и военной инфраструктуре друг друга. В том же году министры обороны Финляндии, Норвегии и Швеции обновили трехстороннее заявление о намерениях, расширившее военное сотрудничество, а после запроса Хельсинки и Стокгольма на вступление в НАТО другие члены альянса — Дания, Исландия и Норвегия — опубликовали заявление, в котором пообещали всю необходимую помощь в случае нападения на Финляндию и Швецию. Пока NORDEFCO организационно не представляет собой аналог НАТО, но, учитывая степень кооперации североевропейских стран в области безопасности на уровне субрегиона и периодические заявления о готовности к коллективной самообороне, в ближайшие годы может стать уменьшенной копией НАТО в Северной Европе, менее бюрократизированной, с быстрым процессом принятия решений и со сговорчивыми членами, единой позицией и меньшей вероятностью «вероотступничества» (в противовес ряду членов НАТО, угрожавших в последние годы использовать право вето, выдвигавших новые требования для новых членов или вообще намеревавшихся покинуть Альянс).
Расходы на оборону и ВПК
Обозначенные финскими политиками и военными угрозы автоматически требуют растущих затрат и разгона военной промышленности. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в 2014–2020 гг. военные расходы Финляндии ежегодно оставались на уровне 1,5% ВВП, а в абсолютных значениях постепенно росли — с 3,57 млрд до 3,9 млрд долл. На фоне пандемии в 2021 г. показатель упал до 3,65 млрд, но по итогам 2022 г. составил 4,47 млрд, а в 2023 г. — 6,85 млрд долл., или 2,4% ВВП. Британский Международный институт стратегических исследований (IISS) приводит похожие оценки: рост с 3,72 млрд в 2014 г. до 6,89 млрд долл. в 2024 г., а бюджет на 2025 г. оценивается в 7,47 млрд долл. На этом Хельсинки не собирается останавливаться — 1 апреля 2025 г. правительство после рекомендаций минобороны начало подготовку к поэтапному увеличению к 2029 г. военного бюджета как минимум до 3% ВВП. За четыре года планируется увеличить ассигнования на 3,7 млрд евро, расширить гособоронзаказ и разработать новые программы перевооружения на 2030-е гг.
Оптимистично в Хельсинки смотрят и на перспективы родного ВПК — по данным финского аналитического центра SaferGlobe (согласно информации на его веб-сайте, занимается «изучением и разработкой инструментов для содействия прочному миру и безопасности»), в 2023 г. экспорт вооружений достиг 333 млн евро (из них 141 млн евро пришлось на оружие, предназначенное для использования гражданами в целях самообороны, для занятий спортом и охоты) — рекорд с начала подсчетов в 2002 г. Порядка 85% экспорта военной продукции распространялось в Европе. Крупнейшими странами-импортерами по стоимости были Швеция (51 млн евро), Латвия (34 млн евро) и Литва (19 млн евро) — на эти три страны пришлось более половины всего экспорта военной продукции. В стоимостном выражении экспортируемой военной продукции наибольшую долю (32%) составили наземные транспортные средства и их компоненты. Следующими по величине статьями экспорта были боеприпасы (17%), а также взрывчатые вещества и заряды (15%). Крупнейшие экспортные поставки гражданского оружия были в США (52 млн евро), Канаду (15 млн евро) и Австралию (9 млн евро). 2023 г. также побил рекорд по выданным экспортным лицензиям на военную продукцию — 667 млн евро. Крупнейшими странами — получателями экспортных лицензий стали Словакия (201 млн евро), Япония (154 млн евро) и Украина (88 млн евро).
К похожим выводам пришла государственная инвестиционная компания Finnish Industry Investment (Tesi), опросив осенью 2024 г. 368 отечественных оборонных компаний: 144 из них были охарактеризованы как «быстрорастущие стартапы и компании роста», остальные — «более устоявшиеся игроки с долгой историей, предлагающие в основном консультационные услуги Силам обороны Финляндии». Самые высокие темпы роста продемонстрировали производители изделий двойного назначения — их чистая прибыль с 2022 г. ежегодно увеличивалась на 30–40%. В то же время фирмы, занятые исключительно в военной сфере, столкнулись с трудностями в привлечении инвестиций. 50% оборонных компаний расположись в столичном регионе Уусимаа, где лидером выступил Хельсинки (74 компании) и его город-спутник Эспоо (65), еще 16% пришлось на регион Пирканмаа с центром в Тампере (40). Замыкают пятерку лидеров высокотехнологическая «столица» Оулу (21) и еще один спутник Хельсинки — Вантаа (14). По виду деятельности большинство компаний (246) заняты в сфере поддержки и логистики, еще 70 — проектирования боевых информационно-управляющих систем (C4I — Command, Control, Communications, Computers, and Intelligence), 20 фирм сотрудничают с сухопутными войсками, 13 — с флотом, 10 — с ВВС, пять заняты в межвидовых операциях, а оставшиеся четыре работают с космическими технологиями.
Новой стратегии — новый президент
Присоединение к НАТО произошло еще во вторую, заключительную каденцию президента Саули Ниинистё, который, придерживаясь общей политики Запада по вопросам ситуации на Украине и антироссийским санкциям, стремился продолжать политический диалог с Россией. После февраля 2022 г. такая свобода маневра стала практически невозможной, и страна окончательно распрощалась с почти 80-летним нейтралитетом. По итогам голосования в два тура в январе — феврале 2024 г. финские граждане отдали предпочтение Александру Стуббу из партии «Национальная коалиция». Получив образование в США и Франции, он избирался депутатом Европейского парламента, занимал посты министра иностранных дел и премьер-министра Финляндии. В 2014 г. еще при функционировавшей «линии Пассикиви — Кекконена» он был практически единственным политиком высокого ранга, поддержавшим вступление в НАТО, а про отношения с Москвой высказался в стиле «интеграция России с Западом была иллюзией». Возможно, это обусловлено семейной историей А. Стубба — его отец Йоран Стубб происходил из Кякисалми, который после Советско-финской войны 1939–1940 гг. отошел СССР и стал сначала называться на шведский манер Кексгольмом, а потом — Приозерском. Дедушка с бабушкой Стубба по отцовской линии, в свою очередь, происходили из Выборга, который после войны разделил судьбу Приозерска, но еще до конфликта семья переехала в Хельсинки.
В инаугурационной речи 1 марта 2024 г. Александр Стубб бескомпромиссно поставил граждан Финляндии перед фактом, что «эпоха после окончания холодной войны закончилась» (обвинив в этом Россию), «инструменты сотрудничества были превращены в оружие», «мир находится в переходном состоянии», «создание нового мирового порядка требует времени». Добавив, что финнам «придется быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства, как это было с членством в НАТО», и что, «когда времена станут трудными, я также буду готов принять трудные решения, чтобы обеспечить безопасность нашей страны». Вдобавок к предвыборным обещаниям новоизбранный президент подтвердил свою приверженность введенному им ранее «реализму, основанному на ценностях» (arvopohjainen realismi), которым он обещал руководствоваться при проведении внешней политики в случае избрания. Позже это было формально закреплено в правительственном докладе по внешней политике и политике безопасности в июне 2024 г., где среди прочих принципов особо часто выделялись следующие: придерживаться ценностей демократии, верховенства закона, международного права и прав человека, укреплять национальную оборону, избегать вовлечения в военный конфликт, быть готовым к диалогу со странами, которые не разделяют вышеупомянутые ценности.

Догнать Россию и перегнать Китай: новый ледокольный флот для Трампа
Избрание президентом А. Стубба усилило прозападные тенденции во внешней политике Финляндии. 1 сентября 2024 г. вступило в силу Соглашение о сотрудничестве в области обороны с США, согласно которому Финляндия открывает 15 своих военных объектов для возможного использования американскими войсками, при этом Хельсинки не будет взимать арендную плату за помещения или территории, предоставленные в распоряжение Соединенных Штатов. 27 сентября того же года финское минобороны объявило о размещении на территории страны штаб-квартиры НАТО — в Миккели на юго-западе страны в 140 км от границы с РФ и в северном регионе Лапландия. 1 апреля 2025 г. власти Финляндии анонсировали подготовку к выходу из Оттавской конвенции о запрете противопехотных мин (ранее аналогичный шаг предприняли министры обороны Латвии, Литвы, Польши и Эстонии), отметив, что это «экономически эффективный способ дополнить возможности вооруженных сил», однако добавив, что страна будет «привержена гуманитарным целям конвенции» даже после возможного выхода. 15 апреля 2025 г. финский военнослужащий впервые принял участие в полете на самолете дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО E-3A в рамках учений Ramstein Alloy 2025 в Балтийском регионе. В силах НАТО раннего предупреждения и управления в воздухе (NATO Airborne Early Warning & Control Force; NAEW&CF) задействованы представители 17 стран, помимо них свой персонал также предоставляют Канада, Франция, Финляндия и Литва. В НАТО отметили, что E-3A является первым многонациональным летным подразделением, созданным Альянсом.
Высказывания в отношении России, несмотря на изначальную бескомпромиссность, стали смягчаться после избрания президентом США Дональда Трампа, имевшего отличный взгляд на украинский конфликт после крайне проукраинской администрации Джо Байдена. Еще в апреле 2024 г. Александр Стубб заявлял, что с Россией не нужно вести политический диалог, и считал боевые действия единственным путем достижения мира в ситуации с Украиной. При новой вашингтонской администрации финский президент одобрил переговоры лидеров США и РФ, но вновь повторил украинский тезис о необходимости «справедливого мира» и принятия Киева в ЕС и НАТО. Во время мартовского визита 2025 г. во Флориду А. Стубб предпринял попытку отговорить Д. Трампа от сотрудничества с РФ, а также призвал ужесточить санкции в отношении Москвы. 1 апреля 2025 г. финскому лидеру пришлось признать, что Европа начала обсуждать возобновление контактов с РФ, и Финляндии необходимо «морально подготовиться» к восстановлению отношений с Россией на политическом уровне, поскольку «ничто не отменяет того факта, что Россия есть и всегда будет соседом», однако отказался сообщать сроки восстановления отношений.
На проблему конфликта на Украине также накладывается растущий изоляционизм администрации Трампа вкупе с угрозами покинуть переговорный процесс и тарифная война Вашингтона против практически всего мира (пусть и частично приостановленная), грозящая «великой депрессией 2.0». Дееспособность ЕС на переговорах будет зависеть от уровня сплоченности и единства позиций этого многонационального объединения, представляющее собой набор разных по своим геополитическим интересам стран. Несмотря на поддержку планов по прекращению огня, в Хельсинки не собираются отказываться от военной помощи Киеву и вступления Украины в НАТО. Александр Стубб как минимум дважды (в ноябре 2024 г. и марте 2025 г.) публично предостерег Украину от «финского сценария», подразумевая отказ Киева от членства в НАТО и ряда территорий по аналогии с тем, как Хельсинки выбрал нейтралитет после Второй мировой войны, потеряв 11% территории. В комментарии относительно перспектив разрешения украинского конфликта в 2025 г. он продемонстрировал отрицательное отношение к советско-финляндской политике добрососедства, заявив, что в 1944 г. Финляндия сохранила независимость, но утратила территорию, суверенитет и право самостоятельно принимать решения.
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.56) |
(9 голосов) |
Возможное превращение Лапландии в опорный центр НАТО в Северной Европе станет новым большим этапом «арктического поворота» альянса
Арктическое «окно возможностей» для США. Дмитрий Данилов об арктической политике НАТОПодкаст об арктической повестке НАТО
Арктика как новый регион мировой политики: стратегии западных государствРабочая тетрадь № 90 / 2024
Калейдоскоп исторической памяти в Северной Европе: от датской «оккупационной» вышивки до «100 лет шведского нацизма»Отрицание и разрыв с наработками историков привели к тому, что нейтралитет перестал восприниматься как прагматичный инструмент обеспечения безопасности
Догнать Россию и перегнать Китай: новый ледокольный флот для ТрампаУспех стратегии зависит от способности преодолеть застой и коррупцию в отрасли и наладить международное сотрудничество